Философия, ее смысл и функции

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Учебное пособие

Нижний Тагил

Одобрено на заседании ПЦК общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин     Председатель ПЦК ______________ М.Н. Герасимова   Составлено в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальностям 080402, 260502, 080110, 080501, 080302, 080106, 080107, 080112, 080113, 080504, 100102, 100105, 100106.     Заместитель директора по УВР НТТЭК _______________ Н.М. Мякишева  

Автор-составитель: Ю.В. Рыбникова

Основы философии: Учебное пособие / Автор-составитель Ю.В. Рыбникова. – Нижний Тагил, 2010. – 95 с.

Рыбникова Ю.В.

НТТЭК, 2010.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание…………………………………………………………………………..3

Введение……………………………………………………………………………..4

Тема 1. Философия, ее смысл и функции…..…………………………………...5

Раздел I. Основные идеи истории мировой философии ………………………...10

Тема 2. Основные идеи западноевропейской философии.…………………...10

Тема 3. Основные идеи русской философии………………………………….16

Раздел II. Человек – сознание – познание..…………………………………….....23

Тема 4. Человек как центральная проблема философии……………………..23

Тема 5. Проблема сознания………………………………………………….…29

Тема 6. Учение о познании…………………………………………………..…35

Тема 7. Философия и научная картина мира……………………….…………42

Раздел III. Духовная жизнь …………………………..…………………………....49

Тема 8. Духовность. Типы духовных ценностей.…………………………......49

Тема 9. Философия культуры……….……………………………………….....56

Тема 10. Философия религии…………………………………………………..67

Раздел IV. Социальная жизнь ………….......……………………………...............73

Тема 11. Философия общества…….…………………………………….……..73

Тема 12. Философия истории…….……………………………………….…....79

Тема 13. Глобальные проблемы современности………………………...........83

Заключение………………………………………………………………………….89

Философы..………………………………………………………………………….90

Контрольный тест……………………………………………………......................94

Введение

Философия исследует общие проблемы и законы мира, природы и общества, стремясь показать место человека в этом мире. Она связана с духовными переживаниями человека, с поисками истины, смысла жизни, связана со стремлением к мудрости и красоте бытия.

Философия относится к циклу гуманитарных и социально-экономических дисциплин и нацелена на развитие у студентов мышления и навыков овладения культурным наследием человечества, на выработку у них собственной жизненной позиции и осмысленного, осознанного мировоззрения.

Цель учебного пособия – сформировать у студентов представления о философии как специфической области знания, о смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении материальных и духовных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации.

В результате изучения учебного пособия студент должен знать основную проблематику философии и уверенно ориентироваться в истории философской мысли. Студент должен уметь самостоятельно анализировать проблемы сущности и смысла жизни человека, сознания, познания, науки, культуры, религии, морали и нравственности, общества, истории.

В данном учебном пособии представлены разделы курса: «Основные идеи истории мировой философии», «Человек – сознание – познание», «Духовная жизнь», «Социальная жизнь».

Студент в результате усвоения курса должен уметьсамостоятельно анализировать и оценивать те или иные мировоззренческие и этические позиции окружающих людей, общества в целом, государств и политических режимов, должен задумываться над вопросами: Откуда я пришел в этот мир и что должен в нем делать, чтобы оправдать свое назначение человека? В чем заключается это назначение? Что такое любовь, жизнь, творчество, вера? Студент должен понимать: чтобы быть, стать человеком, нужно научиться философски мыслить, думать и постоянно развивать свой ум.

ТЕМА 1

Философия, ее смысл и функции

ПЛАН.

1. Философия как особый вид мировоззрения.

2. Специфика и предмет философии.

3. Функции философии.

Функции философии

Среди основных функций философии можно выделить следующие:

гуманистическая функция (сокровенная цель философии – вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к высоким ценностям);

рационально-теоретическая функция (теоретизирование и рационализация – перевод в логическую, понятийную форму, а также теоретическое выражение результатов человеческого опыта);

критическая функция (критика разного рода заблуждений, предрассудков, ошибок, стереотипов, встающих на пути к истинному познанию);

мировоззренческая функция (формирование понимания мира и места в нем человека, отношения к миру и к самому человеку);

методологическая функция (разработка фундаментальных методов, способов познания, поэтического творчества, социальной практики);

морально-практическая функция (выявляет и вырабатывает смыслы человеческих деяний, поступков, формирует стратегические цели);

культурно-воспитательная функция (способствует формированию у человека качеств культурной личности, развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, развивает умение всесторонне подходить к различным проблемам и понимать суть происходящего).

