Из каких элементов состоит интонация?
Все многообразие функций интонация выполняет с помощью интонационных элементов. К ним относятся: пауза, интенсивность, логическое ударение, мелодика, диапазонная высота, эмфатическая долгота, тембр. Все они играют огромную роль в речи учителя, помогая ему управлять вниманием слушателей, облегчать восприятие информации, создавать благоприятный эмоциональный климат.
Пауза — это перерыв в речи, она выступает как средство членения речи. С помощью паузы говорящий может выделить по смыслу или эмоционально какой-то отрезок в речи. Характер паузы определяется местом возникновения и продолжительностью. В связи с этим различают паузы грамматические и неграмматические. Грамматические паузы образуются в местах, предназначенных для членения: граница внутри сложного предложения, конец предложения, границы между синтагмами и т. д. При этом, как правило, пауза сопровождается сменой тона. Однако в реальном речевом общении такие паузы могут практически отсутствовать при явной смене тона. Такое часто наблюдается, например, в речи учителя при объяснении нового материала. Для таких пауз существует название «нереальные», т. е. несуществующие, незафиксированные в живом звучании, в отличие от реальных. По своей продолжительности реальные паузы бывают короткими, средними и длительными, при этом границы между короткими и средними паузами опять же в живой речи весьма относительны.
Неграмматические паузы возникают в местах, не предназначенных для членения. Такие паузы могут возникнуть в силу разных причин: говорящий задумался над тем, как ему выразиться точнее, или случайно отвлекся и т. д.
Логическое ударение — произвольное выделение одного из компонентов высказывания в целях увеличения его семантического веса. Перемещение логического ударения во фразе способно изменить ее смысл.
У слушателей возникают серьезные проблемы при восприятии звучащего текста, если слова, несущие новую информацию, не выделяются ударением.
Интенсивность, или сила произнесения, как уже отмечалось, определяется звуковой энергией. Как правило, когда мы доказываем кому-нибудь что-либо или объясняем, выражаем сильные чувства, произносимые нами фразы наполняются большой звуковой энергией.
Мелодика — это модуляция высоты тона при произнесении фразы, которая осуществляется разной степенью натяжения связок. Среди мелодических фигур выделяют: повышение тона, или восходящий тон, понижение тона, или нисходящий тон, ровный тон, ровное движение тона.
Диапазонная высота (полоса) — высота основного тона по отношению к диапазону голоса человека. Любой отрезок может быть произнесен в той или иной (средней, верхней, нижней) высоте, и это связано с волевым или эмоциональным содержанием речи. Человеческое ухо, воспринимая различные тона, прекрасно улавливает малейшие частотные изменения в голосе, и для общающихся людей — это сигнал или определенного намерения собеседника, или изменившегося настроения. Как правило, изображая что-то речевыми средствами (животное, другого человека и т. п.), мы меняем именно диапазонную высоту своего голоса.
Темп — скорость протекания речи. Он играет большую роль в противопоставлении важного и неважного, а также в характеристике звучащих текстов разных стилей. Сравните темп речи информационного сообщения и художественного текста, например сказки. Темп информационного сообщения убыстренный, темп сказки размеренный, чаще замедленный. Замедление темпа к концу предложения и всего текста служит средством создания его интонационной целостности и свидетельствует о его законченности.
Эмфатическая долгота (эмфаза) — это увеличенная длительность одного или нескольких звуков в слове. Эффект эмфатической долготы создается превышением длительности звука, ожидаемой при данном темпе речи. Эмфатическая долгота — одно из средств создания эмоциональности и экспрессии в речи.
Тембр — краска голоса, характер звучания голоса. Часто для характеристики тембра используется слово «тон» в значении — окраска голоса. Сравните: «равнодушным тоном», «интригующий тон», «в гневном тоне» и т. п.
Тембр — элемент интонации, который может накладываться и на отдельное предложение, и на звучащий текст в целом. Оттенков его столько, сколько выражаемых в интонации эмоций. Тем не менее в науке существует несколько выделенных эмотивных значений, которым соответствует в речи достаточно устойчивые интонационные характеристики тембра. (Об этом в следующем параграфе.)
Тембральная окраска речи может повысить или понизить эффект речи в целом. Так, сухой тембр педагогической речи негативно отражается как на эффективности усвоения учебного материала, так и на эмоциональном состоянии учащихся. Тембральная окраска — один из ведущих параметров, который оценивается слушающими при первичном восприятии звучащей речи. Он вызывает у слушающего определенную реакцию: если тембр отображает негативные эмоции, то соответственно — отрицательную реакцию. Некоторые исследования речи учителей констатируют далеко не радужную картину: в интонации педагогической речи преобладают негативные эмоции, поэтому будущему учителю важно обратить внимание на индивидуальный тембр своего голоса и на умение искусно менять тембральную окраску в зависимости от ситуации общения.