Средства обучения аудированию

Какие средства для обучения аудированию вы знаете?

В процессе обучения аудированию могут быть использованы как материальные, так и операционные средства, представленные в главе 2. Главное, чтобы они были адекватны цели при конкретных условиях обучения.

В данном параграфе мы рассмотрим упражнение как комплексное средство обучения аудированию.

Вероятно, есть смысл различать по целевой направленности два типа упражнений: неспециальные и специальные.

Обучение аудированию может осуществляться в процессе выполнения упражнений в говорении, чтении, письме.

Почти вся (а на первых порах вся) так называемая подготовительная работа в обучении аудированию осуществляется в процессе работы над говорением. Слушание и говорение – не просто две стороны одного явления, это взаимосвязанные, взаимообусловленные и взаимовлияющие друг на друга компоненты, части одного механизма, в центре которого – внутренняя речь. Следовательно, чёткие артикуляционные речевые навыки, которые невозможны без правильного слухового образца, есть условие эффективного понимания.

В процессе работы над говорением решаются задачи подсознательного различения формы слов, словосочетаний, грамматических структур на слух; предвосхищения синтаксических структур; запоминания текстов на слух. Частично решаются задачи, как понимать речь нормального темпа и понимать всевозможные сочетания усвоенного материала на слух. Сказанное отнюдь не означает, что не следует выполнять специальные упражнения. Но это должны быть лишь отдельные элементы в частной системе «аудирование», пока оно идёт на базе частной системы «говорение».

В этом плане мы также хотели бы обратить внимание на коммуникативные упражнения; ведь в процессе их выполнения половина (или почти половина) времени уходит на восприятие речи, где без правильного понимания и запоминания реплики собеседника (учителя) не может быть и высказывания (реакции) учащегося.

Однако всё время обучение аудированию не может совпадать с обучением говорению, чтению, письму, ведь данный вид речевой деятельности, несомненно, специфичен и по механизмам, и по охвату материала. Поэтому на определённой ступени обучения следует приступить к решению собственных задач аудирования. Например, схватывать смысл сказанного однократно; понимать речь, записанную на плёнку; понимать общее содержание и смысл при наличии в аудиотексте неизвестного материала; понимать разнохарактерные тексты: описание, фабульные, многоплановые. А для этого нужны специальные упражнения.

Обучение аудированию может осуществляться в процессе выполнения упражнений в чтении и письме. Известно, например, что усвоение сложных синтаксических структур на слух представляет большую трудность для учащихся. Можно предположить, что предварительное усвоение тех же структур в плане чтения облегчит этот процесс, т.к. уже выработается чувство антиципации структуры; останется лишь пояснить и усвоить специфику слухового восприятия. А в этом плане может помочь письмо, запись под диктовку с одноразового предъявления; здесь оно послужит, как нам кажется, хорошим связующим звеном между чтением и аудированием.

Всё сказанное раскрывает понятие «неспециальные упражнения».

Неспециальные упражнения преследуют какую-то иную цель (не обучение аудированию), но попутно развивают умение аудировать.

Это:

- речевая зарядка;

- прослушивание рассказа при семантизации слов;

- то же при презентации грамматического материала;

- запись на слух.

К неспециальным упражнениям правомерно отнести и ведение урока на иностранном языке, когда преподаватель не ограничивается набором штампованных фраз. Необходимо заметить, что, желая добиться от обучающихся понимания, преподаватели допускают три вида ошибок:

1) многократное (до 6-7 раз!) повторение фраз или вопросов. Но когда речь идёт об обучении собственно аудированию, то удержание форм в памяти для последующей работы не является непосредственной задачей; здесь главное другое – развитие умения понимать любую новую комбинацию материала в новой ситуации. Такое умение можно развивать только на основе принципа новизны, т.е. на основе прослушивания ряда текстов (конечно, каждый раз с новой установкой), построенных на одном и том же материале, но являющихся новыми по содержанию.

