Отличие науки от обыденного познания: 1)форма организации научного знания - рационально-логическая, позволяющая представить знание в правиле, формуле и т.д. 2)наука ориентируется на познание сущности

Наука - система исследовательской деятельности общества, направленная на пр-во новых знаний о природе, обществе и человеке. Наука как специфический тип духовного производства, как соц. институт возникает в Новое время (XV - XVII вв.).

Развитие капитализма влияет на возникновение науки через господствующую идеологию - протестантизм. Протестантизм перестраивает обыденное сознание в духе рационализма и практицизма. Успех в делах объявляется богоугодным делом.

Науки - естественные и общественные. Ряд наук изучает сам процесс познания - логика, Ф. и т.д. Цель научного познания - объективная истина. Основные особенности научного познания: 1)обнаружение объективных законов действительности. 2)наука ориентирована на воплощение в практике. 3)результат научного познания - целостная развивающаяся система понятий, теорий и т.д. 4)особый язык науки - категориальный аппарат. 5) наука работает с идеальными объектами. 6)занятие наукой требует особой подготовки субъекта познания. 7)наука формирует знания о методах научного познания, т.е. методологию.

Отличие науки от обыденного познания: 1)форма организации научного знания - рационально-логическая, позволяющая представить знание в правиле, формуле и т.д. 2)наука ориентируется на познание сущности

Отличие науки от искусства - худ. образ содержит отпечаток личности, субъективный момент, а наука отгораживается от субъективизма.

ГЕНЕЗИС НАУКИ

– дискуссионная проблема в истории науки, связанная с выявлением исторических условий формирования науки, в решении которой сложилось два противоположных подхода (экстернализм и интернализм) и четыре основных версий её возникновения. С точки зрения эстернализма (от лат. extro– вне) появление науки обусловлено полностью внешними для неё обстоятельствами: социальными, экономическими и др.), поэтому основная задача изучения науки сводится к реконструкции социальных условий научно-познавательной деятельности на определённых этапах её развития. Интернализм (от лат. intro – внутри) основным фактором развития науки рассматривает сложившиеся на определённом этапе развития науки способы решения научных проблем (парадигмы), методологические программы, соотношения традиций и новаций, т.е. факторы, связанные с внутренней природой научного знания, поэтому основной задачей изучения науки является описание познавательных процессов. К основным версиям происхождения науки относят. 1) Начало науки, связанное с цивилизацией Древнего Египта (IV тыс. до н.э.), когда ограниченная группа людей (посвящённые), располагала глубокими знаниями в области математики, медицины, географии, астрономии, химии и др., считая их тайными и магическими, оказав сильное влияние на развитие человеческих знаний и, особенно, в Индии, Персии, Китае, Греции, Риме. 2) Наука возникла в античной Греции в VI в. до н.э. где первые философы были одновременно и учёными, их основной интерес был связан с рациональным объяснением устройства мироздания, а личностнообразная форма мифа была заменена безличностно-понятийной формой философии (олицетворение уступает место абстракции), большое внимание уделяется системе доказательств, что позволило перейти к рациональному мышлению, как началу научного познания. 3) Наука возникла в позднем средневековье (в культуре Западной Европы в XII-XIV вв.) и была связана с деятельностью английского епископа Роберта Гроссетеста и английского монаха Роджера Бэкона, которые утверждали необходимость опытного познания природы и перехода к индукции как метода познания. 4) Рождение науки в современном смысле слова датируется Новым временем (XVI-XVII вв.) и связано с именами Коперника (коперниковский переворот), Галилея и Ньютона, создавших научную картину мира, основанную на законах классической механики.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Формирование наук осуществлялось очень медленно. «Принято считать, что к

середине XVIII в. сформировались только четыре науки: механика, физика,

математика и астрономия. Великие системы биологии, как и первые основные законы

химии, пришлись на конец XVIII — начало XIX в., основные идеи геологии

находи­лись в то время в стадии формирования»

