Воспитание как проблема управления
Чтобы более чётко представить себе проблему воспитания вообще и духовно-нравственного в особенности, рассмотрим триаду главных управляющих факторов, определяющих диапазон возможностей воспитания, как внешнего управляющего воздействия.
В своей жизнедеятельности человек находится под непрерывным управляющим воздействием трех главных, взаимодействующих между собой факторов: среды обитания, наследственности и своего сознания (субъектности). Эта триада показана на рис. 6.
Субъектность
Среда обитания Наследственность
Рис. 6. Триадная модель факторов, управляющих человеком
Под средой обитания здесь понимается окружающий человека Мир во всех его ипостасях и проявлениях.
Важнейшая функция среды в отношении к человеку – создание условий, необходимых для его существования, развития и тестирования устойчивости достигнутых им результатов.
В качестве условия первостепенной важности, необходимого для развития человека, выступает создаваемый средой комплекс препятствий, опыт преодоления которых и составляет суть человеческого развития. Чем больший уровень развития достигается человеком, тем более сложный комплекс препятствий выдвигается средой. Этим механизмом обеспечивается непрерывность развития.
Тестирующая функция среды проявляется в системе «искушений», т.е. в создании и предъявлении человеку комплекса удовольствий, в частности – телесных. Человек, переходящий из системы с препятствиями в систему с телесными удовольствиями, затормаживается или останавливается в своем развитии. Длительное использование комплекса таких удовольствий неизбежно приводит к утрате достигнутого уровня развития.
В силу недоступности для восприятия всего комплекса причинно-следственных связей в мире событий, а также эмоциональной неустойчивости психики среднеразвитого человека, он оказывается неготовым пребывать постоянно в среде препятствий, т.е. в развивающей среде, воспринимая происходящее как «сплошное невезение» и теряя при этом жизненный потенциал. Периодически получаемый комплекс удовольствий, отдыха в таких случаях играет другую – восстанавливающую функцию, которая после своей реализации немедленно переходит в функцию тестирования.
После достижения определенного уровня развития человек воспринимает препятствия адекватно, т.е. с пониманием сути происходящего и без потери состояния внутренней психической уравновешенности. Благодаря этому он не теряет жизненного потенциала, а повышает его, преодолевая препятствия. Это уменьшает необходимость длительного пребывания в гедонических состояниях сознания (состояния удовольствия) и ускоряет его развитие.
В модели интегрального подхода среда обитания отображена нижними секторами (квадрантами) «Субъективное Мы» и «Объективное Мы».
Под наследственностью здесь понимается не только генотип человека, но и унаследованный человеком от прошлых проявлений (воплощений) опыт, который можно назвать предшествующим опытом. Именно о нем древние греки говорили: «Все мое ношу с собой». Воздействие предшествующего опыта на актуальную реализацию человека неизбежно, поскольку в противном случае наблюдался бы разрыв причинно-следственных связей в жизнедеятельности человека, или, иными словами, терялся бы смысл предшествующего бытия.
Комплекс наследственности может быть представлен в виде диады «предшествующий опыт – генотип», что соответствует в интегральном видении фрагментам «субъективного Я» и «объективного Я», соответственно. Однако нагляднее он виден в тринитарном подходе – как треугольник взаимодействия трёх факторов «судьба (закон сохранения информации) – карма (закон причины и следствия) – генотип». Как видим, эта триада полностью соответствует естественнонаучному закону сохранения информации, энергии и вещества.
Судьба – это так называемый информационный пакет [20], который получает идущая во плоть индивидуальность, что прекрасно показано у Метерлинка в его «Синей птице» в эпизоде провода «душ» будущих детей Богом Времени Хроносом в земную жизнь. Хронос очень внимательно проверял, все ли взяли с собой коробочки со своими будущими делами. Иными словами, информационный пакет представляет собой пакет событий, которые индивидуальности необходимо будет прожить в виде конкретной личности для своего дальнейшего развития.
