Перечень вопросов для обсуждения
1. Наука как важнейшая форма познания в современном мире.
2. Наука в ее историческом развитии.
3. Структура и динамика научного познания.
4. Наука как социальный институт.
5. Наука в системе социальных ценностей.
6. Основные парадигмы в развитии естественно-научного знания.
7. Философия техники и техническая рациональность.
8. Философия социально-гуманитарного познания.
9. Наука на рубеже столетий.
10. Философско-психологические и системотехнические основания методологии.
11. Науковедческие основания методологии.
12. Характеристики научной деятельности.
13. Средства и методы научного исследования.
14. Организация процесса проведения исследования.
15. Проектирование научно-педагогического исследования.
16. Технологическая фаза педагогического исследования.
17. Рефлексивная фаза исследования.
18. Специфика организации коллективного научного исследования.
19. Характеристики практической деятельности.
20. Средства и методы практической деятельности.
21. Организация процесса практической деятельности.
22. Проектирование педагогических (образовательных) систем.
23. Технологическая фаза педагогического (образовательного) проекта.
24. Рефлексивная фаза проекта.
25. Управление проектами в образовательном учреждении.
26. Проекты и научные исследования.
27. Смена парадигм учения.
28. Характеристики учебной деятельности.
29. Особенности учебной деятельности.
30. Принципы учебной деятельности. Логическая структура учебной деятельности.
31. Формы учебной деятельности.
32. Методы учебной деятельности.
33. Средства учебной деятельности.
34. Организация процесса учебной деятельности.
35. Учебные проекты. Учебная задача.
36. Понятие науки. Формы познания. Познание и знание.
37. Отличие науки от других форм познания.
38. Дефиниции науки. Научное знание.
39. Парадигмы, общая характеристика. Парадигма как базовая предпосылка научного поиска и исследования.
40. Парадигма и аномалии. Парадигмы и кризисы.
41. Научные идеи. Теории развития научных идей (традиционная, Куна, Поппера-Лакатоса, Фейерабенда).
42. Новое знание. Научная картина человека и мира.
43. Систематический эмпирицизм. Отличия эмпирической психологии от априорной и практической.
44. Свойства эмпирического исследования (систематичность, публичность, репликация, независимая экспертиза, демаркация).
45. Изучение проблем, имеющих эмпирические решения.
46. Ожидания и возможности эмпирической психологии. Опора на эмпирические теории и измерения.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое философия? Чем она отличается от науки?
2. Назовите основные тенденции развития современного образования.
3. Что такое философия образования?
4. Каковы основные задачи философии образования?
5. Раскройте значение понятия «философская антропология».
6. Что означает антропологический подход к образовательной деятельности?
7. Чем обусловлен антропологический ренессанс в современной культуре?
8. Назовите основные принципы антропологического подхода. Раскройте смысл наиболее значимых из них.
9. Раскройте значение понятия «образование».
10. Раскройте значение понятия «социокультурный тип образования». Чем определяется социокультурный тип образования того или иного общества?
11. Раскройте сущность понятия «идеал образованности». Приведите примеры, раскрывающие связь идеала образованности с социальными потребностями.
12. Каковы, на ваш взгляд, основные черты современного идеала образованности?
13. Раскройте содержание понятия «образовательная парадигма».
14. Как вы понимаете тезис о смене основной образовательной парадигмы в современную эпоху? Чем обусловлена эта смена?
15. Каковы особенности античного типа образования?
16. Каковы особенности схоластического типа образования?
17. Каковы цели, содержание и методы классического типа образования?
18. Каковы цели образования на современном этапе? Чем они определяются?
19. Назовите основные требования к философской культуре педагога. Поясните наиболее значимые из них.
20. Какова, на ваш взгляд, практическая значимость философского знания для педагога-практика?
Примерные темы для рефератов
1. Место педагогики в системе гуманитарных наук.
2. Междисциплинарный контекст образования. Контекст понятия «образование»
3. Моделирование в науке, моделирование в педагогике. Ограниченность модельных представлений.
4. Обоснование категориально-понятийного аппарата. Общее понятие о категории. Философия и общенаучные категории.
5. Взаимосвязь и взаимодействие категорий философии, педагогики.
6. Проблема согласования и выбора педагогических теорий, концепций, идей.
7. Основные способы организации научного знания. Научная теория как форма представления научного знания.