Философия существует около трех тысячелетий, являясь внутренним, необходимым условием развития социальной действительности, всех сфер духовного бытия человека.

ОСНОВНОЙ ВЫВОД

Философия есть поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего существования (наиболее существенные, фундаментальные, объединяющие жизнь людей в единое целое, касающиеся каждого человека).

Что думают сами философы о философии?

1. Философия – занятие мудростью; под мудростью понимается не только благоразумие в делах, но также и совершенное знание всего того, что может познать человек; это же знание, которое направляет саму жизнь, служит сохранению здоровья, а также открытиям во всех науках. (Р.Декарт)

2. Философия в изначальном смысле своем обозначает универсальную науку, науку о мировом целом, о всеохватном единстве всего сущего. (Э.Гуссерль)

3. «Философия» - «любомудрие» - стремление к духовной цельности человеческого существа. Под мудростью понимается не только полнота знаний, но и нравственное совершенство, внутренняя цельность духа. (В.С.Соловьев)

4. Философия не есть наука, а есть творческое осознание духом смысла человеческого существования. (Н.А.Бердяев)

5. Философия – познание внутреннего человека, причин природы, отношения человека к природе и его связи с ней. (В.Шлегель)

6. Философия есть лишь человеческий рассудок на туманном языке… (И.В.Гете)

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

Мировоззрение

Философия

Основной вопрос философии

Предмет философии

Вопросы для самоконтроля по теме 1 «Философия, ее смысл и функции»

Функции философии

1. Перечислите основные функции философии.

2. Раскройте содержание гуманистической, критической и морально-практической функций.

ТЕМА 2

ОСНОВНОЙ ВЫВОД

Развитие западноевропейской философии – это единый связный процесс, философия каждого из представленных периодов имеет свои особенности. Античная философия испытывала большое влияние мифологии, а также была тесно связана с зарождающейся наукой. Философия Средневековья была слита с религией. Философия Возрождения испытала влияние искусства и науки. Философия Нового времени ориентировалась на естественнонаучное знание и была крайне рационалистична. В современной философии 20 века происходит отход от классической философии (Античности и Нового времени) и отказ от рационализма. Общей установкой философии становится плюрализм (множественность): разные философские течения и школы сосуществуют, спорят, ведут диалог, не претендуя на абсолютную истинность.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

Эмпиризм

Теоцентризм

Гуманизм

Рационализм

ТЕМА 3

ОСНОВНОЙ ВЫВОД

Русская философия – уникальное явление в истории мировой философии. Специфика русской философской мысли проявилась в социальном, космическом, моральном и этическом характере философских проблем. Идея общности, соборности, коллективизма русского общества звучала в философских поисках русских мыслителей. Центральными идеями в размышлениях русских философов были история, общество, человек и смысл его жизни, поведение человека в обществе, единство человека с богом и космосом.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

Материя

Западничество

Славянофильство

Антропокосмизм

ТЕМА 4

Природа и сущность человека

В попытке осмыслить человека в его целостности философия пользуется двумя понятиями – «человеческая природа» и «сущность человека».

Человеческая природа – это совокупность общих для всех людей анатомо-физиологических и психических свойств (таких как прямохождение, членораздельная речь, интеллект и другое), выражающих особенность человека как живого существа. Говоря о природе человека, чаще имеют в виду его биологические свойства. Но в отличие от животных, у человека эти биологические свойства формируются обществом. Так, например, человек не рвет на куски сырое мясо животного, а соблюдает принятые в обществе способы приготовления пищи. Общество может повлиять на изменение биологической природы человека: хилому помочь стать сильным, слепому – зрячим и т.д. Внешний мир и социальная среда – основные факторы формирования человека как биологического вида. Однако человек не является простым отражением природных процессов и социального окружения. Если бы это было так, то все люди мало, чем отличались бы друг от друга. Но каждый человек индивидуален. Его своеобразие проявляется в психологии, в мышлении, в присущем ему внутреннем мире. Общество, конечно, оказывает большое воздействие на формирование человеческой личности, но и человек во всем богатстве присущих ему качеств оказывает воздействие на общество, в котором живет. Поэтому при определении человека важно обращать внимание как на его биологическую природу, так и на его сущность.

