Роль одиночества в жизни человека
Как показывают исследования, люди по-разному воспринимают ситуацию одиночества [4, 7, 8, 19, 22]. Для одного - одиночество - это тягостное существование, наполненное депрессией и ощущением собственной неполноценности, для другого - спокойная, размеренная жизнь для себя, возможность сделать успешную карьеру или заняться творчеством. Одиночество бывает разным, с ним связаны не только негативные эмоции, но и радость и удовольствие. Многие люди ищут его, уставая от общения и сознательно сокращая количество своих контактов с окружающими. Некоторые периоды жизни человека обязательно связаны с одиночеством, и переживания в период одиночества зависят не столько от изоляции, сколько от отношения человека к самому себе. В одиночестве существует возможность выбирать, чем заняться и, во многих случаях, эти занятия довольно полезны и разнообразны.
Одиночество позволяет осмыслить свой жизненный опыт и часто стимулирует, «подхлестывает» к активному поиску интересного и содержательного общения. Именно после периода одиночества люди начинают больше ценить дружеские или любовные отношения, становимся менее требовательными и более терпимыми к своему партнеру. Можно сказать, что одиночество учит людей мудрости и любви. Они начинают жить полноценно и счастливо не только тогда, когда борются за какие-то изменения в своей жизни или отчаянно меняем самих себя, но и тогда, когда они умеют любить себя такими, какие они есть без всяких изменения, и принимать свою жизнь такой, какая она реально получается или складывается.
В процессе обыденной жизни люди воспринимают себя лишь в определенном отношении к окружающему миру, переживают свое состояние в контексте сложной и обширной сети взаимосвязей. Возникновение одиночества говорит о нарушениях в этой сети. Часто одиночество появляется в форме потребности быть включенным в какую-то группу или желательность этого или потребности просто быть в контакте с кем-либо. Основополагающим моментом в таких случаях выступает осознание отсутствия чего-то, чувство потери и крушения. Это может быть осознание своей исключительности и неприятия тебя другими. С точки зрения экзистенциальной феноменологии [Ялом И, 2000] (которая очень уместна в данном случае) одиночество грозит расколоть или даже разорвать интенциональную структуру личности, особенно в интерсубъектной области. Выражаясь менее научно, одиночество представляет собой комплексное чувство, которое связывает воедино нечто утраченное внутренним миром личности.
Одиночество - опасно для здоровья.Одинокие людив два раза чаще страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями по сравнению с теми, кто имеет семью, полагают датские исследователи. По их данным, тяжелая стенокардия и инфаркты угрожают прежде всего пожилым мужчинам и женщинам, живущим в одиночестве.Одиноким людям как правило не хватает истинных друзей, и чем многограннее человек, тем труднее ему найти другого, который был бы созвучен с ним во всех отношениях. Отсюда известная дифференциация дружеских отношений, когда с одним из друзей нас связывают общие интеллектуальные интересы, с другим воспоминания молодости, с третьим - эстетические переживания. Каждое из таких отношений имеет свои границы, которых люди предпочитают не переходить.
Человек, который стремится убежать от одиночества в толпу, порождает в себе новое чувство - чувство покинутости.
Толпа не способна вылечить ощущение одиночества, даже если это друзья, семья или толпа ликующей на концерте молодёжи. Дело в том, что отношения в обществе всегда построены на противоречиях между индивидами. Находясь в постоянном конфликте (скрытом или открытом) индивиды образуют общество, которое движется в определённом направлении, то есть, постоянно меняется. Поэтому толпа и личность – это разные категории, и если человек начинает искать в ней «лекарство» от одиночества – он получает разочарование, так как такого лекарства там нет. Особенно процесс поиска опасен в подростковом возрасте, когда неправильное психологическое воспитание, непонимание проблемы, приводит подростка к отчаянию и к отрицанию общепринятых норм поведения.
Одиночество - это не индивидуальное явление, не особенность индивидуальной биографии, а объективный всеобщий факт живого бытия – независимо от того, осознается он индивидом или нет. В отличие от покинутости, одиночество – не личная проблема. Одиночество и покинутость - вещи не только разные, но и враждующие между собой. Чувство покинутости – это что-то вроде болезни, мешающей осознанию одиночества.
