ГЛАВА III. Логотерапия - Виктор Франкл

В пределах экзистенциального психоанализа развиваются школы, как критикующие религию, так и весьма уважительно относящиеся к религии и связывающие с ней серьезные терапевтические надежды. Наиболее влиятельной среди последних является так называемая "Третья венская школа". Учение ее основателя Виктора Франкла называется обычно логотерапией. Первоначально он называл его также "экзистенциальным анализом" (Existenzanalyse), но последние годы он употреблял это название редко, чтобы подчеркнуть отличия от Daseinsanalyse. Дело в том, что на английский язык и тот и другой термин переводятся одинаково - "экзистенциальный анализ", а больше всего последователей и сторонников у Франкла в США. Наименование "Третья венская школа" было выбрано для того, чтобы противопоставить логотерапию фрейдизму и "индивидуальной психологии" Адлера. Помимо Франкла, наиболее известными представителями этой школы считаются И. Карузо и В. Дайм.

Австрийский психиатр и психолог Виктор Эмиль Франкл (Frankl) родился 26 марта 1905 г. в Вене, которая в те годы была не только одним из культурных центров Европы, но и очагом новаторских идей в психологии, можно даже сказать, колыбелью психологии личности. В 1905 г. уже активно функционировало Венское психоаналитическое общество, лидер которого Фрейд уже успел выпустить несколько своих книг. В его заседаниях уже принимали участие более молодые Адлер и Юнг, два "великих еретика" психоаналитического движения, которые через несколько лет один за другим свернут со столбовой дороги психоанализа и начнут прокладывать свои оригинальные пути в науке. Фрейд создал первую Венскую школу психотерапии, индивидуальная психология Адлера стала второй Венской школой; третьей Венской школой психотерапии впоследствии назовут школу Франкла. Но сначала надо было пройти первую и вторую школы. Путь молодого Франкла отмечен его публикациями и в "Международном журнале психоанализа""9, и в "Международном журнале индивидуальной психологии"™0. Но и эти два сравнительно незадолго до того

'" Frankl V.E. Zur mimischen Bejahung und Verneinung // Internationale Zeitschrift fiir Psychoanalyse.- 1924 — Bd 10.

'""' Frankl V.E. Psychotherapie und Weltanschauung // Internationale Zeitschrift fiir Individualpsychologie.- 1925.- Bd.3.

Ю.В. Тихонравов

возникших подхода оказались для Франкла чересчур традиционными: после критических выступлений в адрес некоторых положений индивидуальной психологии Франклу пришлось в 1927 г. покинуть .общество индивидуальной психологии, активным членом которого он был в течение нескольких лет. Эти годы наложили большой отпечаток на все последующее творчество Франкла: практически во всех его трудах, начиная с 30-х гг., присутствуют бывшие учителя - Фрейд и Адлер - как явные или неявные оппоненты. Пройдя школу психоанализа, Франкл критически пересматривает его основоположения, особенно в своей писхотерапевтической концепции.

Получив в 1930 г. степень доктора медицины, Франкл продолжает работать в клинической психиатрии. Уже к концу тридцатых годов в статьях, опубликованных им в различных медицинских журналах, можно найти формулировки всех основных идей, на основе которых впоследствии выросло здание его теории - теории логотерапии и экзистенциального анализа. К началу войны была закончена рукопись первой книги - "Врачевание души". Именно об этой книге упоминает Франкл в своих воспоминаниях о концлагере141; эту рукопись ему удалось сохранить и издать после войны142.

Трехлетнее пребывание (1942 -1945) в гитлеровских лагерях смерти - Освенциме, Дахау, Терезиенштадте - оказало значительное воздействие как на мировоззрение Франкла, так и на разработанную им психотерапевтическую концепцию. В одной из своих книг Франкл описал счастливый случай, который дал ему несколько лет отсрочки: его судьбу должен был решать офицер гестапо, которому Франкл незадолго до того оказывал медицинскую помощь. Это спасло Франкла от попадания в лагерь еще раньше. Но второй раз чуда не произошло - и Франклу пришлось пройти через ужасы концлагерей, где он и встретил конец войны. Обосновывая свои взгляды, Франкл часто обращается к трагическому опыту того времени: религиозная вера придавала смысл жизни даже в кошмарных условиях концентрационных лагерей. Обретение смысла жизни в религии - такова основная задача его терапевтического метода.

