Тема 15. Детерминизм как способ организации и понимания бытия
(структурно-логическая схема последовательности изложения материала)
Основные понятия:
ВЕРОЯТНОСТЬ –понятие, характеризующее количественную меру возможности появления некоторого события при определенных условиях. В научном познании встречаются три интерпретации вероятности. Классическая концепция вероятности, возникающая из математического анализа азартных игр и наиболее полно разработанная Б. Паскалем, Я. Бернулли и П. Лапласом, рассматривает вероятность как отношение числа благоприятствующих случаев к общему числу равновозможных. Например, при бросании игральной кости, имеющей шесть граней, выпадение каждой из них можно ожидать с вероятностью, равной 1/6, т.к. ни одна грань не имеет преимуществ перед другой. Подобная симметричность исходов опыта специально учитывается при организации игр, но сравнительно редко встречается при исследовании реальных событий в науке и практике. Классическая интерпретация вероятности уступила место статистической концепции вероятности, в основе которой лежат действительные наблюдения проявления некоторого события в ходе длительного опыта при точно фиксированных условиях. Практика подтверждает, что чем чаще происходит событие, тем больше степень реальной возможности его появления, или вероятности. Поэтому статистическая интерпретация вероятности опирается на понятие относительной частоты, которое может быть определено опытным путем. Вероятность как теоретическое понятие никогда не совпадает с эмпирически определяемой частотой, однако во многих случаях она мало отличается от относительной частоты, найденной в результате длительных наблюдений. Многие статистики рассматривают вероятность как «двойник» относительной частоты, которая определяется при статистическом исследовании результатов наблюдений для экспериментов. В качестве дальнейшего развития частотного подхода к вероятности выдвигается диспозиционная, или пропенситивная, интерпретация вероятности (К. Поппер, Я. Хэккинг, М. Бунге, Т. Стел). Согласно этой интерпретации, вероятность характеризует свойство порождающих условий, например экспериментальной установки для получения последовательности массовых случайных событий. Именно такая установка порождает физические диспозиции, или предрасположенности, вероятность которых может быть проверена с помощью относительных частот. Логическая, ли индуктивная, вероятность характеризует отношение между посылками и заключением недемонстративного и, в частности, индуктивного рассуждения. В отличие от дедукции, посылки индукции не гарантируют истинности заключения, а лишь делают его в той или иной степени правдоподобным. Это правдоподобие при точно сформулированных посылках иногда можно оценивать с помощью вероятности. Значение этой вероятности чаще всего определяется посредством сравнительных понятий (больше, меньше или равно), а иногда и числительным способом. Логическую интерпретацию часто используют для анализа индуктивных рассуждений и построения различных систем вероятностных логик (Р. Карнап, Р. Джефри). В семантической концепции логическая вероятность часто определяется как степень подтверждения одного высказывания другим (например, гипотезы ее эмпирическими данными). В связи с развитием теорий принятия решений и игр все большее распространение получает т.н. персоналистская интерпретация вероятности. Хотя вероятность при этом выражает степень веры субъекта в появление некоторого события, сами вероятности должны выбираться с таким расчетом, чтобы удовлетворялись аксиомы исчисления вероятностей. Поэтому вероятность при такой интерпретации выражает не столько степень субъективной, сколько разумной веры. Следовательно, и решения, принимаемые на основе такой вероятности, будут рациональными, ибо они не учитывают психологические особенности и склонности субъекта. С гносеологической точки зрения различия между статистической, логической и персоналистской интерпретациями вероятности состоит в том, что если первая дает характеристику объективным свойствам и отношениям массовых явлений случайного характера, то последние две анализируют особенности субъективной, познавательной деятельности людей в условиях неопределенности.
