Ситуации постмодерна в современной культуре и философии
Термин «постмодерн» впервые использован в начале XX Р. Панвицем для описания кризисных явлений в европейской культуре.
Постмодернизм вначале оформляется как теория искусства и литературное направление и лишь затем приобретает статус философского течения. В 70—80 гг. XX в. в мире, в первую очередь — в развитых странах Запада, происходит широкомасштабный «социокультурный сдвиг», получающий название постмодернистского.
Это направление возникло под влиянием психоанализа, герменевтики, прагматизма, экзистенциализма.
Представители Ж. Делез, Ж. Деррида, Ж.-Ф.Лиотар, БОдрийар, Р. Барт, П. Рикер, Р. Рорти, М.Фуко.
Постмодернистские идеи являются следствием и выражением кризиса современной цивилизации, и в частности кризиса рационалистической традиции. Согласно постмодернизму постижение действительности возможно только интуитивным «поэтическим мышлением» с его ассоциативностью, образностью, метафоричностью.
Антирационализм, свойственный многим постмодернистам, предопределил специфическое видение мира как хаоса, лишенного всяких причинно-следственных связей.
Постмодерн — это особый тип мировоззрения, сориентированный на формирование такого жизненного пространства, в котором главной ценностью становится свобода во всем, в том числе — ив деятельности человека. Постмодернистское сознание направлено на отрицание любых норм и традиций— этических, эстетических, методологических, на отказ от авторитетов любого ранга, начиная от государства, великой национальной идеи и заканчивая поведением человека в общении с другими.
Философии постмодернизма как таковой действительно не существует, поскольку постмодернизм возникает именно из радикального сомнения в философии как мировоззренческого единства.
Постмодернизм:
- опирается ни на идеи, ни на инстинкты;
- в основе – ризома, «поверхность» - запотевшее стекло, рисунок на запотевшем стекле – всё, что угодно;
- нет иерархии ценностей, всё дозволено; всё возможно;
- низвергаются основы бытия; культивируется случайное;
- ничто не является истиной в последней инстанции; отсюда: познавательного акта с точки зрения классической философии не существует. «Истины вообще не существует». Всё относительно, мы всё сами конструируем.
Признаки (постмодернизма):
- мышление фрагментарно, не системно;
- осмысление любого маргинального материала культуры;
- «смерть субъекта»;
- смешение стилей, жанров;
- философия – становится лишь уделом ироничного воззрения на реальность;
- любые формы системных знаний, мировоззрения отрицаются, т.к. любое знание не является бесспорным;
- любые идеологические системы не нужны, т.к. это власть над человеком;
- решающее влияние СМИ на массовое сознание.
Темы философии постмодернизма:
- эклектическая (познание – это интерпретация частной ситуации);
- каждая инновация оценивается с точки зрения успеха и достижения задуманного;
- гностическая тема: истина – сугубо языковой феномен, вне сети языковых игр познание невозможно;
- отвергает любое проявление власти над человеком;
- постмодернизм предлагает всякие эпатажные формы (т.к. они не ограничивают свободу человека).
Новый тип культуры: не основан на материальном производстве, он формируется на основе высоких информационных технологий.
6. Философия марксизма, ее сущность и историческая судьба.
Марксистская философия была создана двумя немецкими учеными К. Марксом и Ф. Энгельсом во 2-й пол. 19 в. является составной частью более широкого учения, включающего экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм).ФМарксизма завоевала большую популярность в кон.19-пер. пол.20 вв.Предпосылки:
1.предшествующая материалистическая философия (Демокрита, Эпикура, Бэкона, Гоббса и Локка, атеистическо-материалистическая философия Л. Фейербаха сер. 19 в.);
2.бурный рост открытий в науке и технике;
3.крушение идеалов Великой фран-кой революции, их невозможность воплощения в реальной жизни;
4.нарастание социально-классовых противоречий и конфликтов (революция 1848–1849гг., реакция, войны, Парижская коммуна 1871 г.);
5.кризис традиционных буржуазных ценностей (превращение буржуазии из революционной в консервативную силу, кризис буржуазного брака и нравственности).
М Ф материалистична по своему характеру и состоит:диалектического материализма и исторического материализма (нередко истор. материализм расс-тся как часть диалект.).
Суть исторического мат-ма:
1. на каждом этапе общ-ого развития люди вступают в особые, объективные, не зависящие от их воли произв-ные отношения (продажа собственного труда, материальное произ-во, распределение);
2 произв-ные отношения, уровень производительных сил образуют экон-кую систему (базис для институтов гос-ва и общества, общ-ых отношений);
3 госуд. и общ-ые институты, общ-ые отношения - надстройка по отношению к экон-му базису;
4 базис и надстройка взаимно влияют друг на друга;
5 выделяются общественно-экономические формации – первобытнообщинный строй, рабовладельческое общ-во, азиатский способ произ-ва, феодализм, капитализм, социал-кое (комм-кое) общество; 6 рост произ-ых сил приводит к изменению произв-ых отношений и смене общественно-экон-ких формаций и общественно-политического строя;
7 уровень экономики, материальноепроиз-во, произв-ные отношения определяют судьбу гос-ва и общ-ва.
Основные положения диалектического материализма:
1 бытие определяет сознание;
2сознание понимается не как самост. сущность, а как свойство материи отражать саму себя;
3 материя находится в постоянном движении и развитии;
4 Бога нет,
5.материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существ-ия;
6 развитие происходит по законам диалектики – единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.
Маркс работал над фундаментальными проблемами сущности и существования человека, его свободы и рабства, отчуждения и преодоления отчужденных сил. Маркс внес в понимание человека, - это концепция социального отчуждения чел-кой сущностной природы.
Недостатки марксизма:-минимизируется роль духовности в жизни человека; - игнорирование естественного неравенства людей как условия динамичного развития, а также объективного хода общественного развития; - столкновение различных классов общества.
Главными произведениями являются: «Тезисы о Фейербахе» Маркса; «Капитал» Маркса; «Экономическо-философские рукописи 1844 г.» Маркса; «Манифест Коммунистической партии» Мар. иЭнгел.; «Диалектика природы» Энгельса и др.
Учение Маркса в России продолжили Плеханов и Ленин.
Эволюция М.:1 этап-марксистский, 2 этап-Ленинский, 3 этап-постленинизм. Фил-фия – политическая идеология, а не форма развития культурыры.4 этап – неомарксизм – фил-фия тотального отрицания истин буржуазного общества, 5 этап – постмарксизм.
Заслуги:Новая онтология. Маркс- диалектика, в мире нет ничего раз и навсегда данного, застывшего, неизменного. Бытие –все то, что сущ-ет вне нас и независ. от нас. Выделил бытие природы, социума, чел-ка, духовное.
Гносеология. М. показал, что чувств.ирац-ное – единый процесс познания.
Новое: практика-основа познания, цель познания, критерий истины.
Виды истины: относит.(не м.б. проверена на прак-ке),абсолютная (проверена опытом).
Социальн. фил-фия. Открытие – материалистич. понимание истории. Прич. развития- развитие пр-ва матер. благ. Матер.пр-во-основа всякого общественного строя.
Части учения М.:I экон. теория, II философия, III учение о коммунизме и социализме