Сущность человека – это определяющая черта человека, выражающая его главенствующее качество. Раскрыть сущность человека как неповторимого живого существа очень сложно. У человека есть разум, совесть, долг, дар общения. По мнению ученых, только человек обладает сознанием, логикой, интеллектом. Чему отдать предпочтение при описании сущности человека? Какое качество можно считать специфически человеческим? Есть ли вообще в человеке какое-то устойчивое внутреннее ядро? Философы отвечают на эти вопросы по-разному. Среди всего многообразия научных и философских взглядов на эту проблему можно выделить ряд основных подходов к осмыслению сущности человека.

-- Натуралистический подход отождествляет понятия «природа человека» и «сущность человека». Своеобразие или сущность человека выражается в его особой телесности, в его высокой организованности как биологической особи.

-- Рационалистический подход говорит, что за рамки животного царства человека выводит его разум, т.е. способность мыслить, размышлять о мире и самом себе.

-- Социоцентрический подход говорит о социальной сущности человека. По мнению французского просветителя П.Гольбаха, человек таков, каким его делает общество. К.Маркс утверждал, что человек – продукт и субъект общественно-трудовой деятельности. Сущность человека есть продукт всех общественных отношений.

-- Религиозно-философский подход утверждает, что человек – это единственное живое существо, наделенное божественной сущностью – Духом. Именно в Духе как совокупности самых высоких качеств человека (любви, добра, совести, милосердия, сострадания и других) выражено его Богоподобие.

-- Философско-космический подход говорит о космической сущности человека. Человек признается составной частью Космоса, его развитие и развитие всего человечества неразрывно связаны с эволюцией всего Космоса. В процессе длительного исторического развития человек становится одним из мощных факторов эволюции природы и всего Космоса.

Несмотря на различие приведенных выше подходов, многие мыслители признают в человеке неразрывное единство и биологического, и разумного, и социального, и духовного. При этом поистине уникальным свойством человека является открытость, незавершенность его как создания. В отличие от других живых существ он способен изменять мир вокруг себя, создавая новое – культуру и цивилизацию, способен изменять и творить самого себя.

ОСНОВНОЙ ВЫВОД

Человек – уникальное и самое загадочное существо во Вселенной. Ни наука, ни искусство, ни религия, ни философия не могут в полной мере выявить тайну происхождения человека, познать его сущность, раскрыть предназначение и смысл его жизни.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

Философская антропология

Природа человека

Сущность человека

Эвдемонизм

Вопросы и задания для самоконтроля по теме 4

Природа и сущность человека

1. Сравните содержание понятий «человеческая природа» и «сущность человека».

2. Что представляет собой сущность человека, согласно социоцентрическому, космическому и рационалистическому подходам.

ТЕМА 5

Проблема сознания

ПЛАН.

1. Происхождение и сущность сознания.

2. Строение сознания.

3. Сознание и бессознательное.

Строение сознания

Сознание представляет собой очень сложное целостное духовное образование, где неразрывно связаны между собой чувства, мысли, эмоции, ощущения, переживания, размышления и т.д. Таким образом, можно условно выделить структуру (или устройство) сознания:

самосознание – способность человека оценить себя, свои возможности, мысли, чувства, поступки и взять их под контроль; самосознание является центром сознания человека;

• чувственно-эмоциональный уровень (ощущения, восприятие, эмоции);

• рациональный уровень – мыслительная деятельность человека; мышление – способ постижения объективной реальности, средство теоретического познания существенных свойств и отношений окружающего мира;

• внимание как направленность сознания на объекты;

память – способность мозга хранить и воспроизводить информацию;

воображение (или фантазия) – создание представлений и мыслительных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности.

Таким образом, сознание – это чувства, эмоции, память, воля, фантазия, мышление.

Можно выделить три стороны сознания: предметное сознание, самосознание и сознание как поток непосредственных переживаний. Предметное сознание направлено на мир окружающих нас вещей, предметов, событий. Самосознание направлено на самого себя. Оно все время осознает самое себя как нечто другое, чем весь остальной окружающий мир. Сознание как поток непосредственных переживаний – это душевная жизнь человека, поток душеных переживаний, впечатлений, настроений и чувств.

