Движение, пространство и время как атрибуты бытия
(структурно-логическая схема последовательности изложения материала)
УРОВНИ СТРУКТУРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИИ
Персоналии:
ЛЕНИН(Ульянов) Владимир Ильич (1870-1924) - последователь материалистического учения К. Марксаи Ф. Энгельса. Юрист. В 1891 сдал экстерном экзамены за юридический факультет Петербургского университета. Как профессиональный политик и мыслитель, спорадически касавшийся собственно философских проблем, Ленин являет собой представителя того направления общественной мысли России, которое связывало как постановку философских проблем, так и процедуры их разрешения с задачами российского освободительного движения. Философским изысканиям изначально придавался прагматический социальный характер. Как философ Ленин отрицал существование трех равноправных философских наук онтология, гносеология, логика, он считал, что есть только одна философская наука – материалистическая диалектика, выполняющая функции всех трех вышеуказанных. Нет трех самостоятельных частей философии с различными законами, а есть одна наука с одними законами, которые являются и законами бытия, и законами познания (мышления). В первую очередь этот взгляд проявился в дискуссиях Ленина с представителями других материалистических философских школ. Критикуя их попытки связать понятие «материя» с различными теориями строения вещества, Ленин дает собственное определение этого понятия: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Это определение показывает, что философия не занимается, с точки зрения диалектического материализма, поисками каких-то первосущностей, «кирпичиков мироздания» а исходит из признания материи как объективной реальности, данной нам в ощущении; вопрос же о том, что собой представляет эта реальность – атом, химическое соединение, живой организм или физический объект, уже составляет сферу интересов не философии, а специальных наук о природе и обществе. Эта категория не включает в себя каких-либо конкретных физических, химических, биологических или иных природных характеристик, а возникает в результате обобщения данных всех наук и общественной практики. Понятие материи служит исходным, а не конечным пунктом развертывания системы диалектического материализма, другие категории только лишь раскрывают и дополняют положение о материи как объективной реальности, устанавливая, что она существует в движении, в пространственно-временных формах и т. п.
НЬЮТОНИсаак (1643 – 1727), английский физик, астроном, математик, основоположник классической и небесной механики. Ньютон создал дифференциальное и интегральное исчисления как адекватный язык математического описания физической реальности; в оптике он описал дисперсию света, защищал гипотезу о его корпускулярной природе, хотя сознавал необходимость волновых представлений для объяснения оптических явлений. В своем основном труде «Математические начала натуральной философии» (1687) он сформулировал понятия и законы классической механики, дал математическую формулировку закона всемирного тяготения, доказал тождественность силы тяготения и силы тяжести на Земле, теоретически обосновал законы Кеплера и с единой точки зрения объяснил большой объем опытных данных (неравенства движения Земли, Луны и планет, морские приливы и др.). В завершенном виде механика Ньютона явила собой классический образец научной теории дедуктивного типа и образец (парадигму) научной теории вообще, сохраняя это значение до настоящего времени. Трудами Ньютона был заложен фундамент механистической картины мираи механистического мировоззрения. Материя,по Ньютону, является исключительно инертной субстанцией,допускающей извечное повторение вещей, но начисто исключающей эволюцию.В учении об абсолютном временикак чистой длительности и абсолютном пространствекак пустом «вместилище» вещества Ньютон метафизически отрывает пространство и время от материи, утверждая их независимость. Ньютон полемизировал с реляционной концепцией Лейбница.Ньютон сам ощущал недостаточность механистического объяснения природы, поэтому он не отрицал идеи творения, а также некоторых других традиционных религиозных представлений о мире.
