Коммуникация в науке и особенности формирования научного текста в современных условиях
Взаимообусловленность процедур объяснения и понимания в научной коммуникации. Объяснение как содержание и предпосылка научной коммуникации. Понимание – как экспликация смысла научного текста. Приемы объяснения в социально-гуманитарном познании. Текст как особая реальность и единица методологического и семантического анализа. Психолингвистическое определение текста. Роль и функции знаковой формы. Принципы работы с текстом: целостность и историзм.Текст как целостная система знаков языка, подчиненных единому смысловому целому. Способность текста порождать новые смыслы. Значение текста как выразителя социальных отношений и хранителя социального опыта. Специфичность исторических, юридических и др. фактов: необходимость интерпретации и понимания. Роль герменевтики как науки об истолковании текстов. Проблема исторической дистанции в интерпретации и понимании.
Рекомендуемая основная литература:
1. Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук // Собр. соч. в 7-ми т. Т. 5. М., 1996.
2. Валлерштейн И. Анализ мировых систем: современное системное видение мирового сообщества//Социология на пороге XXI века. Новые направления исследования. М., 1998.
3. Вебер М. Смысл "свободы от оценки" в социологической и экономической науке // Он же. Избр. произведения. М., 1990.
4. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.
5. Дильтей В. Категории жизни // Вопросы философии. 1995. № 10.
6. Культура: теории и проблемы. М., 1995.
7. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.
8. Леонтьев В. Экономические эссе. Теория, исследования, факты и политика. М., 1990.
9. Маннгейм К. Очерки социологии знания. Теория познания - Мировоззрение - Историзм. М. 1998.
10. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002.
11. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.
12. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. М., 1968.
13. Сорокин П. Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. Спб. 1999.
14. Социальное знание и социальные изменения. Отв. Ред. В.Г.Федотова. М., 2001.
15. Степин В.С. Научное знание и ценности техногенной цивилизации//Вопросы философии. 1989. № 10.
16. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992.
Дополнительная литература:
1. Бек У. Общество риска. М., 2000.
2. Бергер П., Лукман Н. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.
3. Косарева Л.М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. М., 1997.
4. Микешина Л.А. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. М., 1990.
5. Розов Н.С. Философия и теория истории. М. 2002.
6. Степин В.С. Теоретическое знание. М., 2000.
Публикации в научных журналах:
1. Касавин И.Т.– Знание и коммуникация: к современным дискуссиям в аналитической философии // Вопросы философии. 2013. № 6
2. Левин С.М. – Мораль, метафизика и реальность // Вопросы философии. 2013. № 7
3. Лещёв С.В. – Интерсубъективность и коммуникативное действие (Неокантианство и постмодернизм Ю. Хабермаса) // Вопросы философии. 2013. № 3
4. Меськов В.С. – Методология тринитарности // Вопросы философии. 2013. № 11
5. Севостьянов Д.А. – Исследование активности человека: инверсный анализ в контексте постнеклассической рациональности // Вопросы философии. 2013. № 9
6. Соболева М.Е. – Логика герменевтики // Вопросы философии. 2013. № 6.
7. Ярощук Н.З. − К вопросу о национальной форме социального бытия // Вопросы философии. 2013. № 1.
8. Гуманитарное знание и социальные технологии (материалы «конференции-круглого стола»). Участники: И.Т. Касавин, В.М. Розин, В.А. Колпаков, Л.А. Маркова, В.А. Лекторский, А.Ю. Антоновский, Д.А. Алексеева, В.Е. Лепский, И.Ю. Шпуров, Г.Б. Орланов, П.С. Куслий, Н.А. Касавина, Е.О. Труфанова, П.А. Сафронов // Вопросы философии. 2013. № 9
9. Обсуждение книги академика В.С. Стёпина «Цивилизация и культура». Материалы «круглого стола». Участники: В.А. Лекторский, Б.И. Пружинин, В.И. Аршинов, В.Г. Буданов, А.А. Гусейнов, А.С. Запесоцкий, И.Т. Касавин, Е.А. Мамчур, Н.М. Смирнова, В.С. Стёпин, В.Г. Федотова, И.В. Черникова // Вопросы философии. 2013. № 12.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕФЕРАТУ
Для допуска к сдаче кандидатского экзамена необходимо за 2 недели до экзамена представить на кафедру философских и социально-гуманитарных дисциплин реферат.
