Что представляет собой устный развернутый ученический ответ как текст?
Устный развернутый ответ — это текст учебно-научного подстиля со свойственной ему конкретной целеустановкой, композиционно-структурным построением и определенным речевым оформлением, в котором проявляются стилевые черты учебно-научного текста.
Основная цель ученических ответов — сообщение информации, пользуясь которой они учатся ее анализировать, рассуждать, объяснять, доказывать свою точку зрения. Дидактическая направленность текстов такого рода отражается в том, как материал отобран, систематизирован, в какой последовательности расположен, как оформлен в языковом отношении.
Подчеркнутая логичность устных ученических ответов проявляется в их композиции. Для них, как правило, характерно небольшое вступление, основная часть, где раскрывается теоретическое положение, приводятся примеры, иллюстрирующие теорию, и объяснение этих примеров, и концовка, в которой подводятся итоги.
Строгая логичность выражения мысли, доказательность обеспечивается последовательностью изложения материала (вступление — теоретическая часть — иллюстративно-объяснительная часть — концовка) и использованием грамматических средств, связывающих предложения и отдельные части устного развернутого ответа. Наиболее распространенными являются следующие лексико-синтаксические скрепы:
а) «приведу (приведем) пример», «так, например,», «например», «к примеру», «обратимся к ...примеру», «возьмем такие примеры» — связывают теоретические и иллюстративные части;
б) «в этом слове (предложении, примере)...» — связывают иллюстративную и объяснительную части[2];
в) «итак», «таким образом», «значит», «следовательно», «подведем итоги» — связывают объяснительную часть и заключение;
г) «во-первых», «во-вторых», «наконец» — помогают последовательно выразить мысль;
д) «еще...», «помимо того...», «кроме этого...», «поэтому...», «потому что...» — наречия, предлоги и союзы со значением присоединения, добавления, пояснения являются средством межфразовой связи.
Все эти скрепы обеспечивают прочные смысловые связи, в первую очередь, между частями ученического ответа.
Для устного развернутого ответа характерна точность высказывания (в первую очередь мы имеем в виду терминологическую точность).
Так как в устных ответах излагаются основы наук, то естественным является употребление в высказываниях большого количества терминов и терминологических выражений. Отсюда следует, что, стремясь к точности изложения, школьники должны правильно употреблять терминологию предмета, понимать значение каждого употребленного ими термина (например, различать разделительный и смягчающий мягкий знак, звук и букву, «сомнительные» и непроизносимые согласные и т. д.).
Каковы требования к устному развернутому ответу?
Учитель, внимательно слушающий ответ ученика, должен быть готовым к полному, мотивированному (когда дается не только отрицательное мотивирование, но и положительное) анализу услышанного.
Остановимся на основных требованиях, предъявляемых к устному развернутому ответу.
Структурно ответ должен быть полным, что обеспечивается на-личием в ответе необходимых частей: вступления, основной части, включающей в себя изложение основ наук, примеров, их объяснения и концовки.
Начало и концовка ответа (если она есть) должны соответствовать теме высказывания.
Во вступительной части может быть:
— обозначена тема ответа;
— сформулировано коммуникативное намерение говорящего;
— предопределено дальнейшее содержание и построение речи.
В заключительной части:
— подводятся итоги, обобщается сказанное;
— повторяется самая важная с точки зрения говорящего информация;
— выражается отношение к предмету речи.
Теоретический материал необходимо раскрывать полно. Теория раскрыта полно, если освещены все вопросы, сформулированные в предложенной теме ответа.
Теория должна быть изложена правильно. Правильным мы считаем изложение теории в строгом соответствии с данными науки и со значением употребляемых терминов.
Иллюстративная часть должна быть представлена полно и правильно. Примеры считаются правильными, если они приводятся в соответствии с темой устного ответа и теоретической части. (Допустим, правило о правописании безударных гласных в корне слова подтверждается примерами: «колосья», «деревья»; если же это правило проиллюстрировано примерами: «дубы», «лист», то они неправильные). Примеров должно быть достаточное количество, для того чтобы проиллюстрировать каждое теоретическое положение. Предположим, ученик рассказывает о видах глаголов, но приводит пример глагола лишь одного вида. В этом случае одного примера явно недостаточно.
Примеры должны быть объяснены полно и правильно в соответствии с теоретическими положениями. Примеры считаются объясненными полностью, если учащийся указывает все условия, обусловливающие написание орфограммы (речь идет об ответе по русскому языку), если объясняются все приведенные примеры, делаются выводы, касающиеся объяснительной части ответа.
К правильному мы относим такое объяснение примеров, которое соответствует как теме ответа, так и выдвинутому теоретическому положению.
Объяснение нельзя признать полным и правильным, если анализ конкретного примера подменен указаниями общего характера.
Объяснительная часть ученических ответов довольно часто бывает перегружена лишней информацией, не имеющей отношения к теории.
Ответ должен быть последовательным и связным, что диктует использование разнообразных языковых средств, помогающих разъяснить, растолковать материал, изложить его по частям.
Интонационный рисунок речи должен соответствовать коммуникативно-речевой ситуации общения. Тональность речи учеников должна быть убедительной; необходимо стремиться избегать монотона; говорить следует в таком темпе и настолько громко, чтобы все было понятно, чтобы классу легко и комфортно было воспринимать ответ; не следует забывать о логическом ударении на особо важных словах, а также о паузах; избегать длинных неоправданных пауз, так как они мешают восприятию речи, и в важных фрагментах ответа делать паузы, дающие возможность осмыслить сказанное.