Карма (причинно-следственный закон) – это своего рода энергопакет, который получает человек для обеспечения возможности участия в тех или иных событиях, заготовленных в информопакете.
Генотип являет собой свёрнутое в ДНК (по современным представлениям) средство реализации судьбы и кармы. В процессе зачатия и роста человеческого тела в лоне матери происходит развёртка генетической программы в виде конкретного тела конкретной личности. Для упрощения задачи создания конкретного генотипа каждая индивидуальность идущая во плоть, чтобы стать личностью, осознанно или неосознаваемо выбирает себе родителей с подходящей структурой ДНК. При неосознаваемом выборе с обеих сторон это осуществляется по принципу резонанса (подобное притягивается к подобному). Физическая интерпретация этого процесса – настройка радиоприёмника на частоту конкретной радиостанции. Эпизод настройки пары, собирающейся пригласить какую-либо сущность в земную жизнь, очень сложный процесс, недоступный для полного восприятия обычным человеком, у которого «око души» и «око духа» спят. Поэтому обычный человек никогда не знает, кому он даёт земную жизнь во время зачатия, вследствие чего в процессе этого акта присутствует множество «претендентов», но воплощается тот, чьё подобие максимально.
Совершенно по-иному этот процесс идёт в осознаваемом варианте. Готовящаяся во плоть индивидуальность выбирает себе родителей и договаривается с ними об условиях зачатия (место, время и пр.), что критически важно для полного и адекватного использования информопакета и энергопакета. Духовно-нравственная и телесная чистота семейной пары является важнейшим из необходимых условий именно такого пути создания необходимого генотипа будущей личности.
Поскольку в настоящее время чистых семей с тремя открытыми очами чрезвычайно мало, высокоразвитая индивидуальность, рождающаяся в обычной семье (за неимением лучшего), сама корректирует свой генотип в процессе роста тела. Известны случаи, когда «дети индиго» [8] рождались в семье ВИЧ-инфицированных родителей, но уже через год после обрезания пуповины эти дети были абсолютно здоровы.
Триада наследственности не детерминирует, но предобуславливает ход жизни человека, повышая вероятность возникновения одних событий и понижая вероятность других. Для обыденного сознания отличие между детерминизмом (жесткой предопределенностью) и предобусловленностью практически незаметны, поскольку оно не имеет опыта реального управления своей жизнью, для чего необходимо все время видеть причинно-следственные цепочки событий и явлений, по-простому говоря, знать – почему происходят события, т.е. все время читать Мир как знак. Поэтому в быту существуют такие понятия, как «злой рок», «везение» и т.п. Существование жесткого детерминизма, лишило бы человека смысла его бытия – восхождения к своей божественной сущности, поскольку в этом случае свободы воли, как главной детерминанты развития и проявления подобия создателю, у человека не существовало бы. И здесь мы подходим к пониманию того, что есть субъектность.
Субъектность – это способность личности к самоуправлению. Степень развития субъектности может быть для наглядности отождествлена с выраженным в процентах количеством тех явлений жизни (судьбы, кармы, среды в целом, своего внутреннего мира – тела, души и духа), которыми личность осознанно управляет.
Принцип свободы воли может быть реализован только при наличии субъектности. Если личность проживает роль социального робота, элемента толпы, человека впавшего в зависимость от чего-либо (табака, алкоголя, наркотиков, еды, воды, компьютерных игр и т.д., и т.п.), говорить о какой-то свободной воле абсолютно немыслимо. Абсолютно немыслимо говорить в этом случае и о каком-либо результате духовно-нравственного воспитания. В контексте интегрального видения можно сказать, что такая личность полностью порабощена какой-то функциональной системой (например, системой производства алкоголя или тех же компьютерных игр) и её сознание закрыто для любого внешнего воздействия этой функциональной системой. Если человек не может выбраться из этой западни сам, ему остаётся только использовать один из величайших даров Бога человеку – смерть его физического тела. Но нужно сказать, что и это не всегда помогает [22 - 24].
