Предмет философии,особенности философии и ее функции
Предмет философии,особенности философии и ее функции
1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
Философия – это наука о всеобщем, она – свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.
Философию можно определить как учение об общих принципах познания, бытия и отношений человека и мира.
Цель философии – увлечь человека высшими идеалами, вывести его из сферы обыденности, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.
Философия включает в себя:
– учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика);
– о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории);
– учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология);
– теорию познания;
– проблемы теории познания и творчества;
– этику;
– эстетику;
– теорию культуры;
– свою собственную историю, т. е. историю философии. История философии являет собой существенную составляющую предмета философии: она есть часть содержания самой философии.
Предмет философии – все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.
Особенности философского знания
Специфика философского знания заключается в универсальности. Оно оперирует понятиями и категориями и имеет очень высокий уровень обобщения. Структура философского знания, кратко описанная, является формой осмысления человеком самого себя и действительности вокруг. Философское знание – это знание обо всем мире, в отличие от науки, которая аккумулирует информацию об отдельной части действительности. В отличие от религии, философия построена на логике, а в отличие от науки, философское знание строится на умозаключениях, а не на экспериментах.
Особенности и структура философского знания кратко могут быть обозначены как размышления о реальном и о должном. Философия размышляет не только о том, что есть в действительности, но и о том, как должно быть. Философия чаще всего отвечает на глобальные вопросы бытия, старается решить абстрактные проблемы всего человечества в целом. При этом философия использует логику и аргументацию, поэтому философское знание верифицируемо и объективно. Это не плод размышлений одного субъекта, а логически обоснованный ответ на вопрос. Еще одной важной особенностью философского знания является его рефлексивность. Оно является взглядом человека на самого себя со стороны.
Функции философии:
Мировоззренческая функция -функция изменяет взгляд на мир.
Гносеологическая(познавательная)одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).
Методологическая - разрабатывает методы познания мира.
Аксиологическая-помогает формировать систему ценностей.
Прогностическая - выработка путей развития мира.
Критическая - сомнение во всем.
Гуманистическая -поиски ответов на смысл жизни (делает человека человеком).
Интегрирующая функция способствует объединению достижений науки в единое целое.
Воспитательнаяфункция заключается в рекомендации следовать положительным нормам и идеалам нравственности.
Структура философии
Предмет, структура и функции философии.
Предмет философии.
Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела: Онтология – учение о мире в целом. Гносеология – познание мира. Философская антропология – философское учение о человеке. Социология – рассмотрение и изучение жизни общества. Этика – учение о морали, и так далее...
В рамках данных четырех основных разделов философии можно выделить множество изучаемых ею частных вопросов: сущность бытия; происхождение бытия; материя (субстанция), ее формы; сознание, его происхождение и природа; взаимоотношение материи и сознания; бессознательное; человек, его сущность и существование; душа, духовный мир человека; общество; общество и человек; природа; природа и общество; духовная сфера жизни общества; материально-экономическая сфера жизни общества; социальная сфера общества; общественно-экономические формации, цивилизации; перспективы человека, общества; экология, проблемы выживания; особенности познания; влияние познающего субъекта на процесс познания и его результаты; ограниченность и безграничность познания; движение; философские категории; диалектика и ее законы; иные вопросы.
Структура философии.
Структура философии:
Онтология или теория бытия. Человек живет в реальном мире, наполненном многими вещами, которые появляются, воссоздаются. Отсюда вопрос: есть ли какая-то единая основа, фундамент, позволяющий им взаимодействовать и соединяться? Онтологические проблемы – это проблемы объективного бытия действительности.
Гносеология или теория познания (эпистемология) изучает отношение знания к реальности, исследование его всеобщих предпосылок, выявление условий его достоверности и истинности. Феноменология изучает внутреннюю определенность сознания.
Аксиология– учение о ценностях (бывают общечеловеческие и групповые, материальные и духовные, вечные и сиюминутные). «Человек – это животное, у которого есть святыни».