Подготовка реферата по истории и философии науки предполагает демонстрацию знания той области историко-научного знания, которая составляет эмпирическую основу диссертационного исследования, а также умение работать со специальной литературой и иными источниками информации, способность реферировать собранный материал и готовить его к обобщению и концептуализации. Работа над рефератом представляет собой первый шаг к исследованию степени разработанности проблемы, формулируемой при выборе темы диссертации.
При этом задача реферата состоит не только в том, чтобы продемонстрировать знания аспиранта, но и в том, чтобы аспирант показал (в том числе для себя самого) имеющиеся у него навыки исследовательской работы. Реферат – это научная работа малой формы, поэтому для него справедливы общие требования к научной работе.
Наличие в реферате «некорректных заимствований», то есть не ограниченных кавычками фрагментов текста, написанных и опубликованных другими авторами является основанием для недопуска к экзамену. Любые фрагменты текста, взятые из источников должны быть оформлены как цитаты, а сами источники указаны в списке использованной литературы. Материалы из Интернета использовать можно, однако они должны быть обязательно указаны в списке источников с указанием даты обращения к сайту, а также в постраничных ссылках. Ссылки надо делать также в случае пересказа в тексте реферата чьих-либо взглядов, идей, мнений, даже если необходимость прямого цитирования отсутствует.
Примерная структура реферата: титульный лист, оглавление, введение, 2-3 раздела, заключение, список источников.
Тема реферата выбирается аспирантом таким образом, чтобы не только продемонстрировать знакомство аспиранта с историческими этапами развития науки, в которой он специализируется, но и его способность выявлять и описывать контексты, связанные с развитием той научной проблемы, на участие в решении которой направлено диссертационное исследование.
Выбор темы согласовывается с научным руководителем аспиранта (соискателя) и консультантом (кафедра философии). Это фиксируется соответствующими подписями на титульном листе (форма титульного листа прилагается). Аспирантом (соискателем) формулируется тема, которая должна быть связана с темой его диссертации, что подтверждается фактом согласования с научным руководителем и консультантом в установленном порядке.
Реферат должен быть написан и оформлен в соответствии с основными требованиями к рукописям (научным публикациям и диссертациям). Его структура включает титульный лист, план работы, собственно текст и список использованной литературы (библиографию). Важно, чтобы изложение развертывалось в строгом соответствии с планом, предусматривающим следующие пункты.
1. Введение, в которомобосновывается актуальность выбранной темы, дается характеристика степени ее разработанности, обозначается теоретико-методологическая база исследования, определяются цели и задачи работы.
2. Основная часть включает в себя, как правило, от двух до пяти разделов, которые, в свою очередь, могут состоять из двух-трех параграфов.
3. Заключение предполагает подведение итогов, формулировку основных выводов и предложений о перспективах дальнейшего изучения темы исследования.
Темы рефератов могут не содержать указание на ее связь с правоведением. В этом случае аспирант самостоятельно планирует раскрыть ее в своем реферате.
Пример 1:
Тема реферата: Репрезентация, интерпретация, конвенция как универсальные познавательные процедуры.
План изложения основного содержания реферата
1. Репрезентация как познавательная процедура
2. Интерпретация как метод и правила перевода формальных символов и понятий на язык содержательного знания.
3. Конвенция – культурная универсалия, познавательная операция, предполагающая введение норм, правил знаков, символов га основе договоренности субъектов познания
4. Репрезентация и интерпретация в правоведении
5. Специфика репрезентации, интерпретации и конвенций при исследовании ипотечного кредитования.
В случае, если в теме реферата содержится указание на ее связь с проблематикой правоведения, аспирант должен планировать свою работу, разделив ее на вопрос об общей методологии научного познания и отдельно рассмотреть вопрос о применении данной методологии в различных отраслях правоведения, а затем показать возможности использования данной методологии в решении избранной автором проблемы.
Пример 2:
Тема реферата: Особенности логической структуры и семантики юридического текста.
Возможный план основного содержания реферата:
1. Текст как особая реальность и «единица» методологического и семантического анализа социально-гуманитарного знания.
2. Язык права: противоречие между неустранимой однозначностью законов и многозначностью фактов, которые к ним применяются.