ЛЕЙБНИЦГотфрид Вильгельм (1646 - 1716), немецкий философ, математик, физик, юрист, историк, языковед. Основные философские сочинения: «Рассуждения о метафизике» (1685), «Новая система природы» (1695), «Новые опыты о человеческом разуме» (1704), «Теодицея» (1710), «Монадология» (1714). Лейбниц завершает развитие рационалистически ориентированной философии 17 в. Отстаивая собственную позицию в споре об источниках познания (полемика рационалистов и эмпиристов), о категории субстанции (монизм Спинозы или дуализм Декарта), Лейбниц предлагает оригинальную, синтетическую философскую систему. Сущность мира у Лейбница исчерпывается принципом предустановленной гармонии - в нем нет случайных элементов и присутствует всеобщая их взаимосвязь и согласованность. Иначе, предустановленная гармония обозначает соответствие истин разума истинам факта. Совершенство, разумность выражаются в ряде законов, которым подчиняется мир и познание. Субстанциальное единство мира на уровне истин разума, т.е. порядок и полнота иерархии идеального мира, обозначается категорией Бога. В понимании Лейбница, Бог - актуальная бесконечность человеческого духа, полная реализация чистого познания, которое не осуществимо для индивида. Учением, дополняющим положения метафизики божественного, выступает монадология - плюралистическая онтологическая концепция, описывающая разнообразие действительного мира. Монады - простые, неделимые, непространственные субстанции. Они выступают в качестве исходного начала всего сущего; обладают способностью беспрерывного действия. Они не могут изменяться, вступая во взаимодействие, но имеют внутренний импульс к действию, подобно живым организмам. Единство и согласованность монад обеспечены предустановленной гармонией. Монады проявляют себя в перцепции - смене восприятий - и аппетиции - стремлении монады к новым восприятиям. Лейбниц различает три вида монад: простые, отличающиеся смутными представлениями; души, обладающие ощущением и сложными представлениями; духи или разумные существа. Бог - творческая монада, обладающая свойством актуального абсолютного мышления. Материя- сложная субстанция, в основе которой лежит простая - монада, поэтому Лейбниц относит материю к миру явлений. Мыслитель различает первую и вторую материи. Одна характеризуется простыми качествами - протяженность, непроницаемость, масса, другая - обладает силой, производной от первичной силы простой субстанции. Лейбниц отрицает абсолютный характер пространства и времени, а, следовательно, и пустое пространство. Они являются атрибутами мира явлений. Лейбниц настаивает на различении монадологии и атомизма. Прототипом монады выступает биологическая клетка, а не точка геометрического пространства. Введенные Лейбницем философские постулаты: а) непрерывность разнообразных форм и состояний мира ввиду его завершенности и его завершенности ввиду его непрерывности; б) существование универсума в виде неразрывной лестницы, благодаря чему все живые существа призваны постоянно трансформироваться из одной формы в другую; в) существование предустановленной гармонии, позволяющей всем фрагментам сущего вступать между собой в телесные и внетелесные гармонии, резонансы, лады, а также обретать единые тональности - сыграли значимую роль в эволюции западноевропейского интеллектуализма. Распространению идей Лейбница в Германии способствовал его ученик Вольф. Многие идеи были восприняты немецкой трансцендентально-критической философией и персонализмом, а также оказали существенное содержательное влияние на формирование философской парадигмы современного постмодернизма.
ЭЙНШТЕЙНАльберт (1879 – 1955), немецко-американский физик-теоретик; с 1914 – профессор в Берлинском университете, с 1933 – в университете в Принстоне. Разработал специальную (1905) и общую (1916) теорию относительности. Главный вывод теории относительности состоит в том, что время и пространствосуществуют не сами по себе, в отрыве от материи,а находятся в такой универсальной взаимосвязи, в которой они теряют самостоятельность и выступают как стороны единого и многообразного. целого. Общая и специальная теории относительности доказали, что течение времени и протяженность тел зависят от скорости движения этих тел и что структура или свойства четырехмерного континуума (пространство-время) изменяются в зависимости от скопления масс вещества и порождаемого ими поля тяготения. Открытие Эйнштейном световых квантов подтвердило квантовую теорию Планка. Работы Эйнштейна имеют огромное значение для современной физики, в первую очередь для атомной физики. Не менее важны они также для теории естественных наук и для современной метафизики.