Опыт концлагерей и смысл, извлеченный из этого опыта, Франкл описал в книге, вышедшей вскоре после войны143. Как признается

'"" Франкл В. Человек в поисках смысла.- М.: Прогресс, 1990.-С. 135.

U2 Frankl V.E. The Doctor and the soul.- N.Y.: Knopf", 1955.

141 Frankl V.E. Ein Psychologe erlebt das Konzentrationslager.- Wien: Verlag fur imd Volk, 1946.

= 100

Логотерапия - Виктор Франкл

сам Франкл, эту книгу он "писал с убеждением, что она не принесет, не может принести" успех и славу144. Однако из всех книг Франкла именно она получила наибольшую популярность. После того как эта книга впервые вышла в 1959 г. на английском языке, она выдержала баснословное количество переизданий, несколько раз перерабатывалась, и общий ее тираж превысил 2,5 миллиона145.

Конец 40-х годов отмечен всплеском творческой активности Франкла: его книги - философские, психологические, медицинские - появляются одна за другой. Помимо двух уже названных книг, выходят в свет "...И все же сказать жизни "Да"" (1946), "Экзистенциальный анализ и проблемы времени" (1947), "Время и ответственность" (1947), "Психотерапия на практике" (1947), "Подсознательный бог" (1948), "Безусловный человек" (1949), "Человек страдающий" (1950). В 1946 г. Франкл становится директором Венской неврологической поликлинической больницы, с 1947 г. начинает преподавать в Венском университете, в 1949 г. получает степень доктора философии, в 1950 г. возглавляет австрийское общество врачей-психотерапевтов, и, как уже говорилось выше, издание его трудов на английском языке в шестидесятые годы приносит ему всемирную славу.

Франкл много ездит по миру. В марте 1985 г. он приехал в Москву и прочитал две лекции в Московском университете имени Ломоносова. В целом, это уже не тот мир, каким он был до войны. Мир стал более динамичным, более развитым, более богатым, если не считать первых послевоенных лет, у людей в этом мире стало больше выбора, больше возможностей и больше перспектив, но - парадоксальным образом - люди стали ощущать дефицит осмысленности своего существования. Франкл был отнюдь не единственным, кто констатировал в 50-60-е годы все более широкое распространение в западном обществе утраты людьми смысла собственной жизни. Однако никому, наверное, не удалось столь глубоко понять психологические корни этого явления и дать ответ на многие вопросы, которые принесла с собой новая эпоха. "Каждому времени требуется своя психотерапия", - писал Франкл146. Созданная им логотерапия отвечала на запросы времени, и именно поэтому она смогла помочь миллионам больных и здоровых людей. Основанное на философии человеческой от-

1 и Франкл В. Человек в поисках смысла.- С. 56.

l45Frankl V.E. From death-camp to existentialism.- Boston: Beacon, 1959-1962.

'*Франкл В. Человек в поисках смысла.-С.24.

101 =

Ю.В. Тихонравов

ветственности мировосприятие, которое пропагандировал Франкл, он назвал трагическим оптимизмом. Оптимизм - потому, что это вера в возможности человека, в лучшее в нем. Трагический - потому что очень часто зло в человеке оказывается сильнее или даже предпочтительнее для него. "Когда мы подавляем в себе ангела, - писал Франкл, - он превращается в дьявола"147. Смысл надо не просто искать, за него надо бороться, и борьба эта тяжела. "Несмотря на нашу веру в человеческий потенциал человека, мы не должны, - пишет Франкл, - закрывать глаза на то, что человечные люди являются и, быть может, всегда будут оставаться, меньшинством. Но именно поэтому каждый из нас чувствует вызов присоединиться к этому меньшинству. Дела плохи. Но они станут еще хуже, если мы не будем делать все, что в наших силах, чтобы улучшить их"148.

Многие пациенты Франкла обращались с жалобой на ощущение утраты смысла жизни. Отсутствие смысла порождает у человека особое болезненное состояние. Это состояние автор назвал экзистенциальным вакуумом. Образование экзистенциального вакуума, по его мнению, является не психопатологическим, а духовным расстройством. Именно экзистенциальный вакуум, согласно наблюдениям Франкла, подкрепленным многочисленными клиническими исследованиями, является причиной, порождающей в широких масштабах специфические "ноогенные неврозы", распространившиеся в послевоенный период в странах Западной и Восточной Европы и в еще больших масштабах в США, хотя некоторые разновидности таких неврозов (например, "невроз безработицы") были описаны еще раньше. Франкл считает, что потеря смысла существования вызвала в странах Запада новый тип невроза. Основной невроз нашего времени, по. мнению Франкла, вызывается экзистенциальной фрустрацией, утратой смысла существования и выражается во внутренней пустоте духовной жизни человека. Состояние экзистенциального вакуума следует отличать от аномии, при которой фрустрация создается дефицитом социальных связей149.