ВОЗМОЖНОСТЬ и ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ -модальные характеристики бытия, выражающие, с одной стороны, тенденцию становления, с другой - ставшую реальность. Если понятие возможность выражает объективно существующую тенденцию изменения предмета, возникающую на основе определенной закономерности его развития, то действительность - объективно сущее, наличное состояние предмета, конституированное в качестве фрагмента бытия. В широком смысле слова действительность, таким образом, есть совокупность всех реализовавшихся возможностей и предметно совпадает с феноменом наличного бытия. Выступая в качестве парных категорий, возможность и действительность могут быть охарактеризованы с точки зрения взаимоперехода: Возможность возникает в рамках действительности как одна из тенденций и потенциальных перспектив ее эволюции, представляя будущее в настоящем, воплощая тем самым эволюционный потенциал действительности (как, по примеру Аристотеля, статуя Гермеса в мраморной глыбе), а превращение возможности в действительность (актуализация) порождает новые возможности. Однако претворение в жизнь одной из возможностей, ее превращение в действительность, означает в то же время и неосуществленность всех других, альтернативных возможностей (их сохранение в качестве возможностей или превращение в невозможность). Таким образом, в контексте взаимодействия возможности и действительности формируется категория невозможности как того, что не может быть артикулировано в качестве действительности ни при каких условиях и не может быть представлена без нарушения логического закона непротиворечивости суждения. Наряду с этим, противостоя невозможности, возможность противостоит и необходимости, т.е. тому, что не может не стать действительностью, в отличие от которой возможность соизмеряет свой статус потенциальности с вариативной перспективой. (В связи с сопоставленностью действительности с необходимостью, возможность - из соображений симметрии - ставится в соответствие со случайностью, которая характеризует возможности или невозможности тех условий развития предмета, при которых возможность - с необходимостью - превратится в действительность). Различные виды возможностей могут быть систематизированы с помощью следующих типологических оппозиций: 1) формальная возможность, т.е. все то, что не исключено сущностными законами развития предмета и может быть помыслено в непротиворечивой форме в качестве потенциальных версий его развития (см. гегелевский пример о формальной возможности того, что турецкий султан станет папой Римским), и возможность реальная, т.е. такая, которая не только может быть представлена без нарушения законов формальной логики, но и сохраняет потенциал актуализации при ее сопоставлении с другими возможностями (в этом контексте формируется понятие вероятности как количественной меры возможности: «максимальная вероятность» означает акт превращения возможности в действительность); 2) абстрактная возможность, т.е. такая, условия реализации которой, в свою очередь, выступают в качестве возможных, и конкретная возможность, превращение которой в действительность может быть осуществлено на наличном уровне развития предмета; 3) обратимая возможность, превращение которой в действительность симметрично трансформирует статус прежней действительности в возможный (фигура маятникообразного взаимопревращения), и необратимая возможность, превращение которой в действительность придает прежней действительности статус невозможности. Термины возможность (dinamis) и действительность (energeia) были введены впервые в «Метафизике» Аристотеля, однако объективно дифференциация актуального и потенциального существования обнаруживает себя уже в рамках натурфилософии, начиная со старших физиков: так, у Анаксимандра, Анаксагора, Демокрита действительность (т.е. наличный, эмпирически данный Космос) представляет собою лишь один из возможных вариантов организации исходного субстанциального начала как неограниченности возможности, причем эта возможность обратима (см., например, ритмические пульсации космизации и апейронизации мира у Анаксимандра, гераклитовский огонь, «мерами разгорающийся и мерами погасающий» и т.