Духовно-нравственного воспитания
В интегральном (суммирующем всё известное) подходе к любому объекту исследования должны интегрироваться все сущностные характеристики этого объекта, которые мы можем определить из следующих соображений.
1) Каждую отдельную составляющую этого мира, выступающую в виде объекта исследования, назовём её собирательно «особью» (будь то субъект, объект или событие), можно рассматривать с её внешней стороны, со стороны формы, как нечто обособленное, уникальное, индивидуальное, цельное, имеющее объективно регистрируемые границы «себя» – «объективное Я» особи.
2) В то же время каждая особь имеет своё внутреннее, глубинное, не проявленное, сущностное содержание, которое мы ранее, соглашаясь со всеми выдающимися мыслителями прошлого и настоящего, определяем как сознание – то, что поддерживает целостность особи – соединяющее знание особи, её субъектность – «субъективное Я» особи.
3) Каждая особь, как целое, состоит из частей – других, структурно менее сложных особей, например: минерал – из молекул; молекула – из атомов; атомы – из элементарных частиц…
4) Каждая особь, обладая своей целостностью и завершённостью структуры, входит как часть в более сложно структурированную особь, например: элементарные частицы – в атом; атом – в молекулу: молекулы – в минералы или в органические соединения; …; планеты в звёздную систему; звёздные системы в галактику … Таким образом, в мире существует иерархия особей – бесконечная развёртка бытия, где есть место и ничтожно малому и беспредельно большому, и каждое целое, и малое, и великое, одновременно выступает как часть чего-то большего, обладающего в своей целостности ещё большей вместимостью, большей глубиной, большей структурной сложностью.
Принцип иерархии является одним из самых фундаментальных принципов бытия и прослеживается во всём сущем – от микрокосма – до макрокосма.
5) Все особи этого мира находятся в непрерывном взаимодействии, благодаря чему и сохраняется целостность мироустройства, действие его базовых принципов и законов (например, принципа иерархии, закона всемирного тяготения, закона сохранения и др.).
6) Это взаимодействие может быть весьма проявлено – во внешней своей ипостаси, т.е. доступно для объективной регистрации сенсорными системами человека или его органопроекциями. Совокупность особей, чьё взаимодействие объективно регистрируется, осознаётся самими особями и осуществляется с проявленной целью, принято называть «системой». Система – совокупность элементов, объединённых общей целью [28]. Чтобы достигнуть цели своего создания, система всегда находится в проявленном действии – функционировании, поэтому часто для подчёркивания этого целевого действия к слову система добавляют слово функциональная. Объективно регистрируемый мир состоит из бесчисленного множества функциональных систем, которые также образуют иерархические структуры, например функциональная система «университет» состоит из целого ряда составляющих подсистем: система зданий и сооружений; система управления; студенческая группа; факультет; преподавательский состав и др., а каждая из этих подсистем, в свою очередь, включает в себя свои подсистемы и т.д. Объективно регистрируемая функциональная система, как совокупность особей, может быть представлена понятием «объективное Мы».
7) Кроме внешнего, объективно регистрируемого, аспекта взаимодействия особей, естественно, существует и его внутренний, глубинный аспект – взаимодействие сознаний особей. Это взаимодействие – субъективно регистрируемое, не проявленное взаимодействие. Оно образует свою беспредельную иерархию – иерархию сознания. На этом уровне абсолютно всё «живое» и «мёртвое» неразрывно связано друг с другом и образует то самое – «великое гнездо бытия», о котором всегда говорила вечная философия и которое в наши дни стало доступным для понимания в сфере современной философии и науки, благодаря открытию нелокальных квантовых эффектов. Как говорят американские учёные, полёт бабочки в Алабаме влияет на погоду в Австралии. В русскоязычной традиции всё звучит гораздо поэтичнее: «Падение лепестка розы громом отдаётся в дальних мирах».