ЭНГЕЛЬС(Engels) Фридрих (1820-1895), немецкий философ, социолог, сооснователь (вместе с Марксом) идеологии «научного социализма». В молодости находился под влиянием идей Гегеля, Гейне и немецкого социалиста М. Хесса. Основные сочинения: «Положение рабочего класса в Англии» (1844), «Манифест Коммунистической партии» (совместно с Марксом, 1848), «Революция в науке господина Евгения Дюринга» (или «Анти-Дюринг») (1878), «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884), «Диалектика природы» (1872-1882, опубликована в 1925) и др. Встреча с Марксом, состоявшаяся в Париже в 1844, положила начало творческому содружеству, продолжавшемуся вплоть до смерти Маркса. Самостоятельное творчество Энгельса было связано с полемическими («Анти-Дюринг»), прогностическими (комментарии к войне Севера и Юга в Америке и к франко-прусской войне 1870-1871) и историческими («Происхождение семьи,...») аппликациями метода и пафоса марксовой доктрины к событиям реальной истории (наличным и ожидаемым), а также к новейшим достижениям научного знания (например, Морган и его «Древнее общество»). Стремление Энгельса разработать новую и оригинальную философскую концепцию – «диалектический материализм» - и обозначить его место в историко-философском процессе («Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», 1886; «Диалектика природы») нельзя считать удавшейся хотя бы вследствие ее очевидной фрагментарности. Тем не менее, нельзя не оценить заслуг Энгельса в применении идей диалектического материализма к естествознанию. Положения, высказанные им в книгах «Людвиг Фейербах…», «Анти-Дюринг» и особенно «Диалектика природы», оказали значительное влияние на дальнейшее развитие науки. Среди них можно обозначить следующие: о неразрывности материии движения и связанное с этим учение о единстве пространства и времени,о неисчерпаемости форм материи и сложном строении атома, о жизни как форме движения материи, возникшей на определенной ступени развития неорганической природы и др.
Основные понятия:
ВРЕМЯ –философская категория, в материалистической философии – одна из основных форм существования материи. Время выражает последовательность существования сменяющих друг друга объектов.
ГОМЕОСТАЗ(греч. homios – подобный и stasis – стояние, неподвижность) – тип динамического равновесия, характерный для сложных саморегулирующихся систем и состоящий в поддержании существенно важных для сохранения системы параметров в допустимых пределах. Понятие «гомеостаз» введено американским физиологом У. Кэнноном. В дальнейшем это понятие получило распространение в кибернетике, психологии, социологии и др. Исследование гомеостатических процессов предполагает выделение: 1) параметров, значительные изменения которых нарушают нормальное функционирование системы (например, температура крови у высших животных); 2) границ допустимого изменения этих параметров под воздействием условий внешней и внутренней среды; 3) совокупности конкретных механизмов, начинающих функционировать при выходе значений переменных за эти границы. Каждый такой механизм регистрирует изменение существенных параметров и действует по принципу обратной связи в направлении восстановления нарушенного состояния равновесия.
ДВИЖЕНИЕ –понятие процессуального феномена, охватывающего все типы изменений и взаимодействий. В историко-философской традиции - с самых ее истоков - выделяется несколько трактовок движения: от абсолютизирующего его релятивизма (начиная с Гераклита) до тотального его отрицания (начиная с элеатов). В философских учениях, постулирующих онтологический статус движения, последнее трактуется в качестве атрибутивной и универсальной характеристики оснований бытия (по Аристотелю, «познание движения необходимо влечет за собой познание природы»). В рамках материализма движение было понято как способ существования материи (Толанд, Дидро, Гольбах, Энгельс, Лукач, отчасти М. Борн, X. Альвен). В философии Лейбница и Гегеля были высказаны взгляды на движение не как на механическое перемещение, но качественное изменение, реализуемое в нелинейном механизме разрешения противоречий. Движение, предполагающее качественную трансформацию движущегося объекта, может иметь двоякую направленность: накопление негэнтропийного потенциала и повышение уровня сложности системной организации движущегося объекта, усложняющее и дифференцирующее его связи со средой (прогресс), с одной стороны, и соответственно снижение негэнтропийного потенциала и упрощение внутренней и внешней структуры объекта (регресс) - с другой. В рамках современной науки движение понято в контексте его связи с феноменами пространства, времени и энергии (специальная и общая теория относительности), выявлено онтологическое содержание сформулированных еще античной философией апорий, связанных с пониманием движения (единство континуальности и дискретности движения, движение элементарной частицы без траектории и др.). В контексте европейской культуры понятие движение является аксиологически акцентированным, что находит свое выражение в его семантической дифференциации (движение как «изменение вообще»; направленное движение как развитие; прогресс и регресс как варианты развития и т.д.). В отличие от этого понятие покоя конституируется в европейской традиции в качестве моносемантического (ср. с альтернативной ситуацией традиционной восточной, - в частности, древнеиндийской - культуры, фиксирующей пять различных видов покоя, с одной стороны, и движение как таковое - с другой).
КЛАССИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА,(причинно-механическая картина мира) – сложилась в эпоху Просвещения и является представлением о мире, согласно которому все явления вызываются определенными причинами и оцениваются в соответствии с законами классической механики.
НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ, -коренные, качественные изменения во всех сферах жизни общества, связанные с тем, что наука становится основной формой мировоззрения и основным средством постижения и освоения мира. Исторически первой научной революцией можно считать рубеж 17 и 18 вв., когда европейские философы (Г. Галилей, Ф. Бекон и др.) для познания окружающего мира стали широко использовать эмпирические и экпериментальные данные. Эта революция завершилась с одной стороны доминированием механистической картины мира,основанной на классической механике И. Ньютона, с другой - промышленным переворотом, начавшемся в Англии в кон. 17 столетия. Следующая революция была связана с появлением общей теории относительности А. Эйнштейна. Последняя научная революция началась в 40-е 20 в. и связана в первую очередь с широким внедрением в производство и повседневную жизнь наукоемких информационных технологий.
НЕКЛАССИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА,(физическая картина мира) – представления о мире и его процессах, выработанные современной физикой на основе эмпирических исследований и теоретических обобщений. Эти представления основываются на понимании неразрывности связи пространстваи времени,а также энергии, полей и материи, на понимании совокупности условий микрофизики, статистического характера физических законов и двойственности природы материи. Особенностью развития неклассической картины мира является то, что со временем она все больше теряла наглядный характер. Современная картина мира состоит из системы недоступных наблюдению уравнений, значение которых затруднительно для понимания. В первую очередь стало совершенно абстрактным понятие материальной действительности. Однако, согласно Планку, прогрессирующее удаление физической картины мира от чувственного означает не что иное, как увеличивающееся приближение к реальной действительности.
ПРОСТРАНСТВО –философская категория, посредством которой обозначается форма бытия вещей и явлений, отражающая порядок расположения одновременно сосуществующих объектов.
ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ БИОЛОГИЧЕСКОЕ –качественноспецифическая форма пространственно-временного континуума, проявляющаяся на разных уровнях живого. Пространственную организацию живых молекул характеризует асимметрия «левого» и «правого» в группировках атомов. Большинство органических молекул может существовать в двух формах, отличающихся пространственной ориентацией одних и тех же группировок атомов, причем форме с «правосторонней» группировкой соответствует зеркальная ей «левосторонняя» форма. Что же касается живых систем, то в составляющих их молекулах имеются только «левосторонние» формы. Неравенство правизны и левизны проявляются не только на молекулярном уровне, но и на уровне организмов, выражаясь в их строении и динамике. Существует не только симметрия, но и асимметрия в строении органов, в композиции частей тела сложных организмов. Такое сочетание симметрии и асимметрии обеспечивает активно-приспособительные реакции организмов, разнообразие движений и функций, необходимое для их выживания. Живая материя имеет специфику не только пространственной, но и временной организации. Приспособительная активность организмов во многом связана с формированием в процессе эволюциивнутри них своеобразных моделей временной организации внешних процессов. Такие модели принято называть «биологическими часами». «Тикание» таких часов означает запуск и отключение внутри организма цепей и химических реакций, которые обеспечивают его приспособление к определенному ритмическому чередованию факторов внешней среды, связанному со сменой дня и ночи, времен года и т. д. Система таких химических реакций предвосхищает наступление определенных состояний внешней среды, обеспечивает готовность организма к целесообразному функционированию в условиях, которые должны с определенной вероятностью наступить в будущем.
ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ –качественно специфическая форма пространственно-временного континуума, в первую очередь, связанное с восприятием и переживанием индивидом времени: время то «бежит», то «замедляется», что зависит от тех или иных конкретных ситуаций (например, время ожидания чего-либо или время занятий чем-то интересным); в детстве человеку кажется, что время течет медленно, а в зрелом возрасте – что оно ускоряет свой бег. Это субъективное чувство времени, и оно лишь в целом соответствует реально-физическому времени. Психологическое время включает: оценки одновременности, последовательности, длительности, скорости протекания различных событий жизни, их принадлежности к настоящему, удаленности в прошлое и будущее, переживание сжатости и растянутости, прерывности и непрерывности, ограниченности и беспредельности времени, осознание возраста, возрастных этапов, представления о вероятной продолжительности жизни, о смерти и бессмертии, об исторической связи собственной жизни с жизнью предшествующих поколений и т. п. Психологическое время своеобразно в сравнении с физическим временем, хотя по многим направлениям и определяется им.
ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ СОЦИАЛЬНОЕ –качественно специфическая форма пространственно-временного континуума,описывающая особый тип отношений, в котором воспроизводится и развивается человек как общественное существо. Социальное пространство, вписанное в пространство биосферы и космоса, обладает человеческим смыслом. Оно функционально расчленено на ряд подпространств, характер которых и их взаимосвязь исторически меняются по мере развития общества. Уже на ранних стадиях человеческой истории формируются особые пространственные сферы жизнедеятельности, значимые для человека. Функционально выделены из окружающей среды пространство непосредственного обитания (жилище и поселение), территория вокруг него, включая особые зоны хозяйственных циклов. Освоенное человеком, «очеловеченное» и неосвоенное пространство с точки зрения природных свойств не различаются. Но в социальном плане их различие существенно. Оно определено отношениями человека к миру, исторически складывающимися особенностями воспроизводства способов человеческой деятельности и поведения. Специфические черты и характеристики социального пространства отражаются, хотя и не всегда адекватно, в мировоззрении человека соответствующей эпохи. Важно учитывать, что мировоззренческие категории, в том числе и категория пространства, не просто отражают общественное бытие, но и активно воздействует на общественную жизнь. Они функционируют в качестве своеобразной матрицы, в соответствии с которой в определенные эпохи воспроизводится свойственный им образ жизни людей. Специфика социального пространства тесно связана со спецификой социального времени, которое является внутренним временем общественной жизни и определенным образом вписано во внешнее по отношению к нему время природных процессов. Социальное время является мерой изменчивости общественных процессов, исторически возникающих преобразований в жизни людей. На ранних стадиях общественного развития ритмы социальных процессов были замедленными. Социальное время в ранних обществах носило квазицикличеческий характер. Ориентиром общественной практики было повторение уже накопленного опыта, воспроизводство действий и поступков прошлого, которые выступали в форме священных традиций. Линейно направленное историческое время проявляется наиболее отчетливо в обществе эпохи формирования капиталистических отношений. Капиталистическая система производства по сравнению с предшествующими эпохами привела к резкому ускорению развития производительных сил и всей системы социальных процессов. Еще в большей мере это ускорение характерно для современной эпохи, в век научно-технической революции. Таким образом, социально-историческое время течет неравномерно. Оно постепенно «уплотняется» и «ускоряется» по мере общественного прогресса. Причем само ускорение социально-исторического времени происходит неравномерно. В эпоху революционных преобразований это ускорение, своеобразное спрессовывание исторического времени, его насыщение социально значимыми историческими событиями, происходит в значительно большей степени, чем в периоды относительного развития.
ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ ФИЗИЧЕСКОЕ -специфическая форма пространственно-временного континуума, характеризующая мир неживой природы. В неживой природе, представленной возникшими в нашей Метагалактике уровнями организации материи,существуют особенности пространства-времени в мега-, макро- и микромире. В локальных областях макромира, когда можно абстрагироваться от искривления пространства-времени вблизи больших тяготеющих масс, пространство-время характеризуется евклидовой геометрией. В масштабах галактик и Метагалактики существенную роль начинает играть кривизна пространства-времени (его отклонение от евклидовой метрики), связанная с взаимодействием тяготеющих масс. Характер кривизны пространства Метагалактики зависит от средней плотности в ней вещества и полей. Если эта плотность больше критической (10-29 г/см3), то пространство будет замкнутым, а время будет иметь несколько особых точек, в которых Метагалактика может сжиматься до сверхплотного состояния, когда ее размеры для внешнего наблюдателя становятся даже меньше размеров элементарных частиц. Наличие нескольких таких временных точек означает, что Метагалактика пульсирует, переходя от стадии расширения к стадии сжатия. Если же плотность меньше критической, то кривизна пространства будет соответствовать незамкнутой Вселенной, имеющей только одну особую временную точку, в которой происходит Большой Взрыв и далее начинается стадия неограниченного расширения. Согласно современным научным данным, для нашей Метагалактики, скорее всего, характерен второй сценарий эволюции. Но современная космология допускает существование и других миров, внегалактических объектов, которые могут пульсировать, переходя от стадии расширения к стадии сжатия, сжимаясь до практически точечных размеров для внешнего наблюдателя. Расширение нашей Метагалактики выражает особые свойства ее пространственно-временной организации. В процессе разбегания галактик их скорости возрастают по мере удаления друг от друга. При скоростях, сопоставимых со скоростью света, возникают эффекты заметного различия в характере расщепления пространства-времени на пространственную и временную составляющие. В самом начале расширения, когда плотность вещества была огромной, пространство-время имело особые свойства. В этом зародышевом состоянии наша Метагалактика была подобна микрообъекту и характеризовалась теми пространственно-временными структурами, которые присущи глубинам микромира. Современная физика сформулировала ряд перспективных гипотез, касающихся природы этих структур. Квантовые эффекты, единство непрерывного и дискретного она распространяет и на пространство-время. По-видимому, в областях 10-33 см и 10-43 сек пространство и время становятся дискретными и дальнейшее их деление на части невозможно. Становление Метагалактики означало формирование пространства-времени макро-, микро- и мегамира из пространственно-временных структур микромира.
РАЗВИТИЕ -характеристика качественных изменений объектов, появления новых форм бытия, инноваций и нововведений и сопряженная с преобразованием их внутренних и внешних связей. Выражая, прежде всего процессы изменений, развитие предполагает сохранение (системного) качества развивающихся объектов. Концепции развития тесно связаны с пониманием процессуальности и исторической изменчивости систем и явлений. В социологии первоначальное осознание процессуальности было связано с введенным Контом соотношением социальной статики и социальной динамики, а осознание историчности - с разработкой Марксом гегелевского принципа единства логического и исторического. Причем изначально эти две установки практически никак концептуально не соотносились между собой, а наоборот, чаще противопоставлялись друг другу. Само общество описывалось при этом в различных концептуальных моделях, вводивших свои понимания идеи развития: организмической (линия Спенсера, в которой уже разделялась структура как строение (форма) целого, и функция - как способы деятельности и трансформации целого); системной (линия Дюркгейма с двумя продолжениями: функциональным императивизмом Парсонса и функциональным структурализмом Мертона); системно-процессуальной (линия Сорокина, введшего представление о процессе как любом виде модификаций и трансформаций, касающихся как количественных, так и качественных параметров объекта или системы); альтернативных (по отношению к предыдущим) моделях (линия символического интеракционизма (нет социальных структур, есть структуры взаимодействия), линия Бурдье (анализ взаимодействующих социокультурных полей); цивилизационной (линия Тойнби и Шпенглера) - локализация разных типов развития в самодостаточных социокультурных целостностях); стадиальной (линия Маркса - развитие как смена способов производства, конституирующих особые целостности - общественно-экономические формации). Проблема развития связывается в этих моделях с цикличностью или направленностью (линеарной или нелинеарной) процессуальных изменений; их одно- или многовекторностью (факторностью в «теории факторов»); их однозначной (естественно-исторической) предзаданностыо или возможностью альтернатив; эволюционным или скачкообразным (революционным) характером социокультурных изменений; мерой их «искусственности» (организуемости) и «естественности». Все эти дихотомии синтезируются в основополагающей проблеме любой теории развития - критериях оценки качества изменений (дополнительная задача - понимание самого этого качества). Часть моделей связывает развитие с идеей прогресса - эволюционным или революционным, линеарным или нелинеарным приращением качества. Это порождает проблемы выбора критериев (прогресс разума, технический прогресс и т.