Религиозная средневековая философия.

Средневековая философия превратилась в инструмент религиозных споров о христологии (учении о человеческой и божественной сущности Христа),

эсхатологии (учении о конце истории и Страшном Суде),

креационизме (учении о творении мира Богом) и получила официальное признание в определении тринитарной (Отец, Сын, Святой Дух) божественной сущности.

Основной задачей философии в это время становится обоснование религиозных догматов, как-то:

доказательство существования Бога,

доказательство бессмертия души,

оправдание Бога за существование зла в мире и др.

В истории средневековой философии отмечают два периода и соответствующие им направления:

- патристику (учение отцов церкви), включающую в себя школы гностицизма, манихейства, апологетики, богословское наследие Аврелия Августина ( «Исповедь», «О граде божьем»: град земной – жизнь во плоти; град Божий – жизнь по духу)

- схоластику (учение монастырских школ), когда, собственно, философия служила теологии в поиске рациональных путей истинности доказательств Бога и веры через спор об универсалиях (номинализм и реализм).

Фома Аквинский – «Сумма теологий»:

1. Объединяет христиансоке вероучение с философией Аристотеля

2. Проблема веры и разума

3. 5 доказательств бытия Бога.

13.Философия эпохи возрождения. Философские идеи Ф. Бэкона. Сциентизм

Данная эпоха характеризуется развитием

промышленности, торговли,

мореплавания, военного дела и соответственно техники,

естествознания,

механики, математики,

невиданным творческим подъемом в сфере искусства, литературы, науки,

социально-политической мысли.

Само название эпохи говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре, воспринимающейся как образец для современности.

Переосмысливается христианская традиция, происходит секуляризация (обмирщвление) общественной жизни и культуры.

С XV в. начинается переходная в истории Западной Европы эпоха – эпоха Возрождения, создавшая свою блестящую культуру.

Важнейшим условием расцвета культуры в эпоху Возрождения явился слом диктатуры церкви.

Френсис Бекон (15611626 гг.) разработал доктрину философии, основанную на опытном знании и сформулировал идею универсальной реформы человеческого знания на базе утверждения опытного метода исследований и открытий.

Френсис Бекон считал, что все проблемы общества можно разрешить на основе научно-технического прогресса. Критиковал схоластику, призывал анализировать вещи.

Обосновал индуктивную концепцию научного познания, в основе которой лежит опыт и эксперимент, а также определенная методика их анализа и обобщения.

Учение о индукции научно-теоретическом обобщении знаний. Индукция должна производить в опыте разделение и отбор путем необходимых исключений и формулировать выводы. Индукция логический путь движения мысли, характеризующий переход знания от частного положения к более общему. Дедукция наоборот от общих положений к частному.

Истинапо Бекону это точное отображение предметов и явлений природы. Заблуждение искажение зеркального отображения действительности. Истину искажают «идолы» (ложные представления, предрассудки):

1. Идолы «рода» обусловлены человеческими чувствами и разумом. Чувственное познание несовершенно.

2. Идолы «пещеры» у каждого человека есть своя «пещера», которые и вводят его в заблуждение (индивидуальные особенности характера, воспитания, психики человека). Человек может неадекватно воспринимать объективную действительность. Исправить это может коллективный опыт.

3. Идолы «площади» неправильное употребление слов (особенно на рынках и площадях). Вместе с языком мы бессознательно усваиваем предрассудки прошлых поколений и оказываемся в плену заблуждений.

4. Идолы «театра» многие заблуждения коренятся в некритическом усвоении чужих мыслей, т.е. человек часто подвержен влиянию авторитетов.

Все эти идолы могут быть преодолены на основе построения новой науки и внедрения индуктивного метода. Учение Бэкона о «идолах» попытка очистить сознание исследователя от схоластики и способствовать распространению знаний

Рационализм Р. Декарта

Рене Декарт (15961650 гг.) французский философ, математик, физик, физиолог. Является родоначальником рационализма рационалистической методологии в теории познания. Средством познания сделал метод универсального сомнения, основанный на разумном скептицизме. «Сомнение есть прием для нахождения безусловно достоверного знания».