В связи с этим для каждой конкретной личности триада, показанная на рис. 6, образует свой уникальный треугольник как это показано в работе [9].
Итак, субъектность – это искра Бога внутри каждого из нас, т.е. способность к самоуправлению и осознаваемому творению. Святая обязанность образовательных систем – разжигать из этой искры пламя созидательного творчества. Это и есть суть духовно-нравственного воспитания. Но для этого сама образовательная система должна быть духовно-нравственной, как это уже говорилось ранее.
Для определения конкретных возможностей образовательной системы, как среды, в плане духовно-нравственного воспитания, т.е. развития качества субъектности конкретной личности, использующей для своей реализации конкретный генотип, рассмотрим систему управления человеком более широко на различных уровнях развития ума и владения соответствующим знанием.
Перечислим основные механизмы управления человеком, показывая их в контексте концепции бесконечного человека, т.е. имеющего согласно вечной философии в своей структуре тело душу и дух, где свойствами конечного объекта обладает только тело – своего рода «скафандр» для души и духа человеческого, необходимый для проявленной деятельности человеческой формы разума в условия данной конкретной планеты. Рассмотрение проблем самоуправления в рамках концепции конечного, телесного человека не имеет смысла, поскольку тело преходяще и при любом самоуправлении всё равно рано или поздно превращается в удобрение для почвы. Поэтому всё это имеет смысл и для тела только в контексте задачи развития души и духа, пребывающих в нём.
Будем рассматривать группы механизмов одного уровня или отдельные механизмы управления человеком по степени сложности вмешательства в их работу средствами осознаваемого самоуправления.
1. Принципы и законы мироустройства, например, принцип иерархичности мироустройства, из которого невозможно «выпасть» никакими средствами самоуправления; закон всемирного тяготения, закон сохранения…
2. Жёсткие императивы – приказы, заложенные Создателем в структуру человека, например: «и сказал Господь: «Идите! Плодитесь и размножайтесь»; императивы, запускающие дыхание, пищеварение и мн. др.
3. Ограничения, наложенные предшествующим опытом согласно причинно-следственному закону (закону кармы), например лень, тяжёлая наследственность, восприятие Мира только через сенсорные системы и т.п.
4. Ограничения, наложенные неосознаваемой жизненной программой (действие закона сохранения информации, иными словами – закона судьбы).
5. Базовые импринты, задающие систему нейрологических контуров сознания и определяющие систему отношений индивида с Миром [36].
6. Тип информационного метаболизма [4].
7. Императивы и программы функциональных систем (семьи, школы, предприятия, любых социальных систем – от семьи до государства.
8. Устойчивые стереотипы поведения и мышления.
9. Установки.
Этот перечень можно сделать более детальным, однако в этом нет особой необходимости, поскольку уже из приведенного списка ясно следующее.
Механизмы первой группы не преодолеваются средствами самоуправления, но могут осознанно использоваться отдельными выдающимися личностями, которых причисляют к воплощённым божествам за их способности к так называемым чудесам, которые становятся доступными для человека, достигшего определённого уровня развития сознания, понимания и использования законов природы. На бытийном языке это называется владением эзотерическими знаниями и мистическим опытом.
Механизмы второй группы также преодолеваются только овладевшими высшими ступенями йоги или эзотерическими аспектами религиозного знания. В соответствующих духовных школах известны методология и практики глубокой саморегуляции (вплоть до остановки) сердечной деятельности, дыхания, преодоления сексуальных влечений и т.п.
Третья и четвёртая группа ограничений и соответствующих управляющих механизмов доступна для преодоления только теми, кто может ответить на три вопроса: кто я, откуда пришёл в этот мир и зачем? Это уровень развития соответствующий каузальному уму. Прямые ответы на эти вопросы находятся, как показывает теория и практика Абхидхармы, в сублиминальной зоне сознания человека, куда имеется осознанный вход только через созерцательные практики, т.е., опять таки, через эзотерические знания и опыт [17].