Антропологияи теория культуры. Стремление выяснить место человека в мире, установить его особое качество, отличающее от животных, обнаружить родовую сущность человека. Что главное в человеке – язык, способность смеяться?
Методологияи философия науки формулирует принципы, на которые опирается ученый, исследует роль для познания некоторых важных представлений о мире. В ХХ веке существуют позитивистская методология, диалектика, феноменология, синергетика.
Социальная философия и философия истории.
Социальная философия рассматривает внутреннюю организацию общества, его соотношение с природой, взаимоотношение между социальными группами, роль и положение личности в конкретном социальном организме.
Философия истории – проблему истории, ее источника, начала, конца, субъективное и объективное в историческом процессе.
Философия религии. Религия не сводится только к культу, к обрядности. Она имеет идейную, собственно мировоззренческую сторону, вокруг которой и развертываются философские дебаты. Существует эзотеризм (закрытый от непосвященных, тайный) или оккультизм.
Этика – учение о морали.
Логика - учение о формах человеческого мышления.
Основной вопрос философии
Основной вопрос философии.
Философия возникла, как мы уже отмечали, в период становления и развития рабовладельческого общества практически одновременно в Древнем Китае, Древней Индии и Древней Греции. За 2500 лет истории философии были предложены различные философские учения, отражавшие, в конечном счете, уровень социально-экономического и политического развития общества, развития конкретно-научных знаний. Чтобы разобраться в многообразии философских учений, нужно выявить исходные, наиболее важные проблемы философии и пути их решения. Мировоззренческая проблема «человек – мир» в философии ставится, прежде всего, как проблема соотношения бытия и сознания. Отсюда:
Эта проблема существует в различных формулировках:
- как отношение духа к природе;
- мышления к бытию;
- отношения души и тела;
- «Я» и «Не-Я»;
- создан ли мир духовным началом или существует вечно и др.
Проблема соотношения мышления и бытия в немецкой философии, напримерФ. Шеллинга, Ф. Энгельса, получила название основного вопроса философии. Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия – к мышлению (сознанию) или по-другому - вопрос об отношении материи и сознания.
Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это является главной задачей философии.
Материя и сознание (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи с этим существуют две стороны основного вопроса философии –онтологическая и гносеологическая.
Онтологическая(бытийная) - первая сторона основного вопроса заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание?
Суть гносеологической(познавательной) - второй стороны основного вопроса: познаваем илинепознаваем мир?
В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии, выделяют основные направления – материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.
Представим это в виде схемы 12.
Схема 12
При рассмотрениионтологической стороныосновного вопроса философии (что первично: материя или сознание?) выделяют такие направления, как:
- объективный идеализм;
- субъективный идеализм;
- материализм;
- вульгарный материализм;
- дуализм;
- деизм.
Онтологическую сторону основного вопроса философии представляют:
- материализм;
- идеализм;
- дуализм.
При рассмотрении гносеологической стороны (познавательной) стороны (познаваем ли мир) выделяют такие направления как:
- гностицизм;
- агностицизм;
- эмпиризм (сенсуализм);
- рационализм.
Материализм(в литературе часто – «линия Демокрита») – направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.
В соответствии с взглядами материалистов:
- материя реально существует;
- она существует независимо от сознания;
- материя – самостоятельная субстанция – не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;
- материя существует и развивается по своим внутренним законам;
- сознание (дух) есть свойство высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю);
- сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;
- сознание определяется материей (бытием).
К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит, философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Эпикур, Бэкон, Локк, Спиноза, Дидро, Герцен, Чернышевский, Маркс, Энгельс, Ленин.
В материализме выделяется особое направление – вульгарный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики, химии, ее механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и возможность ответно влиять на материю. По их мнению, мозг человека выделяет мысль, сознание также, как печень выделяет желчь, т. е. вульгарный материализм не признает качественного различия сознания и материи.
Достоинство материализма, по мнению современных исследователей, опора на науку, в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию), логическая доказуемость многих положений материалистов.
