ВОПРОС 13 (Теоретическое и практическое значение логики
Можно логично рассуждать, правильно строить свои умозаключения, опровергать доводы противника и не зная правил логики, подобно тому, как нередко люди правильно говорят, не зная правил грамматики языка. Но знание логики повышает культуру мышления, способствует четкости, последовательности и доказательности рассуждения, усиливает эффективность и убедительность речи.
Особенно важно знание основ логики в процессе овладения новыми знаниями, в обучении, в ходе подготовки к занятию, при написании сочинения, выступления, доклада; знание логики помогает заметить логические ошибки в устной речи и письменных произведениях других людей, найти более короткие и правильные пути опровержения этих ошибочных мыслей, не допускать ошибок в своем мышлении.
В условиях научно-технической революции и возрастающего потока научной информации особое значение приобретает задача рационального построения процесса обучения в средней школе, вузе, колледже и др. Экстенсивные методы, предполагающие расширение объема вновь усваиваемой информации, уступают место интенсивным, предполагающим рациональный отбор из всего потока новой информации важнейших, определяющих компонентов. Необходимым условием внедрения новых методов обучения является развитие логической культуры педагогов и учащихся -овладение методологией и методикой научного познания, усвоение рациональных методов и приемов доказательного рассуждения, формирование творческого мышления.
Логическая культура - не врожденное качество. Для ее развития необходимо ознакомление учителей, студентов педагогических вузов, педучилищ и педколледжей, а через них и учащихся с основами логической науки, которая в течение двухтысячелетнего развития накопила теоретически обоснованные и оправдавшие себя методы и приемы рационального рассуждения и аргументации. Логика способствует становлению самосознания, интеллектуальному развитию личности, помогает формированию у нее научного мировоззрения. Успешное решение сложных задач обучения и воспитания молодежи
в решающей степени зависит от учителя, от его личной убежденности, профессионального мастерства, эрудиции и культуры. Профессия учителя требует постоянного творчества, неустанной работы мысли и совершенствования ее культуры, без чего невозможно завоевание авторитета учителя у учащихся. Для улучшения подготовки учительских кадров рекомендуется расширить преподавание логики, изучение которой поможет поднять логическую культуру будущих учителей.
В науке, в полемике, в повседневной жизни, в обучении нам ежедневно приходится из одних истинных суждений выводить другие, опровергать ложные суждения или неправильно построенные доказательства. Сознательное следование законам логики дисциплинирует мышление, делает его более аргументированным, эффективным и продуктивным, помогает избежать ошибок, что особенно важно для учителя.
Значение логики для юристов:
Выясним теперь, в чем же заключается значение логики для юристов?
Во-первых, эта дисциплина формирует логическую культуру правоведа, помогает ему в сложных ситуациях правовой деятельности мыслить правильно, быстро находить логические ошибки в своих рассуждениях и в рассуждениях других людей, грамотно их опровергать.
Итак, логика - это своеобразное орудие для тренинга ума.
Во-вторых, значение логики для студентов-юристов заключается в том, что методы логического анализа могут применяться для толкования законодательства.
Итак, методы логики могут выступать методами толкования правовых текстов.
В-третьих, значение логических знаний для юристов заключается в том, что методы современной логики сегодня с успехом могут использоваться для исследования научных проблем в правоведении. Благодаря им становится возможным логическое моделирование правовой проблематики, что позволяет перевести содержательные соображения по той или иной проблемы с неточной естественного языка на точную язык логики. Таким образом, содержательная модель проблемы, что исследуется, уточняется и упрощается, а содержание концепта проблемной ситуации получает точное и четкое выражение.
Именно в этом смысле можно говорить, что методы современной логики входят в состав методологии правоведения.