К врачам приходят "с проблемами, которые в действительности должны ставиться перед священниками"160. Чем более развитой эко-

M7Frankl V.E. The unconscious God. -N.Y.: Washington Square Press, 1985- P. 70.

ык Frankl V.E. The unconscious God- N.Y.: Washington Square Press, 1985.- P.83-84.

1JV Psychiatry.- 1973.-Vol.36.-P.396-40S.

""Frankl V. The Doctor and the Soul. From Psychotherapy to Logoterapy.-N.Y.- 1973.-P. IX.

= 102

Логотерапия - Виктор Франкл

номически является страна, тем больше в ней людей, живущих в экзистенциальном вакууме - без интересов, инициативы, смысла жизни. По чисто медицинским критериям эти люди здоровы, к ним неприменимы обычные психиатрические средства. "Психиатры поэтому, - пишет Франкл, - часто обнаруживают себя в затруднительной ситуации: они сталкиваются скорее с человеческими проблемами, чем с клиническими симптомами. Поиск человеческого смысла не является патологическим, напротив, это вернейший признак подлинного человеческого бытия. Даже если этот поиск привел к фрустрации, его нельзя рассматривать в качестве симптома болезни. Это духовный дистресс, а не психическое заболевание"151.

Франкл приходит к выводу о необходимости разделять психическое и духовное, специально оговаривая, что содержание последнего термина не имеет ничего общего с религией. Но психиатры и психоаналитики принимают этих людей за больных в медицинском смысле. Они заставляют их и на себя смотреть как на больных, видеть в своих духовных поисках "симптомы". Однако "экзистенциальная фрустрация" не имеет ничего общего с психопатологией. Правда, если человек отказывается от решения своих духовных проблем, могут развиться и психопатологические симптомы -ноогенный невроз. Но часто ноогенный невроз свидетельствует о том, что человек обладает своего рода иммунитетом к бездуховности, безответственности, фанатизму - одним словом, к "патологическому духу нашего времени". Необходимым же условием психического здоровья является определенный уровень напряжения, возникающего между человеком, с одной стороны, и локализованным во внешнем мире объективным смыслом, который ему предстоит осуществить, с другой стороны152. Сам по себе поиск смысла жизни не патологичен, а является признаком здоровья.

Психоанализ, по Франклу, повинен в том, что пытается "освободить" людей от мук совести и моральных конфликтов. Франкл считает чрезвычайно опасными стереотипные интерпретации фрейдистов, сводящих духовные проблемы к "защитным механизмам", "рациона-лизациям" и "комплексам". Этот подход очень ясно сформулировал в одном из писем сам Фрейд: "В тот момент, когда человек спрашивает

151 Frankl V. Psychotherapy and Existentialism: Selected Papers on Logotherapy.- Harmonskorth -1967.-P.74.

152 Франкл В. Человек в поисках смысла.- М.: Прогресс, 1990.-С.63-65.

103 =

Ю.В. Тихонравов

о смысле и ценности жизни, он является больным". Теории Фрейда и Адлера не удовлетворяют Франкла своими истолкованиями базисных мотивов человеческого поведения. Первый сводит человеческие стремления к "воле к удовольствию", второй - к "воле к власти". Но это карикатура на человека. Непонимание философских вопросов ведет к тому, что они и своим пациентам навязывают ущербные схемы. Философские проблемы, мучающие людей, сводятся психоаналитиками к медицинским. Но психиатрия не может заменить философскую рефлексию. Истина остается истиной, даже если ее высказывает пси-хотик. "Философская структура не является просто продуктом больной души ее создателя. У нас нет права выводить из психической болезни личности, создающей определенное видение мира, что ее философия не является значимой"153. Нет психопатологии мировоззрений, есть психопатология личностей. Понятия "здоровье" и "болезнь" относятся только к личностям, а не к творениям их духа.