Как отмечает Ю.М. Швалб, О.В. Данчева [Ю.М. Швалб, О.В. Данчева,1991] в древние времена, когда само существование людей было сугубо общинным, коллективным, родовым мы находим три основные формы одиночества:
1) обряды, ритуалы, испытания, воспитание одиночеством, которые имели место у всех племен и народов;
2) наказание одиночеством, выражавшееся в изгнании из рода и обрекавшее наказанного почти на верную смерть;
3) добровольное уединение отдельных индивидов, оформившееся в социальный институт отшельничества, просуществовавший многие тысячелетия.
Наши современные представления об одиночестве, его многоликости вырастают из этих исходных форм и в то же время сохраняют в себе их наиболее характерные черты. В двадцатом веке проблема одиночества выходит за рамки традиционной формы - одиночество становится сугубо личностным явлением. [Гримак Л. П, 2000] Теперь иначе осмысляется степень влияния общества на индивида, и большее значение придается тому, как сам человек определяет свое положение в обществе в зависимости от своего внутреннего мира.[ Кузнецов О.Н., Лебедев В.И ,1972]
Одиночество- распад отношений и связей внутреннего мира личности. Не обязательно отождествляется с состоянием физически изолированного человека, часто человек испытывает одиночество не в изоляции, а в семье, в толпе, в привычной компании. Одиночество бывает космическим, культурным, социальным и межличностным. Космическое одиночество характеризуется чувством потери связи с бытием, своей обособленностью в мире. Культурное одиночество нередко испытывают эмигранты, переживающие отрыв от привычной культурной среды, или же люди, считающие, что общепринятые культурные ценности неприемлемы для их внутреннего мира. Социальное одиночествоиспытывают люди, чувствующие себя непринятыми группой людей; особо острые формы такого одиночества называются "изгнанием", "неприятием", "остракизмом", "отставкой". Межличностное одиночество выступает как острое эпизодическое чувство беспокойства и напряжения, связанное с потребностью иметь дружеские или интимные отношения, для него характерно ощущение эмоциональной и социальной изоляции. Первое вызывается отсутствием привязанности к конкретному человеку, второе - отсутствием доступного круга общения. Межличностное одиночество, становясь хроническим, переходит в безнадёжную апатию [Н. Е. Покровский, 1989].
Одиноких людей нередко отличают сосредоточенность на своём внутреннем мире, застенчивость, низкая самооценка. Одинокие люди чувствуют себя никчемными, ненужными, нелюбимыми. В их собственных глазах и с точки зрения окружающих не иметь любимого, друзей или семьи - значит, потерпеть неудачу. Вероятность одиночества возрастает у людей разведённых и овдовевших, находящихся в больнице или недавно изменивших место жительства. Холостые более склонны испытывать чувство одиночества, чем женатые, а среди холостых скорее почувствует себя одиноким тот, кто ранее был женат. Определяющим одиночество моментом здесь становится отсутствие любовной привязанности. Одиночество более распространено в юности, чем в зрелом возрасте, и острее ощущается молодёжью. Разведённые и овдовевшие люди старшего возраста реже считают себя одинокими, чем разведённые и овдовевшие молодые люди. Изучение поведения разведённых людей показало, что одиночество заставляет их искать нечто большее, чем собеседника или полового партнёра. Чувство одиночества исчезает только тогда, когда есть уверенность в надёжности партнёра, в стабильности отношений.
В разных демографических группах соотношение одиноких мужчин и женщин меняется, причём число одиноких женщин с возрастом увеличивается. Мужское и женское одиночество имеет свои особенности. Отсутствие семьи более трагично для женщины, но есть женщины, которые, не имея семьи, не страдают от одиночества. Такая женщина легко переходит от партнёра к партнёру, ни к кому не привязываясь и не стремясь узаконить отношения. Как следствие долгого приспособления к самому себе, прислушивания к своему состоянию, абсолютизации своих взглядов и привычек одиночество часто порождает эгоизм.
Подростковое одиночество
Основные психологические потребности подростка - стремление к общению со сверстниками («группированию»), стремление к самостоятельности и независимости, «эмансипации» от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей, возникновение чувства взрослости, которое является психологическим симптомом начала подросткового возраста. По определению Д. Б. Эльконина[21], «чувство взрослости есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность».
Переходность подросткового возраста, конечно, включает биологический аспект. Это период полового созревания, интенсивность которого подчеркивается понятием «гормональная буря» [4]. Физические, физиологические, психологические изменения, появление сексуального влечения делают этот период исключительно сложным, в том числе и для самого стремительно вырастающего во всех смыслах подростка. Подростковый возраст как «переходный» в полной мере разворачивается только в индустриальном обществе, где возникает большая контрастность детства и взрослости, выраженный разрыв в нормах и требованиях, предъявляемых к поколениям взрослых и детей. Подростковый возраст как этап психического развития характеризуется выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, связанную с поиском собственного места в обществе. Завышенные притязания, не всегда адекватные представления о своих возможностях приводят к многочисленным конфликтам подростка с родителями и учителями, к протестному поведению. Даже в целом нормально протекающему подростковому периоду свойственны асинхронность, скачкообразность, дисгармоничность развития, возникновение чувства одиночества.
