Все образованны и необразованны в разных сферах
Одно событие отчетливо подчеркнет, что я имею в виду. Приблизительно три года назад после чрезвычайно сильного дождя переулок позади нашего дома стал фактически непроезжим. Однако я был вынужден въехать в этот потоп, чтобы добраться до нашего гаража, и безнадежно увяз, едва успев свернуть с основной улицы. Я потратил примерно 45 огорчительных минут, сжигая резину в бесплодных усилиях выбраться из колдобин, залитых жидкой грязью. Я подкладывал под колеса кирпичи, доски и все что попадалось под руку, пытаясь добиться сцепления с дорожным покрытием. Но увы, мои старания были напрасными, так что в конечном итоге мне пришлось вызвать аварийную машину, чтобы та вытянула меня из ямы, образовавшейся от пробуксовки [люди негативного склада вызвали бы подъемный кран]. Водитель аварийки посмотрел на ситуацию и спросил, может ли он попробовать сесть за руль моего автомобиля и выехать из грязи. Я возразил, что это абсолютно бесполезно, но тот парень с тихой уверенностью снова спросил, не могу ли все-таки я разрешить ему «предпринять только одну попытку». Я скрепя сердце согласился, но заверил его, что это бесполезно, и, кроме того, мне совсем не хотелось, чтобы он дальше жег мои многострадальные шины. Он сел в водительское кресло, рулем слегка подправил колеса, завел мою машину, совершил пару манипуляций баранкой и педалями — и буквально через тридцать секунд медленно, но уверенно вывел застрявший автомобиль из жижи. Когда я выразил восхищение и удивление, чудо-водитель объяснил, что вырос в восточном Техасе и чуть ли не на протяжении всей жизни выкарабкивался на машинах из грязи. Убежден, что этот человек был отнюдь не «умнее» меня, — просто он обладал совершенно иным житейским опытом.
Как ни странно, многие из тех, чьими достижениями и мастерством мы восхищаемся, сами восхищаются нами, причем по тем же самым причинам. Поймите меня, пожалуйста, правильно; я совсем не утверждаю, что нет такого явления, как склонность отдельных людей к определенным видам работ или профессиям. Я просто подчеркиваю, что вы также обладаете каким-то уникальным умением, талантом, склонностью и опытом. Вы должны понимать, что из наличия разного опыта вовсе не вытекает, будто вы хуже кого-то другого либо тот человек хуже вас.
Почему бы вам вместо чувства неполноценности, испытываемого из-за того, что кто-либо умеет делать то, чем вы не владеете, не сконцентрироваться на тех вещах, которые вы прекрасно делаете, хотя другим они не под силу. Восхищайтесь мастерством и умениями других, но помните, что в большинстве случаев вы могли бы очень сильно повысить свое мастерство и добиться ничуть не худших показателей, уделив этому столько же времени и усилий. Зачастую единственным различием является опыт.
ЧЕТВЕРО ПОБЕДИТЕЛЕЙ
Шестая причина плохого мнения о себе — это привычка сравнивать свои худшие качества с чьими-то лучшими. Одна женщина занималась этим неблагодарным делом и кончила тем, что в 38 лет оказалась бедолагой, живущей на пособие. Как раз тогда она прочитала книгу Клода М. Бристоля «Волшебство веры». Она прониклась верой в себя и начала присматриваться к своим положительным качествам, одним из которых была способность вызывать у людей смех. С того времени — даже при том, что эта женщина все еще не стала конкуренткой первых красавиц мира— Филлис Диллер, зарабатывает каждый год ни много ни мало — _____целый миллион долларов. Элеонора Рузвельт являла собой печальное сочетание неказистой внешности и боязни всего на свете. Уже будучи совсем взрослой и прекрасно зная старые клише, высказывавшиеся разными негативно настроенными умниками насчет того, что, мол, старых собак невозможно обучить новым трюкам, Элеонора приняла решение. Она проанализировала свои достоинства, начала смотреть на себя в истинном свете и стала одной из самых очаровательных и убедительных женщин в Америке. Кстати говоря, во время своего первого публичного выступления она испытывала головокружение и даже упала в обморок. Джимми Дюранте22 и Хэмфри Богарт отнюдь не были созданы красоваться на афишах, но они сделали ставку на свою довольно банальную внешность, решив, что и для них найдется место в жизни, если они смогут полностью использовать то, что имеют. Ни один из этих людей не «видел» себя как человека физически непривлекательного. Зато они прекрасно видели тот талант или хорошие качества, которыми обладали. Они не «сравнивали» свои «худшие» качества с чьими-то «лучшими» свойствами. Вместо этого они брали то лучшее, что в них было, и использовали эти качества или таланты для того, чтобы добиться желаемого. Я убежден, что существуют сотни очаровательных девушек или потенциальных кумиров многочисленных женщин, вполне способных обрести тот успех и всеобщее восхищение, которые стали уделом упомянутой четверки.