Каковы основные виды речевых поступков?
В соответствии с их замыслом и воплощением его (замысла) в конкретное высказывание выделяются следующие виды речевых поступков.
1. В зависимости от способа воплощения речевые поступки могут быть реальными (этап реализации), но могут оставаться на уровне внутренней речи, не переходя в «реальное, обозримое высказывание». Человек должен «хотя бы внутренне только поступать». Такие речевые поступки мы называем ментальными. Поступок-мысль имеет право на существование, так как, по словам М. М. Бахтина, «активен поступок в действительно единственном продукте, им созданном (реально действенном действии, сказанном слове, помысленной мысли...)» (выделено нами. — 3. К.).
На уровне внутренней речи субъект продумывает свой речевой поступок, однако не всегда этот замысел реализуется в высказывание. Следовательно, ментальный РП можно рассматривать как «поступок-мысль» и как этап, предваряющий реальный речевой поступок, воплощенный в обозримое высказывание.
2. Коммуникативное намерение совершающего речевой поступок может быть выражено по отношению к адресату прямо, открыто (прямой РП) либо косвенно (косвенный РП).
В качестве примера рассмотрим следующую педагогическую ситуацию.
Учитель, зная болезненное отношение своего ученика ко всякому замечанию, все-таки не может оставить без внимания совершенный тем проступок. Выбрав удачный момент (во время перемены ученик находился неподалеку), классный руководитель в беседе с коллегой стал делиться впечатлениями о случившемся:
— К сожалению, не всегда наши ученики радуют нас. Вот и сегодня мой Кирилл, который пользуется уважением и ребят, и учителей, обидел Карину, назвав ее «долговязой». Вы ведь знаете, как дети 12 лет относятся к подобным оценкам: девочка проплакала весь урок. Коллега поняла намерения учителя и спросила:
— Я думаю, Кирилл извинился.
— Пока нет. Но убеждена, что он непременно извинится.
Не обращаясь к ученику прямо, учительница выражает свое отношение к поступку Кирилла косвенно, в надежде на то, что он поймет, о ком идет речь. Иначе говоря, она косвенно осуждает поведение мальчика, т. е. совершает косвенный речевой поступок. Однако если бы школьник не слышал того, о чем говорят учителя, то реплики коммуникантов потеряли бы силу речевого поступка и остались обычными речевыми действиями.
3. Воплощая свой замысел на уровне речевого оформления, коммуникант может по-разному представить свои речевые действия. Поэтому в зависимости от способа языкового оформления коммуникантом своего высказывания РП может быть имплицитным (от лат. implicite — запутанно), в случае если коммуникант неявно, завуалировано выражает свою мысль; и эксплицитный РП (от лат. explicitus — распутанный), с явно, недвусмысленно выраженной мыслью адресанта.
Довольно часто опытный, тактичный педагог использует имплицитный речевой поступок. Спрятав за форму обращения, вопроса, косвенного примера совет, подсказку, некую информацию, которая поможет найти ученику ответ, решение, выход из создавшейся сложной ситуации, учитель воздействует на школьника. Только тот педагог может достичь желаемого результата, который способен понять душевное состояние своего ученика, объяснить мотивы его поведения и суждений, построить общение гак, чтобы ученик смог адекватно реагировать на слова учителя.
Нередко учитель обращается к шутке, иронии, намеку. В этом случае успех РПбудет зависеть от того, уместно ли и как (какими словами, каким тоном) он выразит свое мнение, отношение к событию. Малейший, не попавший в цель намек оскорбляет сильнее, чем самое тяжкое обвинение, которое имеет основания.
4. Создавая любое высказывание, субъект непременно ориентируется в ситуации, поэтому в зависимости от сферы общения речевой поступок может быть официальным и неофициальным (частным).
5. В зависимости от формы языкового выражения — устный либо письменный РП.
6. В зависимости от вида речи — РП-монолог или РП в форме диалога (вопрос, ответ адресата рождает новые проблемы нравственного характера и возникает необходимость их решения), также возможен речевой поступок, сочетающий в себе как диалогическую, так и монологическую формы речи.
7. Степень подготовки адресанта тоже может быть разной, поэтому речевой поступок может быть полностью или частично подготовленным. Неправомерно говорить о речевом поступке как о спонтанном, сиюминутном действии. Речевой поступок отражает те нравственные принципы, которые стали для коммуниканта глубоко осознанными, личными, как пишет М. М. Бахтин, «каждая мысль моя с ее содержанием есть мой индивидуально-ответственный поступок». Человек ответствен за то слово, которое он произносит, с которым обращается к адресату, и оно (это слово) является результатом его «помысленной мысли», которая, возможно, родилась не в данный момент общения, а гораздо раньше, что вполне естественно, так как становление нравственной позиции личности — процесс длительный.
Далеко не всегда учитель может спрогнозировать ту или иную ситуацию общения. Многое зависит от импровизационных способностей и общей культуры педагога. В этом случае мы можем говорить о речевых поступках, прогнозируемых и непрогнозируемых. Как показывает практика, чаще возникают непредвиденные педагогические ситуации, которые особенно ярко демонстрируют речевое поведение учителя.
Учащиеся в течение 10—11 лет пребывают в школе, педагоги ежедневно оказывают влияние на своего воспитанника, возможно не всегда осознавая значимость своих действий и речевых поступков. Однако профессия учителя обязывает чаще смотреть на себя со стороны, оценивать собственное речевое поведение.