ТЕМА 11. Общество: философские модели и типы
1. Философские концепции природы общества.
2. Общество как целостная система. Консенсус и конфликт как явления общественной жизни.
3. Основные сферы общественной жизни. Гражданское общество и государство.
4. Общество как исторически развивающееся явление. Формационная и цивилизационная концепции развития общества.
Литература основная
Мир философии. В 2 ч. М., 1991. Часть 2. Раздел 8, § 1.
Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону. 1996. Глава V. Раздел 4.
Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений. В 2 ч. М., 1989. Часть 2. Глава 14, §§ 1, 4.
Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. М., 1997. Часть 2. Глава 2.4.
Философия. Учебник для высших учебных заведений / Отв. ред. В.П. Кохановский. Ростов-на-Дону. 1997. Главы 8, 9.
Литература дополнительная
Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 1988.
Барулин В.С. Социально-философская антропология. М., 1994.
Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.
Гобозов И.А. Введение в философию истории. М., 1993.
Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. М., 1990.
Межуев В.М. Культура и история. М., 1991.
Момджян К.Х. Социум. Общество. История. М., 1994.
Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. М., 1995.
Тойнби А. Постижение истории. М., 1992.
Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
ТЕМА 12. Сознание как философская проблема
1. Философские концепции сознания как индивидуализированного духа, внутреннего мира субъекта.
2. Сознание и самосознание. Основные структурные элементы индивидуального сознания и их объективный смысл.
3. Сознание и бессознательное, рациональное и иррациональное в сознании.
4. Сознание как надындивидуальный объективированный дух. Идеологические формы общественного, коллективного сознания.
Литература основная
Мир философии. В 2 ч. М., 1991. Часть 2. Раздел 4, § 1.
Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону. 1996. Глава V. Раздел 6.
Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений. В 2 ч. М., 1989. Часть 2. Глава 11.
Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. М., 1997. Часть 2. Глава 2.2, §§ 2, 7, 11.
Философия. Учебник для высших учебных заведений / Отв. ред. В.П. Кохановский. Ростов-на-Дону. 1997. Глава 4.
Литература дополнительная
Видинеев И.В. Природа интеллектуальных способностей человека. М., 1989.
Духовное производство. М., 1990.
Иванов А.В. Сознание и мышление. М., 1994.
Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. М., 1985
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.
Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. М., 1990.
Никифоров А.С. Этюды о разуме. М.,1981.
Панов В.Г. Эмоции. Мифы. Разум. М., 1992.
Природа и дух. Кн. 1-2. СПБ., 1995.
Фролов И.Т. Философия и история генетики. М., 1988.
Ярвилехто Т. Мозг и психика. М., 1992.
ТЕМА 13. Познание: формы и уровни
1. Философские концепции природы познания.
2. Познание и практика. Внешний и внутренний опыт как виды по знания.
3. Чувственное и рациональное познание, их взаимосвязь.
4. Дискурсивные и недискурсивные формы познания.
5. Объективное и субъективное в познании. Основные философские концепции истины.
Литература основная
Мир философии. В 2 ч. М., 1991. Часть 1. Раздел 4, §§ 2, 3.
Хрестоматия по философии. Сост. П.В. Алексеев. А.В. Панин. М., 1997. Раздел 2.
Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону. 1996. Глава V. Раздел 6.
Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений. В 2 ч. М., 1989. Часть 2. Глава 12.
Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. М., 1997. Часть 2. Глава 2.2, §§ 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10.
Философия. Учебник / Под ред. В.Л. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. М., 1996. Часть 2. Глава 2.
Философия. Учебник для высших учебных заведений / Отв. ред. В.П. Кохановский. Ростов-на-Дону. 1997. Глава 11.
Литература дополнительная
Айдинян В.Ф. Система понятий и принципов гносеологии. Л., 1991.
Гетманова А.Д. Логика. М., 1998.
Заблуждающийся разум. Анализ вненаучных форм знания. М., 1990.
Знание за пределами науки. М., 1990.
Касавин И.Т. Познание в мире традиций. М., 1990
Когнитивная эволюция и творчество. М., 1996.
Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеал рациональности. Тбилиси, 1985.
ТЕМА 14. Наука: гносеологические и социальные измерения
1. Критерии научного познания. Классический и неклассический философские образы науки.
2. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их методы.
3. Современные философские концепции динамики научного познания.
4. Социальные функции науки.
5. Сциентизм и антисциентизм как крайние формы оценки значения науки.
Проблема границ науки.
Литература основная
Мир философии. В 2 ч. М., 1991. Часть 2. Раздел 7, § 2.
Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону. 1996. Глава V. Разделы 7, 8.
Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений. В 2 ч. М., 1989. Часть 2. Глава 13.
Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. М., 1997. Часть 2. Глава 2.6.
Философия. Учебник / Под ред. В.Л. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. М., 1996. Часть 3. Глава 6.
Философия. Учебник для высших учебных заведений / Отв. ред. В.П. Кохановский. Ростов-на-Дону. 1997. Глава 12.
Литература дополнительная
Бабушкин В.У. Философия духа. М., 1995.
Научный прогресс: когнитивный и социокультурный аспекты. М., 1993.
Познание в социальном контексте. М., 1993.
Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.
Розин В.М. Специфика и формирование естественных, технических и гуманитарных наук. Красноярск, 1989.
Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992.
Традиции и революции в развитии науки. М., 1991.
Философия и методология науки. Ч. 1-2. М., 1994.
Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. М., 1987.
Хюбнер К. Критика научного разума. М., 1994.