ДЕ: Мировоззренческие позиции и учения
Агностицизм –философская позиция, отрицающая познаваемость мира или же ограничивающая возможность истинного познания. Причинами агностицизма являются как объективные трудности познания мира, так и философские позиции скептицизма (т.е. преувеличение моментов сомнения, недоверия к возможностям познания), релятивизма (абсолютизация изменчивости мира, недооценка его устойчивости, а значит и возможности познания), субъективного идеализма (сводящего действительность к комплексу ощущений субъекта и на этом основании отрицающим возможность объективного, сущностного знания).
Волюнтаризм и фатализм.В. – мировоззренческая позиция, признающая волю в качестве высшего начала бытия. В. противопоставляет слепую иррациональную волю рационалистическому разуму. С точки зрения В. достижение целей человека, класса, общества обусловлено исключительно силой их волевого устремления и не зависит от наличия объективных условий, от рациональности, обоснованности действий. Опасность В. в политике, экономике, управлении обществом состоит в переоценке воли, активности, инициативы человека и, одновременно, недооценке реальных объективных условий и возможностей человека и общества, что ведет к авантюризму, провалам и катастрофам в практической деятельности. Концепции В. получили развитие в работах А. Шопенгауэра («Мир как воля и представление»), Ф. Ницше («Воля к власти») и др. Фатализм диаметрально противоположен В. С точки зрения Ф. жизнь человека изначально предопределена Богом, неотвратимой судьбой или объективными законами бытия не оставляющими места для свободной воли, инициативы, случайности. Тем самым Ф. подрывает веру человека в собственные силы, ведет к пассивности, покорности слепой судьбе. И Ф. и В. являются мировоззренческими крайностями, каждая из которых по-своему порочна и опасна. Диалектический подход преодолевает абсурдные крайности Ф. и В., признавая необходимость такой активности человека, которая основывается на знании и использовании объективных законов действительности.
Монизм, дуализм и плюрализм –философские принципы, утверждающие в качестве исходного начала мира одну, две или множество субстанций. С точки зрения монизмав основе мира находится единое первоначало (у Фалеса вода, у Гераклита огонь, у Пифагора число, у Гегеля Абсолютная идея и т.п.). Дуализм, характерный, например, для воззрений Декарта, утверждал равноправность и независимость духовного и материального начал, составляющих фундаментальную основу мира и человеческого бытия. Плюрализм –представление о множественности и равноправности исходных субстанций бытия, познания, деятельности. Примерами плюрализма являются представления Демокритом основы бытия в виде множества субстанций – атомов, а Лейбницем – в виде субстанций – монад. Плюралистично также учение Эмпедокла о четырех первоначалах мира: земле, воде, воздухе и огне, взаимодействие которых порождает все сущее.
Гилозоизм –представление, согласно которому качества жизненности, одухотворенности присущи всем явлениям и объектам в мире («и камень мыслит»).
Иррационализм и рационализм.Иррационализм – философское направление, ограничивающее или даже отрицающее возможность рационального познания действительности. С точки зрения И. в мире царит хаос, слепая случайность. Познание его разумными средствами неадекватно или даже невозможно. Поэтому главную роль в познании играют иррациональные источники: религиозное откровение, мистическое озарение, интуиция, эмоции, воля. Тем самым И. абсолютизирует познавательные возможности сферы бессозна-тельного, иррационального и принижает возможности разума, сознания. Позиция И. характерна для философских учений А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, экзистенциалистов и др. Рационализмв противовес И. отстаивает познавательные возможности разума, рационального знания. С точки зрения Р. именно разум является основой познания и поведения людей. Позиция Р. предполагает закономерность, причинно-следственную обусловленность явлений бытия, необходимость логики, обоснованности положений, строгих определений, выполнения других норм научной рациональности в познании. Позиция Р. характерна для таких мыслителей как Ф. Бэкон, Р. Декарт, И. Кант, Г. Гегель и др. Диалектическое мышление требует преодоления односторонних крайностей Р. и И. В реальном процессе познания необходим синтез как рациональных так и иррациональных источников знания.
Идеализм –философское направление, рассматривающее идею, дух, мышление в качестве первичного начала бытия и познания, а материю в качестве вторичного, производного от духа. И. противостоит материализму, рассматривающему в качестве первичного, определяющего начала мира материю. Материализм лежит в основе научного мировоззрения, а идеализм косвенно поддерживает религию. Борьба материализма и идеализма являлась одной из главных тенденций, определявших развитие философии на протяжении всей ее истории. В современной философии формируется новое мировоззренческое направление – духовный материализм, интегрирующее позитивные моменты материализма и идеализма и отсекающее их односторонности и крайности.
Объективный идеализми субъективный идеализм –основные формы идеалистического мировоззрения, рассматривающего духовное начало в качестве первичного, определяющего начала мира, а материальное в качестве вторичного, производного от духа. Различие между объективным и субъективным идеализмом в том, что О.и. признает существование материи, хотя и считает ее порождением духовного начала, а С.и. либо вообще отрицает существование материи, либо ставит это существование под сомнение. С позиций С.и. «мир – это комплекс ощущений субъекта», «существовать значит быть в восприятии». Т.е. единственная реальность, которую признает С.и. – это ощущения субъекта. К О.и. относятся учения Платона, Шеллинга, Гегеля, представления о мире в христианстве, исламе и др.; к С.и. – учения Беркли, Юма, Канта и др.
