Взгляды какого философского направления представлены в этом отрывке?
«Физическое означает… не особый вид действительности, но особый вид обозначения действительности… Физика есть система точных понятий, которые наше познание придает всей действительности» (М.Шлик. Цит. по В.Н. Сагатовский, Ф.А. Селиванов. Сборник упражнений…. С. 23).
6.7 Прочитайте и ответьте на вопросы:
У К.Лассвица есть фантастический рассказ, в котором изобретатель, открыв способ безболезненного уменьшения человека в пространстве и во времени, переносится на поверхность мыльного пузыря, только что выдутого его сыном. Оказалось, что там были разумные обитатели, которые горячо спорили о происхождении своей "планеты" и при этом разделились на две партии. Одни утверждали, что мир состоит из жира и щёлочи и существует извечно. Другие полагали, что мир выдут устами исполина, имя коего Рудипуди.
Вопросы:
а) Можно ли считать, что первые были материалистами, а вторые идеалистами?
б) Можно ли считать идеалистическим предположение, что жизнь на какой – либо планете возникла в результате эксперимента, поставленного разумным существом из космоса?
6.8 Отражением какого взгляда на диалектику является содержание комедии Эпихарма?
Одна из комедий Эпихарма содержит пародию на диалектику Гераклита, на его учение о том, что все изменяется. Должник отказывается вернуть долг заимодавцу, аргументируя тем, что они были уже не те люди, что прежде. Заимодавец колотит его, а затем, привлеченный побитым должником к суду, разъясняет судье, что жалобщик и побитый не одно и то же лицо. (И.М. Тронский. Античная литература, М., 1987, с. 166).
6.9 Дайте философскую оценку рассуждениям Эпикура:«Вселенная всегда была таковой, какова она теперь, и всегда будет такой, потому что нет ничего, что могло бы войти в неё и произвести изменения»
В содержании каждого из нижеприведенных отрывков целенаправленно допущены ошибки (не менее 10). Ваша задача - выписать найденные ошибки и по исправленному тексту определить имя того философа, о ком идет речь.
а) Его философию называют вершиной философской мысли Ренессанса, отмечая, что она появилась вопреки процессу секуляризации общества. Из современников наибольшее влияние на него оказали астрономические открытия Коперника, учения материалиста Фомы Аквинского и скульптора Данте Алигьери. Его учениками были известный своими прекрасными апориями Франческо Петрарка и математик Лоренцо Валла. В своем известном произведении «Декамерон» он развивает учение о бытии, называемое пантеизмом, всюду встречавшее поддержку сограждан и священников. Его пантеизм прокладывал путь к материалистическому пониманию природы, которую он называл «богом в вещах». Жаль только, что никто не приходит поклониться праху его, развеянному дымом по февральскому небу Парижа.
б) Я ученик материалиста Платона и его критик, ибо он утверждал, что мир идей первичен и самостоятелен. Я дал иное, чем Платон, определение сущности и создал первую в истории систему логики - диалектику, главную задачу которой видел в поиске смысла жизни. Формальная логика, созданная мной, стала центром ведической литературы.
Я считал человека существом общественным и боролся за справедливость против рабства. Я пытался вступать в беседы с людьми на улицах и площадях, так как не стремился писать ученые труды.
Лучшими, среди моих учеников стали философ Александр, сын Филиппа из Македонии; эпикуреец Диоген; идеалист Демокрит. Мое имя должно остаться в веках.
в) Я был учеником, а потом и критиком тех, кто стал первыми среди философов, получать гонорары за обучение.
Мое главное и любимое изречение было написано на стене Дельфийского храма: "Человек - мера всех вещей».
Я не был знаком с Платоном, но полагал, как и он, что весь мир состоит из атомов, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды, что счастье человека следует понимать как удовольствие.
Я написал много трудов: "Теогония", «Государство», поэму "О природе вещей", сформулировал десяток другой апорий.
Я спорил со всеми - с материалистом Платоном, дуалистом Фалесом, диалектиком Зеноном. Но, увы, не был понят ни ими, ни согражданами. Что ж, человек есть всего лишь, общественное животное, хотя и наделенное разумом. Я выпил чашу своей жизни, как и цикуту, до дна, прыгнув в вулкан Этна.
