Идея развития в философии. Диалектика как философская теория развития. Исторические формы диалектики. Диалектика и её альтернативы в истории филосифии
Диалектика в переводе с греческого «диалего» – умение (искусство) вести спор, беседу, диалог. Впервые этот термин стал употребляться в школе Сократа–Платона в значении искусства отражать окружающую действительность в совокупности понятий.
Современная трактовка. Диалектика – философское учение о развивающемся бытии и метод его познания, основанный на границах развития и взаимосвязи явлений и процессов.
Диалектика – учение о развитии всего существующего.
Развитие – это тип движения, изменение материальных и идеальных системных объектов, при котором происходит необратимый, направленный переход от одного качественного состояния к другому.
Движение ----развитие (прогресс или регресс)
Исторические формы диалектики:
1) Наивная стихийная диалектика древности (античнаяфилософия). Античная диалектика носила стихийно-наивный характер (отсутствие целостной теории, несистематизированность).
Гераклит: Мир есть процесс, природа представляет непрерывный поток изменений («Всё течёт, всё изменяется).
Сократ: Диалектика как искусство вести диалог с целью постижения истины путём противоборства мнений на основе принципов сомнения, иронии, майевтики.
Платон: Диалектика как метод анализа и синтеза понятий.
Аристотель создал логику – науку о формах правильного мышления.
2) Немецкая классическая диалектика(И. Кант, Г. В. Ф. Гегель, И. Фихте, Ф. Шеллинг).Статус диалектики был поднят до уровня научно-рационального философского метода.Г. В. Ф. Гегель впервые сформулировал диалектику как теоретическую, концентрированную систему знаний и как универсальный метод мышления, базирующийся на идеях развития и противоречивости бытия.
3) Материалистическая диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин) синтезировала диалектику и материализм, устранила противоречие между гегелевским диалектическим методом и его идеалистической системой, подвела под диалектику культурно-исторический и конкретно-научный фундамент.
Виды диалектики:
1. Объективная;- д-ка развивающегося мира
2. Субъективная – д-ка мышления
Статусы диалектики:
1. Как теория о развитии, 2 как метод мышления
Альтернативы диалектики:
Метафизика – философское учение о началах бытия, которые представляются как неподвижные идеи или неизменные субстанции.
Согласно метафизической концепции:
1) источник (причина) развития – механический толчок извне или Бог;
2) развитие есть постоянный, непрерывный количественный рост системы без качественных скачков («дурная бесконечность»);
3) развитие – это движение системы по кругу, либо про прямой линии.
Разновидности метафизики:
Догматизм – оперирование неизменными понятиями, формулами без учёта изменившихся условий.
Релятивизм (от лат. relativus – относительный) – абсолютизирует момент относительности, изменчивости.
Эклектика – формальное сочетание различных признаков предмета без выяснения их подлинной взаимосвязи и выделения среди этих признаков главного, определяющего беспринципное соединение того, что по существу не может быть соединено.
Софистика (от греч. – умение хитроумно вести словесные состязания) – сознательное применение в споре или в доказательствах неправильных доводов, всякого рода уловок, но замаскированных внешней правильностью.
Основные модели развития:
Градуалистская (Г. Спенсер 1820-1903 гг.) – провозглашает положение о всеобщей постепенной эволюции всей природы. Культивируется постепенный характер эволюции, отрицаются скачки взрывного типа.
Эмерджентизм (Л. Морган) – признаёт взрывной характер развития, абсолютизирует скачки.
Равновесно-интегративная концепция развития – абсолютизирует значение равновесного состояния системы. Развитие идет по формуле:
равновесие – неравновесие – равновесие.
Теория конфликта (Дарендорф, Тернер) – абсолютизирует конфликт. Развитие осуществляется по схеме: конфликт – равновесие – конфликт.
Материалистическая диалектика как система принципов, законов и категорий
Материалистическая диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин) синтезировала диалектику и материализм, устранила противоречие между гегелевским диалектическим методом и его идеалистической системой, подвела под диалектику культурно-исторический и конкретно-научный фундамент.