Слабая сторона материализма – недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явления окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов.
Материализм как господствующее направление философии был распространен в демократической Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции (XVII вв.), Франции (XVIII в.), СССР и социалистических странах в XX веке.
Идеализм(в литературе часто – линия Платона) – направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).
В идеализме выделяют два самостоятельных направления:
- объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.)
- субъективный идеализм (Беркли, Юм).
Основателем объективного идеализма считается Платон.
Согласно взглядам представителей объективного идеализма:
- реально существует только идея;
- идея первична;
- вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»;
- «мир идей» (эйдосов) изначально существует в Мировом разуме (Божественном замысле);
- «мир вещей» - материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением «мира идей»;
- каждая единичная вещь – воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (например, олень – воплощение общей идеи оленя, дом – идеи дома, машина – идеи машины и т. д.);
- большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец;
- отдельные идеи («мир идей») объективно существуют независимо от нашего сознания.
Субъективные идеалисты(Беркли, Юм) считали, что:
- всё существует только в сознании познающего человека (субъекта);
- идеи существуют в разуме человека;
- образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения;
- вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.
Слабая черта идеализма – отсутствие достоверного (логического) объяснения наличия механизма превращения «чистых идей» в конкретную вещь.
Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время распространен в США, Германии и др. странах Западной Европы.
И материализм, и идеализм – это монистические философские учения (признают одно первичное начало) – монизм.Но существуют и другие направления по признаваемым началам мира.
Дуализм – основан Декартом, суть его заключается в том, что:
- существуют две независимые субстанции – материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления)
- все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от второй указанных субстанций (материальные вещи – от материальной, идеи – от духовной)
- материя и сознание (дух) – две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия
- основного вопроса философии (что первично – материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда.
Плюрализм(субстанций) – точка зрения философов, согласно которой мир имеет множество первоначал (например, монады в учении Г. Лейбница).
Деизм–направление в философии, сторонниками которого (французские просветители XVIII в. Вольтер, Руссо) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей. Деисты считали материю одухотворенной и не противопоставляли ее сознанию (духу).
Эклектизм–направление в философии, сторонники которого смешивают положения материализма и идеализма.
Методы философии
Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются:
• диалектика;
• метафизика;
• догматизм;
• эклектика;
• софистика;
• герменевтика
Диалектика- метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.
Метафизика— метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:
• обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности) ;
• статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития);
• однозначно
Догматизм — восприятие окружающего мира через призму догм — раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, "данных свыше" и носящих абсолютный характер.
Эклектика — метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы
Софистика — метод, основанный на выведении из ложных, но искусно поданных как истинные суждений, чтобы быть выгодной для принимающего данный метод.
Герменевтика — метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов.
Одновременно и направлениями в философии, и философскими методами являются:
• материализм;
• идеализм;
• эмпиризм;
• рационализм.
При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая, материя — как первичная субстанция, а сознание — ее модус — есть проявление материи.
Суть идеалистического философского метода — признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи — как производной от идеи, ее воплощением.
Эмпиризм — метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания.
Рационализм — философский метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума без влияния опыта и ощущений
5) ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
Софистическая школа
Проблему истины впервые доставила школа софистов. Софистическая школа представляет несомненно одну из самых трудных проблем в истории философии. Трудность состоит главным образом в установлении социально-политических корней этого течения, чрезвычайно пестрого и разнородного.
Самое слово «софист» имеет длинную историю. Первоначально им обозначали мудреца. Всякий ученый, философ, изобретатель был софистом (по-гречески слово «софос» значит мудрый).
Но свое специфическое значение слово «софист» получило во второй половине V в. до н. э. В связи с расширением политической жизни все сильнее ощущалась потребность в общеполитическом образовании. Нужно было уметь выступить в собрании, защитить известные положения или опровергнуть противника. Нужно было иметь некоторый запас юридических знаний. Целый комплекс проблем, связанных с социально-политической жизнью, естественно, должен был встать перед всяким греком, который хотел играть политическую роль.
