Тема 4. Современные философско-методологические основы систематизации основных предметов обучения и воспитания и методов их преподавания.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
«ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
ПЕДАГОГИКА ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
профессиональная переподготовка с присвоением новой квалификации
(получение дополнительного профессионального образования к высшему профессиональному образованию)
Донецк,2017
Рабочая программа дисциплины «Философия образования»
Программаразработана Черемисиным А.Г., заведующим кафедры социально-гуманитарных дисциплин,к.соц.н.
Рекомендована к утверждению на заседаниикафедры социально-гуманитарных дисциплин.
Протокол заседания
от 2017 г.№
Заведующий кафедры СГД ___________А.Г. Черемисин
1. Планируемые результаты обучения по дисциплине(модулю)
Целью изучения дисциплины «Философия образования» является:
- обучение студентов основам философских знаний;
- формирование гуманистического мировоззрения и позитивной системы ценностной ориентации;
- формирование общей культуры мышления и способности критического анализа научных и философских теорий;
- усвоение методологических основ познания;
- обретение навыков социальной ориентации и профессиональной самореализации.
Задачиизучения дисциплины заключаются вусвоении и анализе:
- основных разделов программы;
- специфики предмета философии образования и становление философского мировоззрения;
- особенностей развития философских идей от Античности до современности;
- многообразия тенденций, школ и направлений в современной отечественной и зарубежной философии образования;
- многоаспектности философской антропологии, социальной философии, аксиологии, онтологии, гносеологии и методологии научного познания.
В результате освоения дисциплины «Философия образования» слушатель должен знать:
- специфику постановки философских проблем в образовании;
- процесс эволюции форм мировоззрения;
- социокультурные предпосылки возникновения философии, основополагающие философские категории и основные системы;
- школы и направления, продуктивно реализовавшиеся в истории философии (от Античности до XXI в.);
- содержание традиционных философских дискуссионных проблем и современных философских дискурсов;
- вариативность парадигм восточной и европейской философской мысли;
- особенности развития отечественной философии;
- основы методологии философского и научного познания;
- актуальные проблемы онтологии, гносеологии; философской антропологии;
- системы ценностной ориентации, специфику ценностей человеческого существования.
уметь:
- применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности;
- анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;
- анализировать гражданскую и мировоззренческую позиции в обществе, формировать и совершенствовать свои взгляды и убеждения, переносить философское мировоззрение в область материально-практической деятельности;
- ориентироваться в системе философского знания как целостного представления об основах мироздания и перспективах развития планетарного социума; понимать характерные особенности современного этапа развития философии; применять философские принципы и законы, формы и методы познания в юридической деятельности.
владеть:
- навыками философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы общества;
- навыками целостного подхода к анализу проблем общества;
- умениями толерантного восприятия и социально-философского анализа социальных и культурных различий;
- методами философских, исторических и культурологических исследований, приемами и методами анализа проблем общества и образования;
- навыками философского анализа различных типов мировоззрения, использования различных философских методов для анализа тенденций развития современного общества, образования, философско-правового анализа.
2. Учебно-тематический план освоения дисциплины(модуля)
2.1 Содержание дисциплины(модуля)
Содержательный модуль. 1.Сущность философии как науки об образовании
Тема 1. Что такое философия образования
Вопросы для обсуждения на практических занятиях:
Соотношение философии и образования. Философия образования и ее основные функции. Важнейшие проблемы современной философии образования. О главных противоречиях педагогического процесса.
Тема 2. Три основных направления философии образования в решении важнейших педагогических проблем
Вопросы для обсуждения на практических занятиях:
Философские фундаменты педагогики гармоничной целостности. Философия образования на признании приоритетного значения идей педоцентризма, релятивизма и плюрализма. Становление современной философии образования, основанной на идее объединения достижения и индивидуально-плюралистичного направлений образования.