Древнегреческий период

Естественнонаучные знания Древнего Востока проникли в Древнюю Грецию в VI в. дон.э. и обрели ста­тус науки как определенной системы знаний. Эта науканазыва­лась натурфилософией (от лат. natura — природа).Натурфилософы были одновременно и философами, и учеными. Они воспринима­липрироду во всей ее полноте и были исследователями в различ­ных областях знания.Эта стадия развития науки характеризуется концептуальным хаосом, проявлениемкоторого и стала конку­ренция различных воззрений на природу. Во всех трудахдревнегре­ческих ученых естественнонаучные идеи тонко вплетены в фило­софскуюнить их мысли.В VI в. до н.э. в древнегреческом городе Милете возникла перваянаучная школа, известная прежде всего не своими достижениями, а своимиисканиями. Основной проблемой этой школы была про­блема первоначала всехвещей: из чего состоят все вещи и окружа­ющий мир? Предлагались разныеварианты того, что считать пер­воосновой всех вещей: огонь (Гераклит), вода(Фалес), воздух (Анак-симен), апейрон (Анаксимандр). Следует особо подчеркнуть,что эти первоосновы не сводились просто к огню, воздуху или воде. На­пример,Фалес понимал под «водой» текучую субстанцию, охва­тывающую все существующее вприроде. Обычная вода входит в это обобщенное понятие как один из элементов.Другое научное сообщество рассматриваемого периода, пифа­горейцы,в качестве первоначала мира — взамен воды, воздуха или огня — ввели понятиечисла. Они также отмечали связь между законами музыки и числами. Согласноих учению, «элементы чи­сел должны быть элементами вещей». Пифагор (582—500 гг.до н.э.) был не только известным математиком и астрономом, но и ду­ховнымлидером своих учеников и многих ученых того времени. Пифагорейцы проповедовалитип жизни в по­исках истины, научное познание, которое, как они считали, и естьвысшее очищение - очище­ние души от тела. Следует отметить, что пифагорейскиечисла не соответствуют современным абстрактным представлениям о них.Пифагорейское число тянуло за собой длинный «шлейф» физи­ческих, геометрическихи даже мистических понятий.Исследование первоосновы вещей вслед за учеными милетской школы былипродолжены Демокритом (ок. 460-370 гг. до н.э.) и его учителем Левкиппом, которые ввели понятие атома. Новое учение,атомистика, утверждало, что все в мире состоит из ато­мов — неделимых,неизменных, неразрушимых, движущихся, не­возникающих, вечных, мельчайшихчастиц. Учение об атоме явилось гениальной догадкой, которая намного опередиласвое время и служила источником вдохновения для многих его последователей.Самой яркой фигурой античной науки того периода был вели­чайший ученый и философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.), авто­ритет которого был незыблемымболее полутора тысяч лет. Аристотель в совершенстве освоил учение своегоучителя Платона, но не повторил его путь, а пошел дальше, выбрав своесобственное направление в научном поиске. Если для Платона было характерносостояние вечного по­иска без конкретной окончательной позиции, то научный духАри­стотеля вел его к синтезу и систематизации, к постановке про­блем идифференциации методов. Он наметил магистральные пути развития метафизики,физики, психологии, логики, а также эти­ки, эстетики, политики.Сочинения Аристотеля разнообразны по тематике, многочис­ленны по объему изначительны по влиянию, которое они оказа­ли на дальнейшее развитие различныхнаук. Среди его естествен­но-научных работ следует выделить прежде всего«Категории», «Об истолковании», «Физика», «О небе», «Метеорологика»,«Мета­физика», «История животных», «О частях животных», «О пере­движенииживотных», трактаты по логике. Во многих из этих книг Аристотельпродемонстрировал всесторонние и глубокие по тому времени знания.Аристотель разделял все науки на три больших раздела: науки теоретические ипрактические, которые добывают знания ради достижения моральногосовершенствования, а также науки про­дуктивные, цель которых — производствоопределенных объектов. Формальная логика, созданная Аристотелем,просуществовала в предложенной им форме вплоть до конца XIX в. Зарождение медицины как самостоятельного научного знания связано с именем Гиппократа (460—370 гг. до н.э.), который при­дал ей статус науки исоздал эффективно действующий метод, преемственно связанный с ионийскойфилософией природы. За этим методом стояли усилия древних философов датьестествен­ное объяснение каждому явлению, найти его причину и цепочкуследствий, веру в возможность понять все тайны мира. Медицинс­кие трудыГиппократа многочисленны и разнообразны. Основной его тезис: медицина должнаразвиваться на основе точного мето­да, систематического и организованногоописания различных за­болеваний.