Таким образом, сознание – это внутренне состояние человека, в котором он воспринимает окружающий мир и одновременно самого себя в мире; это состояние и процесс, без которого невозможно познание мира, приобретение опыта и жизнь в обществе.

Сознание и бессознательное

Психика человека состоит из двух участков: сознания и огромной области бессознательного. Бессознательное – это огромный пласт психики, по своему объему значительно больший, чем вся сознательная жизнь.

Бессознательное – это психические процессы, состояния, а также действия и поступки человека, которые не осознаются и протекают вне контроля разума человека. Это такое состояние человека, в котором у него отсутствует сознание, но его психика продолжает функционировать. Часть человеческого бессознательного выражена в автоматизации многих человеческих действий. Некоторые действия совершаются человеком неосознанно, автоматически. Во многих душевных состояниях индивид не отдает себе отчета.

Некоторые мыслители считают, что в глубине души человека скрыты неясные для нас силы, которые оказывают на человека и его жизнь большое влияние. Известный австрийский психиатр и мыслитель З.Фрейд основал учение о бессознательном. Основу бессознательного, по Фрейду, составляют инстинкты, природные влечения. Бессознательное является сутью человеческой психики, ее центральным компонентом. Мыслитель предложил следующую структуру человеческой психики:

Сверхсознание («Сверх-Я») – область социальных идеалов, норм и нравственных установок, правила поведения и запреты, то, что дается человеку обществом.

Сознание («Я») – рациональная часть психики, своеобразный посредник между сверхсознанием и бессознательным.

Бессознательное («Оно») – инстинктивное ядро личности, которое руководствуется принципом удовольствия. В него входят комплексы, страхи, неврозы и инстинкты, среди которых главное место занимает половой инстинкт.

Фрейд показал, что наша психика в процессе эволюции приобрела драгоценный дар – способность вытеснять из сознания неприятные переживания в другие ее участки. Если бы наши невзгоды – детские обиды, жизненные катастрофы, утрата любимого человека и т.п. – собирались на одном этом участке, т.е. в нашем сознании, то мы попросту не выдержали бы такого напряжения сознания, - оно, как говорится, помутилось бы.

Все эти психические травмы не исчезают, не растворяются, а вытесняются в те участки психики, которые называют «бессознательным». Человек просто перестает их осознавать. Однако они продолжают воздействовать на наше сознание и зачастую определяют его содержание. Таки образом, главный вывод Фрейда – человек никогда не может сам себя знать до конца. В нем живет множество комплексов и страхов, результатом воздействия которых могут стать стрессы, неврозы и психические отклонения.

Однако Фрейд считал, что бессознательное может быть переведено в сферу сознательного после его анализа, методы и способы которого разрабатываются психоанализом. Если понять истоки и причины, например, сновидения, то оно перестает функционировать в памяти человека в качестве бессознательного. Психоанализ помогает человеку разобраться в самом себе и не быть марионеткой собственного бессознательного.

Наше бессознательное – мощный источник биологической энергии. Эта энергия может тратиться на получение разного рода наслаждений, а может воплощаться в творчестве, искусстве.

ОСНОВНОЙ ВЫВОД

Сознание человека – это внутреннее состояние человека, в котором он воспринимает окружающий мир и одновременно самого себя в мире. В акте сознания человек не просто отражает действительность, но внутренне творчески преобразовывает эту действительность, создавая свой собственный образ мира. Сознание – это совместно-разделенное знание (разделенное с другими людьми). Основной способ существования сознания – язык.

Наряду с сознанием огромный пласт психики составляет бессознательное. Бессознательное – это психические процессы, состояния, а также действия и поступки человека, которые не осознаются и протекают вне контроля разума человека. Учение о бессознательном было основано З. Фрейдом.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

Сознание

Самосознание

Бессознательное

Разум

Память

Ум

Мышление

Язык


Вопросы и задания для самоконтроля по теме 5 «Проблема сознания»

1. Происхождение и сущность сознания

1. Что такое сознание человека?

2. Сравните понятия сознания и психики.

3. Как связаны сознание, мозг и язык?

Строение сознания

1. Из каких уровней состоит сознание?

2. Что такое самосознание человека?