3. Единство аргументации и оценки юридических фактов
в судебном процессе
Приводимые примеры не следует использовать некритически, они направлены лишь на то, чтобы аспирант продемонстрировал владение философской и общенаучной методологией познания.
Рекомендуется использовать текстовый процессор MicrosoftWord, шрифт TimesNewRoman, размер шрифта – 14, межстрочный интервал – полуторный; объем реферата –20-25 страниц; все сноски и подстрочные примечания печатаются через один интервал на той же странице, к которой они относятся; при цитировании точно указываются: автор, название работы, место, год издания и страница.
Библиография, а также подстрочные сноски должны быть составлены в соответствии с государственными требованиями. Реферат должен быть сброшюрован.
Полностью подготовленный реферат проверяет и визирует научныйруководитель, который и осуществляет первичную экспертизу. После соответствующего допуска со стороны ведущей кафедры реферат поступает на кафедру философии. Консультанты кафедры философии осуществляют рецензирование и ставят оценку «зачтено», «не зачтено».
Реферат должен быть представлен на проверку в установленные сроки: сдающие экзамен в мае – к 1 апреля, сдающие в ноябре – ко 2 октября.
ПРИМЕРЫ ТЕМ РЕФЕРАТОВ
1. Основные философские направления исследования науки и их применение в науках о праве.
2. Кумулятивистская и парадигмалистская модели развития науки.
3. История науки в контексте теории научных революций Т. Куна.
4. Методология критического рационализма К.Поппера и ее применение в естественнонаучных и социально-гуманитарных исследованиях.
5. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса и ее значение для современной науки.
6. Проблема инноваций и преемственности в развитии науки.
7. Принцип «пролиферации» конкурирующих теорий как условие развития науки.
8. Социокультурные основания правового знания.
9. Обоснование специфики гуманитарного знания в неокантианстве.
10. Значение научных конвенций в исторической эволюции науки.
11. Научное знание и герменевтика: герменевтический подход к философии права.
12. Теория коммуникативного действия и философия права.
13. Системный подход и синергетика в современной методологии права.
14. Феномен человека в социально-гуманитарных исследованиях.
15. Лингвистическая революция» и постклассические варианты правопонимания.
16. Эмпирический и теоретический уровни юридического познания.
17. Методы научного познания, их специфика и формы использования в юриспруденции.
18. Особенности применения эмпирических методов научного познания в конкретных юридических науках.
19. Основные виды и функции научного эксперимента. Специфика следственного эксперимента.
20. Проблемы обобщения эмпирических данных и надежности теоретических выводов (на примере юридической науки и практики).
21. Доказательство в науке и доказывание в юриспруденции.
22. Проблема факта в исторических и юридических науках.
23. Методология исследования исторического факта: деконструкция, конструкция, реконструкция.
24. Объяснение и понимание в социально-гуманитарных науках.
25. Идиографические и номотетические методы в исторической науке и юриспруденции.
26. Плюрализм и комплементарность методов в современной науке.
27. Междисциплинарный характер современного правоведения.
28. Вера, достоверность и истинность в социально-гуманитарном познании.
29. Идея справедливости как основание правовой теории.
30. Стиль юридического мышления как элемент правовой культуры.
31. Наука и власть: проблемы взаимоотношений.
32. Специфика философско-методологического анализа текста как основы гуманитарного знания.
33. Конвенции как универсальные познавательные процедуры, их роль в научном познании.
34. Этические проблемы юридической науки и правоприменительной практики.
35. Гуманитарная и экологическая экспертиза политико-правовых проектов.
36. Информационная революция, ее социальные и правовые последствия.
37. Свобода и ответственность: идеалы и реальность.
38. Проблема правового обеспечения и реализация принципа свободы совести в условиях современного российского общества.
39. Особенности логической структуры и семантики юридического текста.
40. Субъект научного познания, его социальная природа. Роль субъективного фактора в судебно-следственной практике.
41. Гипотеза как форма научного познания. Специфика гипотез (версий) в судебном исследовании.
42. Основные концепции истины в эпистемологии. Истина в гуманитарном познании и судебно-следственной практике.
Образец титульного листа:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»
Кафедра философских и социально-экономических дисциплин
РЕФЕРАТ