Материализм. Типы материалистической теории.
В Др. Греции существовало 2 подхода к рассмотрению бытия и сформировалось 2 течения : материалистов и индивидуалистов.
Материали́зм (от лат. materialis — вещественный) — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя является первичным началом в сфере бытия, а сознание — вторичным.
Материалисты условно выделяют 2 типа бытия:
1) Реальное бытие( материальное). Основа- материя. Бытие существует объективное самостоятельно и независимо. 2) Идеальное (духовное). Основа- сознание, дух. Быте имеет вторичное( зависимое) существование, Б не может существовать без материи.
Носителем сознание является человек (материя, организованная определенным образом) и в зависимости от свойств и качеств материи существует сознание в том или ином состоянии. Пример: у здорового человека креативное сознание, у больного - более обыденное.
Материалисты настаивали на том, что материя может существовать вне сознания и независимо от него: Сознание не может из ничего или из себя сотворить материальные объекты, поэтому мате-е объекты могут существовать без сознания.
ДРЕВНИЙ МАТЕРИАЛИЗМ ИЛИ СТИХИЙНЫЙ.
Центры формирования данного течения:
1) Индия (сер 1 тыс до н э ) Основоположник- Лаутзы
2) Античная Греция. Элейская школа (Парминид - представитель). МилЕтская школа (Фалес 640-562 гг до н э, Анаксимандр )
Представители милетской шк. считали:
есть некое первовещество, различные сочетания и изменения форм которого создают все остальные вещества.
Итогом для всех вещей является возврат к первовеществу.
Милетские философы пришли к разным выводам: у Фалеса этой первоматерией являлась вода, у Анаксимандра — некий «апейрон», как неопределённая бескачественная материя, у Анаксимена — воздух, то разряжающийся, то сгущающийся вновь.
Основа учений древних материалистов.
1) Элинисты: субстанция - внутриприродная первооснова бытия. Так у Фалеса первоосновой являлась вода, у Гераклита-огонь и его перерождающие свойства, у Демакрита - атомы, у Лейбница- субстанция.
2) Гераклит: " Все вещи непрерывно изменчивы". Частично опровергает идею субстанции. Его вывод о том, что бытие изменчиво "Все течет, все изменяется". Предмет может изменяться, стареть, утрачивать свои характеристики и приобретать новые. Предмет существует, (т.к. он есть), но если он существует, то он должен быть неизменным (Парминид) Гераклит приходит к противоречию и делает вывод: сущее есть, но оно изменчиво. Изменение одного предмета приводит к изменению другого и т.д.- первые зачатки диалектики.
3) Демакрит (4 в до н э ) Атемистическая структура бытия. Атомы движутся, благодаря чему существуют вещи. Принцип целостности Демакрита: целое = сумме частей. Изучает философию на основе физики и механики. Мир-это неизменный механизм (т.е. движение составляющих замкнутое).
МАТЕРИАЛИЗМ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Диалекти́ческий материали́зм — направление в философии ,изучающее наиболее общие закономерности и сущность бытия, отношение человека к миру и исторические изменения этого отношения в процессе предметно-практической и духовно-теоретической деятельности.
Основоположники: Маркс и Энгельс. Основная идея: объяснить историю общества на основе принципа зависимости общественного сознания от общественного бытия. "Бытие определяет сознание".
Согласно диалектическому материализму:
материя — это мир как он существует вне сознания;
сознание — отражение материи в голове человека
движение и развитие мира понимаются, главным образом, как самодвижение.
Отсюда задача выявить источник движения в каждом конкретном случае.
Диалектический материализм понимает развитие, главным образом, как результат преодоления противоречий, присущих изучаемому предмету.
Основными системообразующими принципами диалектического материализма являются:
принцип единства и целостности бытия как системы, включающей в себя все проявления, все формы действительности от объективной действительности (материя) до субъективной действительности (мышление);
принцип материальности мира, утверждающий, что материя первична по отношению к сознанию, отражается в нем и определяет его содержание; ("Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание." — К. Маркс, "К критике политической экономии")
принцип познаваемости мира, исходящий из того, что окружающий нас мир познаваем по мере роста соответствия знаний объективной реальности.
принцип развития, утверждающий, что все явления в мире и мир в целом находятся в непрерывном, постоянном, диалектическом развитии, источник которого — возникновение и разрешение внутренних противоречий,
принцип преобразования мира, согласно которому историческая цель развития общества состоит в достижении свободы и равноправия членов общества;
принцип партийности философии, устанавливающий наличие объективной связи между философскими концепциями и мировоззрением человека, с одной стороны, и социальной структурой общества — с другой.
Аргументы ЗА и ПРОТИВ материализма:
1) Лейбниц: если материя есть несто принципиально отличное от духа, то невозможно понять как она пораждает психические явления и идеи.
2) Беркли: в мире нет ничего отличного от духа. Материя тождественна нашим ощущениям, поэтому она не может не зависеть от нашего сознания. Против М.!
3) Веденский: материализм можно опровергнуть, ссылаясь на то, что в человеческом сознании возникают образы, которые не являются отражением реальной действительности, они возникают из ничего (фантазия,например).