Образ Чацкого и проблема ума в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».
В комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума" одной из основных проблем является положение человека в обществе, который по своему воспитанию, взглядам, мировоззрению отличается от всех остальных. Уже в самом названии комедии сформулирован основной конфликт - непонимание обществом человека, который превосходит своим умом других. Горе умного человека заключается в том, что он принужден жить в обществе, где лучшие человеческие качества, такие как ум, любовь, стремление человека к творчеству, гибнут. Чацкий оказывается в таком окружении, где он не может быть понят. А его взгляды не только не ценятся, но отвергаются, и более того, преследуются. Столкновение Чацкого - человека с волевым характером, цельного в своих чувствах, борца за идею с фамусовским обществом - неизбежно. Это столкновение принимает постепенно все более ожесточенный характер, оно осложняется личной драмой Чацкого - крушением его надежд на личное счастье.
На самом ли деле Чацкий - самый умный герой? А. С. Пушкин в своем письме к А. А. Бестужеву в конце января 1825 года замечает, что Чацкий "пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями и остротами...". И. А. Гончаров, наоборот, утверждает, что "Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен". Каково бы ни было мнение современников Грибоедова о Чацком, для читателя очень важно понять одно - герой комедии попал в общество, где оказался непонятым. Он одинок и страдает, на его долю в течение одного дня выпадает "мильон терзаний".
Чацкий соединяет все линии противостояния в пьесе. Более того, можно сказать, что он сам становится причиной развития и движения действия в пьесе. История Чацкого - это история о том, какова судьба истины, искренности, подлинной жизни в мире обмана и лжи.
В сонную тишину дома Фамусовых Чацкий врывается, как вихрь, но его бурная радость, громкий и неудержимый смех, искренняя нежность и пылкое негодование неуместны в доме, где все построено на обмане и притворстве. Поведение Чацкого вызывает непонимание, перерастающее затем в раздражение. Он очень уязвим для осуждения, для косых взглядов, не защищен привычной для фамусовского общества формулой поведения "как все". Он искренен во всем: и в радости, и в негодовании.
Но при всей кажущейся последовательно положительной характеристике герой обладает некоторыми "нелепыми" чертами характера. Почти невозможно понять, почему, любя Софью, он покидает. Москву, отправляется в неизвестном направлении, и при этом от него нет никаких известий в течение трех лет. Также плохо поддается объяснению его уверенность в том, что после возвращения он найдет все оставленное без изменения: расположение к себе Софьи, симпатии и уважение со стороны Фамусова и т. п. Объяснение находим в специфике психологического рисунка героя, если лишить Чацкого этих "нелепостей", он станет похож на некоторую "положительную модель". Живым и неповторимым его делают такие черты характера, как юношеская увлеченность, легкомыслие, доверчивость, умение увлекаться.
Александр Андреевич Чацкий возвращается в Москву с большой надеждой найти, с одной стороны, то же отношение к себе со стороны Софьи, а с другой стороны, надеется, что в жизни и обществе произошли существенные изменения и его новые взгляды будут восприняты, по крайней мере, с пониманием. Позиция Чацкого в отношении наиболее острых и значительных проблем определяется не столько желанием разрушить, обличить. Он возвращается в дом, который считает для себя почти родным, он хочет любить и быть любимым таким, какой он есть - веселым острословом, не всегда "удобным".
Расходится Чацкий с представителями фамусовского общества в оценках гражданского долга, службы, армии, крепостничества, образования и воспитания, авторитетов прошлого, патриотизма и подражания иностранным образцам. Основное разногласие заключается в том, что Чацкий выступает против подмены действительного содержания таких понятий, как Отечество, долг, патриотизм, героизм, нравственный идеал, свободная мысль, искусство, любовь.
Служба для героя - это не способ добиться чинов и положения в обществе:
Служить бы рад, прислуживаться тошно
……………………………………………………………………
Кто служит делу, а не лицам...