Знаменитое высказывание Рене Декарта: «Я мыслю следовательно, существую» это тезис о том, что мы, познавая действительность, можем усомниться в чем угодно, кроме того, что человек мыслит.

В своем основном труде «Рассуждения о методе» он пишет о том, что метод универсального сомнения должен превратить познание в организованную деятельность, освободив его от случайностей.

Правильный метод должен быть эффективным.

В отличие от Френсиса Бекона, который разрабатывал индуктивный метод и обращался к опыту, Рене Декарт обращался к разуму. Главный метод познания для Рене Декарта дедукция, которая опирается на аксиомы. «Истинное знание свой источник находит в разуме».

Истинная дедукция должна состоять в получении нового знания. Согласно Декарту, решающим свидетельством истинности знания является его внутренняя логичность, ясность и очевидность. Логическими признаками достоверности знания является всеобщность и необходимость. Данные истины невозможно вывести из опыта, так как они содержаться в разуме и присущи нам с рождения. Однако рационалисты не пренебрегали опытом, считая его результаты подтверждением аксиом.

15. немецкая классическая философия.
Жизнь и философия И.Канта

Родоначальник немецкой классической философии. Заслуга Канта состоит в том, что он отделил вопросы о существовании Бога, души, свободы – вопросы теоретического разума – от вопроса практического разума: что мы должны делать.

Он попытался показать, что практический разум, говорящий, в чем наш долг, шире разума теоретического и независим от него.

Кант выступил с критикой по отношению к притязаниям старой метафизики, претендовавшей на познание Бога, души, свободы. Вместе с тем он подтвердил познаваемость природы.

Человек по Канту, есть высшая ценность. У каждого человека есть свое достоинство. Он оберегает свое достоинство. Но он должен понимать, что достоинство другого человека есть, следовательно, тоже высшая ценность.

Человек обладает свободой выбора поступка. Поступки людей оцениваются с позиций категорий добра и зла. Эти понятие нам даны свыше.

Наше нравственное сознание неизбежно приходит к выводу, что есть Бог как символ нравственного идеала. Исходя из этих двух положений (человек есть высшая ценность, а Бог есть символ нравственного идеала), Кант формулирует свой нравственный закон, который должен регулировать нравственные отношения между людьми. Этот закон носит название категорический императив (предписание). Сутьего в следующем :поступай так, чтобы правило твоей воли могло иметь силу принципа всеобщего законодательства; такое правило должно распространятся на всех, в том числе и на тебя; относится к другим людям надо также, какого отношения ты ждешь к своей персоне; к человеку нельзя относится как к средству для решения своих интересов.

Философская система Ф. Гегеля.
Высшей ступени своего развития диалектика в идеалистической форме достигла в философии Гегеля (1770-1831), который был великим представителем объективного идеализма.

Гегелевская система объективного идеализма состоит из трех основных частей. В первой части своей системы в «Науке логики» Гегель изображает мировой дух (называемый им здесь «абсолютной идеей») таким, каким он был до возникновения природы, т.е. признает дух первичным. Идеалистическое учение о природе изложено им во второй части системы в «Философии природы». Природу Гегель как идеалист считает вторичной, производной от абсолютной идеи. Гегелевская идеалистическая теория общественной жизни составляет третью часть его системы «Философию духа». Здесь абсолютная идея становиться по Гегелю «абсолютным духом». Таким образом, система взглядов Гегеля носила ярко выраженный идеалистический характер. Существенная позитивная особенность идеалистической философии Гегеля состоит в том, что абсолютная идея, абсолютный дух рассматривается им в движении, в развитии. Учение Гегеля о развитии составляет ядро гегелевской идеалистической диалектики и целиком направлено против метафизики. Особенное значение в диалектическом методе Гегеля имели три принципа развития, понимаемые им как движение понятий, а именно: переход количества в качество, противоречие как источник развития и отрицание отрицания.

Наши рекомендации