Содержательный модуль 2. Основная парадигма философии как фундамент становления современного образования
Тема 3. Современные направления философии образования
Вопросы для обсуждения на практических занятиях:
Роль основных идей философии нестабильности И. Пригожина в становлении современного типа образования. Философские основы диалогового взаимодействия основных субъектов образования. Школа диалога культур.
Система философских принципов субстанционального объединения и диалогового соглашения как минимальная базовая основа современного образования.
Ресурсы сетиИнтернет.
1. Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/
2. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
3. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/
ОТВЕТЫ
N | ответ | N | ответ |
Г | В | ||
А | А, В, | ||
Б | А | ||
В | А | ||
Г | В | ||
А | Г | ||
А | А | ||
Б | А | ||
Г | В | ||
В | А, В | ||
В, Г | В | ||
А, Г | Г | ||
В | А | ||
Г | Г | ||
Б | Б, В | ||
А | В | ||
А | Г | ||
Б, В | А | ||
Г | Б |
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое философия? Чем она отличается от науки?
2. Назовите основные тенденции развития современного образования.
3. Что такое философия образования?
4. Каковы основные задачи философии образования?
5. Раскройте значение понятия «философская антропология».
6. Что означает антропологический подход к образовательной деятельности?
7. Чем обусловлен антропологический ренессанс в современной культуре?
8. Назовите основные принципы антропологического подхода. Раскройте смысл наиболее значимых из них.
9. Раскройте значение понятия «образование».
10. Раскройте значение понятия «социокультурный тип образования». Чем определяется социокультурный тип образования того или иного общества?
11. Раскройте сущность понятия «идеал образованности». Приведите примеры, раскрывающие связь идеала образованности с социальными потребностями.
12. Каковы, на ваш взгляд, основные черты современного идеала образованности?
13. Раскройте содержание понятия «образовательная парадигма».
14. Как вы понимаете тезис о смене основной образовательной парадигмы в современную эпоху? Чем обусловлена эта смена?
15. Каковы особенности античного типа образования?
16. Каковы особенности схоластического типа образования?
17. Каковы цели, содержание и методы классического типа образования?
18. Каковы цели образования на современном этапе? Чем они определяются?
19. Назовите основные требования к философской культуре педагога. Поясните наиболее значимые из них.
20. Какова, на ваш взгляд, практическая значимость философского знания для педагога-практика?
Примерные темы для рефератов
1. Место педагогики в системе гуманитарных наук.
2. Междисциплинарный контекст образования. Контекст понятия «образование»
3. Моделирование в науке, моделирование в педагогике. Ограниченность модельных представлений.
4. Обоснование категориально-понятийного аппарата. Общее понятие о категории. Философия и общенаучные категории.
5. Взаимосвязь и взаимодействие категорий философии, педагогики.
6. Проблема согласования и выбора педагогических теорий, концепций, идей.
7. Основные способы организации научного знания. Научная теория как форма представления научного знания.
8. Циклы развития науки.
9. Научная парадигма.
10. Возникновение научных идей в педагогике. Роль идеи в научном поиске.
11. Критерии достоверности научного знания. Общее понятие о достоверности научной информации. Проблема достоверности знания в науке.
12. Способы проверки достоверности научной информации. Критерии проверки достоверности знания.
13. Способы научных измерений в образовании. Количественные и качественные показатели в образовании.
14. Зарождение экспериментальной науки. Роль эксперимента в получении научного знания.
15. Разновидности научных методов.
16. Получение нового знания как важнейшая цель научной деятельности. Новизна как характеристика научного исследования.
17. Единство теоретических, эмпирических и экспериментальных методов. Выбор методов исследования. Ответственность ученого за результат исследовательской работы.
18. Актуальность научной проблемы становления человека как субъекта образования.
19. Человек как цель образования.
20. Проблема интеграции междисциплинарных знаний.
21. Взаимопроникновение наук в современных условиях.
22. Междисциплинарные научные представления о целях образования.
23. Развитие междисциплинарных исследований проблем образования в современных условиях.