«Нормальному» (не отклоняющемуся от средней нормы) человеку эти механизмы недоступны, поскольку они объективно не регистрируемы и находятся в пространстве субъективного, в пространстве сознания, где наука с её объективными измерительными инструментами совершенно бессильна, а сам «субъект», в преобладающем своём большинстве, всеми силами старается закрыть самому себе доступ в своё «субъективное Я», используя для этого множество легализованных средств: алкоголь, табак, жевательная резинка, отупляющие ритмы и т.п.
Поскольку в процессе жизнедеятельности личности участвуют все без исключения механизмы первых четырёх, иерархически высших групп, необходимо признать, что обычный человек, не имеющий специальной подготовки, в этом аспекте управления ничем не отличается от запрограммированного автомата, например, компьютера, на чём и настаивали основоположники бихевиоризма.
Механизмы пятой и шестой групп частично освоены наукой при поддержке философии, но методология управления этими механизмами выходит за рамки объективного, поэтому её разработка осуществлялась путём изучения субъективного опыта, полученного в сфере трансперсональной психологии и соответствующей философии. То есть для подчинения осознанному управлению этих механизмов необходим уровень развития сознания личности, соответствующий переходу к надличностному уму и разуму.
Последние три группы механизмов управления человеком достаточно хорошо объективированы наукой и составляют содержание психологии саморегуляции как науки, но они представляют собой малую часть возможностей саморегуляции, достигнутых в других – более высоких по отношению к науке областях знания, где методологических проблем как таковых уже давно не существует. Чтобы убедиться в этом, достаточно, например, ознакомиться с разделом древнеиндийского эпоса Махабхараты, имеющем название Мокшадхарма (основа освобождения), где до тонкостей прописана вся методология саморегуляции и самосовершенствования вообще, или к пятитомнику «Добротолюбие», в котором на своеобразном языке дана методология саморегуляции, использовавшаяся в мистическом христианстве в разные времена.
Рассмотрим кратко механизмы 5 – 9-й групп для прорисовки проблемы развития субъектности, что фактически является главной целью духовно-нравственного воспитания.
По сравнению с механизмами первых четырёх групп, более доступными, в плане возможности осознания, представляют собой механизмы пятой группы – импринты (запечатления), существование которых и в настоящее время отрицается многими школами психологической науки по вполне понятным причинам: 1) никому не хотелось и не очень хочется сейчас признавать себя, как иронично говорит Р. Уилсон, «одомашненным приматом» [36]; 2) если человек обнаружил в себе тяжёлые импринты, он может их переимпринтировать с минуса на полюс или, что ещё более «опасно», стереть их вообще, и превратиться в свободного человека – в субъекта своего жизненного пути, а с такими людьми у функциональных социальных систем всегда есть проблемы, поскольку управлять ими гораздо сложнее, чем автоматами. Легко управлять, как показывает Р. Уилсон, «личинкой» – человеком, имеющим тяжёлые импринты по первым четырём нейрологическим контурам сознания, но очень сложно управлять «бабочкой» – человеком, который избавился от этих импринтов [36].
Собственно в плане проблемы воспитания личности в современном обществе «бабочки» нас не интересуют, поскольку у них этой проблемы нет. Здесь мы остановимся только на тех социальных процессах в обществе, которые либо способствуют, либо затрудняют переход личности в состояние субъекта. При этом руководители этих процессов используют основные положения теории нейрологических контуров сознания, временами даже не подозревая об этом.
Мы не будем пересказывать все положения этой теории, которые вряд ли кто изложит лучше её разработчика. Остановимся только на формировании (импринтировании) и поддержании в необходимой кондиции (кондиционировании) первых четырёх нейрологических контуров сознания.