Этим потребностям удовлетворяли особые учителя мудрости — софисты, которые читали лекции, вели платное обучение. Чтение лекций было новостью по сравнению с предшествующим периодом развития философии. Софисты знакомят своих учеников с кругом некоторых теоретических проблем, а также обучают их практическим приемам ведения споров и доказательств.
Вот какой новый оттенок приобретает слово «софист»: это — платный учитель, профессор, читающий лекции для слушателей и преимущественно занимающийся кругом социально-политических вопросов.
Наконец третье значение слово «софист» получило из той критики, которой подверглось софистическое учение со стороны Сократа, Платона и Аристотеля. Сократовская школа, боровшаяся с софистами, стала употреблять это слово в смысле обозначения человека, посредством всяких умственных, логических фокусов доказывающего любое положение, если только ему за это платят деньги.
Это обвинение не было лишено оснований, потому что младшее поколение софистов, действовавшее в конце V и начале IV в. до н. э., действительно давало повод для обвинения их в словесном шарлатанстве и продажности. Вырождение греческой демократии приводило к вырождению политического красноречия. Мы помним, во что превратилось афинское народное собрание в IV в. до н. э. В этой среде политической демагогии, подкупа, коррупции, логических и словесных фокусов софисты стали играть доминирующую роль. Но по отношению к старшим софистам обвинения Сократа и Платона были оправданы.
Софисты — это целая философская школа, которая впервые в истории философии поставила гносеологическую проблему. Понятно, почему именно софисты ее поставили. Они начали заниматься социально-политическими проблемами с определенной целью научить человека при помощи доказательств и рассуждений опровергнуть своего политического противника. Совершенно очевидно, что в связи с этим они должны были заняться общими вопросами о том, что такое истинное и ложное, откуда получает человек свои знания и т. п.
Софисты в истории философии обычно делятся на старших и младших. Старшие софисты действовали во второй половине V в. Деятельность младших софистов падает на конец V и начало IV в. Но эта грань довольно условна.
Сократ (470—399 до н.э.) первоначально был учеником софистов, а затем их непримиримым оппонентом. Софисты поставили в центр бытия конкретного человека. Поэтому истина всегда у них относительна, ибо зависит от конкретного человека. Сократ же встал на путь обобщения — он занялся поиском универсалий. Сократ вошел в историю человечества как образчик философа, отстаивающего истину. Он принял смерть (выпив яд цикуты), хотя мог избежать ее, но не пожелал этого, ибо это было бы воспринято как отказ от собственных убеждений.
Сократа считают отцом диалектики. Действительно, он разработал систему ведения беседы, при которой правильно ставились вопросы, что облегчало поиск ответа. Основными компонентами его метода были ирония и майевтика (от греч. «повивальное искусство»).
Ирония использовалась Сократом для вскрытия внутреннего противоречия в речи собеседника. В конечном счете, собеседник осознает ошибочность своих убеждений. Но он еще не может найти правильный ответ на поставленный вопрос. Здесь вступает в силу майевтика — т.е. Сократ начинает помогать собеседнику сформулировать правильный ответ, прийти к умозаключению. Подобный метод в полной мере раскрывается в диалоге. Основные темы диалогов: что есть красота, истина, добро, справедливость и т.п. Показывая ограниченность частных мнений относительно этих явлений, Сократ помогал собеседникам прийти к пониманию абсолютной красоты, истины, добра.
В конечном счете, Сократ разрабатывал учение об универсальном разуме.
Этика Сократа базируется на таких понятиях как знание, мудрость. Знающий добро, поступит по-доброму, а поступающий по-злому или не знает, что такое добро, или творит зло в целях конечного торжества добра. Таким образом, нравственное зло идет от незнания, значит, знание — это источник нравственного совершенства. Истина и нравственность, для Сократа, — совпадающие понятия. Сократ называл три основных человеческих добродетели:
1) умеренность (знание как обуздывать страсть);
2) храбрость (знание как преодолевать опасности);
3) справедливость (знание как соблюдать законы божественные и человеческие).