8. Циклы развития науки.
9. Научная парадигма.
10. Возникновение научных идей в педагогике. Роль идеи в научном поиске.
11. Критерии достоверности научного знания. Общее понятие о достоверности научной информации. Проблема достоверности знания в науке.
12. Способы проверки достоверности научной информации. Критерии проверки достоверности знания.
13. Способы научных измерений в образовании. Количественные и качественные показатели в образовании.
14. Зарождение экспериментальной науки. Роль эксперимента в получении научного знания.
15. Разновидности научных методов.
16. Получение нового знания как важнейшая цель научной деятельности. Новизна как характеристика научного исследования.
17. Единство теоретических, эмпирических и экспериментальных методов. Выбор методов исследования. Ответственность ученого за результат исследовательской работы.
18. Актуальность научной проблемы становления человека как субъекта образования.
19. Человек как цель образования.
20. Проблема интеграции междисциплинарных знаний.
21. Взаимопроникновение наук в современных условиях.
22. Междисциплинарные научные представления о целях образования.
23. Развитие междисциплинарных исследований проблем образования в современных условиях.
24. Тенденции развития высшего образования в мире в начале XXI века.
Экзаменационные вопросы по философии образования
1. Наука в культуре современной цивилизации.
2. Понятие социального познания и его специфические черты.
3. Наука и философия: проблема соотношения.
4. Предметная сфера, специфика и задачи философии образования.
5. Понятие науки и научного мировоззрения.
6. Структура научного знания.
7. Место и роль науки в духовном освоении действительности.
8. Основания науки. Научная картина мира.
9. Наука как специфическая деятельность.
10. Научная картина мира в социально-гуманитарных науках.
11. Наука как система знаний.
12. Античная наука.
13. Наука как социальный институт.
14. Наука в средние века.
15. Наука как феномен культуры.
16. Классическая наука.
17. Предмет и основные задачи философии науки.
18. Неклассическая наука.
19. Особенности научного познания. Критерии научности.
20. Наука и ценности. Аксиологическая нагрузка социально-гуманитарного знания.
21. Методология научного познания.
22. Проблема истины в социальных науках.
23. Возникновение науки. Наука и преднаука.
24. Научное исследование как деятельность.
25. Проблема классификации наук.
26. Научная профессия и её особенности.
27. Понятие знания. Знание и незнание.
28. Наука и информационная революция.
29. Особенности постнеклассической науки.
30. Социальная ответственность ученых.
31. Основные формы научного познания.
32. Этика науки.
33. Проблема истины в научном познании.
34. Социальные науки: генезис, логика развития, специфика.
35. Динамика научного знания. «Научные революции», смена парадигм и периоды «нормального» развития науки.
36. Науки о природе и науки об обществе: общее и особенное.
37. Антропология науки.
38. Текст и текстология в социальных науках.
39. Наука как специфический тип знания. Типы научной рациональности.
40. Постмодернизм и социальные науки.
41. Наука как единство естественных, социогуманитарных и технических наук.
42. Современная научная картина мира.
43. Идеалы и нормы научного исследования, их влияние на процесс научного познания и оценку его результатов.
44. Знание, вера, сомнение в социально-гуманитарном познании.
45. Наука и ценности. Когнитивные ценности: рациональность, истина, доказательство, обоснование, определенность, непротиворечивость.
46. Объяснение и понимание в социальных науках.
47. Общие закономерности развития науки. Традиции и новации. Кумулятивная и некумулятивная модели развития науки.
48. История философии образования: основные идеи и подходы.
49. Социальные и гуманитарные науки: проблема соотношения.
50. Феномен научно-технического прогресса и глобальные проблемы современности.
51. Эмпирический уровень научного знания.
52. Плюрализм истин и логика социальных наук.
53. Теоретический уровень научного знания.
54. Доказательство и опровержение в социальных науках.
55. Организация и самоорганизация в науке.
56. Пространство, время и действие в социальных науках.
57. Формальные и неформальные научные организации.
58. Онтология образования: школа – личность – среда.
59. Проблема периодизации истории науки.
60. Релятивизм, психологизм, историзм в социальных науках и проблема истины.
61. Моральное самосознание учёного.
62. Антропология и аксиология образования. Педагог и ценностный пафос образования.
Начальник отдела аттестации педагогических,
научно-педагогических инаучныхкадров И.П.Масюченко