п.). Наряду с этим, в философии элеатов оформляется апория о невозможности возможности, ибо сущее не может возникнуть ни из сущего (ибо в этом случае отсутствует реальное возникновение), ни из несущего (что невозможно). Аналогично - в рамках мегарской школы оформляется идея о том, что возможной является только действительность, ибо вне действительности не может быть возможности («возможностью можно обладать только в акте»). На базе критики означенной аргументации («такие утверждения упраздняют всякое движение и возникновение») выстраивается концепция возможности и действительности Аристотеля. Возможности связывается у Аристотеля с материальным, а действительность - с формальным началами. Под действительностью, таким образом, понимается то, что обрело форму, вид, эйдос. Аристотель интерпретирует взаимодействие возможности и действительности в контексте процессуального изменения бытия («осуществление того, что существует в возможности, есть движение») при безусловном примате действительности («существующее актуально возникает из существующего потенциально под действием существующего актуально»). Понятия возможность и действительность лежат у Аристотеля в основе логической теории модальности, детерминируя классификацию суждений - по критерию модальности - на «ассерторические» («суждения действительности»), «проблематические» («суждения возможности») и «аподиктические» («суждения необходимости»). В средневековой схоластике energeia и dinamis были переведены на латынь как actus (акт) и potentia (потенция), что обрисовывает основные векторы интерпретации их соотношения в рамках аристотелевской парадигмы. Однако многочисленные неортодоксальные ответвления и вариации схоластических концепций, задающие радикально новые ракурсы видения проблемы возможности и действительности, выходят далеко за границы этой схемы. В этом контексте наиболее плодотворна доктрина Иоанна Дунса Скота, интерпретирующего понятия возможность и действительность в контексте модальной онтологии: возможность рассматривается им как сфера концептуальной непротиворечивости, логическая возможность иного мироустройства как альтернатива действительности. В новоевропейской философии механицизм и радикальная ориентация на естествознание обусловили отрицание объективного существования возможности как случайной (в связи с трактовкой случайности как проявления незнания): «случайным и возможным называется вообще то, необходимую причину чего нельзя разглядеть» (Гоббс). У Лейбница положение о всеобщей необходимости, исключающей какую бы то ни было возможность, обосновывает известный тезис о сущем мире как единственно возможном и, следовательно, наилучшем. Наряду с этим в качестве гипотетической модели в философии Лейбница была выдвинута идея о «конкуренции» между различными возможностями как вариантами мира, в контексте которой была сформулирована мысль о своего рода шкале вероятностей реализации той или иной версии бытия. Критическая философия Канта трактует возможность и действительность в качестве априорных категорий модальности: «что согласуется с формальными условиями опыта (что касается наглядных представлений и понятий), то это возможно... Что согласно с материальными условиями опыта (ощущение), то действительно... То, связь чего с действительностью определяется согласно общим условиям опыта, существует необходимо». В рамках гегелевской концепции осуществлено синтетическое рассмотрение возможности и действительности: возможность выступает как абстрактный момент действительности: «возможность есть то, что существенно для действительности, но она существенна таким образом, что она, вместе с тем, есть только возможность. Реализованная возможность, конституировавшаяся в качестве действительности, обретает все параметры существования: действительность есть ставшее непосредственным единство сущности и существования, или внутреннего и внешнего; действительность есть конкретное единство сущности и явления». Высказанные в рамках классической философской традиции версии отношения возможности и действительности (в частности, идеи Иоанна Дунса Скота, Лейбница, немецкой трансцендентально-критической философии) сыграли значительную роль в становлении модальных концепций семантического анализа в рамках неклассической философской парадигмы (Карнап, С. Кангер, Р. Монтегю, Хинтикка, С. Крипке, А. Прайор, А. Мередит, И. Томас и др.). Проблема взаимоотношения возможности и действительности артикулируется в неклассической философии как проблема возможных миров. Проблема возможности и действительности актуальна и для социального вектора философствования, ибо принципиально статистическая природа социальных закономерностей имеет своим следствием шлейф нереализованных возможностей, тянущийся за реализованной и свершившейся действительностью, и если для историка предметом изучения является только имевшее место быть (действительность истории), то для философа в качестве предмета выступают именно те веера канувших в Лету возможностей, которые открывались каждым поворотным событием прошлого.
