Научная картина мира, ее функции и исторические формы
Научная картина мира (по Стёпину) – это целостная система представлений о мире, его структурных характеристиках и закономерностях, вырабатываемая в результате систематизации и синтеза в фундаментальных достижениях науки. Это особая форма научно-теоретического знания, развивающаяся в процессе исторической эволюции науки. НКМ является важным компонентом научного мировоззрения, но не сводится к нему. В мировоззрении кроме знаний присутствуют убеждения, ценности, идеалы и нормы деятельности, эмоциональные отношения к объекту изучения и т. д.
Мировоззрение – это системный взгляд на мир в целом, оно предстает как сложный сплав традиций, обычаев, норм установок, знаний о оценок.
Структура НКМ:
1. Концептуальный уровень (философские категории, принципы), которые конкретизируются в НКМ через систему общенаучных понятий, через фундаментальные понятия отдельных наук (поле, общество, энергия);
2. Чувственно-образный компонент – наглядные представления и образы, базирующиеся на культуре конкретной эпохи. Образы выступают в виде системы и благодаря этому обеспечивается их понимание в НКМ широким кругом ученых, независимо от их специализации.
Формы НКМ:
1)По степени общности НКМ выступает в следующих формах:
1. Общенаучная картина мира, т. е. форма систематизации знаний, выработанных в естествознании и в социо-гуманитарных знаниях;
2. Естественно-научная картина мира (природа) и научная картина социально-исторической действительности (картина общества). Каждая из таких картин является относительно самостоятельным аспектом общенаучной картины мира; 3. Специализированная картина мира отдельных наук (дисциплинарная онтология). Каждая из специализированных картин мира может быть представлена как набор неких теоретических конструктов, образующих модель изучаемой области;
2) С точки зрения историко-культурной принадлежности: НКМ в основном выступает как естественно-научная картина мира, поэтому в связанной последовательности выглядит следующим образом: механическая картина мира, электродинамическая картина мира, квантово-релятивистская картина мира, синергетическая картина мира. Первые три основаны на естественно-научной картине мира.
Функции научной картины мира:
1. Систематизирующая — определяется, в конечном счете, синтетическим характером научного знания. Научная картина мира стремится так организовать и упорядочить научные теории, понятия и принципы, составляющие ее структуру, чтобы большая часть теоретических положений и выводов была получена из небольшого числа фундаментальных законов и принципов (это соответствует принципу простоты). Систематизация способствует также получению новых знаний, а тем самым расширению и развитию самой научной картины мира. Но входящие в нее новые знания, чаще всего, имея характер следствий, лишены фундаментальности. Появление новых фундаментальных результатов обычно ведет к смене картины мира.
2. Объяснительная — определяется тем, что познание направлено не только на описание явления или процесса, но и на выяснение его причин и условий существования. При этом оно должно выходить на уровень практической деятельности познающего субъекта, способствуя изменению мира;
3. Информативная — сводится к тому, что НКМ описывает предполагаемую структуру материального мира, связи между его элементами, происходящие в природе процессы и их причины. В ней содержится сконцентрированная информация, полученная в ходе научного исследования, и, кроме того, потенциальная информация, создаваемая в ходе творческого развития картины мира;
4. Эвристическая — определяется тем, что “знание объективных законов природы, содержащееся в ней, дает возможность предвидеть существование еще не открытых естествознанием объектов, предсказывать их наиболее существенные особенности.
Эволюция современной научной картины мира предполагает движение от классической к неклассической и постнеклассической ее стадии. Классическая картина мира осуществляла описание объектов, как если бы они существовали изолированно, в строго заданной системе координат.
Неклассическая картина мира, пришедшая на смену классической, родилась под влиянием первых теорий термодинамики, оспаривающих универсальность законов классической механики. Переход осуществлен на рубеже 19-20 веков. Изучаются саморегулирующиеся системы.
Образ неклассической картины мира - древовидная ветвящаяся графика – разработан с учетом достижений бельгийской школы Пригожина (основоположник синергетики). Синергетикой изучаются самоорганизующиеся системы, энтропия – мера хаоса.