Служить - значит приносить ощутимую пользу, что-то изменять в вековом укладе: Неслучайно он говорит Молчалину: " Когда в делах, я от веселий прячусь, \\ Когда дурачиться: дурачусь; \\ А смешивать два эти ремесла - \\ Есть тьма искусников, я не из их числа...". История Чацкого иллюстрирует этот тезис. Он порвал связь с министрами в прошлом, сейчас отвергает советы Фамусова и Молчалина.
Особое отношение у героя к крепостничеству. Чацкий уверен, что, если крепостничество лишает людей свободы, оно раскалывает нацию, отрывает дворянство от "умного, бодрого народа". Чацкий выступает и против пустого подражания всему иностранному. Он видит в этом предательство. Русские перестают быть русскими, они не становятся европейцами, скорее становятся шутами:
И танцы, и язык, и старину святую
И величавую одежду на другую
По шутовскому образцу.
Сам Чацкий ратует за верность России, своей истории, языку. Неслучайно многие современники Грибоедова видели в Чацком декабриста. Монологи Чацкого отвечали той культурной ситуации, в которой создавалась комедия. Для декабристов, составлявших тогдашнее петербургское и московское общество, прямое высказывание своих взглядов было почти обязательным, своеобразным выполнением просветительского долга перед современниками.
Фигура Чацкого близка автору. Именно его автор наделяет сильным словом, делает его убедительным, жизненным. Монологи, в которых он высказывает свои взгляды и убеждения, пылки и даже страстны. С гневом и болью говорит он об отсутствии таких понятий, как честь, гордость, патриотизм:
И точно начал свет глупеть,
Сказать вы можете вздохнувши;
Как посравнить да посмотреть
Век нынешний и век минувший.
И далее:
Прямой был век покорности и страха
Все под личиною усердия царю.
В каждом новом монологе или диалоге Чацкого его пыл и негодование усиливаются. Чувства Чацкого накалены ещё и потому, что он безуспешно пытается разгадать поведение Софьи, которую нежно любит, но не находит в ней прежнего чувства к себе. Может быть, из-за этого настроение Чацкого воспринимается окружающими как неадекватное: он пугает всех прямотой и резкостью своих суждений. Общество "защищается" от пугающей их правды Чацкого тем, что объявляет его сумасшедшим. (Кстати, источником этих нелепых слухов становится Софья). Общество за слух о сумасшествии Чацкого хватается, как за соломинку. Все, что нельзя понять, - ненормально.
Какова же роль Чацкого? Какое место в комедии занимают монологи главного героя?
"Чацкого роль - роль страдательная: оно иначе и быть не может". "Чацкий породил раскол, и если обманулся в своих личных целях, не нашел прелести встреч, живого участия, то брызнул сам на засохшую почву живой водой, увез с собой "мильон терзаний", этот терновый венец Чацких - терзаний от всего: от "ума", а ещё более от "оскорбленного чувства" - пишет о Чацком и его месте в комедии А. И. Гончаров.
Проблематично в пьесе и само понятие "ум". В XVIII веке понятие "ум" раскрывалось через образованность, просвещенность, умение видеть жизнь во всех ее противоречиях. Ум противопоставлялся тупости и скотоподобию необразованных невежд. В "Горе от ума" все сложнее. В самом названии пьесы Грибоедов "зашифровывает" несколько смыслов. Горе от ума? Кто пострадавший в этой пьесе? Чацкий, чей ум становится проклятием? А может, горе тем, кто столкнулся с этим умом? Но противники Чацкого не все глупцы. Просто в понятие "ум" они вкладывают разное значение, смысл. Так Софья, сравнивая Чацкого и Молчалина, говорит: "Этакий ли ум семейство осчастливит?.." Она как бы - классифицирует эту категорию, различая житейскую хватку, практичность, то есть умение жить. С другой стороны, можно считать умным человека, который умеет приспосабливаться к "общему мнению". Развивая дальше эту тему, можно назвать умом и ловкость в обхождении. И все это будет не так уж плохо в повседневном общении. Каждый из героев комедии обладает одной из перечисленных выше характеристик. Значит ли это, что все они умны?
