Феномен научной рациональности. Наука и вненаучные знания в современной культуре.

Наука – это форма социально-организованной познавательной деятельности, направленной на получение нового объективного истинного знания на основе опережающего отражения действительности.

Современные ученые, размышляя о специфике развития науки, подчеркивают, что она прежде всего отличается своей рациональностью, представляет собой развертывание рационального способа освоения мира. С рациональностью в первую очередь следует связать образ мыслей и действий, обладающий разумностью, целесообразностью, ясностью, отчетливостью. Рационалист хочет видеть мир законосообразным. Можно сказать, что рациональность — это прежде всего определенный способ вписывания человека в мир. Человек может соотноситься с миром посредством любви к природе, к Богу, к жизни. Рациональность — это такое вписывание в мир, которое опосредовано предварительной работой в мыслительном, идеальном плане и связано с пользой, надежностью, целесообразностью и общезначимостью. Следовательно, если вы рационалист, то вы предваряете все свои действия их апробацией в мыслительном, идеальном плане. Вы сначала трансформируете реальную ситуацию в идеальный объект, производите различного рода эксперименты и прикидки и лишь затем, получив удовлетворительную схему деятельности, действуете. Однако это в идеале.

Бесспорно, что рациональность предстает как наиболее адекватное средство проникновения на теоретический уровень исследования, где за видимостью исследователь пытается распознать сущность, основу, причину и закономерность данного феномена. Но как отличить уровень научной работы с теоретическими идеальными объектами от неудержимого фантазирования и разгулявшегося воображения. Последние вряд ли могут отнесены к рациональному. Интуиция, воображение, фантазия всегда считались внерациональными способами постижения мира. Получается, что рациональным может быть не любое мысленное конструирование идеальных объектов, не любое создание идеальных миров, но лишь то, которые отвечает каким-то параметрам, критериям, требованиям.

Наука рассматривается в единстве трех аспектов:

1 Наука как знание.

2 Наука как деятельность.

3 Наука как социальный институт.

Совокупность 1-3 называется «Большой наукой» (она возникла в 16-17 веках).

1. Наука как знание – система эмпирических и теоретических, фундаментальных и прикладных, описательных и объяснительных, качественных и количественных познавательных единиц. Каркас этой системы, главная цель всех ученых – объективные законы.

2. Наука как деятельность – особый специализированный вид деятельность, направлена на получение нового знания. Он является социальным по своей природе. Научная деятельность уникальна (неповторима), универсальна, дисциплинированна, коллективная.

3. Наука как соц. институт -это система общих организаций, учреждений, которые вырабатывают, хранят и распространяют научные знания.

Не всякое знание является научным. Есть многообразные формы вненаучного знания (религиозное, практическое и др.)

Критерии научного знания: - объективность; - адекватность; - истинность; - обоснованность; - системность.

Научное знание претендует на раскрытие сущности, формулировку законов, создание теорий. Вненаучное – ненаучное. Если отсутствуют критерии научного знания – знание считается ненаучным.Вненаучное– это знание, которое имеет свой стиль мышления, свой способ доказательства, свой способ получения. (пример – астрология: формы обоснования адекватности - другие).

Позиция сегодняшнего дня:наука – не единственный канал освоения мира (с 16 века наука претендовала на единственный канал). Сейчас наука не отрицает другие каналы познания мира (например, экстрасенсорное восприятие, ясновидение и др.), но не может это объяснить.

Характеристики псевдонауки (лженауки, антинауки - синонимы):

- деятельность, имитирующая научную деятельность, но не являющаяся таковой;

- использование неподтвержденных сведений.

Критерий Поппера: теория не может быть признана научной, если нельзя провести эксперимент, подтверждающий ее.

Паранаука – антисциентисткая направленность, считает ограниченными возможности науки в познании мира (например, алхимия, астрология).

Псевдонаука – искажение фактов, несоответствие критерию Поппера, аппеляция к здравому смыслу или авторитету, использование недостоверных данных, опора на религиозные, идеологические установки, отсутствие обратной связи с объектом исследования.


Наши рекомендации