24. Тенденции развития высшего образования в мире в начале XXI века.
Экзаменационные вопросы по философии образования
1. Наука в культуре современной цивилизации.
2. Понятие социального познания и его специфические черты.
3. Наука и философия: проблема соотношения.
4. Предметная сфера, специфика и задачи философии образования.
5. Понятие науки и научного мировоззрения.
6. Структура научного знания.
7. Место и роль науки в духовном освоении действительности.
8. Основания науки. Научная картина мира.
9. Наука как специфическая деятельность.
10. Научная картина мира в социально-гуманитарных науках.
11. Наука как система знаний.
12. Античная наука.
13. Наука как социальный институт.
14. Наука в средние века.
15. Наука как феномен культуры.
16. Классическая наука.
17. Предмет и основные задачи философии науки.
18. Неклассическая наука.
19. Особенности научного познания. Критерии научности.
20. Наука и ценности. Аксиологическая нагрузка социально-гуманитарного знания.
21. Методология научного познания.
22. Проблема истины в социальных науках.
23. Возникновение науки. Наука и преднаука.
24. Научное исследование как деятельность.
25. Проблема классификации наук.
26. Научная профессия и её особенности.
27. Понятие знания. Знание и незнание.
28. Наука и информационная революция.
29. Особенности постнеклассической науки.
30. Социальная ответственность ученых.
31. Основные формы научного познания.
32. Этика науки.
33. Проблема истины в научном познании.
34. Социальные науки: генезис, логика развития, специфика.
35. Динамика научного знания. «Научные революции», смена парадигм и периоды «нормального» развития науки.
36. Науки о природе и науки об обществе: общее и особенное.
37. Антропология науки.
38. Текст и текстология в социальных науках.
39. Наука как специфический тип знания. Типы научной рациональности.
40. Постмодернизм и социальные науки.
41. Наука как единство естественных, социогуманитарных и технических наук.
42. Современная научная картина мира.
43. Идеалы и нормы научного исследования, их влияние на процесс научного познания и оценку его результатов.
44. Знание, вера, сомнение в социально-гуманитарном познании.
45. Наука и ценности. Когнитивные ценности: рациональность, истина, доказательство, обоснование, определенность, непротиворечивость.
46. Объяснение и понимание в социальных науках.
47. Общие закономерности развития науки. Традиции и новации. Кумулятивная и некумулятивная модели развития науки.
48. История философии образования: основные идеи и подходы.
49. Социальные и гуманитарные науки: проблема соотношения.
50. Феномен научно-технического прогресса и глобальные проблемы современности.
51. Эмпирический уровень научного знания.
52. Плюрализм истин и логика социальных наук.
53. Теоретический уровень научного знания.
54. Доказательство и опровержение в социальных науках.
55. Организация и самоорганизация в науке.
56. Пространство, время и действие в социальных науках.
57. Формальные и неформальные научные организации.
58. Онтология образования: школа – личность – среда.
59. Проблема периодизации истории науки.
60. Релятивизм, психологизм, историзм в социальных науках и проблема истины.
61. Моральное самосознание учёного.
62. Антропология и аксиология образования. Педагог и ценностный пафос образования.
Начальник отдела аттестации педагогических,
научно-педагогических инаучныхкадров И.П.Масюченко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
«ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
ПЕДАГОГИКА ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
профессиональная переподготовка с присвоением новой квалификации
(получение дополнительного профессионального образования к высшему профессиональному образованию)
Донецк,2017
Рабочая программа дисциплины «Философия образования»
Программаразработана Черемисиным А.Г., заведующим кафедры социально-гуманитарных дисциплин,к.соц.н.
Рекомендована к утверждению на заседаниикафедры социально-гуманитарных дисциплин.