Вульгарный материализм –философское течение, сводящее духовные явления, мышление, сознание к чисто материальным, физиологическим, физическим и химическим процессам. Характерным для В.м. является тезис представителей этого течения второй половины XIX века Л. Бюхнера и Я. Молешотта о том, что «мозг выделяет сознание так же, как печень выделяет желчь». Тем самым В.м. отрицал специфику сознания и сводил его к материи. Разновидностью В.м. является вульгарный экономизм, согласно которому материальные, экономические отношения общества якобы непосредственно определяют его духовную жизнь, культуру, общественное сознание. В.э. искажал позицию классиков марксизма, в учении которых идеи определяющей роли материально-экономических отношений в обществе сочетались с признанием качественной специфики духовных явлений, их относительной автономности, самостоятельности.
Догматизм и релятивизм.Под Д. понимается некритический тип мышления, при котором выдвигаемые представления рассматривается как абсолютные, вечные истины, пригодные во все времена, во всех условиях и т.п. Характерными примерами Д. являются положения религиозных вероучений, которые преподносятся как вечные, священные истины, не подлежащие критическому обсуждению и требующие слепой, беспрекословной веры. Догматик –это человек, для которого характерно слепое доверие авторитетам, некритический подход к действительности, консерватизм и инертность ума. Релятивизм –противоположен догматизму. Если Д. абсолютизирует некритичность, неизменность, статичность подходов и представлений, то Р., наоборот преувеличивает относительность, недостоверность, зыбкость как бытия, так и познания. С точки зрения крайнего Р. действительность лишена какого-либо устойчивого субстанционального ядра, а наука являет собой совокупность заблуждений. Крайности Д. и Р. преодолеваются диалектикой, соединяющей в своих представлениях устойчивость и изменчивость явлений, абсолютность и относительность знания.
Скептицизм – философская позиция, рассматривающая сомнение в качестве основополагающая принципа мышления («подвергай все сомнению»). С. ставит под сомнение возможность достоверного знания.
Механицизм –мировоззренческая позиция, трактующая все явления и формы действительности как чисто механические. Возникновение М. и обретение им господствующих позиций в науке XVII – XVIII в.в. связано с выдающимися достижениями классической механики, являвшейся наиболее развитой и математизированной наукой той эпохи. Для механицизма характерны объяснения природы сложных химических, биологических, социальных объектов механическими силами притяжения и отталкивания, рассмотрение их как механических «машин» и т.п. В XIX в. М. начинает постепенно вытесняться эволюционно-вероятностными представлениями.
Схоластика – способ мышления, оторванный от фактов, от практики и основывающийся на некритическом следовании мнениям авторитетов. Средневековая С. стремилась к обоснованию религиозных догматов с помощью логических рассуждений.
Субъективизм – позиция человека, в силу которой он видит мир только в масштабе собственного восприятия без учета объективных условий.
Сциентизм – мировоззренческая позиция, рассматривающая науку в качестве средства решения всех проблем общества. С. абсолютизирует роль науки в общественной жизни.Антисциентизм – позиция, критически оценивающая возможности науки, обращающая внимание на разрушительные для общества последствия научной деятельности.
Антропоцентризм –позиция, согласно которой человек рассматривается как центральное звено мироздания, высшая цель мировой эволюции. С позиции А. человек рассматривается как безусловная «система отсчета» для оценки всего сущего в мире. Смысл позиции А. ярко выражен в положении древнегреческого мыслителя Протагора «Человек есть мера всех вещей…»
Геоцентризм –представление, согласно которому центром мира является Земля, вокруг которой вращается вся Вселенная. В более широком смысле под Г. понимается способ рассмотрения всех явлений во Вселенной по аналогии с земными. Гелиоцентризм –представление о том, что центром мироздания является Солнце (например, гелиоцентрическая картина мира Н. Коперника).
Гелиоцентризм –представление о том, что центром мироздания является Солнце (например, гелиоцентрическая картина мира Н. Коперника).
Космизм –совокупность философских направлений, для которых характерна идея единства человека и Космоса. К представителям философии русского К. относятся Н. Федоров, В. Соловьев, К. Циолковский, В. Вернадский, А. Чижевский и др.
Космоцентризм –тенденция античной философии, состоящая в стремлении рационально постичь исходные основания Космоса.
Креационизм –учение о сверхъестественном, спонтанном сотворении мира. Корни К. восходят к древней мифологии, повествующей как из хаоса по воле богов рождается Космос. Идеи К. вошли в вероучения иудаизма, христианства, ислама. Идеи сверхъестественного, спонтанного сотворения видов животных и растений имели место и в истории биологии (Ж. Кювье, К. Линней).