Иллюстраций к такому взаимодействию бесконечное множество. Например, наглядно это проявляется в функциональной системе «человеческий организм». Каждая клетка нашего организма на объективном уровне связана с другими множеством связей – электрохимических, биофизических, механических … Но эти связи не могут обеспечить такой скорости распространения сигналов, например электрических, которая позволила бы пошевелиться нашему пальцу – слишком длинные «провода», всегда проявляющие свойство линии задержки сигналов. Скоростной компьютер удалось построить только тогда, когда достигли колоссальной степени интеграции элементов в процессоре – мозге компьютера, сократив при этом длину «проводов» до размеров, соизмеримых с размерами молекул. Но в человеческом организме всё гораздо сложнее и, тем не менее, он прекрасно функционирует, благодаря наличию «субъективных» связей, благодаря тому, что каждая клетка имеет своё сознание, входящее в сознание ткани. А последнее входит в сознание органа и т.д., а на уровне сознания скорость обменов информацией вовсе не ограничивается скоростью света, а, похоже, стремится к бесконечности. Именно, поэтому в природе существуют нелокальные эффекты, т.е. не имеющие пространственных границ. Если они происходят, то происходят сразу везде. Как говорит квантовая физика, если с одним электроном что-то происходит, допустим, он поглощает фотон и переходит на другую орбиту, все остальные электроны вселенной «узнают» об этом в тот же миг.
Итак, на своём глубинном, не проявленном уровне, на уровне сознания все особи связаны между собой, образуя коллективное сознание, которое К.Г. Юнг называл коллективным неосознаваемым, В.И. Вернадский – ноосферой, в некоторых религиях это называется коллективной душой или всеобщим духом. Названия разные, смысл – один. Это то, что можно определить как «субъективное Мы».
Все эти соображения известны настолько давно, что мы не считаем возможным указывать здесь какое-либо авторство, касающееся каждой из этих идей. Как узнать авторов Махабхараты, Вед, Упанишад, которые были созданы примерно несколько тысяч лет до нашей эры, а сколько точно – пока не известно. Но есть авторство интерпретаций этих идей, их представления в виде конкретного текста. И в этом плане в сфере науки наиболее талантливо, на наш взгляд, это удалось сделать Кену Уилберу [35], автору идеи интегрального подхода, который и собрал эти идеи вместе, предложив: рассматривать каждую особь не только поверхностно, но и глубинно; не только с позиции индивидуальности, но и с позиции общности. Он и предложил рассматривать уже использованные нами понятия «субъективное Я», «объективное Я», «объективное Мы» и «субъективное Мы» в качестве своего рода «краеугольных камней», образующих фундаментальную сущностную основу любой особи и Космоса в целом. Плоская модель этого подхода показана на рис. 3.
Рис.3. Методологическая модель интегрального подхода
с системой критериев достоверности
Здесь в каждом квадранте (секторе) свой язык описания и свои критерии соответствия, которые не могут быть применимы в других квадрантах, а, следовательно, зачастую многие споры, научные и околонаучные, могут быть прекращены, если выяснить: на одном ли языке и об одном и том же говорят спорщики; совпадают ли критерии соответствия каждому квадранту (сектору), а затем сопоставить результаты и получить интегральное видение исследуемого объекта.
Приведенные на рисунках четыре сектора: субъективное, объективное, межсубъективное и межобъективное, можно редуцировать до триады: субъективные Я, Мы и объективное Оно, поскольку пространство объективного, включающее в себя «объективное Я» объекта или особи и «объективное Мы» совокупности объектов или особей, образуют общее пространство объективного (Оно), где и пребывают формализованные методы получения объективной истины – научный подход, который К.Уилбер называет монологическим, т.к. взаимодействие между исследователем и исследуемым – однонаправленное.
В пространстве субъективного монологический научный подход не применим: сколько бы мы не изучали мозг и его структуру, узнать – о чём конкретно этот мозг думал до того, как мы начали его изучать, можно только в диалоге, без скальпеля в руках. Для понимания разницы в научном и субъективном подходах, вспомним, как часто совпадают мысли близких людей, и они одновременно произносят одно и то же, не имея в большинстве случаев ни малейшего представления об устройстве своего мозга как функциональной системы.
Таким образом, в целом модель интегрального подхода может быть представлена в виде двух триад: «чувственное, рациональное, интуитивное» – триада восприятия и обработки информации; «Я, Мы, Оно» – триада, показывающая инвариантную структуру любой особи, выступающей в качестве объекта исследования. Если в своём исследовании мы оставляем без внимания хотя бы одну из её составляющих, интегрального видения объекта достичь невозможно.
Об особенностях методологии каждого сектора великолепно написано практически в каждой из крупных работ К. Уилбера, в частности в [35], поэтому за подробными разъяснениями мы отсылаем читателя к самому автору интегрального подхода. Здесь мы будем использовать интегральный подход для нашей конкретной задачи – построения методологии духовно-нравственного воспитания.