"Воле к удовольствию" Фрейда и "воле к власти" Адлера Франк-лом противопоставляется "воля к смыслу",[которую он считает главной движущей силой личности. У первого, возражает он, вторичный эффект принимается за цель, у второго средство подменяет цель. "В конечном счете, - пишет Франкл, - оказывается, что и воля к удовольствию, и воля к власти являются производными первоначальной воли к исполнению смысла"154. Человеческие мотивы и цели, полагает он, всегда осознаны; нет каких-либо скрытых, бессознательных мотивов и целей. Подобно другим экзистенциальным психоаналитикам, Франкл отрицает наличие бессознательных психических процессов, защитных механизмов. Но, подвергая критике психоаналитическую трактовку бессознательного, он вместе с грязной водой выплескивает и ребенка - за пределы психологии выводится широкий круг актуальных вопросов. Экзистенция выходит за собственные пределы к трансцендентным сущностям. Чтобы лучше их видеть, человеку необходима воля к смыслу: только при наличии такой воли человек может оказаться лицом к лицу со "сверхсмыслом". Тогда он становится свободным и ответственным за свои деяния, причем подлинно ответственной является позиция "интерпретирующих

133 Frankl V. The Doctor and the Soul.- P. 14.

'54 Frankl V. Psychotherapy and Existentialism.- P. 17.

= 104

Логотерапия - Виктор Франкл

свое существование в терминах ответственности... перед кем-то, а именно Богом"155.

Подобная критика психоанализа, который способствовал появлению множества в известной мере приземленных и даже вульгарных интерпретаций философских систем и произведений искусства, вполне оправдана. Когда психоаналитики начинают сводить к невротическим симптомам и детским комплексам содержание той или иной философской системы или ищут у Шекспира "комплекс", чтобы объяснить образ Гамлета, то часто это вызывает настоящее возмущение у множества интеллектуалов. В качестве примера можно привести историко-философские штудии двух современных психоаналитиков, вознамерившихся объяснить чуть ли не все философские системы психопатологической конституцией их создателей. Учения Канта, Гуссерля, Витгенштейна выводятся из садо-мазохистических склонностей, онтология Хаидеггера истолковывается как сублимация подавленной любви к матери и т.д.

Франкл критикует психоанализ: сводить философию, религию, искусство к психопатологии могут только те, кто не понимают ни философии, ни религии, ни искусства. Психоанализ не помогает, а мешает видеть то, что нужно видеть, глядя на картину, читая философский трактат или роман. Он приходит к выводу, что истина существует независимо от того, познает ее кто-нибудь или нет, то есть полностью принимает ту критику психологизма, которая содержится в работах Гуссерля и Шелера. "В сфере философии, - пишет Франкл, - психологизм был преодолен критическими методами феноменологии; в психотерапии он должен быть преодолен с помощью метода, который мы называем логотерапией"156.

Основанием логотерапии служит тот вариант феноменологического усмотрения сущностей, который был предложен Шелером. Следуя за Шелером, Франкл утверждает, что существует идеальное царство истин и ценностей, которое не зависит от субъекта. На них направлено "духовное зрение" человека, которое не детерминируется биологическими, психологическими или социальными закономерностями. Социальное окружение или психическая болезнь могут искажать сущностное видение, преувеличивать или преуменьшать значимость предсуществующей идеи, но они не затрагивают ее содер-

155 Frankl V. Psychotherapy and Existentialism.- P.23. 1 * Frankl V. The Doctor and the Sou!.- P. 17.

Ю.В. Тихонравов

жания. Так, рассматривая невроз безработицы (под которым подразумеваются апатия, депрессия, другие психические затруднения, которые часто появляются у безработных), Франкл приходит к выводу, что не массовая безработица является причиной увеличения количества неврозов, а "совсем наоборот, безработица является следствием невроза":157 работу теряют почти исключительно люди, предрасположенные к невротическому поведению.

Марксизм Франкл также считает разновидностью психологизма, так как он говорит не об интеллектуальном созерцании вечных идеальных сущностей, а о том, что люди познают объективный материальный мир, что их идеи отражают социальное устройство, что этические и эстетические ценности изменяются вместе с историей человеческого общества. По Франклу же, человек соотносится с вечными и универсальными ценностями.