Эллинистический период.



Первой из эллинистических школ была школа Эпикура (341—270 гг. дон.э.). Эпикур делил филосо­фию на три части: логику, физику и этику.Эпикурейская физи­ка — это целостный взгляд на реальность. Эпикур развилидеи атомистики, заложенные Левкиппом и Демокритом. В его школе былопоказано, что атомы различаются весом и формой, а их раз­нообразие небесконечно. Для объяснения причины движения ато­мов Эпикур ввел понятиепервоначального толчка (первотолчка).С 332 г. до н.э. началось сооружение города Александрии, кото­рый сталосновным научным центром эллинистической эпохи, центром притяжения ученыхвсего средиземноморского региона.В Александрии был создан знаменитый Музей, где были собранынеобходимые инструменты для научных исследований: биологи­ческих, медицинских,астрономических. К Музею была присоеди­нена Библиотека, котораявмещала в себя всю греческую литера­туру, литературу Египта и многих другихстран. Объем этой Биб­лиотеки достигал 11,7 тыс. книг, в ней нашла отражениекультура всего античного мира.В первой половине III в. до н.э. в Музее велись серьезные меди­цинскиеисследования. Герофил и Эрасистрат продвинули анато­мию ифизиологию, оперируя при помощи скальпеля. Герофилу медицина обязанамногими открытиями. Например, он доказал, что центральным органом живогоорганизма является мозг, а не сердце, как думали ранее. Он изучил разновидностипульса и его диагностическое значение.В эллинистический период начали составляться труды, объе­динявшие все знания вкакой-либо области. Так, например, одно­му из крупнейших математиков тогопериода Евклиду принадле­жит знаменитый труд «Начала», где собраны воедино все дости­жения математической мысли. Опираясь нааристотелевскую логику, он создал метод аксиом, на основе которого построил всездание геометрии. По сути аксиомы есть фундаментальные утверждения интуитивногохарактера. Часто в виде аргументации Евклид ис­пользовал метод «приведения кабсурду».Выдающимся ученым эллинистического периода был матема­тик-теоретик Архимед (287—212 гг. до н.э.). Он был автором многих остроумныхинженерных изобретений. Его баллистические орудия и зажигательные стеклаиспользовались при обороне Сиракуз. Среди множества работ особое значение имеютследующие: «О сфере и цилиндре», «Об измерении круга», «О спиралях», «Оквадратуре параболы», «О равновесии плоскости», «О плавающих телах». Архи­медзаложил основы статики и гидростатики.Систематизатором географических знаний был друг Архимеда Эрастофен. Исторической заслугой Эрастофена яви­лось применениематематики к географии для составления первой карты с меридианами ипараллелями.Следует отметить, что в рассматриваемый период завершили свое формированиеосновополагающие элементы наиболее древних наук — математики (прежде всегогеометрии), астрономии и медицины. Кроме того, началось формирование отдельныхесте­ственных наук, методами которых могут считаться наблюдение и измерение.Все эти науки создавались жрецами Египта, волхвами и магами Междуречья,мудрецами Древней Индии и Древнего Китая. Натурфилософы Древней Греции былитеснейшим образом связаны с этими жрецами, а многие являлись ихнепосредствен­ными учениками. Все науки того времени были тесно вплетены вфилософско-религиозную мысль и по существу считались знанием элиты (религиознойили философской) древнего общества[4].

1.3. Древнеримский период античной натурфилософии.