Идеи Сократа получили свое дальнейшее развитие в ряде философских школ.
Киники (от греч. kýon, родительный падеж kynós — собака; или греч. kynikói, от Kynósarges — Киносарг, холм и гимнасий в Афинах, где Антисфен занимался с учениками; лат. cynici — циники). Наиболее известные представители этой школы — ее основатель Антисфен, Диоген Синопский и Кратет.
Киники поставили главной задачей разработку метода личного существования, определенного образа жизни. Их философия носила характер скандала, публичности. Киники отрицали многие общественные идеалы («без общины, без дома, без отечества»), ввели термин «космополит» — «гражданин мира» — ибо по их философии везде можно прожить одинаково, сообразуясь только своим личным законом, а не общественным. Учение киников было создано в условиях кризиса античного полиса людьми, не имевшими своей доли в гражданском укладе жизни (основатель кинизма Антисфен был незаконнорождённым). Это личный опыт индивида, который может духовно опереться лишь на самого себя. Это были своего рода юродивые, отрицавшие общественные устои, порядки, убеждения. Они хотели быть «нагими и одинокими». Основная идея киников — через унижение, отрицание, терпение, аскезу и т.д. — придти к ощущению внутренней личной свободы. Элементы кинизма обнаруживаются в стоицизме, христианском аскетизме. Можно сказать, что кинизм есть своего рода идеальное коммунистическое учение, ибо киники отказывали в праве на существование правительству, частной собственности, браку, религии и т.д.
Для киников характерна автаркия (греч. autаrkeia, от autós — сам и arkiō — нахожусь в достатке), т.е. самодостаточность, самоудовлетворённость.
Киренаики. Эту школу основал Аристипп (435—355 до н.э.) из Кирены, ученик Сократа. Основной задачей киренаиков было достижение удовольствия, однако совершенно определенного: мудрец наслаждается удовольствием, не поддаваясь тому, чтобы оно овладело им.
Принцип киренаиков заключался не просто в наслаждении, но в свободе духа, который всегда наполнен наслаждениями, что бы на него ни действовало, независимо от внутреннего самонаслаждения духа от каких бы то ни было внешних влияний. «Вещи себе подчинить, а не им подчиняться стараюсь» — Аристипп.
По Аристиппу, надо выработать в себе полную свободу в приятии и неприятии жизненных фактов и на все решительно в мире реагировать только переживанием удовольствия.
Когда Дионисий Сиракузский прислал ему на выбор трех красивых рабынь, то он, боясь оказаться в положении Париса, сначала выбрал всех трех, а подходя к своему дому, всех трех отпустил на волю. Когда во время одного путешествия его слуга, несший деньги, устал от этой тяжести, то он велел выбросить излишек денег и нести то, что было нетрудно нести.
Киренаики признавали только настоящее, которым мы можем распоряжаться. Поэтому не следует сетовать на прошлое или страшиться будущего.
Мегарская школа возникла в IV в. до н.э. Ее основал Евклид из Мегары. Мегарики поддерживали учение о Едином, которое они приравняли к Благу (следуя Сократу). Это Единое — нерасчлененное, а потому мегарики целиком поддерживали отрицание чувственной множественности, проповедуемой Зеноном Элейским. Мегарики, следуя ему, открыли многие новые парадоксы, основанные на двусмысленности.
Вот один из древних («рогатый») парадоксов, приписываемый Евбулиду: «Что ты не терял, то имеешь. Рога ты не терял. Значит, у тебя рога». Здесь маскируется двусмысленность большей посылки. Если она мыслится универсальной: «Все, что ты не терял...», то вывод логически безупречен, но неинтересен, поскольку очевидно, что большая посылка ложна; если же она мыслится частной, то заключение не следует логически. Последнее, однако, стало известно лишь после того, как Аристотель создал логику.
