Предмет теории коммуникации. Теория коммуникации в системе наук.
Предмет теории коммуникации. Теория коммуникации в системе наук.
Коммуникация — обмен информацией между сложными динамическими системами и их частями, которые в состоянии принимать информацию, накапливать ее, преобразовывать (А. Урсул).
Коммуникация (лат. communicatio от communicare –делать общим, связывать, общаться; путь сообщения, формасвязи). Чарльз Кули считал, что «коммуникация – это механизм, посредством которого осуществляется развитие человеческих отношений, включающий в себя все мыслительные символы, средства их передачи в пространстве и сохранения во времени». Конецкая определяет коммуникацию как «социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств». Коммуникация является объектом изучения многих наук:философии (взаимосвязь и взаимозависимость явлений и процессов действительности), социологии (изучает МЫ), психологии (изучает Я, взаимосвязь людей), политологии (полит.процессы с точки зрения информационного обмена между субъектами политики),лингвистики (вербальная коммуникация), биологии (поведение и коммуникация животных (этология)) и рядадругих дисциплин гуманитарного, естественно-научного и научно-технического циклов.
Значения:
-универсальное(предельно широкое), при котором коммуникация рассматривается как способ связи любых объектов материального и духовного мира;
-техническое,соответствующее представлению о коммуникации как о пути сообщения, связи одного места с другим, средствах передачи информации и других материальных и идеальных объектов из одного места в другое (А.В. Соколов использует понятие «пространственная коммуникация» для характеристики данного аспекта коммуникации);
-биологическое,широко используемое в биологии, особенно в разделе этологии, при исследованиях сигнальных способов связи у животных, птиц, насекомых и т.д.;
-социальное,используемое для обозначения и характеристики многообразных связей и отношений, возникающих в человеческом обществе. В данном случае речь идет о социальной коммуникации — коммуникационных процессах в обществе. Теория коммуникации чаще всего обращается именно к этому, последнему значению коммуникации, т.е. к социальной коммуникации - специфической форме взаимодействия людей по передаче информации от человека к человеку, осуществляющейся при помощи языка и других знаковых систем.
Таким образом, теория коммуникации вписывается в современную систему научных знаний как наука комплексная, интегрирующая знания о коммуникационных процессах в природе и обществе.
Информация и коммуникация.
//ващехз, непонятен вопрос и что по нему собственно нужно
В информационном подходе коммуникация рассматривается как процесс передачи и приема информации (сигналов, сообщений) коммуникаторами. Эффективность коммуникации связывается с умелым подбором и кодированием сообщений, и точностью их восприятия приемником- реципиентом. Здесь необходимо в первую очередь решать проблемы устранения или минимизации технических и семантических помех.
Биологические и социальные предпосылки и условия развития коммуникации.
Современная коммуникативистика (технократические теории)
Современная коммуникативистика (лингвистические теории)
Лингвистические подходы.Сторонники этих подходов к изучению коммуникации ставят в центр своего внимания проблему языка, понимаемого как:
система символической коммуникации, т.е. коммуникации путем вокальных (и письменных) знаков, резко отличающая человеческие существа от всех остальных видов. Язык регулируется правилами и включает в себя множество условных знаков, которые имеют общее значение для всех членов лингвистической группы;
знаковая практика, в которой и посредством которой человеческая личность формируется и становится социальным существом.
Модель Хэллидея.
Еще одна интересная модель языковых функций связана с именем австралийского лингвиста, автора ряда работ по функциональной грамматике, М. А. К. Хэллидея. Система Хэллидея содержит три макрофункции, в которые в процессе языкового развития индивида соединяются семь исходных дискретных (отдельных) функций в языковом поведении ребенка.
Модель Хэллидея позволяет описать ситуативно-обусловленное использование языка, в котором семантический компонент соотносится с социальным, с одной стороны, а с другой — с лингвистическим. По мнению Хэллидея, на входе семантика имеет социальное, а на выходе — лингвистическое. Семантика, таким образом промежуточный, последующий уровень между социальным (ситуацией) и лингвистическим (текстом и языковыми средствами конкретного речевого акта).
Модель Юрия Лотмана.
Ю. Лотман считал модель коммуникации, предложенную Р. Якобсоном, слишком абстрактной. Он отмечал, что у говорящего и слушающего не может быть абсолютно одинаковых кодов, как не может быть и одинакового объема памяти.
Для литературной коммуникации Ю. Лотман предложил структуру смены деавтоматизации автоматизацией, заимствуя эти идеи у русских формалистов. Художественное произведение характеризует процесс отстранения, создания нового взгляда даже на старый и известный объект. Но как только деавтоматизация восприятия сменяется автоматизацией, так автор текста должен предложить новую деавтоматизацию. Структура текста тогда будет состоять из цепочек деавтоматизация 1 — автоматизация 1, деавтоматизация 2 — автоматизация 2, деавтоматизация 3 — автоматизация 3 и т.д.
