Каковы общие отличительные черты философии эпохи Возрождения?
Вопросы к зачету по курсу “Философия” 1 курс,2 семестр
Что нового внес Н.Макиавелли в политическую философию, каковы главные идеи его работы “Государь” ?
Николо Макиавелли- итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель(1469-1527). Макиавелли осмысливает историю с целью обоснования политики как науки, а политических отношений, в которые включен каждый человек, как автономную от религии и морали сферу человеческой деятельности. Политика для Макиавелли- это объективные правила влавствования и управления гражданским обществом. А свобода понимается как стремление людей быть творцом своей истории. В политике, в отличие от морали, цель всегда оправдывает средства.
Основное развитие своих идей в области политики и власти Макиавелли сформулировал в своей работе “Государь” (1513 год). До Николо Макиавелли не существовало понятия государства в современной его трактовке. Он определил, что такое политика в содержательном смысле(политика- определенным образом организованная власть). Николо Макиавелли исключает из политики нравственный аспект- “этика и политика несовместимы”. “Люди не идеальны. В целом они неблагодарны, трусливы, алчны, готовы поклясться в верности ,пока ты им нужен. Они боятся обидеть того, кто внушает страх больше, чем того, кто внушает любовь. Политика не дает возможности делать по-другому.”
Макиавелли переходит к проблеме политической власти и прежде всего тех условий, которые позволяют ее завоевать, а завоевав, удержать. Начиная с XIV главы, он целиком сосредоточился на личности правителя, что видно уже из названий отдельных глав: «О том, за что людей, в особенности государей, восхваляют или порицают» (гл. XV), «О жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь или страх» (гл. XVII), «О том, как государи должны держать слово» (гл. XVIII), «Как надлежит поступать государю, чтобы его почитали» (гл. XXI). Макиавелли оправдывает политика, действующего по обстоятельствам, сохраняющего верность слову, являющего милосердие, но в душе всегда готов к тому, «чтобы переменить направление, если события примут другой оборот или в другую сторону задует ветер фортуны…».
В знаменитой XXV главе «Государя» («Какова власть судьбы над дёлами людей и как можно ей противостоять») говорится о Времени, которое позволяет или препятствует достижению успеха, а именно успех есть мера доблести. Это понятие (virtu) Макиавелли применительно к своему Г. лишает прежнего гуманистического значеyия — нравственной добродетели и толкует в значении скорее античном, связанном с военной доблестью. Следующая и последняя XXVI глава «Государя» — «Призыв овладеть Италией, освободить её из рук варваров». Макиавелли не видит в современной ему истории человека, достойного этой цели.
Одна из первых систем классификаций ресурсов власти была предложена Н. Макиавелли в работах «Государь» и «Размышления о первой декаде Тита Ливия». В основу своей классификации он заложил определение мотивов человеческого поведения. В «Рассуждениях» Н. Макиавелли выявил два главных мотива поведения людей - любовь и страх. Тот, кого боятся, способен управлять так же легко, как и тот, кто любим. Однако оба ресурса различаются способом воздействия: если страх прочен и тверд, то любовь очень тонка, она держится на крайне зыбкой основе - человеческой благодарности. Кроме страха и любви ресурсами власти Н. Макиавелли признавал человеческие страсти и пороки (лживость, боязливость, алчность).
Почему с точки зрения Гегеля, государство является высшей формой социальной жизни? Какое устройство государства Гегель считает наилучшим?
Моралью Гегель называл субъективное осознание права, а синтез морали и права – нравственностью. Элементарной ячейкой нравственности он считает семьи, которые в последствии образуют „гражданское общество”, как сферу частных интересов. Но гражданское общество не является для Гегеля высшей формой социальной жизни. Таковой он считает государство, потому что именно оно выражает единство устремлений народа. Наилучший вариант устройства для философа – монархия. Самой близкой к идеалу Гегель считал прусскую монархию. Он не отрицал, что каждое государство имеет собственные интересы, которые выше интересов отдельных граждан. В случае необходимости оно может вступать войной, которая для Гегеля – естественное явление истории.