3. Что представляют собой чувственный и рациональный уровни сознания?

Сознание и бессознательное

1. Что такое бессознательное?

2. Какую структуру человеческой психики предложил З.Фрейд?

3. Как бессознательное воздействует на поведение человека?

ТЕМА 6

Учение о познании

ПЛАН.

1. Проблемы философской теории познания.

2. Единство чувственного и рационального познания.

3. Особенности, уровни и методы научного познания.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

Познание – это деятельность по получению, хранению, передаче и развитию информации, знания. В реальном процессе познания неразрывно слиты и чувственное, и рациональное, и внерациональное познание. Современная теория знания и познания называется в философии гносеологией.

Наука играет немалую роль в жизни человека и общества. Научное познание характеризуется объективностью, доказательностью, достоверностью своих результатов, выводов и теорий. Научная теория представляет собой высшую форму знания, она объективно отображает явления жизни, объясняет законы их развития.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

Антисциентизм

Сциентизм

Познание

Истина

Гносеология

Наука

Знание

Научная теория

Метод

Эксперимент

Вопросы и задания для самоконтроля по теме 6 «Учение о познании»

ТЕМА 7

Философское осмысление мира

С глубокой древности люди пытались представить себе, как устроен мир в целом, откуда и как он возник, по каким законам развивается, каким он будет в далеком будущем. Картина мира – это теоретическая модель Вселенной, совокупность ответов на фундаментальные вопросы бытия.

Вселенная (реальность, действительность) – это весь мир, безграничный во времени и пространстве и бесконечно разнообразный. Вселенная содержит бесконечное множество тел, многие из которых по размерам превосходят Землю в миллионы раз. Наука признает объективное существование Вселенной. Это значит, что она существует независимо от сознания человека, ее познающего.

Один из сложнейших вопросов истории человеческой мысли – Имеет ли Вселенная начало? На этот вопрос в истории человеческой мысли сложилось два ответа:

1) Да, у Вселенной было начало, она возникла или была создана. Многие говорят о сотворении мира богом. Платон считал, что мир создан из предсуществовавшей материи. Среди научных теорий самой распространенной является теория Большого взрыва.

2) Нет, Вселенная не имела начала, она вечна. В космогонии древних индусов говорится, что мир проходит через бесконечное число повторяющихся циклов (дней и ночей Вселенной). Аристотель считал, что Земля всегда была центром вечного мира. Научная теория Стационарной Вселенной объясняет вечное существование материи для поддержания постоянной плотности Вселенной.

В связи с вопросом о начале Вселенной в философии встает вопрос –

Что лежит в основе Вселенной? Другие, не менее важные вопросы – это вопрос о происхождении жизни, о происхождении человека на Земле и о его месте в мире.

На эти вопросы можно выделить две самые общие и кардинально противоположные позиции ответов: материализм и идеализм (теизм).

1. Материализм считает, что в основе Вселенной лежит вещество, материя; не существует ничего кроме материи; материя постоянно развивается и обладает способностью к самоорганизации; мир возник в результате процесса эволюции, согласно которому происходит изменение и развитие во Вселенной от простого к сложному, от несовершенного к совершенному; человек – это сугубо материальное существо, лишенное какой-либо сверхъестественной сущности; моральные и нравственные принципы у человека возникают в результате социального взаимодействия с другими людьми в обществе.

К философам-материалистам можно отнести Фалеса, Демокрита, Б.Спинозу, П.Гольбаха, Ф.Энгельса и других.

2. Идеализм (теизм в данном случае) считает, что в основе Вселенной лежит несотворенный творческий Разум (Бог), которой заложил законы и цели развития Вселенной; Вселенная существует как выражение Его сознания и воплощения Его воли; устройство биологических объектов свидетельствует о том, что они являются сложнейшими системами переработки информации и сами насыщены информацией, что предполагает наличие разумного источника; человек создан Богом, своим сознанием человек обязан божественному Разуму (Логосу), от которого он происходит; нравственные правила вытекают из «законов Божьих», они вложены в человека Творцом; сущность человека – в его сверхъестественных, духовных качествах (в душе, в Духе, что после смерти физического тела не умирает); цель человека – служить Богу и развивать в себе богоподобную сущность, истинную духовность.

К философам-идеалистам можно отнести Платона, Дж.Беркли, В.Ф.Гегеля и других.

