Место и роль Карамзина в литературе.
ТЕМА № 10.
Творчество Николая Михайловича КАРАМЗИНА (1788-1826)
П л а н :
Место и роль Карамзина в литературе.
Жизнь, формирование мировоззрения Карамзина, деятельность.
Первое произведение «Письма русского путешественника» (1791-92).
Поэтика повестей Карамзина.
5. Ранние крестьянские повести: «Фрол Силин», «Бедная Лиза».
6. Исторические повести: «Наталья, боярская дочь», «Марфа Посадница».
7. Романтические повести: «Остров Борнгольм», «Сиерра-Морена».
8. Бытовые повести: «Юлия», «Рыцарь нашего времени», «Моя исповедь».
Поэзия Карамзина.
Поэтика повестей Карамзина
Писал сентиментальные (крестьянские) повести, романтические (и исторические романтические) и реалистические (бытовые, социальные).
Поэтика повестей:
· Маленькие по объему (средние), меньше романа, больше рассказа. (Можно выяснять, каков же объективный жанр их).
· Есть в них обработка и старых сюжетов (античные, древн.истории, восточные)
· Есть в ним АВТОР как рассказчик или как действующее лицо.
· Есть и образы современных людей: мужчин, женщин, дворян и крестьян.
· Жизнь рисует с позиций гуманизма, доброты, общечеловеческой морали.
· Ввёл биографию героя как принцип построения образа.
· Сюжеты строятся на любовной истории, ибо в любви человек глубже всего раскрывается (раньше считали это ненужным).
· Ввел описания природы и даже развернутые, они помогают раскрывать внутренний мир героев.
· Решает в повестях этические проблемы (нужны, доказывает, доброта, взаимопонимание, просвещение, верность в любви, трудолюбие, забота о Родине, критика эгоизма).
· Везде утверждение простого разговорного ЯЗЫКА.
5.Ранние крестьянские повести: «Фрол Силин», «Бедная Лиза».
До Карамзина считали, что крестьяне не могут быть с высокой моралью. Карамзин доказывает обратное – крестьяне способны на благородные поступки.
1791 г. – повесть «ФРОЛ СИЛИН»:
Начинается словами: «Пусть Вергилии прославляют Августов! Пусть красноречивые льстецы хвалят великодушных знатных. Я ХОЧУ ХВАЛИТЬ Фрола Силина, простого поселянина».
Карамзин и его современники говорят, что Фрол – реальное лицо. Это крестьянин села Троицкого, села деда Карамзина – Дмитриева. Из семейных записок Дмитриева известно, что Фрол – незаконный сын крестьянки, украденной разбойниками, а потом бежавшей от них, как говорили, без денег. Фрола называли колдуном.
Карамзин взял не романтическую историю, а реальную картину его жизни во взрослом возрасте.
СЮЖЕТ: Показал трудолюбие Фрола Силина, доброту, заботливость. Однажды в соседнем селе был неурожай, крестьяне бедствовать стали. А у Фрола в этот год уродился богатый урожай. И он помогает – даёт соседние крестьянам зерно, сено, семена. На следующий год эти крестьяне «вернули Фролу сторицей» за его доброту и помощь.
1792 г. – повесть «БЕДНАЯ ЛИЗА»:
· Эта повесть – первая психологическая в России. Знаменует собой рождение в России психологических повестей.
· Сюжет у неё – о любви дворянина и простой девушки. Лиза жила около Москвы, ездила туда и торговала цветами: ландышами. Однажды у неё купил некий дворянин Эраст. Она ему понравилась, хотел заплатить даже рубль. Она отказалась (честная, порядочная, добрая). Разговорился с нею. Понравились друг другу. Он часто у неё стал покупать ландыши. Потом Лиза пригласила его домой познакомить с матерью. Дальше Лизу сватает сын богатого крестьянина, мать хочет отдать её. Лиза грустная на следующий день. Опять приходит Эраст: чего грустная. «Я должна сказать всё». И рассказала. Он говорит, что «по смерти матери я возьму тебя к себе и будем жить где захочешь». – «Так тебе нельзя быть моим мужем. – Почему. – А я крестьянка». Он: Так мне в тебе важнее всего то, что ты чувствительная, невинная душа. Обнялись.