Все многообразие вопросов, возникающих после прочтения пьесы, можно свести к одной проблеме: столкновение в сознании людей истины и лжи. Но дать однозначный ответ на это вопрос вряд ли можно.
48 Образ поэта и тема творчества в лирике А. С. Пушкина (на примере 3-4 стихотворений по выбору экзаменуемого).
«Лирика Пушкина представляет нам автора таким, каков он есть, в самых разных качествах и проявлениях, в падении и взлетах; она представляет его человеком, который, может быть, умеет молчать, но лгать и прикидываться - никогда», - пишет В. Непомнящий в 1994 году в книге «Лирика Пушкина». Лирика Пушкина сочетает в себе высокую гуманность, глубину мысли, гармонию формы. В лирических произведениях поэта проявляется духовное богатство его внутреннего мира. Его лирика настолько многогранна и многожанрова, что, кажется, она охватывает весь творческий потенциал поэта. Все жанры представлены в творчестве поэта: оды, элегии, песни, романсы, эпиграммы, послания, сонеты и т. д. В то же время лирика Пушкина объединяет общечеловеческие ценности, является воплощением гуманности и красоты. Еще одной особенностью пушкинской лирики является ее тематическое многообразие. Но преобладающими в ней стали темы свободы, поэта и поэзии, любви и дружбы, патриотизма, философская проблематика.
Стихи о назначении поэта и поэзии занимают в творчестве Пушкина значительное место. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина тесно связана с темой свободы в аспекте свободы творчества. Вслед за Ломоносовым, Державиным и Радищевым Пушкин продолжает искать ответ на вопрос о предназначении поэта и о высокой роли творчества. Этой теме посвящены стихотворения: «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824), «Пророк» (1826), «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Эхо» (1831), «Памятник» (1836).
В «Разговоре книгопродавца с поэтом» поэт-романтик вступает в диалог с книгопродавцем. Диалогическая форма стихотворения передает конфликтность точек зрения на вопросы искусства. Книгопродавец становится носителем идеологии «века-торгаша», «века железного», в котором «без денег и свободы нет». Поэт пытается, в свою очередь, сохранить бескорыстность, свободу творчества. Но чтобы быть свободным, надо продавать свой труд:
Не продается вдохновенье,
Но можно рукопись продать...
Таким образом, становится совершенно очевидным факт зависимости свободы творчества поэта от публики.
В поисках защиты творческой свободы искусства от людской жестокости и пошлости А. С. Пушкин обращается к библейским мотивам, а его стихотворения приобретают философское содержание.
Стихотворение «Пророк» А. С. Пушкин пишет в 1826 году. В основу стихотворения автором положена библейская легенда. Но содержание легенды Пушкин переосмысляет и излагает по-своему.
Стихотворение начинается с чуда оживления одинокого усталого путника:
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился...
И если путник опустошен и лишен определенной цели (он "на перепутье"), он бессилен ("влачился"), то серафим в своем желании преобразовательной деятельности стремителен и энергичен ("явился"). Явление шестикрылого серафима на перепутье можно рассматривать как спасение путника от незнания, куда идти. Действия серафима поначалу носят осторожный бережный характер:
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он...
……………………………………………
Моих ушей коснулся он...
Путник приобретает новые ощущения, у него рождается новое мировосприятие. Его зрение становится зорким, а слух сверхчувствительным. Герой стихотворения начинает испытывать страдания, так как "принимает" в себя весь мир, многозвучный и многогранный:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
Процесс превращения человека в поэта-пророка продолжается. Но теперь действия серафима становятся более решительными и беспощадными:
И он к устам моим приник
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный, и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
С какой же целью производит все эти болезненные превращения серафим? Какими качествами он хочет наделить будущего поэта? Миссия пророка прекрасна и страшна одновременно: "Глаголом жечь сердца людей...". Но за получение способности осуществлять столь важную миссию путнику придется отрешиться от трепетного чувства:
И он мне грудь рассек мечом
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Все эти преобразования должны привести к достижению цели: поэт становится пророком. Назначение пророка - не быть равнодушным, учить других быть неравнодушными. Строки стихотворения "глаголом жги сердца людей" можно истолковать именно так: очищать мир " от скверны, лжи, предательства, низменных желаний. Слово поэта должно служить добру, пробуждать лучшие чувства в душах людей.