Сами по себе импринты могут быть проиллюстрированы в компьютерной метафоре. Это своего рода, как выражаются компьютерщики, «прошивки» в BIOS (базовая система ввода вывода), в которой навечно записывается, какому сигналу куда двигаться в компьютере, поэтому сигналы для принтера никогда не попадают на монитор и наоборот. Концептуально то же самое происходит с человеческим сознанием в момент приобретения им того или иного импринта.
Первый контур (оральный или контур биологического выживания) импринтируется во время родов. Суть этого импринта сводится к тому, как человек будет воспринимать окружающий мир: как пространство любви или как нечто враждебное. Для будущей жизнедеятельности это чрезвычайно важно. Человек, родившийся в пространство любви, будет обязательно дружелюбным к миру, даже если ему не всё будет удаваться по той или иной причине. Все события (в теории бихевиоризма – стимулы) он будет воспринимать с позитивной стороны, присваивая им знак плюс. Даже препятствиям он будет рад, поскольку будет понимать, что человек растёт только в их преодолении. Для экономически ориентированной управляющей функциональной системы он уже будет представлять определённую проблему, поскольку метод кнута и пряника применительно к нему работать не будет.
Что способствует тому, чтобы таких независимых людей стало меньше?
Технический конвейер, изобретённый Г. Фордом для массового производства автомобилей, был введён в самые интимные стороны нашей жизни, и вот уже многим невозможно даже представить себе рождение собственного ребёнка вне конвейерного процесса родильных домов. А тем временем усилиями современной науки мы начинаем уже без содрогания воспринимать такие понятия как «суррогатная мать», «ребёнок из пробирки». Кажется, что всё это далеко и, конечно же, нас с Вами никогда не коснётся. Но когда-то многим и родильные дома казались безумной фантазией не очень умных прожектёров, а сейчас уже и не припомнить времена, когда женщина, будучи чистой и не знающей слова «секс», рожала детей не в муках, как было обещано в библии для порочных, а в восторге от дарения жизни и сотворчества с Создателем.
При так называемой «советской» власти в СССР ребёнок в родильных домах попадал в руки матери далеко не сразу. Это объяснялось мамам по-разному, но истинная суть такого действа заключалась в том, чтобы ребёнок попал сразу после рождения не в пространство любви своей семьи (если таковое было сотворено родителями), а в пространство функциональной системы. Это скрытый для понимания массами первый и очень важный этап социализации, в процессе которого в сознании ребёнка прошивается программа неизбежной борьбы с миром за своё биологическое выживание, с тем миром, который принципиально не может быть в восприятии ребёнка хорошим, поскольку в самый драматический для него момент, момент рождения его вдруг уносят куда-то от самого дорогого существа, взрастившего его в своём лоне. При этом некоторые даже известные учёные считают, что только что родившийся ребёнок ещё ничего не видит, не слышит, и ему всё равно где находиться в своём младенческом сне. Это внушается мамам и папам, и ещё им объясняется, что всё что делается, делается исключительно для их блага. Самое интересное заключается в том, что и эти так называемые учёные, и персонал родильных домов считают по своему невежеству, что это так и есть на самом деле.
В настоящее время в ряде мест наблюдается некоторое улучшение: ребёнка кладут матери на живот, он получает возможность припасть к её груди, но потом его всё равно уносят туда, где ему, как считают чужие для него дяди и тёти, будет лучше, чем с родной матерью. Разумеется, мы имеем в виду здесь и далее нормальных матерей и отцов, а не тех несчастных, которые в своём нравственном падении зашли столь далеко, что способны выбросить своего новорождённого в контейнер для мусора.
Основной признак наличия у человека тяжёлого импринта по первому контуру – плохое здоровье, как в детском, так и во взрослом возрасте, которое является знаком присутствия в глубине его сознания страха перед опасностью «не выжить». Этот страх просит обратить на себя внимание, он рвётся наружу, сигналя личности с помощью болезней тела о своем животрепещущем вопросе: «Выживем ли?». Есть страны, в которых преобладающая часть населения – висцеротоники, люди грушевидной формы, вечно что-то жующие, если не еду, то жевательную резинку. «А вдруг уже завтра не будет еды?» – звучит немой вопрос из испуганных глаз.