Но постепенно Эраст стал хотеть уже большего, чем просто невинные поцелуи и невинные отношения. Но люди разных сословий не могли жениться. Дней 5 его не было, потом сказал: меня некоторое время не буде, дело есть. Потом сказал: у нас война, полк мой уйдет в поход. Лиза едва в не упала в обморок.
Чувствительные сцены…. (плакать хочется, когда читаешь).
Прошло два месяца. Однажды Лиза вдруг увидела его в карете. Вот карета остановилась, вышел Эраст и хотел войти в дом. Но тут он оказался в объятиях Лизы. Напряженный разговор. Эраст признался: обстоятельства изменились. Я не могу. Вот тебе 100 рублей и иди домой.
Тут дальше автор от себя: «Сердце моё обливается кровью в сию минуту… Почему я не пишу роман, а печальную повесть».
И дальше: на самом деле Эраст все эти дни – вместо того, чтобы сражаться с неприятелем - играл в карты и проиграл почти всё своё состояние. Приходилось, чтобы «поправить дела выгодным браком», «жениться на богатой пожилой вдове» . К ней и стал ходить, к ней и переехал жить. Автор: «Но все сие может ли оправдать его?»
ЛИЗА СТРАДАЕТ, жить не хочет. Пошла на пруд под Москвой , увидела подругу, отдала ей для матушки 10 империалов, сказала, что один жестокий человек Э… (да на что знать его имя) ей изменил и бросилась в воду. Её и похоронили рядом с прудом. (этот пруд в самой жизни стали после чтения этой повести называть: «Лизин пруд»). Матушка её, как услышала, «от ужаса охладела – глаза навек закрылись».
Заканчивается: Эраст до конца дней своих был несчастлив, «почитал себя убийцей…Я познакомился с ним за год до его смерти… он и привел меня к Лизиной могиле. – ТЕПЕРЬ, может быть, они уже примирились!».
Такой вот чувствительный конец у этой СЕНТИМЕНТАЛЬНОЙ повести.
ИДЕИ ПОВЕСТИ: человек ответственен за свои чувства и поступки; цена ошибки, предательства – часто сломанная судьба. Искупление тут – муки раскаяния. У крестьян есть душевное богатство. А у дворян…
· В литературе было много подражательных повестей и рассказов. Были и целые паломничества к «Лизину пруду» возле Симонова монастыря.
· Вскоре появились «Бедная Маша» Измайлова, «Несчастная Лиза» Долгорукова, «Бедная Лилла» Попова и др.
6. Исторические повести: «Наталья, боярская дочь», «Марфа Посадница».
1892 – «Наталья, боярская дочь» - родоначальница исторического романа.
· СЮЖЕТ: Наталья и Алексей – любят друг друга. Но их семьи враждуют. Что делать? Они решают уйти в леса и там жить (по принципу: с милым рай и в шалаше). Это повесть о ВСЕМОГУЩЕЙ ЛЮБВИ. Живут счастливо в лесу.
И вот война. Наталья и Алексей тоже одевают доспехи , шлемы с забралом, садятся на коней – и едут на войну (где в лесу доспехи?.. Так ведь перед нами не только историческая, но и РОМАНТИЧЕСКАЯ повесть: подумаешь – где взяли… Взяли и всё. Главное в другом ).
Так вот. Дерутся они на войне смело, отчаянно. Во многом благодаря им враг разбит.
И вот героев в забралах и на конях встречают как победителей. В толпе и их родители (враждующие семьи). Просят открыть забрала. Они открывают. Чувствительная сцена. И семьи их примирились друг с другом. Вот так!!!
ИДЕЯ: прекрасное и справедливое торжествует. Любовь побеждает все преграды.
1803 – повесть «Марфа Посадница».
Главная тема – борьба Марфы, жены посадника Борецкого, за Новгородскую вольность против притязаний царя Ивана 3-го на Новгород в 15-м веке.
