Каковы условия успешной реализации информационно-коммуникативной функции общения?
Педагогическое общение в системе "учитель—ученик" осуществляется как бы по двум каналам. Это, во-первых, канал прямого межличностного контактирования (субъектно-субъектное общение) и, во-вторых, тесно связанный с первым, но имеющий свою специфику канал общения через посредство учебного предмета (субъект—объект—субъект).
Специфика предмета, академические предметные знания влияют не только на содержание речи (терминология, информационная специфика точных или гуманитарных наук), но и на отбор конкретных речевых средств педагогического общения.
Таким образом, значимость канала общения "через посредство учебного предмета" существенно возрастает, и свободное владение "языком предмета" становится важнейшим условием педагогического общения.
Речевая форма реализации гностической функции — диалог, информационный контакт субъектов общения, каждый из которых обращается именно к этому партнеру, слушателю. И оттого, насколько они будут равноправны, насколько сделает незаметным свое коммуникативное лидерство учитель и сможет организовать СО-размышления, СО-творчество, а его партнер сможет сменить роль ученика на роль соавтора, зависит от результативности обучения.
Какими формами научного познания следует овладевать молодому учителю в первую очередь? Минимум предметных знаний определяется учебной программой, максимум — индивидуальными способностями и отношением человека к делу. Нивелировать объем знаний невозможно. Однако есть проверенные способы увеличения знаний и развития гностических способностей — о них не стоит напоминать.
Во-первых, это опора на опыт и интуицию. Знания, перерастая в навык и переходя в подсознание, становятся опытом. Человеческий мозг способен к прогнозу, к предвосхищению на основе прошлого опыта. Это помогает ему угадывать, соотносить, принимать верное решение. Поэтому развивать прежде всего следует способность к предвосхищению, интуицию.
Во-вторых, развитие гностических способностей — это овла-дение «технологией» пофессионально-педагогического общения. Здесь важны обшие установки, определение основных условий (требований) успешной реализации информационно-коммуникативной (гностической) функции.
Первое условие — точность передачи научной информации при любой степени ее адаптации в учебных целях. Адекватность коммуникативных средств достигается здесь благодаря четкости и лаконичности теоретических определений, обеспечивается речевыми приемами совместной деятельности учителя и учащихся.
С другой стороны, адекватность речевых средств учебно-коммуникативной задаче может быть рассмотрена и с позиции взаимодействия партнеров по общению. Это — установка на совместное действие (МЫ изучаем), это проявление в речевом поведении учителя сенсорных средств воздействия — создание непринужденной атмосферы общения.
Коммуникативная компетенция учителя, его умение ориентироваться в ситуации общения — второе условие успешной реализации гностической функции общения. Теперь на первый план выдвигается «чувство адресата» — умение предвосхищать его реакцию как на стадии подготовки урока, так и на стадии непосредственного учебного общения.
Третье условие — не забывать о двух дополнительных функциях — нормативной и актуализирующей — в контексте реализации информационно-коммуникативной функции общения.
Нормативная функция предполагает освоение школьниками нормативного речевого поведения непосредственно в процессе общения. Учебно-научная речь учителя воспринимается как образец.
Актуализирующая функция, означающая актуализацию в педагогическом общении индивидуальных речевых особенностей личности (в рамках учебной речевой ситуации), успешно реализуется в том случае, если учитель, хорошо знающий свою аудиторию, умеет выбирать из личного арсенала речевых средств те слова и те формы речевого воздействия, которые будут наиболее адекватны и эмоционально созвучны данной ситуации.
И, наконец, в качестве общего условия реализации всех функций учебного общения и открытого воздействия речи учителя следует назвать профессиональное владение техникой речи. Таким образом, коммуникативно-информационная функция, соединяя содержательную и формообразующую (речевую) структуры педагогического общения, обеспечивает решение учебной задачи.