Глава 8. Формирование грамматических навыков как цель первого этапа работы по обучению говорению

Владение грамматикой является одним из условий осуществления речевой деятельности на иностранном языке. Как обучить грамматической стороне говорения? Что должен знать и уметь делать учитель, чтобы учащиеся правильно употребляли грамматические структуры в речи? На эти вопросы мы и постараемся дать ответ.

Цель этапа формирования грамматических навыков говорения при функциональной стратегии обучения

Целью данного этапа является овладение грамматическим навыком говорения.

Как в действии синтезированном, в грамматическом навыке можно выделить составляющие его более частные действия:

1) выбор модели, адекватной речевому замыслу говорящего в данной ситуации,

2) оформление речевых единиц, которыми заполняется модель в соответствии с нормами данного языка и определенным временным параметром,

Какое это имеет методическое значение? Для ответа на этот вопрос посмотрим, чем характеризуется выбор и оформление.

Начнем с примера. Если нас просят о чем-то и мы хотим ответить отказом, то это может быть выражено различным образом:

а) Мне не хотелось бы этого делать.

б) Я не буду это делать!

в) Попроси кого-нибудь другого и т.п.

Видимо, модели в нашем сознании связаны с определенными задачами: для каждой задачи – функциональное гнездо моделей; гнезда эти, конечно, пересекаются.

Но связь с задачей – еще не все. То, что говорящий выбирает какую-то конкретную модель, зависит уже от конкретных условий: личности собеседника, отношений с ним, настроения, его и своей культуры и т.п.

Выбор модели можно назвать функциональной стороной навыка. В отличие от нее есть и формальная сторона – оформление. От нее зависит правильность с точки зрения данного языка и скорость говорения. Эта сторона (оформление) теснейшим образом связана с обеими операциями лексического навыка – вызовом слова и сочетанием, более того, оформление основано на них, зависит от их уровня. Вот почему формировать грамматический навык можно лишь на основе тех лексических единиц, которыми учащийся владеет достаточно свободно.

В настоящее время в основном все системы обучения направлены на последовательное формирование этих операций: сначала оформление (в отрыве от говорения), затем выбор (часто тоже не ситуативный). Это, конечно, очень логично, но – увы! – неэффективно. Форма и функция речевой единицы должны выступать в единстве, только тогда навык приобретает способность к переносу.

Многие считают, что соотнесенность с ситуацией и речевой задачей присуща только операции выбора. Но это не так: она присуща и операции оформления, правда, опосредованно, через то, что лингвисты называют грамматическим значением. Скажем, фразой: “В городе много строят”, можно выразить и подтверждение, и отрицание мысли собеседника (т.е. совершенно противоположные речевые функции), но в обоих случаях использование в ней неопределенно-личной формы отражает выдвижение на передний план самого действия, а не его производителя. Выбор модели зависит и от того, насколько усвоено говорящим грамматическое значение этой формы. А оно как раз теснейшим образом связано с оформлением данной модели, ибо форма и ее значение едины и неразрывны. Говоря иначе, грамматическое значение, с одной стороны, связано с оформлением модели, другой – с ситуацией, от чего и зависит выбор.

Представим общую структуру грамматического навыка в его методической интерпретации на схеме:

Глава 8. Формирование грамматических навыков как цель первого этапа работы по обучению говорению - student2.ru

А теперь дадим определение грамматическому навыку.

Грамматический навык есть синтезированное действие по выбору модели (структуры), адекватной речевой задаче в данной ситуации, и ее оформлению в соответствии с нормами языка, совершаемое в навыковых параметрах и служащее одним из условий выполнения речевой деятельности.

Понимание и признание представленной структуры грамматического навыка, его сущности влекут за собой признание функциональной стратегии формирования грамматических навыков, когда форма усваивается вместе с функцией, на ее основе.

Какие средства должны быть использованы, чтобы обеспечить ФГНГ? Рассмотрим их.

Наши рекомендации