Наука как специфическая форма познания в современном мире. Сущность и функции науки.
Наука – это форма социально-организованной познавательной деятельности, направленной на получение нового объективного истинного знания на основе опережающего отражения действительности.
Наука рассматривается в единстве трех аспектов:
1. Наука как знание.
2. Наука как деятельность.
3. Наука как социальный институт.
Совокупность 1-3 называется «Большой наукой» .
1. Наука как знание – система эмпирических и теоретических знаний, фундаметальных и прикладных. Каркас этой системы, главная цель всех ученых – объективные (формирование) законы.
Не всякое знание является научным. Есть многообразные формы вненаучного знания (религиозное, практическое и др.)
Критерии научного знания:
- объективность; - адекватность; - истинность; - обоснованность; - системность,- проверяемо.
Научное знание претендует на раскрытие сущности, формулировку законов, создание теорий.
Виды научного знания:
1. Естественно-научное(сов-ть наук о природе)механика, биология, химия, физика);
2. Гуманитарное (социально-гуманитарное);об общ-ве и чел-ке
3. Техническое.об исскуств. объектах
Отсюда следуют классификации наук, ученых степеней и др.
2. Наука как деятельность.
Наука – специализированный вид деятельности, направленный на познание мира, явлений окружающей действительности. (Наука – вид деятельности, имеющий специфические методы, формы, …. ориентированный на получение нового знания.)
Основные характеристики научной деятельности
- универсальность (кооперация современников и предшественников);
- абсолютна уникальна (любой научный поиск является инновационным и неповторимым);
- нестоимостная производительность;
- дисциплинированность (это организационный процесс; регулируется как извне – социальными нормами, так и изнутри);
- коллективность, коммунальность (понятие «научное сообщество» ввел Полани, характеризует коллективный характер научной деятельности (республика ученых, научная школа и др.)).
Научное сообщество – совокупность исследователей со специализированной исходной научной подготовкой, которые едины в понимании цели науки и отношении к социальной среде.
Уровни научного сообщества: - сообщество всех ученых в мире; - национальное сообщество ученых; - сообщество ученых в рамках одной специальности;
- группа ученых, которые заняты одной проблемой (включены в неформальную систему коммуникаций).
3. Наука как социальный институт
В рамках этого аспекта выделяется социальная природа науки. Наука как социальный институт возникает в 17 веке. С этой точки зрения науку рассматривают как систему общественных организаций, которые вырабатывают, хранят и распространяют знание (разработчики, трансляторы, знатоки).
Этапы науки как социального института
1. Архаичный период (мастерские, школы) – «делай, как учитель», «делай, как они», затем – «делай, как можешь». Примеры: Академия Платона, Ликей Аристотеля, Пизанские и Валлонская юридические школы.
2. кон.12-нач.13 века – Возникновение ВШ в мире. Первый университет – Болонская юридическая школа, Сорбонна, Пражский университет, Кембридский, Оксфордский.
3.кон.16- первая половина 17 века. Первые вольные сообщества ученых (исследовательский сектор науки). Со второй половины 17 века возникают первые Академии наук. Первая – Флорентийская академия опытов, 1662 – Лондонская, 1666 – Парижская, 1700 – Берлинская, 1724 – Петербургская, 1675 – Гринвичская обсерватория, 1672 – Парижская обсерватория. 1751 г. – вышел в свет первый научный журнал «Энциклопедия искусств, наук и ремесел».
4. этап специализации научн.учреждений со второй пол. 18 века возникли специализированные учебные заведения (горные, агрокультурные, технические и др.)
Сущность науки
Наука представляет собой специфическую область человеческой деятельности, в которой создается интеллектуальная продукция в форме получения новых знаний об объектах материального мира, познаний объективных законов развития общества с целью их использования в практической деятельности людей. Наука занимает особое место в человеческой деятельности в отличие от сферы материального производства и других сфер интеллектуальной деятельности (искусство, литература), с которыми она тесным образом взаимосвязана.
Функции науки:
- культурно-мировоззренческая (наука – важнейший фактор формирования мировоззрения человека и общества);
- наука является непосредственной производительной силой (в результате бурного научно-технического развития). Научное знание широко используется для создания новых технологий и средств производства.
- наука выполняет функцию социальной силы (научные методы и формы широко используются при решении общественных проблем).