Какие речевые приемы направлены на то, чтобы яснее донести информацию?
В ходе урока учитель повторяет значимое, помогая тем самым учащимся усвоить информацию, запомнить и понять ее.
Учитель как коммуникативный лидер помогаетученикам ориентироваться в материале, вычленять в потоке речи главное и второстепенное, отделять важную информацию, которую следует понять и запомнить, от информации менее важной, предназначенной для ознакомления.
Для этого он использует определенные клишированные фразы: «Это все достаточно просто...», «А вот это важно...» и т. д.
Помогая усвоить и понять сказанное в ходе объяснения нового, точнее донести информацию, учитель часто использует прием, носящий название идентификации, т. е. об одном и том же он говорит дважды, но по-разному. Этот прием используется для того, чтобы ученики имели возможность соотнести сказанное в первый раз с теми сведениями, которые хранятся в их памяти, и связать их представления о предмете речи с имеющимся у них арсеналом наименований.
Следовательно, учащимся как бы предоставляется дополнительное время на понимание услышанного.
Есть учителя, которые любят проводить различные параллели, возвращаться к ранее изученному (и это возвращение подчас пространное); на первый взгляд кажется, что они уходят в сторону от темы (хотя так называемый уход может быть вполне оправдан). И тогда ученикам бывает трудно следить за нитью повествования, развитием мысли учителя. Учителю важно почувствовать и понять, когда наступает этот момент. В этом случае как нельзя кстати употребление приема — «напоминание об основной идее», так как учителю важно, чтобы ученики не утеряли нить повествования. Он очень прост и представляет собой использование выражений такого типа: «Все это я говорю к тому, чтобы вы поняли...», «Так вот, все эти примеры привожу для того, чтобы...», «К чему я об этом говорю?..».
Эти выражения помогают ученикам вернуться к обсуждаемой проблеме и держать ее все время в центре своего внимания.
Еще один прием, которым не следует пренебрегать учителю и который ярко характеризует его речь как устную, связан с дроблением новой информации, предъявляемой на уроке. Эта информация дается небольшими частями — сегментами; в одном высказывании говорящий (учитель) дает только одну порцию нового, и поэтому прием носит такое название — «сегментация речи».
Например: «Такое выделение языковых функций оправдано. Оно оправдано тем, что...».
Опишем еще один речевой прием, который использует учитель, стремящийся к тому, чтобы он был понят, чтобы его слова дошли до сознания каждого ученика без искажения, чтобы школьникам было легко следить за мыслью учителя, чтобы они лучше усвоили информацию новую и пока им незнакомую. Прием, о котором мы говорим, носит название «смыслового круга». Его использование связано с желанием учителя растолковать, разъяснить, «разжевать» информацию.
В основе этого приема такая схема подач информации: учитель выдвигает какое-то положение; в следующем высказывании это положение раскрывается, конкретизируется; а затем учитель возвращается к высказанной первоначально мысли, излагает ее еще раз, повторяет, как бы закрепляя в памяти учащихся. Приведем самый простой пример:
— выдвинутое положение: «По количеству грамматических основ все предложения делятся на простые и сложные...»;
— пояснение-конкретизация выдвинутого положения с привлечением иллюстративно-объяснительного материала: «Простое предложение — это... Рассмотрим пример... Сложным предложением называется такое... Обратимся к такому примеру...»;
— возвращение к выдвинутому положению: «Итак, мы убедились, что в зависимости от того, сколько в предложении грамматических основ, оно является простым или сложным...».
Соотнесение с ранее сказанным — этот прием помогает школьникам устанавливать связь между ранее изученным и новым материалом, что способствует адекватному пониманию услышанного. Для этого используются такие клише: «Вспомните, мы об этом говорили на прошлом уроке...», «Вы это должны помнить...», «Это Вам хорошо известно...»
И, наконец, последний прием, относящийся к этой группе. О нем мы уже говорили. Умение управлять голосом, изменять интонационный рисунок речи, подстраивать его под коммуникативно-речевую ситуацию на уроке — одним словом, умение «играть» своим голосом — одно из важнейших профессиональных умений, формировать которое необходимо каждому учителю. И это понятно: ведь голос учителя является универсальным средством достижения цели. Педагог устанавливает контакт с классом, поддерживает его внимание на протяжении всего урока, а также помогает легче усвоить информацию, яснее донести ее до учеников с помощью голоса.