Выше мы уже выяснили, что проблема одиночества всегда волновала человечество, занимая умы ученых, писателей, философов. В последнее время этой проблеме посвящается все больше работ, исследующих сущность одиночества, причины его возникновения, характерные проявления и влияние на разных людей в разные периоды их жизни. Как показывют исследования ученых, занимающихся подростковым развитием, впервые состояние одиночества наиболее остро осознается именно в подростковом возрасте. Это связано с актуализацией расширяющихся социальных потребностей, присущих подростковому возрасту. Среди них:
— потребности в установлении значимых межличностных отношений;
— потребности в расширении дружеских связей, в знакомстве с людьми различных социальных ориентаций и социального опыта;
— потребности в причастности, признании и знакомстве с различным социальным опытом, желание быть принятым различными социальными группами[8].
И.С. Кон [18] писал, что в переходном возрасте меняются представления о содержании таких понятий, как одиночество и уединение. Дети обычно трактуют их как некое физическое состояние («нет никого вокруг»), подростки же наполняют эти слова психологическим содержанием, приписывая им не только отрицательный, но и положительный смысл.
Оказалось, что от подросткового возраста к юношескому число положительных суждений растет, а негативных - уменьшается. Если подросток боится остаться один, то юноша ценит уединение.
Однако кроме спокойного, умиротворенного уединения существует мучительное и напряженное одиночество - тоска, субъективное состояние духовной и душевной изоляции, непонятности, чувство неудовлетворенной потребности в общении, человеческой близости. Как показывают данные зарубежных массовых опросов [Т. Бренан, 1980; Э. Остров и Д. Оффер, 1980] и клинических исследований, подростки и юноши значительно чаще людей старшего возраста чувствуют себя одинокими и непонятыми.
Чувство одиночества и неприкаянности, связанное с возрастными трудностями становления личности, порождает у подростков неутолимую жажду общения со сверстниками, в обществе которых они находят или надеются найти то, в чем им отказывают взрослые: спонтанность, эмоциональное тепло, спасение от скуки и признание собственной значительности. Напряженная потребность в общении, превращается у многих ребят в непобедимое стадное чувство: они не могут не только дня, но и часа пробыть вне своей компании, а если своей нет - какой угодно другой. Особенно сильна такая потребность у мальчиков. Один ищет в обществе сверстников подкрепления самоуважения, признания своей человеческой ценности. Другому, важно чувство эмоциональной сопричастности, слитности с группой. Третий черпает в компании одногодков недостающую информацию и коммуникативные навыки. Четвертый удовлетворяет потребность властвовать, командовать. Большей частью эти мотивы переплетаются и не осознаются. Типичная черта подростков и юношеских групп - чрезвычайно высокая конформность. Яростно отстаивая свою независимость от старших, подростки зачастую абсолютно некритически относятся к мнениям участников собственной группы и ее лидеров. Неокрепшее диффузное «Я» нуждается в сильном «Мы», которое, в свою очередь, утверждается в противоположность каким-то «Они». Страстное желание быть «как все» (а «все» - это исключительно «свои») распространяется и на одежду, и на эстетические вкусы, и на стиль поведения. Такое противоречие - когда индивидуальность утверждается через единообразие, - может тревожить юношей. Мы отличаемся от других своей манерой одеваться, то есть не похожи на других. Но при этом как две капли воды похожи друг на друга. Одни и те же диски слушаем, одинаковыми словами выражаем свой восторг и неприязнь, одни и те же слова говорим девчонкам...» Тем не менее, это единообразие тщательно поддерживается, и тому, кто рискует бросить ему вызов, приходится выдерживать нелегкую борьбу. Чем примитивнее сообщество, тем нетерпимее оно к индивидуальным различиям, инакомыслию и вообще непохожести. Осознавая проблему, подросток не будет искать не правильные пути её решения[4].
На одиночество подростков влияют различные факторы, такие как культурные, технологические, а так же пол, возраст, Интернет, социальный статус, семья и.т.д. Остановимся по подробнее на последнем их факторов – семье.