Сюжет:новгородцы во главе с Марфой выступили с протестом против царя ЗА НОВГОРОДСКУЮ РЕСПУБЛИКУ. Победил Иван 3-й. Марфа погибли на плахе.
ИДЕИ: симпатии Новгороду, новгородцам. Восхищается идеей республики.
Однако не все так просто. Есть и противоечия:
· По идее – лучше республика. НО в истории то и дело перерождаются республики (как во Франции), побеждают диктатуры, Наполеоны, буржуазные отношения. И Карамзин пишет:
· В журнале: «Исчезли истинные граждане, остались одни купцы».
· В письме Дмитриеву: «По чувствам останусь республиканцем и притом верным подданным царя русского: вот противоречие, но только мнимое».
7. Романтические повести: «Остров Борнгольм», «Сиерра-Морена».
1894 - «Остров Борнгольм»- и этой повесть, и второйввёл в русскую литературу романтические традиции.
В повести всё таинственно.Сначала рассказчик показывает светлый морской пейзаж. Потом плывет на корабле около утёса – и видит наверху молодого человека, прежде времени состарившегося, который на утёсе под гитару поёт грустную песню о безымянных любящих, которые вынуждены жить в разлуке ПОЧЕМУ-ТО. И в песне произносит: ОСТРОВ БОРНГОЛЬМ рядом с Британскими островами. (Такой остров есть на самом деле. Только запомнить надо название, а то иной раз студенты вспоминают искаженно: типа: Остров БЕРНГОЛЬЦ… было и такое у наших студентов).
Рассказчик запомнил название острова. Плывут дальше – и вот проплывают МИМО этого острова. Он просит капитана и матросов остановиться и ссадить его на остров. ВСЕ ВОКРУГ НЕГО – В УЖАСЕ. Но подошли к берегу, бросили трап, и как только Рассказчик сошёл на берег, - быстрее подняли паруса И СКОРЕЕ УНЕСЛИСЬ. НО сказали, что утром придут за мной опять – возьмут на борт.
Дальше в хрестоматии и сочинениях проще сказано. НО я скажу из раннего варианта, рукописного:
Рассказчик остался один. Думает и не понимает: почему все так пугаются. Идет сквозь ЗАРОСЛИ ВГЛУБЬ ОСТРОВА. Кустарник…кустарник… ВДРУГ кто-то положил ему руку на плечо… В ужасе оглядывается и … видит мальчика. ТЫ чего?.. МОЛЧА мальчик показывает рукой, куда надо идти. ПОШЕЛ – и вышел на поле, вдали – ЗАМОК. Оглянулся на мальчика – а его уже НЕТ, ИСЧЕЗ.
Дальше – опять из текста в Сочинениях, т. 2-й: Всё же пошел к Замку с мостом через РОВ. Подошёл к воротам – а ОТКУДА-ТО СВЕРХУ Г О Л О С : «КТО ТАМ?». Я сказал: Странник, прошу ночлега, если есть на свете добродетель. Ответа нет. НО засов загремел, мост опустился.
Я вошел – высокий человек в длинном черном платье повел меня. Вдали во дворе вход в ПОДЗЕМЕЛЬЕ. Идет – и в дальнем углу видит картину: за решёткой с замком спит девушка. Проснулась. Начали разговаривать, но она не захотела открыть свою тайну: Но ты невинна? – «Если это он послал тебя, то скажи, что ч умру его нежною, несчастною…» и замолчала.
В конце – разговор со старцем, кот. тоже страдает и ушел от мира : Ты видел её? – Видел, но не узнал, почему она страдает в темнице. – Старец сказал, что они любители добродетели, из секты друидов (поклонники Природы, поклоняются Дубу). – И рассказал ему их историю…
Но я – говорит рассказчик – не буду её рассказывать, это «тайна страшная»… В другой раз…
В самом конце: утром сел опять на корабль… «Вздохи теснил грудь мою – наконец я взглянул на небо – и ветер свеял в море слезу мою». 1793 год.