Для экономии общества потребления всё это большое благо: процветает фармацевтика, медицина, страховой бизнес, производство синтетической пищи, производство всевозможных препаратов для похудения, очков… Всего не перечесть. И кто же захочет всё это обрушить, дать человеку возможность заглянуть в себя, найти этот страх, заменить его на радость жизни и стать свободным от всего этого экономического «чуда»? Функциональные системы, замкнутые на экономику никогда сами на это не пойдут. Мало того, они запускают механизмы кондиционирования этого импринта, т.е. поддержания его активности. Чтобы убедиться в этом достаточно посмотреть западные «мультики»: порхающие феи Вингс, трансформеры, человеки-пауки, черепашки ниндзя, бакуганы и масса подобной продукции, герои которой с вытаращенными от ужаса глазами всю свою жизнь борются за своё биовыживание. Взрослые люди тоже не остаются без внимания. К их «услугам» криминальные сериалы, триллеры, блокбастеры и прочая информационная продукция, направленная на кондиционирование этого импринта, конечно же, неосознаваемое её потребитялями. Одни только новости чего стоят: напали, убили, ограбили, утонули, разбились, сгорели, похитили и т.п. 24 часа новостей в стиле фильмов ужасов. Если человек смотрит телевизор или слушает радио, он должен забыть о возможности снижения активности первого импринта без его целенаправленных усилий в области саморегуляции. Это если он вообще об импринтах что-либо знает. Об этой проблеме по телевизору не говорят.
Второй контур (эмоционально-территориальный) импринтируется во время становления на ножки – когда ребёнок научается ходить. Здесь тоже два основных варианта.
1. Если это происходит в естественной среде, без ограничений движения ребёнка, в свободном пространстве, у ребёнка запечатлевается ощущение себя как свободного человека. С последующей социализацией у него нет особых проблем, поскольку любая функциональная социальная система гуманистической ориентации всегда рада будет его видеть в своём составе как свободного, творчески не ограниченного сотрудника.
2. Если наоборот, например, ребёнок пытается научиться ходить в «хрущёвке», «путаясь под ногами» у взрослых и провоцируя их раздражение по этому поводу, то запечатлевается необходимость постоянно сражаться за своё жизненное пространство. Есть ещё более эффективные методы организации тяжёлого импринта по этому контуру, в результате чего целые народы, по отношению к которым эти методы применяются, всю свою жизнь озабочены только одним – завоеванием объективной компоненты жизненного пространства: жилищного, научного, финансового, пространства власти и т.п. О том, что субъективное пространство не имеет границ и его нельзя отнять и поделить они либо не подозревают, либо не задумываются, слепо повинуясь когда-то отданному приказу – забрать у всех всё. Внешне у этих людей с социализацией тоже всё в порядке, поскольку система, создающая этих «завоевателей», обеспечивает им всё, что необходимо для их эффективного функционирования по принципу: хороший инструмент нуждается в качественном обслуживании и своевременной профилактике. Внутренне такой человек, вне зависимости от социального статуса, никогда не станет субъектом своего жизненного пути, поскольку, как говорил поэт, ему не надо думать – с ним тот, кто всё за него решит.
Индикаторы тяжёлого импринта по второму контуру: эмоциональная неуравновешенность, трусость; хвастливость; автомат Калашникова на флаге страны (таких около двух десятков) или как элемент национального костюма; групповые погромы и бесчинства; привычка громко говорить (а то вдруг меня не услышат и не поймут, что я тоже нуждаюсь в жизненном пространстве); неестественный громкий смех с ужасом в глазах (а вдруг не примут в свою компанию); всевозможные пошумелки (как у животных в период полового созревания), особенно по ночам, когда другие хотят отдохнуть и им самое время узнать о притязаниях других на жизненное пространство. Сделать это днём не даёт страх или полиция. Остаётся только сбиваться в стаи и шуметь по ночам. Берт Хелингер в своей работе «Любовь духа» [42] приводит очень яркий пример проявления такого импринта: старший сын узнаёт о том, что мать ждёт другого ребёнка, и восклицает: «У нас же совсем нет свободного места!». Через некоторое время он кончает жизнь самоубийством – освобождает место.