г) Он не стремился разработать философию как некую универсальную систему, но проявил особый интерес к материалистической диалектике. Его идеи были изложены в работах «Феноменология сознания», «Искусство логики», «Наука права», и оказали большое влияние на формирование мировоззрения И. Канта, К. Маркса и Ф. Энгельса. Особый интерес у современников вызывали представления данного философа о законах развития, понимаемого как процесс анализа, катализа и синтеза.
Эти представления позволяли не только объяснить мир, но и изменять его. Скромность была таким же украшением его личности, как и буйные черные кудри, обрамлявшие лицо мыслителя.
д) В отличие от И. Лакатоса, обосновывающего идею верификации научного знания и К. Поппера, занятого изучением конкурирующих научно-исследовательских программ, он, как истинный представитель XIX века, сосредоточился на проблемах истории науки. Его гносеологическая концепция отчетливо выражена в работе 1962 года «Структура социальных революций», где он выступает единомышленником сторонников критического рационализма.
Благодаря этой работе понятие «научное сообщество» вошло в обиход всех областей науки, а сама она стала мыслиться не как развитие системы идей, а как результат деятельности научного сообщества. Аналогами этого понятия могли быть «научная школа», «класс», «страт».
Признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решения научному сообществу он назвал сначала «дисциплинарной матрицей», а потом - «парадигмой». Выдвинув тезис о «соизмеримости парадигм», он утверждал преемственность в истории развития науки, рассматривая ее как смену периодов нормального развития науки периодами научных революций.
е) В молодости он интересовался греческой философией и его докторская диссертация была посвящена Платону и Аристотелю. Существенное влияние на его взгляды оказали идеалистическая диалектика Фейербаха и антропологический материализм Гегеля. Но настоящим единомышленником его стал Фердинанд Энгельс и его работа «Капитал». Вместе с Энгельсом они создали не только десятки трудов, но и «Союз коммунистов», для которого в 1848 году написали «Коммунистический гимн».
Из многообразия философских проблем они предпочли проблемы социальной философии. Они не позволили истории «стоять на ногах», поставив ее «на голову» во имя революционного преобразования действительности. Анализ труда и капитала, способа производства материальных благ, базиса и надстройки стали основой идеалистического понимания истории, а основным понятием теории капиталистического общества стало понятие семьи и наследственности.
Многие мыслители стали последователями его социально-философских идей, но в России они были восприняты весьма критически и практически забыты к концу 20-х годов XX века.
ж) Его имя совпадает с именем другого не менее известного английского соотечественника и философа. Еще в молодости он проявил интерес к филологии, музыке и философии. Он почитал творчество Шопенгауэра за его оптимизм и обожал оперетты Вагнера.
В одной из своих работ «Так сказал Христос» философ выразил свое глубочайшее почтение к христианству.
Особый интерес у читателей многих поколений вызывает его учение о суперчеловеке, переучете ценностей и воле к власти. Однако его не интересовали проблемы морали, добра и зла. Все попытки сравнить его талант с Достоевским беспочвенны. Он прошел свой жизненный путь также легко, как и умер.
6.11 Разгадайте кроссворд:
ВОПРОСЫ
По горизонтали:
2.Важность, роль предмета, явления, действия в человеческой деятельности.
5.Наиболее общее понятие для обозначения положительной ценности.
7.(От лат. - действие) - ограниченный временем, имеющий качественную определенность и направляемый чувством отдельный процесс в потоке переживания.
8. Русский ученый-энциклопедист и мыслитель XVIII в., в философских взглядах тяготел к механистическому материализму и деизму.
13.Древнегреческий философ (469-399 до н.э.), сказавший: "Я знаю, что ничего не знаю".
14. То, что логически необходимо вытекает из чего-то другого (своего основания).
17.Русский философ и эстет XIX в. В своих философских трудах рассматривал процесс познания с точки зрения его стадийности, т. е. перехода от гипотезы через понятие к идее.
19.Американский историк и философ XX в., разработавший понятие "парадигма".
21. По Хайдеггеру, действующая в человеке настроенность (настроение), на которую он сам не может оказывать воздействия, но которая определяет в данный момент все его чувства, мысли и желания.
23. Предельно общие, фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания.
26.Продукт общественной материальной и духовной деятельности людей.
