Возникновение науки. Основные этапы социализации науки.
В начале 19 века появилась новая дисциплина «история науки». В 1892 году во Франции открыта первая кафедра истории науки.
В исследованиях по истории науки возможны 2 установки:
1. Презентизм - когда прошлое (история) объясняется языком современности. 2. Антиквариум – картина прошлого составляется без ссылок на современность.
В 1931 году в Лондоне на 2-м Международном Конгрессе историков науки прозвучал доклад советского ученого Гессена «О социально экономических корнях механики Ньютона». В результате возникло целое направление в науке 1.экстернализм, его представители старались выявить связь между социально-экономическими изменениями общества и развитием науки
2.интерналистское (имманентное).Суть: наука рождается не благодаря воздействию извне, социальной действительности, а благодаря внутренней социальной эволюции; главный стимул эволюции науки – изменение стиля мышления.
Томас Кун в работе «Структура научных революций» попытался соединить и снять противоречия между этими двумя подходами. Он считает, что экстерналистский и интерналистский подходы не противоречат друг другу, а дополняют друг друга: экстернализм объясняет сам факт возникновения науки, а интернализм описывает состояние зрелой науки.Существуют 3 модели, которые пытаются реконструировать историю науки:
1. Модель Куна: развитие науки осуществляется через научные революции
2. История науки рассматривается как кумулятивный, поступательный и прогрессивный процесс (каждый последующий этап науки опирается на предыдущие достижения;
3. История науки рассматривается как совокупность индивидуальных ситуаций
Периодизация науки
1 этап.Преднаука (доклассический этап);
Зарождение элементов научных знаний (Египет, Шумеры, Греция, Рим), Средние века, первая половина эпохи Возрождения.
Отсутствие теоретического знания. Шумеры – дали миру колесо, бронзу, цветное стекло, гончарный круг, календарь года. Теоретическое знание не оформлено.
Греция– 6-4 века до н.э. Пифагорейский союз – впервые предложили математическую модель мира. Средние века (5-15 века). В это время принимаются только всеобщие, доказательные знания. Но таким знанием обладает только Творец.
2 этап.Классическая наука (к.16-нач17 в. -- до к. 19-нач 20 в). Только с этого периода наука выступает в трех аспектах: как знание, как деятельность и как социальный институт. + Грандиозная реформация: дифференциация наук,Методология науки.
Ф. Бэкон – автор методологии эмпиризма, предложил свою классификацию наук на основе способностей человека: Память – история; Воображение – поэзия; Рассудок – наука в собственном смысле. Высшей наукой, которая объединяет все другие, является философия.
Декарт «Я мыслю → я существую»(1596-1650) – основоположник рационалистической методологии. В представлении о целях науки Декарт и Бэкон едины – знание должно быть полезно.
Вся его система основана на важнейших принципах (все подвергать сомнению) и получила название – картезианская система, картезианское сомнение.
К 17 веку в результате работ Ньютона, Лейбница воцарилась механическая картина мира: вселенная – совокупность бесконечного числа неделимых частиц, которые перемещаются в абсолютном пространстве и абсолютном мире. Человек также рассматривался как механическая система, машина.
В середине 19 века Менделеев открыл периодический закон химических элементов.
В физике Фарадей ввел понятие э/м поля, Максвелл разработал математическую теорию э/м поля. В результате была создана вторая научная картина мира (электромагнитная).
Большие открытия в области социально-гуманитарных наук (пример: Маркс – создание великой экономической теории).
3 этап. Неклассическая наука (к19-н 20в). период создание релятивистской и квантовой теории. Принципиальная методологическая идея – отвержение объективизм классической науки. Доказывает следующее: наши представления о мире, реальности зависят от используемых средств познания, и от субъективного фактора (существует прямая корреляция.) Благодаря новым средствам познания была совершена новейшая революция в области естествознания.
В конце 19- начале 20 века были сформулированы сразу 2 научные картины мира. Беккерель открыл лучи (произвольное излучение урановой соли); Супруги Кюри открыли явление радиоактивности; - Томпсон выявил составную часть атома – электрон; - Планк предложил новый подход: рассматривать энергию э/м излучения в виде дискретных частей (порций), называемых квантами, и получил уравнение теплового излучения.
В результате этих наработок: Вселенная – метогалактика - доступная наблюдению и исследованию часть мира (размеры уточняются).
4 этап.Постнеклассическая (современная) наука (с 60-70-х годов 20 века).Процесс информатизации, математизация (и в сфере гуманитарных наук); идея развития принимается совр наукой - эволюционная химия, физика позже приняла; разработки генной технологии на основе молекулярной биологии; нейрокомпьютеры, математическое и компьютерное моделирование. Основная идея: синтез научных знаний, стремление создать общенаучную картину мира на основе главного принципа – принципа универсального эволюционизма:
1. Системный подход;
2. Эволюционный подход.
Главные направления развития науки:- теория нестационарности Вселенной; - развитие синергетических идей (но синергетика не подходит к рассмотрению индивида); - теория биологической эволюции; - на основе идей рациональности в 21 веке происходит ориентация на сближение двух типов мышления: западного и восточного.
Задачи: выявить общие з-ны научные (выявлены только общие философские).