Наука как специфическая форма познания в современном мире. Сущность и функции науки.

Наука – это форма социально-организованной познавательной деятельности, направленной на получение нового объективного истинного знания на основе опережающего отражения действительности.

Наука рассматривается в единстве трех аспектов:

1. Наука как знание.

2. Наука как деятельность.

3. Наука как социальный институт.

Совокупность 1-3 называется «Большой наукой» .

1. Наука как знание – система эмпирических и теоретических знаний, фундаметальных и прикладных. Каркас этой системы, главная цель всех ученых – объективные (формирование) законы.

Не всякое знание является научным. Есть многообразные формы вненаучного знания (религиозное, практическое и др.)

Критерии научного знания:

- объективность; - адекватность; - истинность; - обоснованность; - системность,- проверяемо.

Научное знание претендует на раскрытие сущности, формулировку законов, создание теорий.

Виды научного знания:

1. Естественно-научное(сов-ть наук о природе)механика, биология, химия, физика);

2. Гуманитарное (социально-гуманитарное);об общ-ве и чел-ке

3. Техническое.об исскуств. объектах

Отсюда следуют классификации наук, ученых степеней и др.

2. Наука как деятельность.

Наука – специализированный вид деятельности, направленный на познание мира, явлений окружающей действительности. (Наука – вид деятельности, имеющий специфические методы, формы, …. ориентированный на получение нового знания.)

Основные характеристики научной деятельности

- универсальность (кооперация современников и предшественников);

- абсолютна уникальна (любой научный поиск является инновационным и неповторимым);

- нестоимостная производительность;

- дисциплинированность (это организационный процесс; регулируется как извне – социальными нормами, так и изнутри);

- коллективность, коммунальность (понятие «научное сообщество» ввел Полани, характеризует коллективный характер научной деятельности (республика ученых, научная школа и др.)).

Научное сообщество – совокупность исследователей со специализированной исходной научной подготовкой, которые едины в понимании цели науки и отношении к социальной среде.

Уровни научного сообщества: - сообщество всех ученых в мире; - национальное сообщество ученых; - сообщество ученых в рамках одной специальности;

- группа ученых, которые заняты одной проблемой (включены в неформальную систему коммуникаций).

3. Наука как социальный институт

В рамках этого аспекта выделяется социальная природа науки. Наука как социальный институт возникает в 17 веке. С этой точки зрения науку рассматривают как систему общественных организаций, которые вырабатывают, хранят и распространяют знание (разработчики, трансляторы, знатоки).

Этапы науки как социального института

1. Архаичный период (мастерские, школы) – «делай, как учитель», «делай, как они», затем – «делай, как можешь». Примеры: Академия Платона, Ликей Аристотеля, Пизанские и Валлонская юридические школы.

2. кон.12-нач.13 века – Возникновение ВШ в мире. Первый университет – Болонская юридическая школа, Сорбонна, Пражский университет, Кембридский, Оксфордский.

3.кон.16- первая половина 17 века. Первые вольные сообщества ученых (исследовательский сектор науки). Со второй половины 17 века возникают первые Академии наук. Первая – Флорентийская академия опытов, 1662 – Лондонская, 1666 – Парижская, 1700 – Берлинская, 1724 – Петербургская, 1675 – Гринвичская обсерватория, 1672 – Парижская обсерватория. 1751 г. – вышел в свет первый научный журнал «Энциклопедия искусств, наук и ремесел».

4. этап специализации научн.учреждений со второй пол. 18 века возникли специализированные учебные заведения (горные, агрокультурные, технические и др.)

Сущность науки

Наука представляет собой специфическую область человеческой деятельности, в которой создается интеллектуальная продукция в форме получения новых знаний об объектах материального мира, познаний объективных законов развития общества с целью их использования в практической деятельности людей. Наука занимает особое место в человеческой деятельности в отличие от сферы материального производства и других сфер интеллектуальной деятельности (искусство, литература), с которыми она тесным образом взаимосвязана.

Функции науки:

- культурно-мировоззренческая (наука – важнейший фактор формирования мировоззрения человека и общества);

- наука является непосредственной производительной силой (в результате бурного научно-технического развития). Научное знание широко используется для создания новых технологий и средств производства.

- наука выполняет функцию социальной силы (научные методы и формы широко используются при решении общественных проблем).


Наши рекомендации