ТЕМА 15: Глобальные проблемы и перспективы человечества
1. Человек перед лицом глобальных проблем.
2. Иерархия глобальных проблем.
3. Философские концепции истоков глобальных проблем и путей их решения.
4. Глобальные проблемы и перспективы будущего.
Литература основная
Мир философии. В 2 ч. М., 1991. Часть 2. Раздел 8, § 2.
Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений. В 2 ч. М., 1989. Часть 2. Глава 8, § 2.
Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. М., 1997. Часть 2. Глава 2.8.
Философия. Учебник для высших учебных заведений / Отв. ред. В.П. Кохановский. Ростов-на-Дону. 1997. Главы 13, 14.
Литература дополнительная
Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.
Введение в социальную экологию. Ч. 1-2. М., 1994.
Горелов А.А. Социальная экология. М., 1998.
Казначеев В.П. Проблемы человековедения. М., 1997.
Кочергин А.Н. Философия и глобальные проблемы. М., 1996.
Моисеев Н.Н. Грядущие десятилетия. М., 1992.
Назаретян А.Н. Интеллект во вселенной. М., 1991.
Олейников Ю.В., Оносов А.А. Ноосферный проект социоприродной
эволюции. М., 1999.
Урсул А.Д. Путь в ноосферу. М., 1993.
Шкловский И.С. Вселенная. Жизнь. Разум. М., 1989.
Темы практических занятий
№ п/п | Тема | Количество часов | |
годовой курс | семестровый курс | ||
Философия как форма духовной жизни | |||
Древняя восточная философия: мир культуры и стиль мышления | |||
Основные проблемы античной философии | |||
Основные проблемы философии Средневековья | |||
Философские концепции эпохи Возрождения | |||
Основные философские школы Нового времени | |||
Особенности и проблемы русской философии XIX-XX веков | |||
Философия XX века: проблемы, направления | |||
Философия природы | |||
Человек как предмет философии | |||
Общество: философские модели и типы | |||
Сознание как философская проблема | |||
Познание: формы и уровни | |||
Наука: гносеологические и социальные измерения | |||
Глобальные проблемы и перспективы человечества | |||
Итого: |
Примерная тематика рефератов
К теме 1:
1. Влияние мировоззрения на исторические судьбы человека и общества.
2. Мифология: прошлое и настоящее.
3. Философия - наука или мировоззрение?
4. Философия как самосознание эпохи.
5. Философия и философствование.
К теме 2:
1. Можно ли считать философскими мировоззренческие взгляды народов Древнего Египта и Вавилонии?
2. Философские аспекты буддизма.
3. Социальный космос Древнего Китая.
4. Философские системы Кун Цзы и Лао Цзы (сравнительный анализ).
К теме 3:
1. Первые натурфилософские школы древней Греции.
2. Становление образа Античного Космоса: от Пифагора к Платону
3. Рок и Судьба в мировоззрение древнего эллина.
4. Учение Эпикур о преодолении страха.
5. Значение физики и метафизики Аристотеля для развития европейской философии.
К теме 4:
1. Античная и средневековая философии: общее и особенное.
2. Философские идеи Библии и Корана.
3. Смысл и значение доказательств бытия Бога в средневековой философии.
4. Отличие теологии от философии в осмыслении сути мироздания.
5. Черты средневековой философии, сохраняющие свою актуальность до
настоящего времени.
К теме 5:
1. Философские идеи Дж.Бруно.
2. Проявления секуляризации в философии Возрождения.
3. Причины ориентации на искусство в мировоззрении эпохи Возрождения.
4. Принцип согласия всех учений Пико делла Мирандолы.
К теме 6:
1. Что значит “знать” (полемика эмпириков и рационалистов).
2. Б. Паскаль: “Атеизм есть признак силы ума, но только до определенной степени”
3. Философские последствия научной революции ХVII века.
4. Философские идеалы эпохи Просвещения.
5. Философское значение открытий И. Ньютона.
К теме 7:
1. Проблема достоверности научного знания и его границ в философии
И. Канта.
2. И. Кант о различие между рассудком и разумом.
3. Смысл и значение гегелевского тезиса о “хитрости Мирового Разума”.
4. Диалектический идеализм Гегеля: достоинства и недостатки.
К теме 8:
1. Аполлоновское и дионисиевское начала в философской концепции Ницше.
2. Смысл и значение тезиса Ж.-П.Сартра “Экзистенциализм - это гуманизм”.
3. “Первый”, “второй”, “третий” позитивизм - преемственность и различия.
4. Причины повышенного внимания философии ХХ века к проблеме языка.
5. Значение учения А.Шопенгауэра для современной западной философии.
К теме 9:
1. Взаимосвязь язычества и христианства в мировоззрении Киевской Руси.
2. Проблема “Восток-Запад-Россия” в трудах русских философов.
3. П.Я. Чаадаев и его историософская концепция.
4. Место русской философии в мировой культуре.
5. Основные направления развития отечественной философии после 1917 года.
К теме 10:
1. Творческие способности человека, их пределы и условия.
2. Разум как измерение человека.