п.); обоснования их безусловности и «нулевой» (исходной) точки отсчета; применимости за пределами рассматриваемой области (есть ли прогресс техники, например, одновременно и прогресс нравственности и т.д.); определения временной (достаточно длительной) перспективы, позволяющей увидеть «последствия» развития; универсальности данного типа развития для иных социокультурных систем и т.д. Таким образом, понятие прогресса оказывается выходящим за пределы рационального обоснования и обосновывающим идеологические концепции. Другая часть моделей пытается избегать отождествления развития с прогрессом и задавать формальные основания развития и критерии его оценки, что позволяет выделять в процессах развития, как наращивание, так и потерю качества, которое важно удержать в социокультурной системе для поддержания ее идентичности и целостности. Тогда развитие во многом отождествляется с процессуальной изменчивостью и противопоставляется фазам консервации и (или) стагнации социокультурных целостностей, связанных, как правило, с их переструктурацией функциональным и (или) смысловым переопределением, меняющим вектора изменений. Одна из первых попыток задания формальных критериев развития, нашедшая в дальнейшем широкую поддержку и породившая целый ряд переинтерпретаций, связана с идеей Спенсера о развитии как усложнении элементного состава и дифференциации структур и функций, организации взаимодействия и отношений между людьми. В этом же смысле можно трактовать идею Поппера об открытых и закрытых типах обществ, что предполагает разные критерии развития в закрытых и открытых социокультурных системах и задает общую линию изменений - от структур закрытого типа к открытым. Это позволяет обосновывать формальные требования, которым должна удовлетворять система открытого типа и класть их в основу конкретных анализов и программных проектов развития. Культурология конца 20 в. активно разрабатывает дополнительную к формальному типу задания понятия развития идею полифоничности и многомерности развития, а также его разнотипности в традиционных и нетрадиционных обществах. Особые области в современных анализах развития - концепции модернизации и социокультурных трансформаций.
ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ –основные типы движения и взаимодействия материальных объектов, выражающие их целостные измерения. Каждому телу присуща не одна, а ряд форм движения. В научной классификации выделяются три основные группы форм движения: 1) в неорганической природе; 2) в живой природе; 3) в обществе. В каждой из групп имеется множество форм движения. К формам движения неорганической природы относятся: пространственное перемещение; движение элементарных частиц и полей – электромагнитные, гравитационные, сильные и слабые взаимодействия, процессы превращения элементарных частиц и др.; движение и превращение атомов и молекул, включающую в себя химическую форму движения; изменения в структуре макроскопических тел – тепловые процессы, изменение агрегатных состояний, звуковые колебания и др.; геологические формы движения; изменение космических систем различных размеров: планет, звезд, галактик и их скоплений. Формы движения в живой природе – совокупность жизненных процессов в организмах и в недоорганизменных системах: обмен веществ, процессы отражения, саморегуляции, управления и воспроизводства, различные отношения в биоценозах и других экологических системах, взаимодействие всей биосферы с природными системами Земли и с обществом. Все внутриорганизменные биологические формы движения направлены на обеспечение сохранения организмов, поддержание стабильности внутренней среды в меняющихся условиях существования. Надорганизменные формы движения выражают отношения между представителями различных видов в экосистемах и определяют их численность, зону распространения (ареал) и эволюцию.Общественные формы движения включают в себя многообразные проявления сознательной деятельности людей, все высшие формы отражения и целенаправленного преобразования действительности. Высшие формы деятельности исторически возникают на основе относительно низших и включают их в себя в преобразованном виде – в соответствии со структурой и законами развития более сложной системы. Между ними существует единство и взаимное влияние. Но высшие формы движения качественно отличны от низших и несводимы к ним.