При этом мегарики вовсе не отрицали чувственного мира, хоть и не считали его познаваемым. В большинстве своем интересы мегариков были направлены на вопросы логики, искусства, словесного спора, эвристики.
Учение платона
Философское учение Платона.
Идеалистическая трактовка бытия: бытие как бестелесная идея.
Платон (427—347 годы до н.э.) многое сделал для исследования природы, человека, общества (диалоги Пир», «Федр», «Горгий», «Кратил», «Федон»). Платон рассматривает бытие как вечное и неизменное, познаваемое лишь разумом и недоступное чувственному восприятию, как идеальное, бестелесное образование — идею, выступая тем самым как родоначальник идеалистической линии в философии. Все, что имеет части, рассуждает Платон, изменчиво и потому не тождественно себе, а следовательно, не существует (таковыми являются тело и пространство, в котором все тела существуют).
Существует же только то, что не имеет частей и, значит, не принадлежит к чувственно пространственному миру (существование у Платона подразумевает вечность, неизменность, бессмертие). Миру сверхчувственных, неизменных и вечных идей, который Платон называет просто «бытие», противостоит изменчивая и преходящая сфера чувственных вещей (мир «становления»). Здесь все только становится, непрерывно возникает и уничтожается, но никогда не «есть». Идея – это сущность предмета и его форма, она бестелесна. Существуют идеи абсолютных качеств, физических явлений и процессов, живых существ, предметов, науки и отношений.
Вещи, по словам Платона, причастны идеям, и только в силу этой причастности они существуют. Вот ряд противоположных определений, характеризующих у Платона мир бытия и сферу становления, то есть чувственный мир: бытие - становление, вечное - временное, покоящееся - движущееся, бессмертное - смертное, постигаемое разумом - воспринимаемое чувствами, всегда себе тождественное - всегда иное, неделимое – делимое.
Единое, по Платону, выше всякого существования и всякой множественности. Это единое Платон отождествляет с высшим благом, к которому все стремится и через это получает свое собственное бытие. Само же высшее благо — по ту сторону всякого бытия и, следовательно, недоступно разуму, и о нем самом нельзя сказать ничего, кроме отрицаний, указывающих только, чем оно не является. У последователей Платона для обозначения единого закрепился термин «трансцендентное» («то, что по ту сторону»).
Давая идеалистическую трактовку бытия, Платон одновременно осуществил следующий важный шаг в движении философии от метафорического к понятийному мышлению. Чтобы объяснить то или иное явление, надо, по Платону, найти его идею, иначе говоря, его понятие: то постоянное и устойчивое, инвариантное в нем, что не дано чувственному восприятию. Метод отыскания во многом одного или общего - созерцание идеи. Идеи - не понятия человеческого ума, не формы сознания, а проявление божественного разума, бог есть начало и конец всех вещей. Диалектика (греч. беседовать, рассуждать), по Платону, - совершеннейшее знание, метод познания, умение полагать одну идею относительно каждой вещи.
Познать вещи – значит свести многообразие чувственных явлений к единству, закону. Учение о познании связано с учением о душе, которая является посредником между идеей и чувственными вещами. Душа - разумная часть человека, а существо знания состоит в синтезе чувственности и ума. Душа бессмертна, и припоминает предыдущий опыт, одна идея уступает место другой. Для объяснения законов познания Платон предложил миф о пещере: люди видят не сами вещи, а их тени, и для того, чтобы их распознать, нужно упражняться в познании.
Для человека благо - наличие разума и знания, владение науками и прекрасным. Знание подлинного бытия должно, по замыслу Платона, дать прочное основание для создания этики, то есть основным условием нравственных поступков является истинное знание. А этика рассматривается им как условие возможности справедливого общества, где люди будут добродетельны, а значит и счастливы. У Платона ведущей темой остается нравственно-этическая, а важнейшими предметами исследования оказываются человек, общество и государство.
Этическое учение Платона.