Данные группы ответов на мировоззренческие вопросы выражают крайние, противоположные позиции. Часто в представлениях философов они не выражаются именно таким резким образом, но имеют смешанный характер.

В заключении можно сказать, что в различные исторические эпохи представление человека об устройстве Вселенной менялось. Мир в целом – непостижим, загадочен, доступен лишь рациональному, а не эмпирическому постижению. Однако, начиная с глубокой древности, человека не перестает восхищать гармония, упорядоченность, согласованность и соразмерность мироздания.

Научная картина мира

Наука – специфическая форма духовной деятельности человека, обеспечивающая получение нового знания, вырабатывающая средства воспроизводства и развития познавательного процесса, осуществляющая проверку, систематизацию и распространение его результатов. Современная научная картина мира оказывает огромное влияние на формирование личности. Мировоззренческие образы природы, общества, человеческой деятельности, мышления и т.п. во многом складываются под влиянием представлений научной картины мира, с которыми человек знакомится в процессе обучения математике, естественным и социально-гуманитарным наукам.

Научная картина мира (НКМ) – это совокупность фундаментальных представлений о законах и структуре мироздания, целостная система взглядов на общие принципы и законы устройства мира.

Этапы развития науки, связанные с перестройкой оснований науки, называются научными революциями. В истории науки можно выделить три научных революции, которые привели к изменению НКМ.

I. Аристотелевская КМ (VI – IV вв. до н.э.): представление о Земле как центре мироздания (наиболее полно геоцентризм был обоснован Птолемеем). Мир объяснялся умозрительно (так как у древних не было сложных приборов для измерений).

II. Ньютоновская КМ (XVI – XVIII вв): переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической модели мира. Этот переход был подготовлен исследованиями и открытиями Н.Коперника, Г.Галилея, И.Кеплера, Р.Декарта. Исаак Ньютон подвел итог их исследованиями и сформулировал базовые принципы новой НКМ. Были выделены объективные количественные характеристики тел (форма, величина, масса, движение), получившие свое выражение в строгих математических закономерностях. Наука стала ориентироваться на эксперимент. Основой для объяснения законов мира стала механика. Эту НКМ можно назвать механистической: убежденность в том, что с помощью простых сил, действующих между неизменными объектами, можно объяснить все явления природы.

III. Эйнштейновская КМ (рубеж XIX – XX вв.): ей характерен анти-механицизм: Вселенная представляет собой нечто неизмеримо более сложное, чем механизм, хотя бы даже грандиозный и совершенный. Сами механические взаимодействия являются следствиями или проявлениями других, более глубоких, фундаментальных взаимодействий (электромагнитных, гравитационных и др.). Основой новой НКМ стали общая и специальная теории относительности и квантовая механика. Данная НКМ отказалась от всякого центризма. Вселенная безгранична и особого центра у нее нет. Все наши представления и вся НКМ релятивны или относительны.

Современная НКМ – это результат предшествующего развития науки и глобальной смены научных картин мира. Основные принципы современной НКМ – это глобальный эволюционизм, антропный принцип, принцип материального единства мира, принцип детерминизма, системности, структурности, развития (диалектики), самоорганизации и другие.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

Вселенная (реальность, действительность) – это весь мир, безграничный во времени и пространстве и бесконечно разнообразный по своим формам.

Научная картина мира – это совокупность фундаментальных представлений о законах и структуре мироздания, целостная система взглядов на общие принципы и законы устройства мира. Основные принципы современной НКМ – это глобальный эволюционизм, антропный принцип, принцип материального единства мира, принцип детерминизма, системности, структурности, развития (диалектики), самоорганизации.

Целостное представление о мире выражается в целостной общенаучной картине мира, согласно которой Вселенная есть сложная самоорганизующаяся, развивающаяся система.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

Вселенная

Научная картина мира

Материя, пространство, время,

движение

Материализм

Идеализм

Детерминизм, системность,

самоорганизация

Развитие, эволюционизм,

диалектика

Вопросы и задания для самоконтроля по теме 7 «Философия и НКМ»

Философское осмысление мира

1. Что такое картина мира?

2. Чем отличается позиция материализма от позиции идеализма?

Научная картина мира

1. Назовите глобальные научные революции.

2. Что такое научная картина мира?