Феномен чтения уже известного текста приводит Лотмана к формулировке двух возможных типов получения информации. Например, записка и платок с узелком. Если в первом случае сообщение заключено в тексте и может быть оттуда изъято, то во втором случае сообщение нельзя извлечь из текста, который играет чисто мнемоническую роль.
Лотман выделяет также две коммуникативные модели "Я — ОН" и "Я — Я". Последний случай он именует автокоммуникацией. Передачу сообщения самому себе Лотман трактует как перестройку собственной личности.
Модель Умберто Эко.
Имя итальянского семиотика Умберто Эко мало известно нашим соотечественникам. Как ученый и писатель он специализировался в средневековой культуре. У. Эко является автором ряда литературных произведений — романов, которые в свое время стали бестселлерами. Наибольшее признание у читателей получил роман "Имя розы".
Эко и Лотман уделяли большое значение визуальной коммуникации. Эко разработал модели визуальной коммуникации и коммуникации в рамках массовой культуры. В естественном языке значение оказывается заданным заранее, в визуальном оно вырабатывается по мере получения сообщения.
Понятие обратной связи.
Обратная связь – решение коммуникативных задач, реализуемое в реактивных (речевых или неречевых) действиях собеседников. Для установления обратной связи в ситуацииустной коммуникации необходимы, во-первых,внимание к собеседнику: понимать не только егослова, но и поведение в процессе общения (мимика,взгляд, жест, интонация и т.п.); во-вторых, постоянный самоконтроль, необходимость своим речевым инеречевым поведением помогать собеседнику понятьвас. Типы обратной связи соответствуют реакции слушающего на сообщение и подразделяются следующим образом:
• активное слушание — слушание-сопереживание;
• слушание-совет — слушание с целью дать совет и слушание, подразумевающее включение реплик-советов в реактивные действия слушающего;
• слушание-вопрос — слушание, цель которого проконтролировать знания говорящего или получить для себя дополнительную информацию, формулируя во внутренней речи вопросы к говорящему;
• слушание-критика — предвзятое слушание, предполагающее несовпадение точек зрения собеседников на проблему и попытки слушателя скорректировать содержание сообщения. Такую реакцию могут позволить себе в спорах, переговорах, дискуссиях лишь те, кто абсолютно уверен в своей позиции, своих знаниях.
Для достижения обратной связи необходимо преодолеть ряд барьеров и помех общения:
• барьеры передачи информации — нечеткое представление инициатором общения предмета разговора, отсутствие логики в высказываниях, тембр голоса, интонация и т.д.
• барьеры восприятия информации — неподготовленность к разговору на заданную тему, отсутствие навыков осмысления, трансформации, обобщения информационных блоков, неразвитость механизмов вероятностного прогнозирования, плохая память и т.д.;
• объективные помехи в общении - физиологические помехи (холод, жара, шум), психологические (настроение, отношение к собеседнику, увлеченность другой идеей), а также отсутствие общего языка общения, неожиданность сообщения и т.д.
Коммуникативные барьеры.
Под коммуникативным барьерам обычно понимается все то, что препятствует эффективной коммуникации и блокирует ее. В каждом виде человеческой деятельности — в политике, экономике, культуре и т.д. — присутствуют собственные барьеры, обусловленные спецификой данных видов деятельности. Различные виды и уровни коммуникации (вербальная — невербальная, устная — письменная — электронная, межличностная — групповая — массовая и т.д.) также создают свои специфические барьеры. Поэтому имеют место самые разные попытки систематизации коммуникативных барьеров.
Барьеры, обусловленные факторами среды. К ним относятся характеристики внешней физической среды, создающие дискомфортные условия передачи и восприятия информации: акустические помехи — шум в помещении или за окном, ремонтные работы, хлопанье дверей, звонки телефона и т.д.
отвлекающая окружающая обстановка — яркое солнце или тусклый свет, цвет стен в помещении, пейзаж за окном, т.е. все то, что способно отвлечь внимание собеседников;
температурные условия и погодные условия.
Технические барьеры.В технической литературе для их об значения чаще всего используется понятие «шумы», введенное а научный оборот автором математической теории связи К. Шенноном. Оно ассоциировалось с технологическими проблемами (например, с плохой телефонной связью) и означало возмущения, не являющиеся частью сообщения, передаваемого источником.