Этическое учение Платона предполагает определенное понимание сущности человека. Что же такое, по Платону, человек? Он в человеке различает бессмертную душу и смертное, тленное тело. Сущность души — не только в ее единстве, но и в ее самодвижении. Тут у Платона, однако, возникает затруднение, с которым идеализм не в состоянии справиться. Если душа едина и неделима, если она есть нечто самостоятельное и нематериальное, то почему же она нуждается в теле?
Как связаны между собой тело и душа? По Платону, человеческая душа состоит как бы из двух «частей» - высшей разумной, с помощью которой человек созерцает вечный мир идей и которая стремится к благу, и низшей — чувственной. Платон — сторонник теории переселения душ после смерти тела душа отделяется от него, чтобы затем — в зависимости от того, насколько добродетельную и праведную жизнь вела она в земном мире, вновь вселиться в какое то другое тело (человека или животного). И только самые совершенные души, по Платону, совсем оставляют земной, несовершенный мир и остаются в царстве идей.
С учением о предсуществовании душ связано представление Платона о познании как припоминании. Еще до своего воплощения в тело душа каждого человека пребывала в сверхчувственном мире и могла созерцать идеи во всем их совершенстве и красоте, поэтому и теперь для нее чувственные явления — лишь повод для того, чтобы прозревать за ними их подлинную сущность, идеи, которые душа тем самым как бы смутно припоминает. Учение о припоминании (анảмнезис) оказало большое влияние на развитие идеалистической теории познания не только в античности, но и в средние века, и в новое время.
Платонова теория государства.
С учением о человеке и душе тесно связана теория государства Платона. Антропология и этика греческого философа, так же как и его онтология, имели целью создание совершенною человеческого общества, а поскольку жизнь греческих сообществ протекала в полисах — городах-государствах — создание идеального государства. Платоновская этика ориентирована не на формирование совершенной личности, а скорее на формирование совершенного человеческого рода, совершенного общества. Этика Платона — не индивидуальная, как, например, у стоиков или эпикурейцев, а социальная, и потому она органически сращена с политической теорией Платона.
Платон делит людей на три разные тина в зависимости от того, какая из частей души оказывается в них преобладающей: разумная, аффективная (эмоциональная) или вожделеющая (чувственная). Если преобладает разумная, то это люди, которые стремятся созерцать красоту и порядок идей, стремятся к высшему благу. Они привержены к правде, справедливости и умеренности во всем, касающемся чувственных наслаждений. Их Платон зовет мудрецами, или философами, и отводит им роль правителей в идеальном государстве.
При преобладании аффективной части души человек отличается благородными страстями — храбростью, мужеством, умением подчинять вожделение долгу. Это качества, необходимые для воинов, или «стражей», которые заботятся о безопасности государства. Наконец, люди «вожделеющего» типа должны заниматься физическим трудом, ибо они с самого начала слишком сильно привержены к телесно физическому миру: это — сословие крестьян и ремесленников, обеспечивающих материальную сторону жизни государства. Есть, однако, добродетель, общая для всех сословий: это мера. Ничего сверх меры — таков принцип Платона.
Согласно Платону, справедливое и совершенное государство — это высшее из всего, что может существовать на Земле. Поэтому человек живет ради государства, а не государство — ради человека. В учении об идеальном государстве мы находим ярко выраженное господство всеобщего над индивидуальным. Основные типы общественного устройства - тимократия (власть честолюбцев), олигархия (государство немногих), демократия (государства большинства), тирания. В государстве Платона руководят немногие, но обученные, основной принцип – справедливость (экон., полит., соц.), главная задача - устроение благой и совершенной жизни общества. Считал, что варварские народы неспособны на управление.Опасность абсолютизации такого подхода увидел уже Аристотель.
К Платону вполне можно отнести характеристику идеализма, данную В. И. Лениным: «Философский идеализм есть только чепуха с точки зрения материализма грубого, простого, метафизичного. Наоборот, с точки зрения диалектического материализма философский идеализм есть одностороннее, преувеличенное развитие (раздувание, распух<