В 30-х гг. до н.э. новым научным центром становится Рим со своими интересамии своим духовным климатом, ориентированным на практичность ирезультативность. Закончился период расцвета великой эллинис­тической науки.Новая эпоха может быть представлена работами Птолемея в астрономии и Галена вмедицине. Птолемей жил, возможно, в 100-170 гг. н.э. Особое место сре­ди егоработ занимает «Великое построение» (в арабском перево­де — «Альмагест»),которая является итогом всех астрономических знаний того времени. Этаработа посвящена математическому опи­санию картины мира (полученной отАристотеля), в которой Солн­це, Луна и 5 планет, известных к тому времени,вращаются вокруг Земли. Из всех наук Птолемей отдает предпочтение математикеввиду ее строгости и доказательности. Мастерское владение математическимирасчетами в области астрономии совмещалось у Птолемея с убеж­дением, что звездывлияют на жизнь человека. Геоцентрическая картина мира, обоснованная имматематически, служила основой мировоззрения ученых вплоть до опубликованиятруда Н.Копер­ника «Об обращении небесных сфер».Наука античного мира обязана Галену (130-200 гг.?) система­тизацией знания в области медицины. Он обобщил анатомическиеисследования, полученные медиками александрийского Музея; ос­мыслил элементызоологии и биологии, воспринятые от Аристо­теля; теорию элементов, качеств ижидкостей системы Гиппокра­та. К этому можно добавить его телеологическуюконцепцию.

1.4. Вклад Арабского мира в развитие естествознания.

В эпоху Средних веков возросло влияние церкви на все сферы жизни общества.Европейская наука переживала кризис вплоть до XII-XIII вв. В это время эстафетудвижения научной мысли Древ­него Мира и античности перехватил Арабский мир,сохранив для человечества выдающиеся труды ученых тех времен. Ф. Шиллер писал,что арабы как губка впитали в себя мудрость античности, а затем передали егоЕвропе, перешедшей из эпохи варварства в эпоху Возрождения[5].Ислам, объединив всех арабов, позволил им потом в течение двух-трех поколенийсоздать огромную импе­рию, в которую помимо Аравийского полуострова вошлимногие страны Ближнего Востока, Средней Азии, Северной Африки, половинаПиренейского полуострова. Развитие исламской государ­ственности в VIII—XIIвв. оказало благотворное влияние на обще­мировую культуру. К Х в.сформировались наиболее крупные куль­турные центры Арабского мира: Багдад иКордова. В этих городах было много общественных библиотек, книжных магазинов,суще­ствовала мода и на личные библиотеки.Арабский мир дал человечеству много выдающихся ученых и организаторов науки.Так, например, Мухаммед, прозванный аль-Хорезми (первая половина IX в.) былвыдающимся астрономом и одним из создателей алгебры; Бируни (973-1048) —выдающийся астроном, историк, географ, минералог; Омар Хайям (1201— 1274) —философ и ученый, более известный как поэт; Улугбек (XV в.) — великийастроном и организатор науки, один из на­следников Тимура, а также Джемшид,Али Кушчи и многие дру­гие ученые.Аль-Хорезми значительно улучшил таблицы движения планет и усовершенствоваластролябию — прибор для определения поло­жения небесных светил. Бируни совсей решительностью утверж­дал, что Земля имеет шарообразную форму, изначительно уточ­нил длину ее окружности. Он также допускал вращение Земливокруг Солнца. Омар Хайям утверждал, что Вселенная существует вечно, а Земляи другие небесные тела движутся в бесконечном пространстве.

Формы научного познания.

Новый метод формирования знаний позволяет не только изучать, но и анализировать объекты и явления. Теория. Формы научного познания классифицируются на:

  • Гипотеза – проверка на логическую непротиворечивость и совместимость с фундаментальными принципами данной науки;
  • Проблемы;
  • Теория – это конкретное знание определенной области действительности, представляющее целостную систему утверждений и понятий, позволяющая объяснить функционирование и развитие данной модели.

Теория не только характеризует, но и поясняет функциональность явлений и процессов.