ДЕТЕРМИНИЗМ -(лат. determino - определяю) - учение классической философии о закономерной универсальной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений объективной действительности, результат обобщения конкретно-исторических и конкретно-научных концепций детерминизма. Понятие «детерминизм» возникло в средневековье как вид логического определения понятия, противостоящий генерализации (обобщению). В 16 - 17 вв. понятие детерминизм начинает приобретать новый смысл - смысл обусловленности - и употребляется в этике для выражения позиции, противостоящей "свободе воли". В 17 в. в период выработки элементарных понятий механики происходит сближение понятия детерминизма и причинности, устанавливается тесная связь категории закономерности и причинности, закладываются основы механистического детерминизма. Успехи механики закрепляют представления об исключительно динамическом характере закономерностей, об универсальности причинной обусловленности. Причинность становится формой выражения законов науки, содержанием детерминистской формы объяснения явлений. Полное и гармоническое слияние механической причинности и детерминизма происходит в концепции Д. Лапласа. Центральной становится идея о том, что всякое состояние Вселенной есть следствие предыдущих и причина последующих ее состояний. Сформированное им понятие причинно-следственных цепей, последующее отождествление этого понятия с понятием связи состояний и теоретико-механическим представлением о движении окончательно утверждают универсальный объяснительный статус лапласовского детерминизма. Одновременно с этим процессом в концепции лапласовского детерминизма наметился выход за рамки механистической методологии в силу немеханистического, но статистического, вероятностного характера закономерностей, которые исследовались Лапласом. Он обосновывал эвристическую ценность новых математических вероятностных методов, но в рамках господствующих в то время механистических идеалов и норм научного исследования. Переход науки к исследованию в начале - середине 19 в. системных природных и социальных объектов обусловил изменение идеалов аналитического, поэлементного характера познания; расхождение принципа причинности и принципа детерминизма; обнаружилась сложная по структуре абстрактно-теоретическая форма принципа детерминизма в научном исследовании. Современное философское и методологическое осмысление детерминизма раскрывает взаимосвязь философского и естественнонаучного статусов (аспектов) этого принципа. Философский детерминизм фиксирует разнообразные формы взаимосвязей и взаимоотношений явлений объективной реальности: генетические (причинно-следственные) и статистические, пространственные и временные, связи состояний и коррелятивные связи, функциональные и целевые зависимости и т.д. Все они выражаются через систему таких философских детерминистических категорий, как необходимость и случайность, возможность, действительность, закономерность, причинность и пр. Методологическая природа принципа детерминизма проявляется в том, что он выступает не только как философское учение, но и конкретно-научный норматив описания и объяснения универсальной закономерной связи и обусловленности развития и функционирования определенным образом системно-организованных объектов в процессе их взаимодействия. Принципиальная историчность этого учения обусловлена необходимостью формирования новых естественнонаучных форм детерминизма при переходе науки к изучению объектов с новыми системно-структурными характеристиками. Переход науки от изучения простых динамических систем к вероятностным, эволюционирующим объектам сопровождался кризисом концепции лапласовского детерминизма и формированием статистического вероятностного детерминизма в учении Дарвина. Соответственно менялся категориальный каркас детерминистических естественнонаучных концепций, структура теоретических построений, идеалы и нормы научного исследования. В свою очередь, освоение наукой саморегулирующихся систем кибернетического типа, различного рода социальных систем обусловливает формирование новых категорий - цель, самоорганизация, саморазвитие, прямые и обратные связи, отражение и др., а также соответствующих конкретно-научных форм принципа детерминизма (кибернетических, экологических, социальных) и новых методологических регулятивов. В изменении структуры познавательной деятельности участвуют новые категориальные детерминистские схемы. Исследование вероятностных процессов микромира в физике, целесообразного характера развития живых систем в биологии, явлений социального порядка обнаружило ограниченность причинного типа объяснений, привело на рубеже 19-20 вв. к формированию философского и естественнонаучного индетерминизма. Индетерминизм полностью или частично отрицает существование причинно-следственных связей и возможность их детерминистского объяснения. Как показывает научная практика, эффективность научного творчества связана с дальнейшим углублением философской и методологической оснащенности науки, а не с отказом от ее фундаментальных принципов. Принцип детерминизма является одним из наиболее выраженных интенций научного познания, явно или косвенно участвующим в регуляции научного поиска. Фундаментальным идеалом детерминизма в естествознании является объяснение исследуемого предмета (в отличие от гуманитарного познания, ориентированного на такую когнитивную процедуру как понимание). В современной философии традиционные презумпции детерминизма подвергаются радикальному переосмыслению в контексте парадигмы неодетерминизма.