Идеи Франкла, получившие эмпирическое подтверждение в его собственной клинической практике, а также в опыте выживания людей в условиях немецких концлагерей, где, как уже говорилось, Франкл несколько лет находился как заключенный, воплотились впоследствии в концепции логотерапии, ставшей в настоящее время одним из самых влиятельных и перспективных направлений психотерапии. Созданная Франклом теория логотерапии и экзистенциального анализа представляет собой сложную систему философских, психологических и медицинских воззрений на природу и сущность человека, механизмы развития личности в норме и патологии и на пути и способы коррекции аномалий в развитии личности.^Тремя основополагающи-ми_принципами логотерапии являются "свобода воли", "воля к смыслу", "смысл_жщци". ^ ^

^Согласно логотерапии, движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл-жизни. Роль смысла выполняет ценност^^смысло-вые универсалии, оооощающие опыт человечества. ФЁ&нт2юисы-вает три класса ценностей, позволяющих сделать жизнь человека осмысленной: ценности творчества (в первукГочередь труд); ценности переживания (в частности, любовь) и ценности отношения (сознательно вырабатываемая позиция в критических жизненных обстоятельствах, которые невозможно изменить). Смысл уникален для каждого человека и каждого момента его жизни (в отличие от ценностей

157 Frankl V. The Doctor and the Soul- P.I 15.

Логотерапия - Виктор Франкл

как смысловых универсалий). Осуществляя смысл, человек осуществляет тем самым себя; самоактуализация - это лишь побочный продукт осуществления смысла. Совесть - орган, который помогает человеку определить, какой из потенциальных смыслов, заложенных в ситуации, является для него истинным. Франкл выделяет три онтологических измерения (уровня существования) человека: биологическое, психологическое и поэтическое, или духовное. Именно в последнем локализованы смыслы и ценности, играющие определяющую по отношению к нижележащим уровням роль в детерминации поведения. Воплощением самодетерминации человека выступают способности: к самотрансценденции, направленности вовне себя; к самоотстранению; к принятию позиции по отношению к внешним ситуациям и к самому себе. Свобода воли, по Франклу, неразрывно связана с ответственностью за совершаемые выборы, без которой эта свобода вырождается в произвол.^

Основной тезис учения Франкла о свободе воли гласит, что человек свободен найти и реализовать смысл жизни, даже если его свобода заметно ограничена объективными обстоятельствами. Признавая очевидную детерминированность человеческого поведения, Франкл отрицает его пандетерминированность. "Необходимость и свобода локализованы не на одном уровне; свобода возвышается, надстроена над любой необходимостью"158. Франкл говорит о свободе человека по отношению к своим влечениям, к наследственности и к факторам и обстоятельствам внешней среды.

Свобода по отношению к влечениям проявляется в возможности сказать им "нет", принять или отвергнуть их. Даже когда человек действует под влиянием непосредственной потребности, он позволяет ей определять свое поведение и сохраняет свободу не позволить этого. Аналогичным образом обстоит дело и тогда, когда речь идет о детерминации человеческого поведения ценностями или моральными нормами, - человек позволяет или не позволяет себе быть ими детерминированным. Свобода по отношению к наследственности - это отношение к ней как к материалу то, что ему необходимо. Франкл характеризует организм как инструмент, как средство, которым пользуется личность для реализации своих целей. Похожие отношения существуют между личностью и характером, который также сам по себе не определяет поведения. Напротив, в зависимости от личности ха-

|5Я Франкл В. Человек в поисках смысла- С. 106.

107 =

I

Ю.В. Тихонравов

рактер может претерпевать изменения или сохранять свою неизменность. Свобода человека по отношению к внешним обстоятельствам хотя и не беспредельна, но существует, выражаясь в возможности занять по отношению к ним ту или иную позицию. Тем самым само влияние обстоятельств на человека опосредуется позицией человека по отношению к ним.

В психологической структуре личности Франкл выделяет особое измерение, которое он называет ноологическим, или ноэтическим, а часто и просто духовным. В этом измерении локализованы смыслы, и оно, как явствует из построенной Франклом "димензиональной онтологии"159, несводимо к измерениям биологического и психологического существования человека; соответственно, смысловая реальность не поддается объяснению через психологические и тем более биологические механизмы и не может изучаться традиционными психологическими методами. Соматическое, психическое и поэтическое -таковы три измерения человеческого бытия. Франкл убежден, что преодолевает психофизиологический дуализм - вместо дуализма им вводится "триализм".