«Человеческие» барьеры коммуникации.Главная причина возникновения коммуникативных барьеров — сам человек. «Человеческие» барьеры коммуникации можно разделить на психофизиологические (она осуществляется через различные сенсорные системы: слух, зрение, кожно-тактильные чувства, хеморецепцию (обоняние, вкус), терморецепцию (чувство тепла и холода)) и социокультурные (обусловленные принадлежностью к тому или иному этническому, культурному, профессиональному и другому сообществу или ряду сообществ одновременно).
Проблема культурных барьеров коммуникации это и проблема интерпретацииодного и того же текста (сообщения, информации), понимаемой как расшифровка смысла, стоящего за очевидным смыслом, раскрытие более глубоких значений, заключенных в буквальном значении. Интерпретация — это осознанная или неосознанная попытка преодолеть дистанцию между культурами коммуникантов. Попытки такого рода не всегда бывают удачными, ибо наталкиваются на культурные стереотипы, задающие жесткие параметры «правильного» или «неправильного» истолкования текста (сообщения).
Практические выводы можно сформулировать следующим образом:
-никогда не следует настаивать на том, что единственно правильными являются только те представления, которые сложились данной культуре; необходимо знакомить с ними представителей других культур, объясняя причины их возникновения;
-важно иметь правильное представление о психологии и культуре людей, с которыми осуществляется общение; именно в оценке этого кроются причины большинства коммуникативных неудач; л- необходимо рассматривать сообщения с точки зрения получателей, фокусировать внимание на получателе сообщения, его интересах, чувствах, приоритетах;
-нужно использовать различные средства доставки сообщения; следует добиваться обратной связи и в процессе коммуникации сверять свои действия с ответной реакцией получателя.
Практически для всех людей важно уметь общаться таким образом, чтобы их правильно понимали, чтобы их слова не наталкивались на стену непонимания, чтобы их слушали и слышали. Для многих людей умение «донести» свое мнение, точку зрения, свои знания до партнера — часть профессии, поэтому они должны уделять первостепенное внимание проблеме коммуникативных барьеров и совершенствованию практических навыков их преодоления.
Предмет теории коммуникации. Теория коммуникации в системе наук.
Коммуникация — обмен информацией между сложными динамическими системами и их частями, которые в состоянии принимать информацию, накапливать ее, преобразовывать (А. Урсул).
Коммуникация (лат. communicatio от communicare –делать общим, связывать, общаться; путь сообщения, формасвязи). Чарльз Кули считал, что «коммуникация – это механизм, посредством которого осуществляется развитие человеческих отношений, включающий в себя все мыслительные символы, средства их передачи в пространстве и сохранения во времени». Конецкая определяет коммуникацию как «социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств». Коммуникация является объектом изучения многих наук:философии (взаимосвязь и взаимозависимость явлений и процессов действительности), социологии (изучает МЫ), психологии (изучает Я, взаимосвязь людей), политологии (полит.процессы с точки зрения информационного обмена между субъектами политики),лингвистики (вербальная коммуникация), биологии (поведение и коммуникация животных (этология)) и рядадругих дисциплин гуманитарного, естественно-научного и научно-технического циклов.
Значения:
-универсальное(предельно широкое), при котором коммуникация рассматривается как способ связи любых объектов материального и духовного мира;
-техническое,соответствующее представлению о коммуникации как о пути сообщения, связи одного места с другим, средствах передачи информации и других материальных и идеальных объектов из одного места в другое (А.В. Соколов использует понятие «пространственная коммуникация» для характеристики данного аспекта коммуникации);
-биологическое,широко используемое в биологии, особенно в разделе этологии, при исследованиях сигнальных способов связи у животных, птиц, насекомых и т.д.;
-социальное,используемое для обозначения и характеристики многообразных связей и отношений, возникающих в человеческом обществе. В данном случае речь идет о социальной коммуникации — коммуникационных процессах в обществе. Теория коммуникации чаще всего обращается именно к этому, последнему значению коммуникации, т.е. к социальной коммуникации - специфической форме взаимодействия людей по передаче информации от человека к человеку, осуществляющейся при помощи языка и других знаковых систем.
Таким образом, теория коммуникации вписывается в современную систему научных знаний как наука комплексная, интегрирующая знания о коммуникационных процессах в природе и обществе.
Информация и коммуникация.
//ващехз, непонятен вопрос и что по нему собственно нужно
В информационном подходе коммуникация рассматривается как процесс передачи и приема информации (сигналов, сообщений) коммуникаторами. Эффективность коммуникации связывается с умелым подбором и кодированием сообщений, и точностью их восприятия приемником- реципиентом. Здесь необходимо в первую очередь решать проблемы устранения или минимизации технических и семантических помех.