ИНДЕТЕРМИНИЗМ(от лат. in – не и determinare – определять) – учение о том, что имеются состояния и события, для которых причинане существует или не может быть указана.
КОНДИЦИОНАЛИЗМ(лат. condition – условие) – философское учение, заменяющее понятие причины понятием комплекса условий.
МОНОКАУЗАЛИЗМ – философская концепция, отрицающая всякую роль условий в порождении следствия причиной.
НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ –философские категории, выражающие отношение к основанию (сущности) процесса его отдельных форм (проявлений). Те или иные явления, будучи осуществлением и развитием сущности, необходимы, но в своей единичности, неповторимости выступают как случайные. Иными словами, необходимость есть то, что обязательно должно произойти в данных условиях,однако в такой форме, которая зависит не только от сущности происходящего, но и от сложившихся условий ее проявления. Таким образом, конкретная форма осуществления необходимости может быть различной; по отношению же к основанию процесса она выступает как случайность.
НЕПРИЧИННЫЕ ВИДЫ ОБУСЛОВЛИВАНИЯ (ДЕТЕРМИНАЦИИ) –отношения между явлениями, в которых наблюдается взаимосвязь, взаимозависимость, взаимообусловленность между ними, но отсутствует непосредственное отношение генетической производительности и временной асимметрии. Принято выделять несколько видов непричинной детерминации. Функциональная связь между явлениями подразумевает, что в этом случае отсутствуют такие признаки причинного отношения, как производительность, временная асимметричность и необратимость. Стороны функционального отношения сосуществуют во времени, а не возникают одно после другого. Примером может послужить закон Бойля – Мариотта. Этот закон устанавливает необходимую связь между такими характеристиками газа, как температура, объем и давление. Ни одна из этих характеристик газа не является причиной другой, они не порождают друг друга, а находятся в отношении взаимозависимости. Другим видом непричинной детерминации является т.н. связь состояний. В этом случае, отношение причинения, возникающее при взаимодействии двух объектов, имеет генетический, порождающий характер, а в связи состояний элемент производительности отсутствует. Еще одной формой непричинной детерминации является структурная связь. Отношения между формой и содержанием не может быть сведено к причинному отношению, поскольку хотя содержание и определяет форму, но не порождает ее; в процессе формирования и развития того или иного предмета, той или иной материальной системы форма и содержание всегда сосуществуют. Имеются также серьезные основания говорить о существовании т.н. вероятностной детерминации.
ПРИЧИНА и СЛЕДСТВИЕ - философские категории, фиксирующие генетическую связь между явлениями, при которой одно явление (причина) своим действием вызывает (порождает) другое явление (следствие). Основой причинных связей выступает взаимодействие явлений или объектов. Аналитическое «расчленение» взаимодействия на относительно простые («элементарные») исходные взаимосвязи позволяет обозначить причинно-следственную связь как однонаправленное воздействие, идущее от причины к следствию как результату. Взаимодействие причины и следствия имеет ряд основных характеристик, совокупность которых выделяет причинно-следственную связь из множества иных связей природного и социального мира. Причина и следствие связаны генетическим типом отношений. Причина не просто предшествует следствию во времени, но посредством переноса вещества, энергии, информации обусловливает его возникновение и существование. Например, взаимодействие электрона и позитрона является причиной возникновения двух фотонов, солнечный свет - явления фотосинтеза и т.д. Следствие несводимо к исходной причине, т.к. каждый конкретный акт причинения является необратимым. Причина «угасает» в следствии, преломляясь через структурные, функциональные, динамические и др. особенности объекта или явления. Генетический характер взаимосвязи причины и следствия обусловливает ее субстанциональный характер. Взаимодействие причины и следствия не совпадает во времени: причина всегда предшествует следствию. Асинхронность причины и следствия является одним из коррелятов необратимости времени. Следствие, в свою очередь, может выступить в качестве причины для другого явления, но уже в ином взаимодействии; следствие также может воздействовать на исходную причину (так называемые обратные связи), но уже в ином временном