Тема 2. Общие закономерности онтогенетического развития двигательных качеств
Цель занятия: изучение общих закономерностей функционирования психомоторики как целостной системы, характеризующей поведение человека, способ организации деятельности и успешность ее протекания в различные периоды жизни.
Литература:
- Практикум по возрастной психологии: / Под ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. – СПб.: Речь, 2001. – 688 с.
- Психомоторика. Тексты: хрестоматия по специальности «Общая психология»: в 3 ч. Ч. 1 / сост. Н. Е. Коренкова. – М.: Изд-во Моск. Гуманит. Ун-та, 2006. – 112 с.
- Психомоторная организация человека: Учебник для вузов / Е.П.Ильин. – СПб.: Питер, 2003. – 384 с.: ил. – (Серия «Учебник нового века»).
Задание № 2.1.
Перечислите и приведите примеры общих закономерностей онтогенетического развития двигательных качеств:
1.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Например:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Например:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Например:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Например:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Например:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Максимальное количество баллов за задание | Оценка преподавателя (баллы) | Замечания: |
Задание № 2.2.
Какие существуют половые различия в проявлении двигательных качеств?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Максимальное количество баллов за задание | Оценка преподавателя (баллы) | Замечания: |
Задание № 2.3.
Чем обусловлено снижение межфункциональных связей психомоторики в период полового созревания?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Максимальное количество баллов за задание | Оценка преподавателя (баллы) | Замечания: |
Задание № 2.4.
Дайте определение «моторной одаренности» по Н. И. Озерецкому.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________
Максимальное количество баллов за задание | Оценка преподавателя (баллы) | Замечания: |
Задание № 2.5.
Какие основные компоненты движений исследуются в шкале измерения моторной одаренности у детей Н. И. Озерецкого?
Компоненты движений | Как изучается (пример двигательного задания для любого возраста) |
1. Компонент: | Двигательная проба: ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ |
2. Компонент: | Двигательная проба: ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ |
3. Компонент: | Двигательная проба: ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ |
4. Компонент: | Двигательная проба: ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ |
5. Компонент: | Двигательная проба: ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ |
6. Компонент: | Двигательная проба: ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ |
Максимальное количество баллов за задание | Оценка преподавателя (баллы) | Замечания: |
Тема 3. Уровневая теория построения движений Н. А. Бернштейна
Цель занятия: Изучение одной из основных физиологических классификаций движений. С позиций теории Н. А. Бернштейна, управление движениями – сложный многоуровневый процесс. Данная теория позволяет разложить двигательный акт на составные компоненты, выявить состояние церебральных уровней и их роль в регуляции движений и действий.
Литература:
- Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений. Под ред. В.П.Зинченко. Москва-Воронеж, 1997.
- Коренкова Н.Е. Психомоторика в структуре интегральной индивидуальности. Учебно-методическое пособие. М.: Изд-во Моск.гуманит.ун-та, 2005. – 163 с.
- Психомоторика. Тексты: хрестоматия по специальности «Общая психология»: в 3 ч. Ч. 1 / сост. Н. Е. Коренкова. – М.: Изд-во Моск. Гуманит. Ун-та, 2006. – 112 с.
Задание № 3.1.
Охарактеризуйте уровни построения движений по Н. А. Бернштейну с точки зрения их морфофизиологической характеристики, ведущей афферентации, основной и фоновой роли в двигательных актах вышележащих уровней, патологических синдромов и дисфункций.
№ п/п | Уровень | Характеристика |
Система: _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ Обозначение: _____________________ Название: _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ Афферентация: _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ | Основная функция: _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ Роль как фонового: _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ Роль как ведущего: _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ Нарушения: _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ | |
Система: _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ Обозначение: _____________________ Название: _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ Афферентация: _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ | Основная функция: _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ Роль как фонового: _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ Роль как ведущего: _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ Нарушения: _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ | |
Система: _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ Обозначение: _____________________ Название: _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ Афферентация: _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ | Основная функция: _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ Роль как фонового: _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ Роль как ведущего: _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ Нарушения: _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ | |
Система: _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ Обозначение: _____________________ Название: _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ Афферентация: _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ | Основная функция: _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ Роль как фонового: _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ Роль как ведущего: _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ Нарушения: _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ | |
Система: _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ Обозначение: _____________________ Название: _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ Афферентация: _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ | Основная функция: _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ Роль как фонового: _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ Роль как ведущего: _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ Нарушения: _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ |
Максимальное количество баллов за задание | Оценка преподавателя (баллы) | Замечания: |