Римский клуб: модели катастроф и поиски путей решения глобальных проблем.
Современная НТР проявляется в 3 основных параметрах:
1. Информационно-компьютерная революция.
2. Биотехнологическая революция. Связана с исследованием генома человека. Возможно создание генномодифицирован людей с активизацией определенных генов (ловкости, гениальности, долголетия).
3. Нанотехнологический переворот. Создание технологий производства вещей, выращивания органов на атомном (нано)уровне с помощью микророботов.
Современная НТР носит противоречивый характер:
С одной стороны, происходит повышение производительности труда и благосостояния общества. С другой – усиливается обезличивание и бездуховность людей. Человек становится зависимым от техники. Большинство современных проблем приняло глобальныйхарактер: экологическая, демограф, экономичес., антропологическая
Глобальные проблемы привлекли внимание ученых в 70-е годы XX в. Был создан Римский клуб – неформальная организация ученых, впервые применивших методики моделирования будущего. Президентом клуба стал итальянский бизнесмен Аурелио Печчеи. Первый доклад клубу носил название «Пределы роста». С помощью ЭВМ была построена математическая модель мира, куда в качестве исходных данных включили численность населения планеты, промышленное производство, использование природных ресурсов, загрязнение окружающей среды. Модель охватывала большой период времени: сто лет в прошлое и сто лет в будущее. Прогноз стал своего рода шоком: при сохранении существующих темпов развития экономики и роста населения человечество неминуемо придет к глобальной экологич. катастрофе уже в конце XXI в. Проступали контуры гибели человечества. Чтобы избежать этой катастрофы представители Рим. клуба предложили перейти к «нулевому росту» (прекращение всякого развития). По сути выступили с концепцией свертывания научно-технического развития. Есть и альтернативные решения. Некоторые исследователи считают, что поставленные проблемы могут быть решены в рамках формирования духовно-экологической цивилизации.
44.Современные глобализационные процессы: направленность и характер.Глобализация социальных, культурных, экономических и политических процессов в мире, породила рад серьезных проблем, одной из которых является экологическая проблема.
Сущность экологической проблемы состоит в отчетливо обнаружившемся и углубляющемся противоречии между производительной деятельностью человечества и стабильностью природной среды его обитания. Как отмечал основатель Римского Клуба А. Печчеи: «Истинная проблема человеческого вида в том что он оказался неспособным в культурном отношении идти в ногу и приспособится к тем изменениям, которые сам внес в этот мир». Эти изменения являются плодом всей культурно-преобразовательной, и прежде всего, производственной деятельности. Масса всех искусственно созданных человеком неодушевленных предметов и живых организмов называется техномассой. Расчеты ученых показали, что техномасса производимая человечеством за 1 год составляет 10 в 13-14 степени, а биомасса производимая на суше 10 в 23. Из этих расчетов следует, что человечество создало искусственную среду, которая в 10 раз продуктивнее естественной среды. Это одни из важнейших факторов, обуславливающий постановку перед человечеством экологической проблемы. В этой связи особую остроту приобретает распространение в окружающей среде производств и продукций, и особенно загрязняющих, вызывающих катаклизмы. Уже в обозримом будущем возможно ожидание потепления и таяния ледников, что послужит причиной для миллионов человек превратиться в экологических беженцев.
Человек это биологический вид, хотя и более универсальный, более адаптивный к изменениям в окружающей среде. Однако и его ресурсы в складывающейся ситуации исчерпываются. Причем воздействуют не только физические факторы (загрязнение), но и психологические. Римский клуб пришел к выводу, что главной причиной экологических проблем является НТП, ориентированный на безудержный рост потребления. В части интеллигентного населения развитых стран можно отметить, что воспитание детей направлено не на стремление вырастить людей стремящихся к безудержному обогащению, а наоборот к общечеловеческим ценностям