Методы естественнонаучных исследований

Научное знание представляет собой систему, имеющую несколько уровней познания, различающихся по целому ряду параметров. В зависимости от предмета, характера, типа, метода и способа получаемого знания выделяют эмпирический и теоретический уровни познания. Каждый из них выполняет определенные функции и располагает специфическими методами исследования. Уровням соответствуют взаимосвязанные, но в то же время специфические виды познавательной деятельности: эмпирическое и теоретическое исследования. Выделяя эмпирический и теоретический уровни научного познания, современный исследователь отдает себе отчет в том, что если в обыденном познании правомерно различать чувственный и рациональный уровни, то в научном исследовании эмпирический уровень исследования никогда не ограничивается чисто чувственным знанием, теоретическое знание не представляет собой чистую рациональность. Даже первоначальные эмпирические знания, полученные путем наблюдения, фиксируются с использованием научных терминов. Теоретическое знание также не является чистой рациональностью. При построении теории используются наглядные представления, которые являются основой чувственного восприятия. Таким образом, можно сказать, что в начале эмпирического исследования преобладает чувственное, а в теоретическом – рациональное. На уровне эмпирического исследования не исключено выявление зависимостей и связей между явлениями, определенных закономерностей. Но если эмпирический уровень может уловить только внешнее проявление, то теоретический доходит до объяснения сущностных связей исследуемого объекта.

Эмпирические знания – результат непосредственного взаимодействия исследователя с реальностью в наблюдении или эксперименте. На эмпирическом уровне происходит не только накопление фактов, но и их первичная систематизация, классификация, что позволяет выявлять эмпирические правила, принципы и законы, которые преобразуются в наблюдаемые явления. На этом уровне исследуемый объект отражается преимущественно во внешних связях и проявлениях. Сложность научного знания определяется наличием в нем не только уровней и методов познания, но и форм, в которых оно фиксируется и развивается. Основными формами научного познания являютсяфакты, проблемы, гипотезыи теории.Их значение – раскрывать динамику процесса познания в ходе исследования и изучения какого-либо объекта. Установление фактов является необходимым условием успешности естественнонаучных исследований. Для построения теории факты должны быть не только достоверно установлены, систематизированы и обобщены, но и рассмотрены во взаимосвязи. Гипотеза – это предположительное знание, которое носит вероятностный характер и требует проверки. Если в ходе проверки содержание гипотезы не согласуется с эмпирическими данными, то оно отвергается. Если же гипотеза подтверждается, то можно говорить о ней с той или иной степенью вероятности. В результате проверки и доказательства одни гипотезы становятся теориями, другие уточняются и конкретизируются, третьи отбрасываются, если их проверка дает отрицательный результат. Основным критерием истинности гипотезы является практика в разных формах.

Научная теория – обобщенная система знаний, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей в определенной области объективной реальности. Основная задача теории заключается в том, чтобы описать, систематизировать и объяснить все множество эмпирических фактов. Теории классифицируют как описательные, научныеи дедуктивные.В описательных теориях исследователи формулируют общие закономерности на основе эмпирических данных. Описательные теории не предполагают логического анализа и конкретности доказательств (физиологическая теория И. Павлова, эволюционная теория Ч. Дарвина и др.). В научных теориях конструируют модель, замещающую реальный объект. Следствия теории проверяются экспериментом (физические теории и др.). В дедуктивных теориях разработан специальный формализованнный язык, все термины которого подвергаются интерпретации. Первая из них – «Начала» Евклида (сформулирована основная аксиома, потом к ней добавлены положения, логически выведенные из нее, и все доказательства проводятся на этой основе).