Второй импринт в массовом порядке создаётся средствами архитектуры и кондиционируется уже упомянутой выше продукцией СМИ.
Если человек имеет тяжёлые импринты по обоим контурам (первому и второму), он следует двухконтурной диалектике животного мира – выжить и завоевать пространство. Эти два вектора его социализации являются основными. Они полностью задают его жизнедеятельность вне зависимости от достигнутого социального статуса. Всё остальное – только средства достижения этих двух целей.
Третий контур – время связывающий, семантический контур – импринтируется в момент освоения ребёнком знаковых систем (учится читать и писать). Если родители поощряют любые попытки и фантазии ребёнка в этом опыте (например, писать буквы в зеркальном отображении или перевёрнутыми), происходит положительное запечатление этого процесса, и сознание этого ребёнка в его будущей взрослости всегда будет открыто для другого мнения. Субъектные качества развиваются беспрепятственно (при положительных первых импринтах), и этот процесс осуществляется с применением средств самоуправления.
Если родители противодействуют любому отклонению от «нормы», импринт отрицательный. Такой человек, став взрослым, на любую мировоззренческую новость отвечает одинаково: «Этого не может быть, потому, что этого не может быть никогда». Процесс социализации подпадает под управление импринта. Блестящая иллюстрация тяжёлого импринта по третьему контуру продемонстрирована во время встречи М. Задорнова со специалистами в области русской словесности [10], в процессе которой «крупные» учёные и с ними отдельные представители так называемого «духовенства» абсолютно не могли возражать М. Задорнову с использованием научного дискурса, т.е. применяя логику убеждения и объективного доказательства, они лишь всё время эмоционально восклицали «это чушь», «это бред» и т.п.
Четвёртый контур – «моральный», социо-сексуальный – импринтируется в период полового созревания во время первого сексуального опыта и имеет всё те же два варианта – положительный и отрицательный. Как и первым контурам в древней Руси знающими людьми уделялось огромное внимание. Девушек и юношей специально готовили к этому событию, чтобы в половых отношениях было творчество, дарение новой жизни, а не секс. Это отображено в русском языке: девушка, которая успешно проходила данный курс обучения получала своего рода титул – «веста» – ВЕдающая Суть Творения А (Аз, как первая буква алфавита, у многих народов отождествляется с самим Богом или с результатом его творчества). Девушек, не подготовленных к таинству дарения жизни, называли соответственно «не веста», что полностью соответствует нынешней действительности, где слово «веста» забыто, зато все хотят быть «невестами». Также слово «удовлетворение», смысл которого сейчас искажён и насыщен пошлостью, состоит из трёх составляющих «уд» (мужской половой орган в русском языке), «лея» (женский половой орган в русском языке) и «творение» (в комментариях не нуждается). Получается конструкция «удом в лею – творение» или в редуцированном варианте, при быстром говорении, – как раз то самое «удовлетворение». Что сейчас под этим понятием подразумевается большинством, знают все, особенно постановщики эротических триллеров, «домов 2» и прочей мерзости, предназначенной для кондиционирования негативного импринта по этому контуру.
Негативно импринтированный 4-й контур проявляется, в частности, в чувстве, вины и утраты совести (соединяющей вести), как важнейшего механизма обеспечения обратной связи в процессах социализации человека (и его жизнедеятельности в целом), что приводит к духовной, нравственной и физической деградации. Если этот импринт неопознан и продолжает кондиционироваться заинтересованными функциональными системами, коих перечесть невозможно, осознанное самоуправление и последующая самореализация субъектности личности представляются чрезвычайно проблемными.
