Вербальная коммуникация. Функции и особенности речи.
Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь – самое универсальное средство коммуникации.
При помощи речи происходит кодирование и декодирование информации. Информация – это отдельный элемент образа мира, полученный через опосредованное или непосредственное познание. Коммуникатор, когда говорит, кодирует информацию, а реципиент в процессе слушания ее декодирует. Передача информации от одного партнера к другому выражена на рис. 13.
В межличностной коммуникации как особая проблема выделяется интерпретация сообщения, поступающего от говорящего (коммуникатора) к слушающему (реципиенту). Форма и содержание сообщения существенно зависят от личностных особенностей самого коммуникатора, его представлений о реципиенте и отношения к нему, а также от всей ситуации, в которой протекает общение. Кроме того, посланное им сообщение не остается неизменным, так как оно трансформируется, изменяется под влиянием индивидуально-психологических особенностей личности реципиента, а также отношения последнего к автору, самому тексту и ситуации общения.
Понимание речи начинается с восприятия и осмысления отдельных слов. Декодирование их позволяет раскрыть смысл всей системы слов, которая выражает определенную мысль. После того как будут поняты отдельные предложения, начинается понимание сообщения в целом. А. Р. Лурия считал, что для понимания целостного сообщения воспринимающий должен соотнести предложения друг с другом, выбрать те из них, которые имеют ключевое, ведущее значение, и сформулировать общую мысль высказывания, а иногда и расшифровать определенный мотив высказывания, составляющий его подтекст. Знание подтекста речи, который извлекают из содержания разговора, является необходимым условием "глубинного прочтения" мыслей.
Рис. 13. Передача информации
В контекст взаимодействия двух индивидов, как правило, входят они сами как самостоятельные личности и ситуация их деятельности (поведения). Декодирование сигналов от этих составляющих контекста и создает условия для достижения взаимопонимания людей. Важным инструментом этого процесса является обратная связь –сообщения, которые человек посылает в ответ на сообщения другого.
Обратная связь может быть: безоценочной (уточнение информации с целью получения дополнительных сведений), негативной (содержащей критику или корректировку), позитивной (содержащей одобрение или поддержку). Психологическая сущность процесса обратной связи состоит в необходимости субъектов выработать единую знаковую систему и единое понимание обсуждаемых вопросов во время общения.
Совокупность определенных мер, направленных на повышение эффективности речевого воздействия, получила название убеждающей коммуникации. Американским журналистом Г. Лассуэлломдля изучения убеждающего воздействия средств массовой информации (в частности газет) предложена модель коммуникативного процесса. Она включает пять элементов:
1. Кто? (передает сообщение) – Коммуникатор.
2. Что? (передается) – Сообщение (текст).
3. Как? (осуществляется передача) – Канал.
4. Кому? (направлено сообщение) – Аудитория.
5. С каким эффектом? – Эффективность.
Рассмотренная схема может помочь при познании способов и средств воздействия в процессе коммуникации. Хотя речь и является универсальным средством общения, она приобретает значение при условии включения ее в деятельность. Знание языка вне речевой деятельности теряет смысл и потому забывается.
Речевая деятельность обозначает деятельность общения между людьми посредством языка и речи. Речевую деятельность удобнее рассмотреть, разложив ее на виды речи (рис. 14).
По степени направленности можно выделить внешнюю и внутреннюю речь. Сначала возникает внешняя, устная речь, социально обусловленная необходимостью общения ребенка со взрослыми, а внутренняя речь является производной от нее. Л. С. Выготский утверждал, что внутренняя речь возникает из эгоцентрической речи. Ребенок разговаривает во время игры и других занятий сам с собой, а затем эта речь обеззвучивается, сокращается и превращается во внутреннюю речь. Внутренняя речь – это речь без звука, скрытое мышление в словесной форме, мышление про себя и для себя.
Рис. 14. Виды речи
Внешняя устная речь имеет два вида: монологический и диалогический. Монологическая речь есть процесс целенаправленного сообщения, сознательного воздействия на людей посредством языка. В ней используются слова, разъясняющие, уточняющие, конкретизирующие основную мысль.
Диалогическая (или диалоговая) речь предполагает обмен репликами между двумя и более людьми. Существуют различные формы диалога: бытовой разговор, беседа на определенную тему (в том числе интервью, беседа в учебном процессе), теоретическая дискуссия, молодежный диспут, политическая полемика. В образовательном процессе применение диалоговых форм общения учителя и ученика наиболее эффективны для усвоения знаний.
Речевая деятельность дополняется невербальными знаковыми сигналами.