КАК ПОНИМАТЬ? : так и остается неизвестным, в чем их вина, почему закон осуждает их. МОЖЕТ БЫТЬ – любящие – это брат и сестра, может близкие родственники. НЕИЗВЕСТНО.
ИДЕЯ: ПРИРОДНЫЕ ЗАКОНЫ НАДО СОБЛЮДАТЬ, НЕ НАРУШАТЬ!
ТАК ЖЕ ТАИНСТВЕННА – и повесть «СИЕРРА-МОРЕНА» :
· Заглавие – это название горы, по-испански – ЧЕРНАЯ ГОРА.
· Сюжет – творческая переработка испанской баллады о трагической любви Алонзо к Эльвире.Они клялись больше никого не любить .НО вот Алонзо пошел в море на корабле – и КОРАБЛЬ ПОГИБ В БУРЮ.
· Эльвира страдает, делает памятник для Алонзо. С нею вместе страдает и рассказчик: «Я смешал слёзы мои с её слезами».
· Эльвира перед Алонзовым памятником просит «тень любезного Алонзо! Прости меня!.. Простишь ли ты свою Эльвиру?»
· Рассказчик и Эльвира встречаются – и полюбили друг друга. Сказали друг другу: «Я люблю тебя!»
· В общем, через годИмоджина и Рассказчик готовятся к свадьбе. Говорит он: все родственники Имоджинины любили меня.
· НО в день свадьбы является незнакомец в черном и с кинжалом (это Алонзо, который спасся всё же, живым оказался) и говорит он ей: «Вероломная! Ты клялась… Я клялся тоже любить тебя до гроба. И вот я умираю» и пронзил себя кинжалом. Эльвира потеряла сознание. Её еле привели в себя.
· Рассказчик:это он решил наказать её своей смертью.
· Эльвира похоронила опять Алонзо и ушла в женский монастырь
· Рассказчик: я уехал на несколько лет из Европы. А когда вернулся – узнал, что Эльвира переселилась уже в обители небесные. Я пролил много слёз. И вот теперь «живу в стране печального севера… в уединении и внимаю лишь бурям».
· ИДЕЯ: 1) за неверность судьба наказывает; 2) губят людей бурные страсти. (выбирайте, какая идея ближе к тексту. ИЛИ КАК?).
8. БЫТОВЫЕ повести (РЕАЛИСТИЧЕСКИЕ:
«Юлия», «Рыцарь нашего времени», «Моя исповедь».
С середины 90-х гг.– он начинает работать над бытовыми повестями на современном материале, отбрасывает романтику, мистику и показывает жизнь с позиций просветительского, критического и даже больше: общечеловеческого РЕАЛИЗМА. Эти повести – сатирические.
Повесть «ЮЛИЯ» - 1794 – действие в светской среде. Всюду тут разврат, развлечения, ложь и обманы. ЮЛИЯ, красивая девушка, окружена обожателями. Её любит скромный АРИСТ. И он ей нравится. НО приезжает блестящий модный кавалер князь N. Он усиленно соблазняет Юлию, но жениться не собирается. Юлия устояла и выходит замуж за Ариста. Она счастлива, но живет в деревне. Хочется ей в город. В столице князь N опять пытается соблазнять её. АВТОР опять спасает Юлию и осуждает порочность светской среды.
Повесть «РЫЦАРЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ». – 1801 – на биографическом материале, по замечанию Карамзина. ЭТО первая попытка создать МЕМУАРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ .
Показано развитие ребенка и влияние на него окружающей среды.
О младенчестве: «Оно (младенчество) слишком просто, слишком невинно, а потому и слишком нелюбопытно для нас, испорченных людей». А вот дальше – чтение романтическим романов, пылкие и нежные поцелуи «второй маменьки» рано развили в нем чувствительность. Повесть не окончена, но и так ясно: ДУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ИСКАЛЕЧИЛО РЕБЕНКА.
Повесть «МОЯ ИСПОВЕДЬ» - 1802 - показывает систему воспитания в дворянской семье – и в результате вырос холодный, расчетливый человек:
«В голове моей не было никакой ясной идеи, а в сердце никакого сильного чувства, кроме скуки… Я видел себя истинным законодателем столицы…Будучи модным прелестником, я тиранил женщин…».
