Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.)
Основные черты. Р. Декарт. Ф. Бэкон. Просвещение
Эпоха Нового времени начинается в XVII в. сзарождением капиталистических отношений. Немецкий социолог Макс Вебер (1864— 1920) характеризует капитализм так: «Капитализм тождествен стремлению к наживе в рамках непрерывно действующего рационального капиталистического предприятия, к непрерывно возрождающейся прибыли, к рентабельности»1.
Для увеличения прибыли и рентабельности необходимы высокий уровень развития производства и прогресс науки. Наука в свою очередь основывается на опыте и разуме: именно они предопределяют основные черты философии Нового времени. Назовем основные из них:
О эмпиризм — опора на опыт;
О рационализм — опора на разум;
О высокая роль науки — наука как способ улучшения жизни человека и общества;
1 Вебер М. Избранные произведения. М: Прогресс, 1990. С. 47.
60 Глава 3. Развитие западноевропейской философии (основные этапы)
о социальный оптимизм - вера в устройство общества на разумных началах.
Фрэнсис Бэконстоит у истоков эмпиризма Нового времени. Наиболее значительными его произведениями являются «Новый Органон» и «Новая Атлантида».
Бэкон полагал, что научное знание способно принести человечеству огромную пользу, значительно улучшив его жизнь. Лозунгом философа была знаменитая фраза «Знание — сила»1.
Фрэнсис Бэкон (1561-1626) родился в аристократической семье. Получив юридическое образование, достиг вершин власти, став лордом-канцлером Англии. Однако вскоре его обвинили во взяточничестве и отправили сначала в тюрьму Тауэр, а затем - вссылку. В ссылке Бэкон занимался научными экспериментами. Умер он от простуды при исследовании свойства холода для замораживания и хранения продуктов.
Наука получает знание на основе опыта и экспериментов. Собирая и проверяя различные факты, она строит общие теории. Этот метод обобщения (от частного к общему) называется индукцией. Индукция — главный способ получения новых знаний.
Простейший пример индукции: медь проводит ток, железо проводит ток, серебро проводит ток и т.д. Вывод: все металлы проводят ток.
Помимо опыта в науке важен и разум. Этот тезис Бэкон фигурально объясняет, проводя следующее сравнение:
Муравей собирает мелкие предметы и складывает из них муравейник. Он подобен ученому-эмпирику, собирающему факты и делающему из них общий вывод. Паукткет паутину, выводя ее из самого себя. Он похож на ученого-рационалиста, который не обращает внимания на внешний мир, а выводит умозаключения из собственного разума и за-коновлогики. Пчела собирает нектар и делает мед, выполняя действия и муравья, и паука. Она - прообраз идеального ученого, сочетающего опыт и разум.
Чтобы быть настоящим ученым, необходимо избавиться от заблуждений. Бэкон выделяет четыре типа заблуждений, называя их «идолы»:
1 В России уже 80 лет издается научно-популярный журнал «Знание — сила»
§ 3.3. Философия Нового времени (XVH-XVIII вв.) 61
идолы рода — заблуждения всего человечества, которые заключаются в наделении явлений природы человеческими чертами (например, в мифе);
идолы пещеры — индивидуальные заблуждения, основанные на личных предпочтениях, чувствах, способах понимания мира; идолы рынка — употребление слов, имеющих неопределенный смысл. Наука должна мыслить строгими терминами; идолы театра — слепая вера в авторитеты и догмы.
I |
Аристотель считал, что тяжелые вещи падают быстрее, чем легкие. Этот «факт» столетиями переписывался из учебника в учебник без всякой проверки: настолько сильна была вера в авторитет философа.
Значение философии Ф. Бэкона состоит прежде всего в обосновании индуктивного метода и систематизации процесса научной деятельности.
Рене Декарт(Картезий), французский философ и математик, стоит у истоков рационализма Нового времени. Наиболее значительными его произведениями являются «Рассуждения о методе» и «Начала философии».
Рене Декарт (1596-1650) родился в семье небогатого землевладельца. После окончания иезуитского коллежа переехал в Париж. Устав от столичной жизни, Декарт покидает Францию, записавшись в голландскую армию, а затем баварскую. На военной службе у Декарта происходит переоценка ценностей, после которой он посвящает свою жизнь науке. Основные работы Декарта написаны в Нидерландах - наиболее свободной в то время стране Европы. В 1649 г., приняв приглашение шведской королевы, Декарт уезжает в Швецию, где вскоре умирает, не выдержав холодного климата и режима работы, установленного королевой.