РАЗДЕЛ III. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ

ТЕМА 8

Душа, дух, духовность

Душа и дух – религиозно-философские понятия, означающие невещественные начала, в отличие от вещественного или материального. Согласно религиозным представлениям, человек представляет собой некое триединство телесного начала, души и духа. Тело или плоть – это материальная оболочка. Душа – внутренний чувственно-эмоциональный мир человека. Дух – это высшие качества и чувства (любовь, сострадание, доброта и т.д.), совесть, интуиция. Все эти начала теснейшим образом связаны между собой. Так, говорится, что тело – это дом и зеркало души, а душа – это дом и зеркало духа. Душа вне дара духа не способна к интуиции, к угрызениям совести, к настоящей любви и состраданию. Телесная смерть наступает от разрыва связи души и плоти, «духовная смерть» - от разрыва связи души и духа.

«Дух – это Огонь, Свет души»,- гласит народная мудрость. Если этот свет себя проявляет, горит и светит, можно говорить о явлении духовности. Таким образом, духовность – это целостное единство ума, воли и чувств, направленных на благо и лучшее будущее, это проявление высших человеческих чувств: любви, сострадания, доброты, чести, достоинства, стремления к возвышенному, прекрасному и совершенному.

Представление о «духе» как о мире сверхчувственного, мистического, бестелесного было уже у первобытного человека. Это проявлялось в вере первобытного человека в наличие духа, души у человека, животных, растений и предметов.

Развитие представление о духовности связано в первую очередь с возникновением христианства. Оно утвердило преимущество духовной жизни, греховность плоти и культ мученической аскезы во имя духовного спасения. Источником духовности считался Бог.

Эпоха Возрождения и Новое время утвердили принцип гуманизма, где представление о духовности было связано с утверждением величия воли и разума самого человека. Человек-деятель, человек-творец способен к величайшим свершениям – к научным открытиям, шедеврам искусства, изобретениям, к неукротимому стремлению к свободе. Человек разумный – это познающий, проникающий пытливым умом в тайны мироздания, открывающий новую грань духовности.

Современное представление о духовности соединяет разум, веру и волю. Разум, направленный на постижение существенного и общечеловеческого, предстает как мудрость, как обогащение разума жизненным опытом, напряженными исканиями смысла. Вера наполняет позитивным смыслом существование личности в мире хаоса и безрассудства. Воля человека поднимает его над мелочной суетой, наполняет жизнь сосредоточенностью духовных исканий. Горизонт духовности можно представить, опираясь на две давно известные триады: истина – добро – красота и вера – надежда – любовь.

Теоретический анализ проблемы духовности начинается с противопоставления духовности материальному, утилитарному началу. Соотношение материальных и духовных потребностей сложно и неоднозначно. Материальные потребности нельзя просто проигнорировать, пренебречь благами обустроенности и комфорта во имя самоценной духовности. Прочная материальная, экономическая, социальная поддержка, решая житейские проблемы, может облегчить путь человека и общества к развитию потребностей духовных. Но ориентация на материальные блага, на обладание, на потребление может в свою очередь поглотить все силы, вытеснить духовность, задать те ценностные ориентиры, которые полностью замкнут круг человеческой жизни на стремлении к роскоши и богатству.

Итак, духовность – сложное образование, феномен культурной жизни человека и общества. Теоретический анализ феномена духовности связан с выделением основных типов духовных ценностей.

Нравственные ценности

Нравственные (моральные) ценности регулируют отношения между людьми с позиции противостояния сущего и должного. Эти ценности являются предметом изучения специальной философской дисциплины – этики (науки о соотношении морали и нравственности).

Основные категории морали – Добро и Зло. Как свет и тьма, они постоянно борются в мире людей и в человеческой душе. Представления о добре и зле определяют трактовку таких нравственных ценностей, как человечность, милосердие, справедливость, достоинство, честность, порядочность, доброжелательность. Это – как бы глобальный уровень морали, на котором человек ощущает себя частью всего человечества. «Золотое правило нравственности», имеющее ряд формулировок сводится к следующему: «Поступай (не поступай) по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы поступали (не поступали) по отношению к тебе».

Мораль регулирует также отношения между группами людей, такими как социальные слои, сословия, нации, классы, организации, коллективы. Здесь речь идет о таких нравствен

Наши рекомендации