Он женился. Скоро всё состояние прокутил (пропил, проиграл в карты). Тогда он позволил своей жене выйти замуж вторично выгодно. Сделал отданную жену своей любовницей - и стали они прокучивать состояние богатого старика, второго мужа.
Заканчивает свою исповедь рассказчик замечание: «…некоторые люди смотрят на меня с презрением и говорят, что я остыдил род свой, что знатная фамилия есть обязанность быть полезным гражданином в гос-ве… НО поверю ли им, видя… как многие из наших любезных соотечественников стараются подражать мне, живут без цели, женятся без любви, разводят других для забавы и разоряются для ужинов».
ИДЕЯ: разносторонняя резкая критика дворянских нравов. А КРОМЕ ТОГО, резкая критика ВСЕОБЩЕГО ЭГОИЗМА, основанного на мысли: «ВСЁ для человека, а вот ЧЕЛОВЕК ТОЛЬКО ДЛЯ САМОГО СЕБЯ».
Ах! Как это злободневно для современности во всём мире. Жаль Планету. Она страдает больше всех: из-за отрицательной, холодной АУРЫ - метели, резкие перепады, участившиеся магнитные бури, сдвиг полюсов и т.д.
9. ПОЭЗИЯ КАРАМЗИНА.
Стихи Карамзина имели меньшее значение, в основном он прозаик.
Специфика его поэзии – субъективное, психологическое описание тончайших настроений души. Преобладает ЛИРИКА.
Метод – в основном сентиментализм, есть и романтизм, ЕСТЬ и реализм.
· Характерное – «Ах! Не всё нам горькой истиной
Мучить томные сердца свои!
Ах! не всё нам слёзы горькие
Лить о бедствиях существенных;
На минуту позабудемся
В чарованьи красных вымыслов!» (романтизм).
· Антитеза – стих «КЛАДБИЩЕ»: «О д и н г о л о с.
Страшно в могиле, хладной и темной! -
Ветры здесь воют, гробы трясутся,
Белые кости стучат.
Д р у г о й г о л о с.
Тихо в могиле, мягкой, покойной.
Ветры здесь веют; спящим прохладно;
Травки, цветочки растут.
П е р в ы й.
Червь кровоглавый точит умерших,
В черепах желтых жабы гнездятся,
Змии в кропиве шипят.
В т о р о й.
Крупок сон мертвых, сладостен, кроток;
В гробе нет бури; нежные птички
Песнь на могиле поют»
(И в таком духе – еще 6 куплетов. Прелесть!)
· В его сентиментальных и романтич. стихах – масса разных чувств и оттенков душевного состояния: надежды, сомнения, радость, боль и стон, отчаяние, гнев, поучения, горе, страдание, нежность, любовь и т.д.
· Пример сентиментально-романтического стиха:
ВЫБОР ЖЕНИХА.
Лиза в городе жила,
Но невинною была.
Лиза, ангел красотою,
Ангел нравом и душою.
Время ей пришло любить…
Всем любиться в свете должно,
И в семнадцать лет не можно
Сердцу без другого жить.
Что же делать? Где искать?
И кому любить сказать?
Разве в свете появиться,
Всех пленить, одним плениться?
Так и сделал она.
Лизу люди окружили:
Лизе все одно твердили:
«Ты прельщать нас рождена!»
«Будь супругою моей! –
Говорит богатый ей, -
Всякий день тебе готовы
Драгоценные обновы;
Станешь в золоте ходить;
Ожерельями, серьгами,
Разноцветными парчами
Буду милую дарить».
Что ж красавица в ответ?
Что сказала? Да иль нет?
Лиза только улыбнулась,
Прочь пошла, не оглянулась.
Гордый барин ей сказал:
«Будь супругою моею;
Будешь знатной госпожею:
Знай, я полный генерал!»
Что ж красавица в ответ?
Что сказала? Да иль нет?
Генералу поклонилась.
Только чином не пленилась.