интервале. Взаимосвязь причины и следствия имеет объективный и необходимый характер. При точно обозначенных условиях осуществляется закон причинности: равная причина вызывает равное следствие. Поиск причинно-следственных закономерностей является необходимым инструментом познания объекта или процесса. При этом исследователю приходится абстрагироваться от множества иных зависимостей и отношений, в реальности находящихся в сложном взаимодействии. Принцип причинности всегда был в центре философского и конкретно-научного интереса в силу своей мировоззренческой значимости, онтологического статуса, роли в организации познания. Исторически принцип причинности был первым универсальным объяснительным принципом в научном познании. Изучение наукой достаточно простых механических объектов в 17 - 18 вв. давало возможность изучать их как совокупность отдельных причинно-следственных актов или цепочек. Универсальность причинно-следственных связей и успехи в их познании привели к абсолютизации объяснительного и онтологического статуса принципа причинности. Так называемый лапласовский детерминизм в конце 18 в. закрепил доминанту причинного типа объяснения в науке того времени. Однако переход науки к более сложным объектам: статистическим, кибернетического типа, саморазвивающимся, рефлексивным системам - обнаружил множество иных, непричинных зависимостей: функциональных, структурных, целевых, связей состояний, коррелятивных и т.д. Это дало толчок к углублению и развитию понятий причина и следствие: в исследование включаются такие понятия, как «разветвленная цепь причинения», «обратные связи», «динамическая и статистическая причинность», «системная причинность» и т.д. В настоящее время углубление понятий причина и следствие происходит на основе учения о детерминизме.
УСЛОВИЕ –то, от чего зависит другое (обусловленное), что делает возможным наличие вещи, состояния, процесса, в отличие от причины, которая с необходимостью, неизбежностью порождает что-либо (действие, результат действия), и от основания, которое является логическим условием следствия.
ЦЕПИ ПРИЧИНЕНИЯ –образное выражение для беспрерывной связи причины и следствия.Различают несколько видов цепей причинения. Однолинейные цепи причинений. В таких цепях одно и то же отношение выступает и причинойи следствием,причиной в одном отношении и следствием в другом:
… А B C D…
Для них характерна пространственно-временная смежность и транзитивность (если в алгебре a=b, a b=c, то а=с; здесь же В, будучи причиной С, а С – причиной D, оказывается тоже причиной D, хотя и опосредовано). Однолинейные цепи причинения сопровождаются реактивными цепями причинения.
A1 B1 B1 C1 C1 D1
… A B C D…
Свойство следствия влиять на свою причину (а вызванных изменений в причине оказывать воздействие на уже появившееся следствие; таковых «круговых» воздействий может быть множество) оказывается предпосылкой формирования новых цепей причинения. Материальные системы, в цепях причинения которых перенос вещества, энергии и информации от следствия к причине имеет существенное значение для функционирования системы в целом, называют системами с обратной связью. Пример – работа холодильника. С повышением температуры внутри холодильника срабатывает терморегулятор, включающий холодильную установку, которая приводит температуру к нужной величине.
Еще одним видом цепей причинения являются разветвляющиеся цепи причинения. Примером может послужить разброс попаданий пуль в мишень при стрельбе из винтовки. В этом случае причиной всегда будет выстрел, но пули почти никогда не попадут в одну и ту же точку. Таким образом, может показаться, что нарушается закон причинности.
C
A B D
E
Однако, учет условий дает представление о таких явлениях как составленных из нескольких (или множества) однолинейных цепей, «наложенных» друг на друга; закон причинности здесь не нарушается.
C
D B F
E
К разветвляющимся цепям причинения, помимо отмеченного вида, относятся также много-однозначные и много-многознаяные цепи причинения. Совокупность однолинейных, двулинейных и разветвляющихся цепей причинения может составлять сеть причинения. Это такое отношение между объективно существующими явлениями, в котором каждое из них многократно (но в разных отношениях) выступает и причиной и следствием.
B1 C1 D1
A B C
B2 C2 D2
Причинная сеть может образовывать замкнутый в себе причинный комплекс (тело, вещь, систему и пр.), способный в свою очередь на новом уровне выступать как причина.