Человек свободен благодаря тому, что его поведение определяется прежде всего ценностями и смыслами, локализованными в ноэти-ческом измерении и не испытывающими детерминирующих воздействий со стороны рассмотренных выше факторов. "Человек-это больше, чем психика: человек - это дух"160. В этом своем качестве человек характеризуется двумя фундаментальными онтологическими характеристиками: способностью к самотрансценденции и способностью к самоотстранению. Первая выражается в постоянном выходе человека за пределы самого себя, в направленности его на что-то, существующее вне его. Вторая выражается в возможности человека подняться над собой и над ситуацией, посмотреть на себя со стороны. Эти две способности позволяют человеку быть (не абсолютно, а в определенных пределах) самодетерминирующимся существом; механизмы этой самодетерминации принадлежат к ноэтическому измерению человека.

Наконец, важным вопросом учения о свободе воли является вопрос, для чего человек обладает свободой. В разных работах Франкл предлагает несовпадающие формулировки, однако общий их смысл

Франкл В. Человек в поисках смысла- М.: Прогресс, 1990.-C.49-53.

""Frankl V.E. Psychotherapy and existentialism-N.Y.: Simon and Schuster, 1967.-P.63.

= 108

Логотерапия - Виктор Франкл

- это свобода взять на себя ответственность за свою судьбу, свобода слушать свою совесть и принимать решения о своей судьбе. Это свобода изменяться, свобода от того, чтобы быть именно таким, и свобода стать другим. Франкл определяет человека как существо, которое постоянно решает, чем он будет в следующий момент. Свобода - это не то, что он имеет, а то, что он есть. "Человек решает за себя; любое решение есть решение за себя, а решения за себя -всегда формирование себя"161.

Принятие такого решения - акт не только свободы, но и ответственности. Свобода, лишенная ответственности, вырождается в произвол. Эта ответственность сопряжена с бременем выбора человеком, какие таящиеся в мире и в нем самом возможности заслуживают реализации, а какие нет. Это ответственность человека за аутентичность его бытия, за правильное нахождение и реализацию им смысла своей жизни. По сути, это ответственность человека за свою жизнь. Проблема ответственности является узловой проблемой логотерапии.

Свобода воли, считает Франкл, принадлежит к непосредственным данным человеческого опыта. Ее можно феноменологически описать, но нельзя свести к объективным причинным связям. Франкл повторяет Канта, отделяя умопостигаемую человеческую свободу от мира природных и социальных причинно-следственных связей. Но тут же вступает в противоречие с Кантом, ибо говорит о том, что свобода принадлежит к особому царству бытия, наделенного собственными законами, "логосом". Возрождается докантовская "рациональная психология". Но поскольку доказать существование наделенной свободной волей души с помощью опытных данных и рациональных аргументов невозможно, то Франкл постулирует как непосредственно данное то, что нужно доказать.

Человек обладает свободой воли, пишет Франкл, так как "он поднимается над плоскостью соматических и психических детерминант своего существования... он свободен занять позицию по отношению к этим условиям; он всегда сохраняет свободу выбирать свою установку и отношение к ним"162. Благодаря этому он выходит в трансцендентное по отношению к миру ноэтическое измерение.

Влияние любых внешних условий на ноэтическое измерение исключается. Одновременно утверждается, что акты свободной воли

"' Франкл В. Человек в поисках смысла.-С. 114. 162 Frankl V. Psychotherapy and Existentialism.- P. 15.

109 =

Ю.В. Тихонравов

оказывают решающее воздействие на соматические и психические процессы. Но если наделенная свободной волей душа трансценден-тна, то совершенно непонятно, как осуществляемые ею акты свободного выбора могут воздействовать на тело и психику человека. Лишь с признанием того, что душа создана Богом, все становится у Фран-кла на свои места. Без метафизической концепции свободы воли, считает Франкл, невозможны психология и психотерапия. Радикальное изменение отношения пациента к самому себе, к миру, к собственному заболеванию является необходимым условием любой психотерапии. Люди, конечно, обладают свободой воли, то есть способны выбирать, решать или отказываться от решения стоящих перед ними проблем.

Франкл предлагает мероприятия, направленные на устранение экзистенциальных неврозов. Изложены они в главной его работе "Логотерапия"'163. Основная задача лечения, по мысли автора, заключается в изменении отношения пациента к своему страданию; исходным служит тезис о свободе выбора отношения к условиям существования. "Согласно логотерапии мы можем обнаружить смысл жизни тремя путями:

1) совершая дело (подвиг);

2) переживая ценности" (в любви);

3) путем страдания"164.