Стихотворение "Эхо" написано А. С. Пушкиным в 1831 году и занимает особое место.
В основу этого стихотворения положен миф о гневной богине Гере, которая велела нимфе Эхо молчать и отзываться на вопросы лишь повторением последних слов.
Поэт переосмыслил содержание мифа. Стихотворение построено как развернутое сравнение: поэт - эхо. Поэту и эху доступна связь с миром: легкость отклика, влюбленность во все голоса жизни. Нет предметов презираемых, отброшенных, все - поэзия. Способность поэта к восприятию многоликости мира объясняется любовью к миру, отзывчивостью. Поэт готов принять мир во всех его проявлениях:
Ревет ли зверь в лесу глухом,
Трубит ли рог, гремит ли гром,
Поет ли дева за холмом…
……………………………………………………
Ты внемлешь грохоту громов,
И гласу бури и валов,
И крику сельских петухов...
Сочетания звуков контрастны, но все они открыты и доступны поэту и обнаруживают его могущество, всеведение. Но связь с миром оказывается односторонней, так как мир не шлет отзыва на поэтическое эхо:
Тебе ж нет отзыва... Таков
И ты, поэт!
Трагедия поэта состоит в том, что поэт влюблен в мир, открыт каждому его движению, но мир к нему равнодушен.
Пушкин приходит к выводу, что поэзия - трудное и ответственное дело, поэт отличается от простых людей тем, что ему дано видеть, слышать, понимать, предчувствовать и предвидеть то, что не может простой смертный. Своим даром поэт воздействует на простых людей, поэтому велика его ответственность перед обществом за то, о чем он будет писать и как будет воздействовать на умы и души своих читателей.
В сонете "Поэт" (1827) Пушкин высказал парадоксальное мнение о природе поэта: душа поэта не чужда ничему человеческому, он может быть погружен в суету мира. Но могучая сила вдохновения, действию которой подчиняется поэт, переводит его жизнь в другое русло, отрывает поэта от суеты. Само начало творческого процесса вдохновлено божеством, сопровождается пробуждением спавшей души поэта:
Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел...
Еще одно условие для творчества - одиночество. В своем стремлении к одиночеству поэт не случайно выбирает "берега пустынных волн" - там легче претворять в стихи звуки и чувства, которые переполняют поэта.
В стихотворении "Поэт, и толпа" А. С. Пушкин поднимает проблему взаимоотношений: поэт - толпа. Поэтому для этого стихотворения выбрана диалогическая форма. В стихотворении вновь звучит тема творческой свободы. "Толпа" в стихотворении названа поэтом "чернью". Но это не "простонародье", не "черный народ", это светская чернь - петербургское окружение поэта в 1827-1837 годах. Именно они пытаются диктовать свою волю поэту, пытаются его заставить "петь" под их диктовку. "Чернь" ждет от поэта "смелых уроков":
Мы малодушны, мы коварны,
Бесстыдны, злы, неблагодарны,
Мы сердцем хладные скопцы,
Клеветники, рабы, глупцы;
Гнездятся клубом в нас пороки.
Ты можешь, ближнего любя,
Давать нам смелые уроки...
Но толпа готова принимать "смелые уроки" не с целью меняться:
А мы послушаем тебя...
Поэт не берет на себя миссию исправления. К концу стихотворения цель поэзии, назначение поэта становятся очевидными:
Не для житейского волненья
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
Утверждение красоты, божественного смысла, своего служения - так определяет свою позицию по вопросу о назначении поэта и поэзии А. С. Пушкин в 1828 году.
В 1830 году А. С. Пушкин вновь обращается к теме поэта и поэзии. Он пишет сонет "Поэту". Поэт становится "царем", он должен жить один и ни от кого не зависеть:
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
"Свободный ум" - гарантия верности пути поэта, он не должен обращать внимание на оценку его творчества.