Вопросы к зачету по курсу “Философия” 1 курс,2 семестр
Каковы общие отличительные черты философии эпохи Возрождения?
Расцвет культуры Возрождения или Ренессанса приходится на XV-XVI века. Во всех странах Возрождение было связано с переходом от деревенской к городской культуре(первые города появились в Северной Италии) и характеризовались освобождением человеческого разума от незыблемых догм, расширением свободы индивидуальной деятельности и опорой на древние авторитеты. Сосредоточенность на человеке, гуманизме породила эту эпоху. В этот период произошло многозначительных событий, таких как: появление первых финансовых институтов(банков), великие географические открытия, религиозная реформация, начало книгопечатания и пик развития искусства.
Можно выделить три основные черты философии эпохи Возрождения:
1)пантеизм- пересмотр философского содержания понятий “природа” и “Бог”. Природа трактуется философами Ренессанса как божественное, одушевленное, наделенное всеми необходимыми силами первоначало вещей. В пантеизме находит выражение концепция, что «Бог» лучше всего понимается в сближении со Вселенной.
2)гуманизм (открытие человеческой индивидуальности)- сама человеческая индивидуальность состоит в непрерывном движении- выборе и творческой изобретательности, самореформировании. Человеческая индивидуальность утверждается посредством непрерывного движения от одного культурного образца к другому и развитию в себе “человеческих” качеств, преимущественно эстетического характера. Философы этой эпохи понимали гуманизм как такое свойство человека, которое определяет человеческое достоинство и влечет к знанию. Человек является творцом самого себя и строит свою жизнь как хочет. Но существуют ли границы? Не равносилен ли гуманизм вседозволенности?
3)эстетический характер антропоцентризма- в средневековье религиозное мировоззрение доминировало, господствовал теоцентризм. В эпоху возрождения утверждается антропоцентризм. Гуманисты Возрождения ставят человеческую индивидуальность в центр своего мировоззрения. Идея человека как славнейшего мастера и скульптора самого себя прибавляет новый элемент к базовой христианской антропологии- идея богоподобия. Свет человеческой свободы стоит выше всякой природной необходимости и превосходит ее. Человеческая греховность- обратная сторона его величия.
Разрыв с эпохой средневекового времени философии – ещё одна из черт эпохи Возрождения. Начинается активное изучение того, что было забыто в античности. Популяризуется греческий язык( особенно после падения Константинополя в 1453 году). В разных странах в эту эпоху происходит реабилитация национальных языков.
Наиболее видными представителями эпохи Возрождения были Эразм Роттердамский, Николай Кузанский и Джордано Бруно. Основные идеи:
Эразм Роттердамский -Людьми не рождаются, но делаются путём воспитания; человеком делает разум; человек обладает свободной волей; выступал против всякого насилия и войн; ребёнка надо правильно воспитывать с самого рождения. Лучше, если это делают родители. Если они не могут это делать сами, то должны подобрать хорошего учителя; ребёнку надо дать религиозное, умственное и нравственное воспитание; важно физическое развитие.
Николай Кузанский(осн. работы- “Об ученом незнании”, “О квадрате круга”, “О согласии католиков”) говорил “Не думайте, что на все вопросы уже найдены ответы. Это заблуждение. Ученые не знают всех ответов”.Кузанский из античного мира за основу своей философии взял математику( Кузанский- один из создателей высшей математики). Бог –символ обозначения предела (lim), к которому люди вечно стремятся, но никогда не смогут достичь
Джордано Бруно предположил, что наша солнечная система лишь одно из множества пространств. Жизнь всегда имеет предел, за который не заглянуть. Если мир бесконечен, то это значит, что нет центра мира и это значит, что каждое место представляет собой одинаково значимое пространство.
Таким образом, эпоха Возрождения – это эволюция морали, права, философии, религии, искусства, политики и всего духовного мира. Начинается поступательное развитие народов Западной Европы по капиталистическому пути; разлагаются феодальные отношения.