Главными элементами научной теории являются принципы и законы. Принципы представляют общие и важные подтверждения теории. В теории принципы играют роль первичных предпосылок, образующих ее основу. В свою очередь, содержание каждого принципа раскрывается с помощью законов. Они конкретизируют принципы, раскрывают механизм их действия, логику взаимосвязи, вытекающих из них следствий. Законы представляют собой форму теоретических утверждений, раскрывающих общие связи изучаемых явлений, объектов и процессов. При формулировании принципов и законов исследователю достаточно непросто уметь увидеть за многочисленными, часто совершенно непохожими внешне фактами именно существенные свойства и характеристики исследуемых свойств объектов и явлений. Трудность заключается в том, что в непосредственном наблюдении зафиксировать сущностные характеристики исследуемого объекта сложно. Поэтому прямо перейти с эмпирического уровня познания на теоретический нельзя. Теория не строится путем непосредственного обобщения опыта, поэтому следующим шагом становится формулирование проблемы. Она определяется как форма знания, содержанием которой является осознанный вопрос, для ответа на который имеющихся знаний недостаточно. Поиск, формулирование и решение проблем – основные черты научной деятельности. В свою очередь, наличие проблемы при осмыслении необъяснимых фактов влечет за собой предварительный вывод, требующий экспериментального, теоретического и логического подтверждения. Процесс познания окружающего мира представляет собой решение разного рода задач, возникающих в ходе практической деятельности человека. Эти проблемы решаются путем использования особых приемов – методов.

– совокупность приемов и операций практического и теоретического познания действительности.

Методы исследований оптимизируют деятельность человека, вооружают его наиболее рациональными способами организации деятельности. А. П. Садохин кроме выделения уровней познания при классификации научных методов учитывает критерий применяемости метода и выделяет общие, особенные и частные методы научного познания. Выделенные методы часто сочетаются и комбинируются в процессе исследования.

Общие методыпознания касаются любой дисциплины и дают возможность соединить все этапы процесса познания. Эти методы используются в любой области исследования и позволяют выявлять связи и признаки исследуемых объектов. В истории науки исследователи к таким методам относят метафизический и диалектический методы. Частные методынаучного познания – это методы, применяющиеся только в отдельной отрасли науки. Различные методы естествознания (физики, химии, биологии, экологии и т. д.) являются частными по отношению к общему диалектическому методу познания. Иногда частные методы могут использоваться за пределами тех отраслей естествознания, в которых они возникли. Например, физические и химические методы используются в астрономии, биологии, экологии. Часто исследователи применяют комплекс взаимосвязанных частных методов к изучению одного предмета. Например, экология одновременно пользуется методами физики, математики, химии, биологии. Частные методы познания связаны с особенными методами.Особенные методыисследуют определенные признаки изучаемого объекта. Они могут проявляться на эмпирическом и на теоретическом уровнях познания и быть универсальными.

Среди особенных эмпирических методов познания выделяют наблюдение, измерение и эксперимент.

Наблюдениепредставляет собой целенаправленный процесс восприятия предметов действительности, чувственное отражение объектов и явлений, в ходе которого человек получает первичную информацию об окружающем мире. Поэтому исследование чаще всего начинается с наблюдения, и лишь потом исследователи переходят к другим методам. Наблюдения не связаны с какой-либо теорией, но цель наблюдения всегда связана с некой проблемной ситуацией. Наблюдение предполагает наличие определенного плана исследования, предположение, подвергаемое анализу и проверке. Наблюдения используются там, где нельзя поставить прямой эксперимент (в вулканологии, космологии). Результаты наблюдения фиксируются в описании, отмечающем те признаки и свойства изучаемого объекта, которые являются предметом изучения. Описание должно быть максимально полным, точным и объективным. Именно описания результатов наблюдения составляют эмпирический базис науки, на их основе создаются эмпирические обобщения, систематизация и классификация.

Измерение– это определение количественных значений (характеристик) изучаемых сторон или свойств объекта с помощью специальных технических устройств. Большую роль в исследовании играют единицы измерения, с которыми сравниваются полученные данные.