Логотерапия строится на осознании пациентом ответственности за нахождение и реализацию смысла в любых, даже критических, жизненных обстоятельствах. Отсутствие смысла жизни или невозмож-ность его реализовать порождает у человека состояния экзистенциального вакуума и экзистенциальной фрустрации, выступающие причиной ноогенных неврозов, связанных с апатией, депрессией и утратой интереса к жизни, а также со стремлением к минимизации внутреннего напряжения. Тятесосгдян\ля мргут привести к самым печальным последствиям, вплоть до самоубийства. Цель психотерапевта - по-мочь пациенту обрести утраченный им смысл жизни без навязывания ему собственных смыслов, что может быть сделано при условии активного включения человека в многообразный поток жизни. Одним из главных источников смысла в ней выступает религиозная вера.

|Ы Frankl V.Е. Man's Search for Meaning. An Introduction to Logotherapy.- Boston.- 1962. ""'Франкл В. Поиск смысла жизни и логотерапия // Психология личности. Тексты / Подред. Ю.Б Гиппенрейтер, А. А.Пузырея.-М- 1982.

= 110

Логотерапия - Виктор Франкл

Вместе с тем, религия не является единственно возможным источником смысла; эта проблема может решаться одинаково успешно и верующими, и неверующими людьми. Уникальный смысл жизни или выполняющие ту же функцию обобщенные ценности могут быть найдены пациентом в одной из трех вышеназванных сфер. Основным в практике логотерапии является метод сократического диалога, применяемый при терапии специфических ноогенных неврозов. В логотерапии разработан также метод парадоксальной интенции для лечения фобий и навязчивых состояний и метод дерефлексии для лечения сексуальных неврозов.

Как психотерапевт Франкл прекрасно знает, что многие неврозы являются следствием жизненной дезориентации, потери смысла собственного существования. Вывод Франкла о том, что ценностная дезориентация вызывает состояние дискомфорта, а наличие цели в жизни помогает преодолеть физический недуг, является важным в методологическом отношении. Выдвижение на передний план в мотивации сознательных факторов выглядит в разбираемой концепции более рельефно, чем в построениях других представителей экзистенциализма. Согласно интерпретации Франкла, смыслом жизни обладают лишь те, кто наделен "базисным доверием к бытию". Логотерапия предназначена для тех, кто не имеет устойчивых убеждений, чья вера поверхностна, у кого отсутствует философское видение мира. В результате, человек осознает свою абсолютную свободу по отношению к миру и свою абсолютную ответственность перед Богом.

С этим связан один из важнейших принципов концепции Франкла: .любая жизнь, в том числе и протекающая в нестерпимых страданиях, осмысленна. Поэтому логотерапевт не нуждается в том, чтобы навязывать собственные ценности другому человеку. Он только помогает поставить вопросы, дать же ответ на них должен сам пациент. По Франклу, биологическая и социальная жизнь человека лишены смысла. Она наполняется смыслом только благодаря приобщению к трансцендентным ценностям. Осмысленность существования, моральная ответственность, совесть возможны лишь у религиозного человека: "С психологической точки зрения религиозная личность такова, что она испытывает не только то, что говорится, но и говорящего: слух ее более чуткий, чем у нерелигиозной личности. В диалоге с собственной совестью - этом интимнейшем из диалогов - бог является

111 =

Ю.В. Тихонравов

ее собеседником"165. Религиозный человек надеется на "жизнь вечную", а потому его настоящая жизнь осмысленна и моральна.

Франкл неоднократно подчеркивал, что его учение, в отличие от других экзистенциалистских концепций, оптимистично. Интересно, что Хайдеггер одобрил этот оптимизм Франкла, пишущего не об абсурдности бытия, а о "предельном смысле". Используя нигилистические выводы французских экзистенциалистов-атеистов - Сартра и Альбе-ра Камю (Camus; 1913 - 1960), - говоривших об абсурдности существования, Франкл отвергает возможность морального поведения у нерелигиозной личности. Атеизм для него тождествен нигилизму. Франкл противопоставляет нигилизму, имморализму, потребительскому гедонизму глубоко осмысленные этические ценности. Это и привлекает.к его учению многих людей, видящих в его логотерапии, в отличие от психоанализа, этически безупречное учение. Вместе с тем, моральные ценности принимаются Франклом лишь в том случае, если они освящены религией. Люди, не разделяющие его убеждений, зачисляются в нигилисты.