Лиза … далее идёт;
Ищет, долго не находит…
«Так она и век проходит!..»
Ошибаетесь – найдёт!
Лизе суженый сказал:
«Чином я не генерал
И богатства не имею,
Но любить тебя умею.
Лиза! Будь навек моя!»
На любезного взглянула
И сказала: «Я твоя!» (1795).
· Он сам сформулировал задачи поэта. В стихе «ПРОТЕЙ» он говорит, что дело поэта – «выражать оттенки разных чувств», А в стихе «ПОСЛАНИЕ ЖЕНЩИНАМ» он заявляет: поэта должен «верно переводить всё тёмное в сердцах на ясный нам язык, слова для тонких чувств ».
· Но есть у него и горькие стихи, меланхолические («Меланхолия»), есть и грустные строки. Пример – стих «ПОСЛАНИЕ К ДМИТРИЕВУ в ответ на его стихи, в которых он жалуется на скоротечность счастливой молодости» с такими строками:
И я, о друг мой, наслаждался
Своею красною весной;
И я мечтами обольщался –
Любил с горячностью людей,
Как нежных братий и друзей;
Желал добра им всей душею;
Готов был кровию моею
Пожертвовать для счастья их…
Но время, опыт разрушают
Воздушный замок юных лет;
Красы волшебства исчезают…
Теперь иной я вижу свет, - …
Ах! Зло под солнцем бесконечно,
И люди будут – люди вечно…
Любовь и дружба – вот чем можно
Себя под солнцем утешать!
Искать блаженства нам не должно,
Но должно – менее страдать.
И кто любил, кто был любимым,
Был другом нежным, другом чтимым,
Тот в мире сем недаром жил,
Недаром землю бременил…
· Верную оценку поэзии Карамзина дал Вяземский: «С ним родилась у нас поэзия чувства, любви к природе, поэзия внутренняя, задушевная».
· Карамзин проложил дорогу Жуковскому, а затем и Пушкину.
10.Карамзин-историк.
«История государства российского».
«Карамзинский период в литературе».
В 1804 г. Карамзин полностью отдался научно-публицистической деятельности – начал работать в архивах надмноготомным трудом:
«История государства Российского».
В 1818 г. вышли из печати первые 8 томов. В них речь шла о самодержавной власти и роли дворянства в жизни страны. О жизни народа лишь кратко и изредка вспоминал.
Бориса Годунова.
Материал этот использовал Пушкин в трагедии «Борис Годунов».
12-й том не успел дописать, работал над ним до последнего дня в 1826 г.
В общем– впервые освещена история России с древнейших времен до 17 века.
А язык 12-томника – тонкий, чувствительный.
Изложение занимательное, как отмечали все, кто знакомился с материалом.
Итак, всё изложенное о тв-ве Карамзина помогает, надо думать, понять, почему творчество Карамзина высоко оценивали писатели любых взглядов и методов:
Впервые обо всем тв-ве Карамзина писал Г.П.Макогоненко в 1962г. в известнейшем журнале Академии наук «Русская литература» в статье «Литературная позиция Карамзина в XIX веке», где сделал вывод, что
Карамзин оказал влияние на прогрессивное развитие ВСЕЙ литературы
И первые десятилетия XIX века – это «Карамзинский период», т.е. период этот -
«ШКОЛА КАРАМЗИНА».
Если подробнее – то:
“Карамзинский период в литературе” - это явление в истории развития русской литературы конца XVIII – начала XIX века.
Вначале было узкое понимание характера этого периода в литературо-ведении XIX ст. и в ХХ в. до 60-х годов.
Постепенно стало ясно и объективное понимание смысла этого периода: это период влияние Карамзина-прозаика и поэта на прозаиков и поэтов разных направлений –
на сентименталистов, романтиков, писателей просветительского реализма, писателей критического реализма (в ХIX в.) и, в частности,
на Жуковского, Пушкина, декабристов, Лермонтова и др.
ТЕМА № 10.
Творчество Николая Михайловича КАРАМЗИНА (1788-1826)
П л а н :
Место и роль Карамзина в литературе.