Эксперимент –более сложный метод эмпирического познания по сравнению с наблюдением. Он представляет собой целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на интересующий объект или явление для изучения его различных сторон, связей и отношений. В ходе экспериментального исследования ученый вмешивается в естественный ход процессов, преобразует объект исследования. Специфика эксперимента состоит также в том, что он позволяет увидеть объект или процесс в чистом виде. Это происходит за счет максимального исключения воздействия посторонних факторов. Экспериментатор отделяет существенные факты от несущественных и тем самым значительно упрощает ситуацию. Такое упрощение способствует глубокому пониманию сути явлений и процессов и создает возможность контролировать многие важные для данного эксперимента факторы и величины. Для современного эксперимента характерны особенности: увеличение роли теории на подготовительном этапе эксперимента; сложность технических средств; масштабность эксперимента. Основная задача эксперимента заключается в проверке гипотез и выводов теорий, имеющих фундаментальное и прикладное значение. В экспериментальной работе при активном воздействии на исследуемый объект искусственно выделяются те или иные его свойства, которые и являются предметом изучения в естественных либо специально созданных условиях. В процессе естественнонаучного эксперимента часто прибегают к физическому моделированию исследуемого объекта и создают для него различные управляемые условия. С. X. Карпенков подразделяет экспериментальные средства по содержанию на следующие системы:

С. Х. Карпенков указывает, что в зависимости от поставленной задачи данные системы играют разную роль. Например, при определении магнитных свойств вещества результаты эксперимента во многом зависят от чувствительности приборов. В то же время при исследовании свойств вещества, не встречающегося в природе в обычных условиях, да еще и при низкой температуре, важны все системы экспериментальных средств.

В любом естественнонаучном эксперименте выделяют такие этапы:

Подготовительный этап представляет собой теоретическое обоснование эксперимента, его планирование, изготовление образца исследуемого объекта, выбор условий и технических средств исследований. Результаты, полученные на хорошо подготовленной экспериментальной базе, как правило, легче поддаются сложной математической обработке. Анализ результатов эксперимента позволяет оценить те или иные признаки исследуемого объекта, сопоставить полученные результаты с гипотезой, что очень важно при определении правильности и степени достоверности окончательных результатов исследования.

Для повышения достоверности полученных результатов эксперимента необходимы:

Среди особенных теоретических методов научного познания выделяют процедуры абстрагирования и идеализации. В процессах абстрагирования и идеализации формируются понятия и термины, используемые во всех теориях. Понятия отражают существенную сторону явлений, появляющуюся при обобщении исследования. При этом из объекта или явления выделяется только некоторая его сторона. Так, понятию «температура» может быть дано операционное определение (показатель степени нагретости тела в определенной шкале термометра), а с позиций молекулярно-кинетической теории температура – это величина, пропорциональная средней кинетической энергии движения частиц, составляющих тело. Абстрагирование –мысленное отвлечение от всех свойств, связей и отношений изучаемого объекта, которые считают несущественными. Таковы модели точки, прямой линии, окружности, плоскости. Результат процесса абстрагирования называется абстракцией. Реальные объекты в каких-то задачах могут быть заменены этими абстракциями (Землю при движении вокруг Солнца можно считать материальной точкой, но нельзя при движении по ее поверхности).

Идеализацияпредставляет операцию мысленного выделения какого-то одного важного для данной теории свойства или отношения, мысленного конструирования объекта, наделенного этим свойством (отношением). В результате идеальный объект обладает только этим свойством (отношением). Наука выделяет в реальной действительности общие закономерности, которые существенны и повторяются в различных предметах, поэтому приходится идти на отвлечения от реальных объектов. Так образуются такие понятия, как «атом», «множество», «абсолютно черное тело», «идеальный газ», «сплошная среда». Полученные таким образом идеальные объекты в действительности не существуют, так как в природе не может быть предметов и явлений, имеющих только одно свойство или качество. При применении теории необходимо вновь сопоставить полученные и использованные идеальные и абстрактные модели с реальностью. Поэтому важны выбор абстракций в соответствии с их адекватностью данной теории и последующее исключение их.

Среди особенных универсальных методов исследований выделяют анализ, синтез, сравнение, классификацию, аналогию, моделирование. Процесс естественнонаучного познания совершается так, что мы сначала наблюдаем общую картину изучаемого объекта, при которой частности остаются в тени. При таком наблюдении нельзя познать внутреннюю структуру объекта. Для ее изучения мы должны разделить изучаемые объекты.

