7.1 Раскройте понятия: «образ жизни», «тип философа», «трагический тип философа», «философия как образ жизни», «философы как люди, задающие масштаб», «философия как жизненный разум», «философская вера». Основываясь на персоналистическом подходе к вопросу об образе жизни философа, приведите примеры из биографии известных вам философов.
7.2 Изучив структуру личности философа, представленную в одноименной таблице, обоснуйте, влияние на личность философа его духовного, психологического, биологического, социального начал? Как философ выражает свое время, а порой и опережает его? В чем проявляется гениальность и талантливость философа? Используйте примеры из истории философии, где особенно ярко, на ваш взгляд, у отдельных философских персоналий просматриваются эти черты? Обратитесь в процессе работы к биографиям гениальных философов.
Структура личности философа
Выражать свое время Опережать свое время
Гениальность
Талантливость
Особенность
Стремление к совершенству
Интеллектуальное разитие в детстве опережает эмоциональное
Общее Особое Единичное
Характеризует свою эпоху Характеризует определенную Характеризует
социальную общность собственную ин-
дивидуальность
7.3 Для анализа даны три таблицы, раскрывающие основные типы философов:«Сократовский тип», «Ницшеанский тип» и «Крочеанский тип». Все три типа отличаются друг от друга, но есть то, что объединяет их – это философия как любимое дело.
Выявите и опишите различия этих типов.
Сократовский тип философа
Желает, чтобы правили знающие. | |
Верит, что людей объединяет общение, дружба, порядочность, воздержание, справедливость. | |
М
Задает себе вопрос: Сколько же есть вещей, без которых можно жить? | |
О
Е
Считает диалог образом жизни и мышления. | |
Е
Не признает знания, отделенного от доброты. | |
|
| Умеет занять промежуточное место между мудрецом и глупцом. | |
|
| Живет по принципу: Я знаю что ничего не знаю. | |
|
| Может сказать: Заговори, чтобы я тебя увидел. | |
Крочеанский тип философа
| | | |
| Убежден: существует только дух. Он проявляется теоретически в логике | |
|
| |
|
| | Не признает политических крайностей: фашизма и коммунизма | |
|
| | Утверждает: творчество как подлинная свобода лежит за пределами природного и социального существования человека | |
|
| | Объединяет интуицию и выражение | |
|
| Верит: интуицию нельзя выразить символом | |
|
| Выделяет четыре главные ценности: истину, пользу, добро и красоту | |
|
| | Его привлекает поэзия как «чистая» интуиция, объективное созерцание | |
|
| Защищает либеральные идеалы, углубляя их содержание | |
Ницшеанский тип философа
| |
| Убежден: все дурное идет от слабости | |
|
| |
|
| Считает, что человечность – это предрассудок | |
| | | |
| Доказывает: рабство относится к сущности культуры | |
|
| Убеждает других: если время – это круг, то всякая истина крива | |
|
| Верит: убежденность опаснее, чем ложь | |
|
| Его влекут две вещи: опасность и игра | |
|
| | Высказывает мнение: Государство – это сталь, скрепляющая общество | |
Философию часто сравнивают с поэзией. Как и у поэтов, у философов есть свои музы, любовь к которым способствовала раскрытию их гения, величия и таланта. В таблице «Музы философов» приведены имена женщин, сыгравших огромную роль в жизни великих философов.
Вопросы:
а) Кем были эти женщины? Проявите заинтересованность в поиске материала из истории философии, дополните таблицу.
б) Продолжите таблицу, включив в неё имена других Муз.
Музы философов
| | | |
| | |
|
| | Нагарджуна – царица Чандралекха | |
|
| |
|
| Ф. Шлегель – Доротея Фейт | |
|
| Шеллинг – Королина Михаэлис | |
|
| Вольтер – Эмилия дю Шатле | |
| |
| Кант – Шарлотта Кайзерлинг | |
|
| Маркс – Женни фон Вестафалей | |
Согласно мнению великого грека Платона, философы – это люди особой породы, которые в силу своих интеллектуальных способностей выше других людей. В иерархии Платона они находятся на самой высшей социальной ступени. Как утверждает Платон, философ может родиться только в семье философа, но история доказывает обратное. Это видно из содержания таблицы «Социальное происхождение известных философов».
Вопросы:
а) На чем основывался Платон, создавая свою иерархию?
б) Чем отличаются приведенные в таблице три социальных уровня – высшей класс, средний и низший от марксистско-ленинского понимания класса как большой группы людей, отличающейся местом в системе общественного производства, отношением собственности на средство производство, распределением и потреблением общественного богатства.
в) Могут ли в социальном делении на классы участвовать следующее признаки: доход, образование, власть, престиж?
г) Существует ли подобное деление на классы в современном мире и, в частности, в Российском обществе?