В 1836 году А. С. Пушкин пишет стихотворение "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...", который принято называть "Памятником".
В конце жизни А. С. Пушкин осознает себя народным поэтом. Его "Памятник" в некоторой степени продолжает традиции Горация "Exigi monumentum" (то есть "Я воздвиг памятник"), Ломоносова и Державина.
Пушкин начинает свое стихотворение со сравнения: поэзия, нерукотворный памятник - и памятник, воздвигнутый в честь Александра I - Александровская колонна на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. Различие не только в том, что созданное поэтом является нерукотворным творением в отличие от созданного монумента, но и в том, что поэзия является "непокорной" чьей-либо воле, она обладает независимостью, свободолюбием:
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Кроме этого автор стихотворения берется утверждать, что настоящая поэзия приносит бессмертие, она преодолевает смерть:
Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит...
В то же время Пушкин дает конкретные характеристики настоящему творчеству, свою поэзию он называет "заветная лира", придавая ей тем самым любовь и задушевность. Не менее важным становится и мотив бессмертия поэтического наследия. Главную причину своей долгой жизни в памяти народа Пушкин видит в добре "…чувства добрые я лирой пробуждал". Другим источником посмертной славы поэта становится прославление свободы: "восславил я свободу". И совершенно особое место занимает тема милосердия. Это милосердие к согрешившим, оступившимся, падшим.
Последняя строфа стихотворения подводит итог раскрытию темы поэта и поэзии во всем творчестве А. С. Пушкина. В конце стихотворения есть призыв поэта к его музе. Он просит ее быть послушной "веленью Божию", научиться не реагировать ни на обиды, ни на десть, ни на несправедливый суд. Таким образом, в конце своего творческого пути поэту удалось сформулировать основные требования к подлинной поэзии: свобода, независимость от мнения толпы, исполнение воли Бога.
Все творчество А. С. Пушкина можно назвать солнечным, светлым. Все темы и мотивы, нашедшие отражение в творчестве Пушкина, существуют в гармоничном единстве, создавая богатый художественный мир его лирики. И если после прочтения стихотворений А.С. Пушкина хоть кто-то станет лучше, чище, достойнее, это значит,, что "чувства добрые" возобладают над злыми, а душа читателя, как и душа самого поэта, "встрепенется, как пробудившийся орел".
49 Философские мотивы в лирике А. С. Пушкина (на примере 3-4 стихотворений по выбору экзаменуемого).
Размышления о закономерностях бытия, о смысле человеческой жизни, о смерти и бессмертии, о вере и безверии - эти философские проблемы пронизывают многие лирические произведения А. С. Пушкина. Свобода, любовь, дружба, история, искусство, природа - высшие философские ценности для поэта. Можно просто перечислить наиболее известные стихотворения поэта, посвященные философским размышлениям: "Бесы", "Вакхическая песня", "Безумных лет угасшее веселье...", "Пора, мой друг, пора...", "Осень", "Вновь я посетил...", - чтобы понять, насколько глубоко и многогранно раскрывает поэт эту тему в своем творчестве.
В стихотворении "Безверие", которое было написано в 1817 году к выпускному экзамену, автор рассуждает о том, что страх смерти, ощущение одиночества, беспокойство души - неизбежная плата гордого человека за отказ от веры. Причину этого тягостного состояния души поэт объясняет охлажденностью сердца: "Ум ищет божества, а - 1дце не находит".
В стихотворении "Демон" (1823) анализируются истоки и причины жизненного разочарования, опасности, которые подстерегают молодого человека в период его вступления в жизнь. Стихотворение отличается особым драматизмом, что можно объяснить глубоким душевным кризисом поэта в начале 1820-х годов. Поэт находится в ссылке, и, несмотря на красоту южной природы и близость друзей, он чувствует себя бессильным решать собственную судьбу. Лирический герой стихотворения ощущает, что его душу порабощают, некая злая сила лишает его чувств. "Злобный гений // Стал тайно навещать" поэта и внушать ему мрачные мысли о свободе, любви и дружбе:
Не верил он любви, свободе;
На жизнь насмешливо глядел -
И ничего во всей природе
Благословить он не хотел.