Номинализм и реализм –направления средневековой философии. Номинализм отрицал реальность содержания общих понятий, считая, что они представляют собой только имена, существующие лишь в человеческом разуме (Росцелин). Реализм, наоборот, доказывал, что общие понятия (универсалии) имеют реальное содержание в единичных вещах. Так Фома Аквинский утверждал, что универсалии (общие понятия) существуют трояким образом: до вещей – в божественном разуме; в самих вещах – как их сущность или форма; после вещей – т.е. в человеческом разуме как результат обобщения и абстракции.
Европоцентризм –культурно-философская позиция, рассматривающая европейскую цивилизацию и культуру в качестве высшего образца и подлинного источника всей цивилизации и культуры человечества.
Западники и славянофилы –противостоящие друг другу направления русской общественной мысли 40-50-х годов XIX века, стремившиеся осмыслить историческую взаимосвязь и перспективы России и Европы. Центральным вопросом противостояния З. и С. явился вопрос оценки исторического опыта Запада для России в связи с выбором пути назревших исторических преобразований российского общества. Для З. характерен акцент на необходимости творческого освоения Россией опыта Западной Европы, особенно в области общественно-политических преобразований. Они выступали за установление в России либерально-демократических порядков, отмену крепостного права, обеспечение гражданских прав, свободы личности, слова, печати и др. З. скептически или даже отрицательно оценивали историческую роль православия, не находили в нем достаточных потенций быть основой для будущего развития России. К З. принято относить таких мыслителей как А.И. Герцен, Н.П. Огарев, П.Я. Чаадаев, Т.Н. Грановский и др. З. настаивали на необходимости коренной ломки архаичных порядков российского общества, применения в этих целях радикальных методов борьбы. С. в противовес З. видели здоровую основу развития России не в ориентации на западноевропейский буржуазный путь, а в возрождении ее исторической самобытности, основу которой составляют исконные российские ценности: православие, патриотизм, соборность, общинные, артельные формы организации труда, народный быт и традиции. Выступая против крепостного права, С. отстаивали необходимость его отмены мирным, эволюционным путем. Главную роль в выработке идей С. сыграли А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин и др. Важной тенденцией С. было стремление к укреплению солидарности славянских народов.
Альтруизм –принцип поведения, основанный на бескорыстном принесение блага другому человеку. А. характерен для этики буддизма и особенно христианства («Возлюби ближнего как себя самого»).
Антиклерикализм – критическое отношение к церкви и ее служителям.
Аскетизм –мировоззренческая позиция и практика ограничения чувственных и материальных желаний с целью достижения духовного возвышения, просветления.
Гедонизм –мировоззренческая позиция и этическое учение, согласно которому смысл человеческого существования состоит в достижении удовольствия и наслаждения.
Гуманизм –мировоззренческая позиция, согласно которой человек является высшей целью общественного развития. Генезис идей Г. восходит к эпохе Возрождения. Существенную роль в осмыслении сути Г. сыграла идея И. Канта о том, что человек может быть для другого человека только целью, но не средством. В основе Г. лежит признание самоценности личности, ее права на свободу, счастье, развитие своих творческих потенций. С точки зрения Г. благо человека является критерием оценки всех социальных институтов, а принципы социальной справедливости, человечности – идеалами социального устройства общества.
Деизм –религиозное течение, признающее Бога в качестве первопричины мироздания, но отвергающее идею его дальнейшего вмешательства в мировые процессы и земные дела.
Апологетика –защита и оправдание положений какого-либо учения.
Атеизм -мировоззренческая позиция, состоящая в отрицании существования Бога. Атеизм противостоит религии и религиозному мировоззрению.
Толерантность – терпимость к иным взглядам, привычкам, традициям, отличным от тех, которых придерживается данный человек или группа.
Эвдемонизм – мировоззренческая позиция, согласно которой ориентиром нравственности является счастье и благо отдельного человека.
Атараксия –душевная невозмутимость, к которой согласно учению Эпикура должен стремится человек. А. достигается ограничением потребностей и наслаждений, устранением от общественных дел, избавлением от страха перед богами, смертью, непонятными явлениями природы, - считал Эпикур.
ДЕ: Будущее человечества
Глобальные проблемы современности –совокупность проблем, нарастание которых несет угрозу самому существованию человечества. К основным Г.п.с. относятся проблемы предотвращения мировой войны с применением оружия массового уничтожения; экологическая проблема (катастрофическое загрязнение и разрушение биосферы и геосферных оболочек планеты); демографическая (сочетание стремительного роста общей численности населения планеты с «депопуляцией» в ряде стран); нарастание разрыва в экономическом уровне и доходах граждан развитых и развивающихся стран, приводящего к росту масштабов нищеты, голода и неграмотности на земном шаре; международного терроризма и др. Глобальный характер этих проблем обусловлен тем, что они несут угрозу всем странам и народам планеты, а также тем, что их разрешение возможно только объединенными усилиями всего мирового сообщества.
Футурология – совокупность социальных учений и представлений о будущем человеческого общества, перспективах социальных изменений.