Подводя итоги, можно сказать, что прочие управляющие группы механизмов (группы 6 – 9) при главенстве первых, иерархически высших пяти, уже не могут проявить себя иначе, нежели подконтрольно высшим, в связи с чем проблема осознанного самоуправления и развития субъектности личности в современном информационном обществе с развитой системой кондиционирования негативных импринтов может быть решена только путём первоначального устранения этих негативных импринтов по первым четырём нейрологическим контурам сознания.
Роль системы образования в преодолении личностью негативных импринтов трудно переоценить по той причине, что для стремящейся к развитию своей субъектности личности познанный враг – это уже наполовину побеждённый враг. Если посмотреть на современные системы образования, то в преобладающем большинстве из них обнаружить трансляторов этих образов (механизмов управления) чрезвычайно сложно, а если где таковые и появляются, им быстренько приклеивают ярлыки отклоняющихся от нормы – ненормальных.
Примерно такая же судьба ожидает и тех, кто изучает теорию информационного метаболизма, не нашедшую пока прибежища в официальной психологической науке в связи с трудностью объективизации субъективных феноменов.
Суть этой теории была в какой-то степени раскрыта ещё К.Г. Юнгом в его типологии личности, согласно которой у человека есть, во-первых, явления экстраверсии (способность концентрироваться на поверхности и форме объекта, на его «объективном Я») и интроверсии (способность восприятия глубины объекта, его «субъективного Я», а во-вторых – четыре основных функции в информационных обменах: воспроизводство, производство, доверие к малоизвестной информации и суггестия – принятия информации «на веру» в качестве программы, обязательной для выполнения. Кроме того у человека каждая из упомянутых функций информационного обмена со средой (информационного метаболизма) может реализовываться при определённом доминировании одного из четырёх способов обработки информации: сенсорного, логического, этического, интуитивного.
Аушра Аугустинавичуте, И. Калинаускас [4, 12] и другие исследователи типов информационного метаболизма личности выделили таковых 16 и показали особенности взаимодействия между представителями различных типов.
Для каждого типа преодоление ограничений, вызванных особенностями своего типа информационного метаболизма (ТИМ), представляет собой довольно сложную задачу, которую невозможно решить, не обладая соответствующими знаниями, добыть которые с помощью системы массового образования практически невозможно, поскольку в них нет соответствующих специалистов – трансляторов этих образов.
Механизмы остальных групп также не рассматриваются в массовых образовательных системах, за исключением тех университетов, которые занимаются подготовкой профессиональных психологов.
Это можно посмотреть на примере одного из ведущих вузов страны – ТРТУ, в котором усилиями ректоров была создана кафедра психологии для психологического обеспечения подготовки инженерных кадров. Эта кафедра транслировала многие образы мира, без которых духовно-нравственное воспитание теоретически невозможно. Но этот праздник жизни долго не продолжался. Технократы в управлении образованием очень быстро сообразили, что студенты становятся умнее их в вопросах жизнедеятельности, кроме того, необходимо отдавать часть штатов на другую кафедру, что сокращало на их взгляд их собственное жизненное пространство (импринт по второму контуру). В результате в новых образовательных стандартах для этих знаний уже места не нашлось. На всё про всё о психологии сейчас студентам выделяется 72 часа (две зачётных единицы). Это вместе с лекциями, занятиями и самостоятельной работой.
Следовательно, при подготовке технических специалистов о духовно-нравственном воспитании в современном вузе можно смело забыть и никогда не вспоминать, так как не остаётся специалистов, которые бы имели представление об этом предмете. Нужно сказать, что подготовка специалистов по гуманитарным специальностям в этом плане не многим отличается от подготовки инженеров, поскольку большинство преподавателей являются узкопрофильными специалистами, не владеющими методологией воспитания.
Рассмотрим это несколько подробнее.
Образовательная система как составляющая