Общий ход философских рассуждений Декарта можно представить следующим образом:
1. Во всем — явлениях, вещах, знаниях — можно сомневаться. То, что я вижу или знаю, может быть сном, иллюзией, галлюцинацией или обманом.
2. Очевидно, что нельзя сомневаться в том, что я сомневаюсь. Поэтому по крайней мере сомнение с необходимостью существует.
3. Нельзя сомневаться, не мысля. Если я сомневаюсь, то я тем самым уже мыслю.
4. Окончательный вывод звучит так: «Мыслю, следовательно, существую».
62 Глава 3. Развитие западноевропейской философии (основные этапы)
( |
Если воспринимать воск при помощи чувств, можно сказать, что он твердый, холодный и т.д. Но если положить его к огню, все эти качества изменятся, хотя воск останется воском. Следовательно, то, что мы воспринимали чувствами, было не самим воском.
Таким образом, в основание философии Декарт ставит разум, мышление, а не опыт, как Бэкон. Познание осуществляется не чувствами, а умом. Более того, все связанное с чувствами, по мнению Декарта, из науки необходимо удалять. Метод Декарта - это дедукция, движение от общего к частному.
В решении основного вопроса философии Декарт является дуалистом. Материя и сознание - равноправные и взаимосвязанные начала. Главным свойством материальных вещей является протяженность (длина, ширина и т.д.), а идеальных вещей (души) - мышление. Человек - единственное существо, состоящее из двух начал - материального и духовного.
К XVIII в. идеи, заложенные Декартом и Бэконом, начали приобретать все большую популярность. Философы этого века, названного эпохой Просвещения, поставили своей целью распространение ценностей научности и рациональности, а также их применение к общественной жизни.
Концентрированным собранием знания эпохи стала знаменитая французская «Энциклопедия», вдохновителем которой был Дени Дидро (1713-1784). Ее появление показало, что ведущей силой в обществе становится наука, а не религия.
В своем творчестве религиозные предрассудки с позиции разума остроумно критиковал Вольтер (1694-1778). Он выступал как ярый поборник свободы слова и мнения: «вольтерьянство» считалось синонимом свободомыслия. По отношению к религии Вольтер обосновывает философскую позицию - деизм. Согласно деизму, бог - только первопричина, творец сущего: вдальнейшем он не влияет нажизнь природы и человека. Такая позиция позволяла свободно заниматься наукой, не учитывая при этом бога (хотя и не отменяла веру в него).
Вольтер говорил своим оппонентам: «Я не разделяю ваших убеждений, но я отдам жизнь за то, чтобы вы могли их высказать».
Более резкой была позиция Жана Жака Руссо (1712— 1778). Он поддерживал теорию общественного договора, со-
§ 3.4. Немецкая классическая философия. Марксизм 63
гласно которой люди первоначально существуют в «естественном состоянии» — без какой-либо внешней власти и насилия над собой (Руссо считал такое состояние общего равенства идеальным и призывал вернуться к нему). Для того чтобы обеспечить защиту прав каждого на жизнь, свободу и т.д., народ передает часть своих свобод группе людей, которые взамен обязуются охранять эти права. Этим соглашением объясняется возникновение государственной власти. Таким образом, власть дана не богом, а народом, следовательно, народ имеет право отобрать ее, если монарх не выполняет соглашения.
Под лозунгом просветителей «Свобода, равенство, братство» в конце XVIII в. (1789-1793) во Франции прошла революция, изменившая облик Европы. Идеи монархизма, сильной власти и религиозности сменились идеями демократии, свободы и разума.
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ
1. Ф. Бэкон обосновывает роль опыта в получении научного знания.
2. Р. Декарт в основание философии кладет разум и мышление.
3. Философия Просвещения отстаивает идеи свободомыслия и
социального равенства, призывая к устройству общества на разумных
началах.
ЗАДАНИЯ
1. Перечислите основные идеи Ф. Бэкона и Р. Декарта. Выделите их основные различия.
2. Назовите характеристики философии Нового времени. Каким образом они отразились в идеях Ф. Бэкона, Р. Декарта и философов-просветителей?