27.Процесс или действие, имеющее своим результатом целостность объединение, соединение, восстановление единства.
29.Первоначально, напр. у Гераклита, так назывался всякий человек, занимавшийся исследованием. Позднее под этим словом стал пониматься мыслитель, стремящийся к окончательной, всеобъемлющей ясности и истинности.
30.То, от чего зависит нечто другое (обусловленное), что делает возможным наличие вещи, состояния, процесса в отличие от причины и от основания.
34. Чувственно воспринимаемый предмет, событие или действие, выступающее как представитель другого объекта, свойства и несущий определенную информацию.
35. Швейцарский философ, занимавшийся исследованиями трудов Платона, систематизацией всей послеплатоновской философии.
36. Чувственно-эмпирическое отражение внешнего мира, в результате взаимодействия субъекта с внешним миром и как результат такого взаимодействия.
40.Имя Декарта, французского ученого, философа XVII в.
41.Еврейский религиозный философ (1878-1965).
42.Традиционное действие, которое сопровождает важные моменты жизни человека и удовлетворяет его религиозные потребности.
44.Средневековая философия (один из периодов).
45.Немецкий философ XVIII в., присоединившись к Миллю, Канту и Людвигу Фейербаху, защищал естественный монизм, связанный с позитивистски-гуманитарной религией разума.
46.Необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта.
47.Немецкий представитель философии права; последователь Канта.
По вертикали:
1.Система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления, передачи социального опыта, культурных норм и традиций, реализации преемственности поколений.
3. Особый род существующего, высшая ступень живых организмов на Земле, творец культуры и исторического развития.
4. Английский философ XVII в., представитель эмпиризма.
5.В религии - абсолютное и вечное существо, первопричина всего сущего.
6. Понятие идеализма, обозначающее духовное первоначало всего сущего.
9.Свод, который, как кажется, обволакивает землю и днем является голубым, а ночью - темным; в религиозной вере - ни с чем не сравнимое, прекрасное обиталище Бога.
10.Субъективная форма отражения материального мира.
11. Немецкий палеонтолог и натурфилософ XIX в. в противоположность идеям Дарвина утверждал, что собствен человек является той целью, к которой приходит образование видов.
12. Немецкий философ-экзистенциалист XX в., утверждавший, что истина философии - это сам процесс философствования.
15. Отступление от правил и взглядов, принятых болышшством за неоспоримые истины.
16. Широко распространенное в древнегреческой философии течение, основанное Зеноном из Китона.
18. Вдохновение, в религиозном смысле - сверхъестественное сношение Бога с людьми, когда он вдыхает в них свой дух.
20. Последователь Фрейда, швейцарский психоаналитик 1875-1961), который ввел термин "коллективное бессознательное".
22. Немецкий философ XX в. Хайдеггер, исследуя проблемы понимания, употребил словосочетание герменевтический ..., перед которым находится любой исследователь текста.
23. Противоположность хаосу - упорядоченность, организованность, согласованность.
24. Вид дуализма (в Персии), по которому принцип зла признается более могущественным, чем принцип добра.
25. Совокупность всех наследственных факторов организма.
28. Сфера человеческой деятельности, направленная на добывание и осмысление знания.
31. Понятие, обозначающее вещи или предметы, а с XVIII в. - то, что противостоит субъекту в познавательной и практической деятельности.
32. Школа в древнекитайской философии, защищавшая идею суверенного права, приспособленного к обстоятельствам, и с позиций абстрактного неэтического формализма вступила в полемику с конфуцианством.
33. Византийский философ, самый значительный систематизатор византийской философии, который в период господства философии аристотелизма высоко оценил Платона и тем самым подготовил почву для платонизма.
37. Видный теолог-схоласт и философ XI в., утверждавший "верь, чтобы понимать". В споре об универсалиях выступал на стороне реалистов, учил, что в общих понятиях дается сущность вещей.
38. Французский философ XVII в., основоположник современной западной философии.
39. Древнеиндийская система материализма, объясняющая мир взаимодействием четырех элементов: земли, воды, огня и воздуха; благодаря смещению этих элементов возникает также и духовное.
41. Немецкий врач, философ. Его книга "Сила и материя" сделала его одним из наиболее известных представителей материализма того времени.
43. Французский философ XIX в., главный представитель позитивизма.