Анализ– одна из начальных стадий исследования, когда от цельного описания объекта переходят к его строению, составу, признакам и свойствам. Анализ – метод научного познания, в основе которого лежит процедура мысленного или реального разделения объекта на составляющие его части и их отдельное изучение. Невозможно познать сущность объекта, только выделяя в нем элементы, из которых он состоит. Когда путем анализа частности исследуемого объекта изучены, он дополняется синтезом.

Синтез –метод научного познания, в основе которого лежит объединение выделенных анализом элементов. Синтез выступает не как метод конструирования целого, а как метод представления целого в форме единственных знаний, полученных с помощью анализа. Он показывает место и роль каждого элемента в системе, их связь с другими составными частями. Анализ фиксирует в основном то специфическое, что отличает части друг от друга, синтез – обобщает аналитически выделенные и изученные особенности объекта. Анализ и синтез берут свое начало в практической деятельности человека. Человек научился мысленно анализировать и синтезировать лишь на основе практического разделения, постепенно осмысливая то, что происходит с объектом при выполнении практических действий с ним. Анализ и синтез являются компонентами аналитико-синтетического метода познания.

При количественном сопоставлении исследуемых свойств, параметров объектов или явлений говорят о методе сравнения. Сравнение– метод научного познания, позволяющий установить сходство и различие изучаемых объектов. Сравнение лежит в основе многих естественнонаучных измерений, составляющих неотъемлемую часть любых экспериментов. Сравнивая объекты между собой, человек получает возможность правильно познавать их и тем самым правильно ориентироваться в окружающем мире, целенаправленно воздействовать на него. Сравнение имеет значение, когда сравниваются действительно однородные и близкие по своей сущности объекты. Метод сравнения выделяет отличия исследуемых объектов и составляет основу любых измерений, то есть основу экспериментальных исследований.

Классификация– метод научного познания, который объединяет в один класс объекты, максимально сходные друг с другом в существенных признаках. Классификация позволяет свести накопленный многообразный материал к сравнительно небольшому числу классов, типов и форм и выявить исходные единицы анализа, обнаружить устойчивые признаки и отношения. Как правило, классификации выражаются в виде текстов на естественных языках, схем и таблиц.

Аналогия –метод познания, при котором происходит перенос знания, полученного при рассмотрении какого-либо объекта, на другой, менее изученный, но схожий с первым по каким-то существенным свойствам. Метод аналогии основывается на сходстве предметов по ряду каких-либо признаков, причем сходство устанавливается в результате сравнения предметов между собой. Таким образом, в основе метода аналогии лежит метод сравнения.

Метод аналогии тесно связан с методом моделирования,который представляет собой изучение каких-либо объектов с помощью моделей с дальнейшим переносом полученных данных на оригинал. В основе этого метода лежит существенное сходство объекта-оригинала и его модели. В современных исследованиях используют различные виды моделирования: предметное, мысленное, символическое, компьютерное. Предметноемоделирование представляет собой использование моделей, воспроизводящих определенные характеристики объекта. Мысленноемоделирование представляет собой использование различных мысленных представлений в форме воображаемых моделей. Символическоемоделирование использует в качестве моделей чертежи, схемы, формулы. В них в символико-знаковой форме отражаются определенные свойства оригинала. Видом символического моделирования является математическое моделирование, производимое средствами математики и логики. Оно предполагает формирование систем уравнений, которые описывают исследуемое природное явление, и их решение при различных условиях. Компьютерноемоделирование получило широкое распространение в последнее время (Садохин А. П., 2007).

Разнообразие методов научного познания создает трудности в их применении и понимании их роли. Эти проблемы решаются особой областью знания – методологией. Основной задачей методологии является изучение происхождения, сущности, эффективности, развития методов познания.

Наука - система исследовательской деятельности общества, направленная на пр-во новых знаний о природе, обществе и человеке. Наука как специфический тип духовного производства, как со

Наши рекомендации