3. Смысл жизни. Проблема “подлинного” и “неподлинного” бытия.
4. Право человек на собственную жизнь и собственную смерть.
5. 5.Сущность и структура духовных потребностей человека.
6. Развитие и регресс.
7. Диалектика Сократа как искусство творческого спора и диалога.
8. Диалектические законы Гегеля
9. Детерминизм, фатализм и волюнтаризм при анализе общественного развития.
К теме 11:
1. Природа мифов о сотворении мира.
2. Научная картина мира в представлениях Галилея, Ньютона и Канта.
3. Социальное пространство и социальное время.
4. Креационизм и его особенности в иудаизме, христианстве и исламе.
Понятие “природы” и особенности его формирования и эволюции.
К теме 12:
1. Ценностная ориентация религиозной личности.
2. Общечеловеческие ценности и их иерархия.
3. "Ordo amoris" М.Шелера.
4. Пробуждение духовности как современная проблема.
5. Целостность персональной идентичности человека.
К теме 13:
1. Соотношение цикличности и поступательности в общественном развитии.
2. Факторы, определяющие уровень развития общества.
3. Законы природы и законы общества: общее и специфическое.
4. Проблема существования общества без власти и без государства.
5. Проблеме направления в развитии общества.
6. Общество и цивилизация.
7. Правда и правдоподобие в искусстве.
8. Факторы, определяющие смену ценностей в истории человечества.
К теме 14:
1. А.А. Ибн-Сина о природе сознания.
2. Проблема языка животных.
3. Искусственный интеллект: надежды и возможности реализации.
4. Сознание и бессознательное.
5. Структурно-генетический подход к становлению сознания.
К теме 15:
1. Проблема предела познаваемости мира.
2. Проблема социальной опасности искажения истины.
3. Знание и вера: общее и особенное.
4. Познание и интуиция.
5. Проблема единственности и универсальности критерия истинности
знания.
К теме 16:
1. Причины доверия к научным выводам.
2. Предположение и гипотеза.
3. Проблема возможности “социального эксперимента”?
4. Проблема достижимости истины ненаучными способами.
5. Наука и основные стадии ее исторического развития.
К теме 17:
1. Причины глобализации современных противоречий между обществом,
природой и человеком.
2. Техносфера и биосфера: общее и специфическое.
3. Современные глобальные проблемы как выражение единства и разобщенности человечества.
4. Проблема научности сценариев будущего человечества.
5. Проблема классификации глобальных проблем современности.
Перечень вопросов к экзамену (зачету)
1. Мифология как исторический тип мировоззрения. От мифологи к философии.
2. Основные проблемы древнеиндийской философии.
3. Социально-нравственная проблематика древнекитайской философии.
4. Космоцентризм античной философии. Проблема бытия и небытия в античной философии.
5. Учения античных философов о первооснове мира и механизмах взаимосвязи явлений мира с первоосновой.
6. Атомистическое учение Демокрита.
7. Философское содержание принципа софистов: “Человек есть мера всех вещей”.
8. Философское учение Сократа. Сократ о нравственной основе жизни человека и устройства общественной жизни.
9. Учение Платона о бытии, о природе человека и общества, о сущности познания.
10. Философия Аристотеля как энциклопедическое учение.
11. Роль философских и нравственных идей Библии в развитии мировой духовной культуры.
12. Теоцентризм средневековой философии. Соотношение философии и теологии в трактовку средневековых мыслителей.
13. Спор между номиналистами и реалистами в средневековой философии.
14. Патристика: учение о бытии и происхождении мира, о моральных основах, ценности и смысле человеческой жизни, о соотношении веры и знания.
15. Схоластика: учение о соотношении сущности и существовании, о времени и вечности, о познании Бога, о природе человеческой души, сущности общественной жизни.
16. Антропоцентризм философии эпохи Возрождения.
17. Идеи гуманизма и натурфилософии в эпоху Возрождения.
18. Научная революция ХVII века и ее воздействие на философию.
19. Философское учение Ф. Бэкона.
20. Дуалистическая философия Р. Декарта: основные проблемы.
21. Монизм, дуализм, плюрализм в философии ХVII века.
22. Философские идеалы эпохи Просвещения.
23. Теория познания И. Канта: основные понятия и принципы.
24. “Категорический императив” И. Канта.
25. Соотношение системы и метода в философии Гегеля.
26. Принцип историзма, разработанный в немецкой классической философии.
27. Суть антропологического принципа в философии Л. Фейербаха.
28. Философская концепция К. Маркса.
29. Философия позитивизма и основные этапы ее развития.
30. Основные принципы философии прагматизма и его представители.
31. Герменевтика как философское направление.
32. Сциентизм и антисциентизм как разновидности философии науки.
33. Проблема человека в “философии жизни”.
34. Философские аспекты учений психоанализа и неофрейдизма.
35. Проблема свободы в экзистенциализме.
36. Религиозная философия ХХ века.
37. Особенности развития русской философии и ее периодизация.
38. Значение для русской философии творчества М.В. Ломоносова.
39. Философские аспекты дискуссии “западников” и “славянофилов”.