Между тем, тогда как, с одной стороны, религиозная вера занимает важнейшее в практике логотерапии, с другой, - как отмечено в предисловии Г. Гутмана к одной из книг Франкла, понятие религии используется им в столь широком смысле, что оно в ряде случаев включает в себя и агностицизм, и даже атеизм166. "Логотерапевт, -пишет Франкл, - ...должен быть озабочен тем, чтобы его логотера-певтическая методика и техника применялись к любому больному, верующему или неверующему, и могли применяться любым врачом, вне зависимости от его мировоззрения"167. Совесть и ответственность, к которым апеллирует логотерапия, присущи и религиозным, и нерелигиозным людям. Отличие, согласно Франклу, заключается лишь в том, что нерелигиозный человек не задается последним вопросом -перед кем он несет ответственность за реализацию смысла своей жизни. Для человека религиозного этой последней высшей инстанцией является Бог. Бог для Франкла -это тот собеседник во внутреннем диалоге, к которому обращены наши наиболее сокровенные мысли. Тем самым Бог в логотерапии - это персонализированная совесть, а совесть - это "подсознательный Бог", таящийся в каждом челове-

"■5 Frankl V. The Doctor and the Soul.- P.61.

"* Frankl V. E. Logotherapie nnd Existenzanalyse.- M?nchen: Piper, 1987.- S. 11.

'"Франкл В. Человек в поисках смысла.-С.338.

= 112

Логотерапия - Виктор Франкл

ке, - в каждом, поскольку у каждого человека, по Франклу, существует глубинное стремление к общению с подобным собеседником (хотя у многих это стремление глубоко вытеснено).

Франкл и его ученики так организуют психотерапевтический курс, ставят перед пациентами такие проблемы, что те неизбежно обращаются к религиозным темам. При истолковании сновидений пациентов говорится, например, о "трансформации религиозного опыта - от скрытого в тумане и тьме Бога к Богу явленному"168. По признанию Фран-кла, к логотерапии чаще всего обращаются вполне здоровые с медицинской точки зрения люди. Франкл и его последователи стремятся привести их к "религиозному возрождению", дающему искомый смысл жизни. В тех же случаях, когда он имеет дело с психически больными в медицинском смысле слова, он и лечит их соответствующими средствами. Психотерапия является для Франкла "медицинским священничеством". Логотерапевт умело направляет пациента к принятию соответствующей системы ценностей. Логотерапия и экзистенциальный анализ, пишет Франкл, "стоят на границе между медициной и философией. Медицинское священничество оперирует вдоль великой разделительной линии, разделяющей медицину и религию"169.

В Соединенных Штатах, кстати, первыми отметили полезность логотерапии не психиатры, а теологи, немало сделавшие для популяризации этого варианта экзистенциального психоанализа. Правда, некоторые из них не могут удержаться от оговорок и критических замечаний, когда Франкл предпринимает попытку создать некую "психотерапевтическую теологию".

Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. Франкл наиболее детально среди психологов-экзистенциалистов разрабатывает проблему мотивации170. Свое учение о мотивации он называет "неодинамикой". Существова-

"* Frankl V. Psychotherapy and Existentialism.- P. 166. IM Frankl V. TheDoctorand the Soul,- P.283-284.

""Frankl V.E. PathologiedesZeitgeistes; Rundfunkvortrage uberSeelenheilkunde- Wien- 1955; Frankl V.E. Theorie und Therapie derNeurosen; Einfflhtung in Logotherapie und Existenzanalyse-Wien,- 1956; Frankl V.E. DiePsychotherapie inderPraxis;einekasuistischeEinflihrungflirArzte-Wien- 1961; Frankl V.E. Man's Search for Meaning. An Introduction to Logotherapy.- Boston-1962; Frankl V.E. The Doctor and the Soul; From Psychotherapy to Logotherapy.-N.Y.- 1972; Frankl V.E. Psychotherapy and Existentialism. Selected Papers on Logotherapy- 1973.

113 =

Ю.В. Гихонравов

ние субъекта развертывается в поле напряжения между человеком и ценностями, которыми он наполняет свою жизнь. В противоположность психодинамике неодинамика

Наши рекомендации