Протокол заседания
от 2017 г.№
Заведующий кафедры СГД ___________А.Г. Черемисин
1. Планируемые результаты обучения по дисциплине(модулю)
Целью изучения дисциплины «Философия образования» является:
- обучение студентов основам философских знаний;
- формирование гуманистического мировоззрения и позитивной системы ценностной ориентации;
- формирование общей культуры мышления и способности критического анализа научных и философских теорий;
- усвоение методологических основ познания;
- обретение навыков социальной ориентации и профессиональной самореализации.
Задачиизучения дисциплины заключаются вусвоении и анализе:
- основных разделов программы;
- специфики предмета философии образования и становление философского мировоззрения;
- особенностей развития философских идей от Античности до современности;
- многообразия тенденций, школ и направлений в современной отечественной и зарубежной философии образования;
- многоаспектности философской антропологии, социальной философии, аксиологии, онтологии, гносеологии и методологии научного познания.
В результате освоения дисциплины «Философия образования» слушатель должен знать:
- специфику постановки философских проблем в образовании;
- процесс эволюции форм мировоззрения;
- социокультурные предпосылки возникновения философии, основополагающие философские категории и основные системы;
- школы и направления, продуктивно реализовавшиеся в истории философии (от Античности до XXI в.);
- содержание традиционных философских дискуссионных проблем и современных философских дискурсов;
- вариативность парадигм восточной и европейской философской мысли;
- особенности развития отечественной философии;
- основы методологии философского и научного познания;
- актуальные проблемы онтологии, гносеологии; философской антропологии;
- системы ценностной ориентации, специфику ценностей человеческого существования.
уметь:
- применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности;
- анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;
- анализировать гражданскую и мировоззренческую позиции в обществе, формировать и совершенствовать свои взгляды и убеждения, переносить философское мировоззрение в область материально-практической деятельности;
- ориентироваться в системе философского знания как целостного представления об основах мироздания и перспективах развития планетарного социума; понимать характерные особенности современного этапа развития философии; применять философские принципы и законы, формы и методы познания в юридической деятельности.
владеть:
- навыками философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы общества;
- навыками целостного подхода к анализу проблем общества;
- умениями толерантного восприятия и социально-философского анализа социальных и культурных различий;
- методами философских, исторических и культурологических исследований, приемами и методами анализа проблем общества и образования;
- навыками философского анализа различных типов мировоззрения, использования различных философских методов для анализа тенденций развития современного общества, образования, философско-правового анализа.
2. Учебно-тематический план освоения дисциплины(модуля)
2.1 Содержание дисциплины(модуля)
Содержательный модуль. 1.Сущность философии как науки об образовании
Тема 1. Что такое философия образования
Вопросы для обсуждения на практических занятиях:
Соотношение философии и образования. Философия образования и ее основные функции. Важнейшие проблемы современной философии образования. О главных противоречиях педагогического процесса.
Тема 2. Три основных направления философии образования в решении важнейших педагогических проблем
Вопросы для обсуждения на практических занятиях:
Философские фундаменты педагогики гармоничной целостности. Философия образования на признании приоритетного значения идей педоцентризма, релятивизма и плюрализма. Становление современной философии образования, основанной на идее объединения достижения и индивидуально-плюралистичного направлений образования.
Содержательный модуль 2. Основная парадигма философии как фундамент становления современного образования
Тема 3. Современные направления философии образования
Вопросы для обсуждения на практических занятиях:
Роль основных идей философии нестабильности И. Пригожина в становлении современного типа образования. Философские основы диалогового взаимодействия основных субъектов образования. Школа диалога культур.
Система философских принципов субстанционального объединения и диалогового соглашения как минимальная базовая основа современного образования.
Тема 4. Современные философско-методологические основы систематизации основных предметов обучения и воспитания и методов их преподавания.
Вопросы для обсуждения на практических занятиях:
Общий анализ процесса становления, современной методологии систематизации форм педагогической деятельности и содержания ее основных предметов. Современные философско-методологические основы решения проблем соотношения традиционно-информационной и инновационно-творческой функций образования. Философско-методологические основы формирования всесторонне развитого человека современной эпохи.