Демон, названный в стихотворении "злобным гением" сеет в душе лирического героя сомнения и разочарование, рождает в нем ощущение ничтожности всего окружающего:
Печальны были наши встречи:
Его улыбка, чудный взгляд,
Его язвительные речи
Вливали в душу хладный яд.
Демон разрушает все идеалы, он не верит в то, что жизнь имеет смысл, не верит в красоту, искусство, вдохновение, любовь, свободу. Но для поэтического мира Пушкина эти ценности имеют большое значение, поэтому он не соглашается с тем, что отрицание этих ценностей может стать истиной, которая открывается человеку, вступающему в жизнь.
Тема Демона получит свое дальнейшее развитие у Лермонтова, Блока.
Ощущением таинственности пронизано стихотворение "Бесы" (1830). Это стихотворение отличает фольклорный, сказочный колорит. Бесы - олицетворение зла и вместе с тем - страдающие существа. В стихотворении поэт связывает существование бесов с первозданным хаосом, который в любой момент может возродиться и уничтожить гармонию и устроенность привычного бытия. Присутствие бесов вызывает страх у лирического героя. А финал стихотворения явно окрашен мистическими красками:
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине.
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне...
"Элегия" ("Безумных лет угасшее веселье...") и стихотворение "Воспоминание" имеют сходную форму - лирический монолог-исповедь. Мысль о моральной ответственности человека за свою жизнь, за все, что несет он миру и людям, объединяет содержание этих произведений.
В стихотворении "Воспоминание" лирический герой одинок, мир окружает его тишиной и мраком. Герой подводит итоги собственной жизни Воспоминание, становится суровым судьей, муки совести обрекают героя почти на физические страдания. Пока человек не преодолеет собственные заблуждения, не искупит страданием совершенного греха, его будут преследовать страшные мучения. И все же лирический герой находит в себе силы помнить о совершенных ошибках, чтобы эта память и раскаяние поддержали его на жизненном пути.
В "Элегии" лирический герой принимает жизнь, несмотря на все ее испытания:
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обльюсь,
И может быть - на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
Поэт верит в возможность счастья, полноту жизни, среди тех испытаний, которые обрушивает мир на человека.
Стихотворение "Пора, мой друг, пора..." написано в 1834 году. В первых строчках поэт констатирует факт необратимости жизненного процесса:
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия...
Но это не терзает душу мудрого поэта. Он сделал открытие, которое заключается в том, что:
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Не стоит искать счастья, как удовлетворения всех желаний. Счастье состоит в преодолении метаний души, сосредоточенности на себе самом, собственном внутреннем "я", самых близких людях.
В 1830-е годы в поэзии Пушкина появляется еще один мотив -мотив "дома" души. Размышления о таком "доме души" мы находим в стихотворении "Осень" (1833). Осень в творчестве А. С. Пушкина - совершенно особое время года:
И с каждой осенью я расцветаю вновь...
Пушкин называет осень любимым временем года. В этом стихотворении осень - время слияния всех начал бытия. В ней переплетается несовместимое: уныние и красота ("Унылая пора! Очей очарованье!"), жизнь и смерть ("Как, вероятно, вам чахоточная дева // Порою нравится").
Круговорот времен года дан автором в этом стихотворении, но это не только годовой цикл, здесь можно увидеть и круг времени: человек не должен бояться старости и смерти, потому что это начало новой жизни.
С посещением поэтом Михайловского связано стихотворение "Вновь я посетил...". Воспоминание рождает у поэта не только сожаление об утраченных годах, протекшей молодости, оно возвращает Пушкина в прошлое, к его семье, родным и близким:
Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.
Особое звучание в этом контексте приобретает рассказ о двух семьях: "семье" сосен и человеческой семье из трех поколений. Обычная человеческая семья из трех поколений имеет великий смысл, потому что только продолжение рода позволит избежать смерти и забвения.
Моральная ответственность человека за свою жизнь, за все, что он несет миру и людям, становится важной философской истиной, открытой Пушкиным в его стихах.