2) членение фразы на слова;

3) постоянный перевод своих фраз на родной язык.

Используя эти неверные приёмы, преподаватель добивается понимания, а не развития умения понимать!

Специальные упражнения:

§ Упражнения для развития механизма антиципации:

1. Посмотрите на репродукции картин и скажите, какой из картин подходит следующее описание (проверка осуществляется по ключу, например, 1-а, 2-д, 3-с, 4-б).

2. Просмотрите четыре фотографии, затем прослушайте четыре текста и соотнесите их с фотографиями (проверка осуществляется по ключу, например, 1-б, 2-а, 3-д, 4-с).

3. Прочтите три идеи, а затем прослушайте текст и скажите, какая идея является идеей данного текста.

4. Послушайте рассказ, который называется «Легко ли быть молодым?». По названию предположите, о чем в нем пойдет речь.

5. Прослушайте и догадайтесь о значении ЛЕ из текста и скажите, о чем пойдет речь в тексте?

6. Характер увлечения зависит от темперамента и характера человека. Посмотрите таблицу, которую вам предстоит заполнить после прослушивания текста. О чем будет текст?

кто характер увлечения
Владимир    
  общительный  
    лыжи

7. Послушайте начало текста и скажите, что будет дальше?

8. Шумовое сопровождение (поезд, звук гудка, объявления на вокзале).

§ Упражнения для развития механизма восприятия–сличения–узнавания:

1. Найдите в прослушанном высказывании интернациональные слова и догадайтесь об их значении.

2. Ответьте «да», если вы со мной согласны…

3. Прослушайте текст, затем прослушайте вопросы, поднимая сигнальную карточку, если вопрос относится к тексту.

4. Прослушайте дважды рассказ, при повторном прослушивании поднимите сигнальную карточку, если появятся предложения, отсутствовавшие при первом прослушивании.

5. Подчеркните в своей карточке предложения, которые в перефразированном виде передают содержание ранее прослушанного текста.

6. Прослушайте слова (фразы) и укажите те, которые есть в прослушанном тексте.

§ Упражнения для развития слуховой памяти:

1. Попробуйте запомнить и записать произнесённые мною слова (выражения).

2. Прослушайте рассказ и найдите несоответствия между его содержанием и последующими высказываниями.

3. Прослушайте две группы слов или предложений и скажите, какое слово или предложение пропущено во второй группе.

4. Перечислите лица (страны, объекты), которые упоминаются в моём рассказе.

5. Найдите расхождения между услышанным и изображённым.

6. Подражая дикторам, воспроизведите фрагмент диалога, включающий определённые речевые клише.

7. Прослушайте и повторите фразы по принципу «снежного кома».

§ Упражнения для развития фонематического слуха:

В установках к этим упражнениям могут быть представлены следующие задания.

1. Прослушайте, чтобы продолжить рассказ;

2. Подтвердить или опровергнуть данные утверждения;

3. Расположить события в правильной последовательности;

4. Восстановить пропущенное (даны два текста);

5. Найти расхождения во фразах (текстах).

6. Прослушайте несколько слов и определите рифмующиеся.

7. Из прослушанных слов выделите слова с одинаковым звучанием.

8. Запишите сходные на слух слова с однократного предъявления.

9. Поиграем в «испорченный телефон».

10.Давайте поиграем в буриме и сочиним стихи. Для этого прослушайте слова и определите рифмующиеся.

§ Упражнения для развития фонологического слуха:

1. Какие из прослушанных слов обозначают одно и то же?

2. Сравните на слух похожие оппозиции (слова, выражения) и объясните отличия в их смысле.

3. Какие клише в следующих микродиалогах выражают эмоциональное состояние собеседников?

4. Какие из прослушанных слов и словосочетаний обозначают одно и то же? (Игрок в футбол – футболист).

5. Сравните на слух похожие слова и выражения и объясните их смысловое отличие.

6. Прослушайте беседу двух ребят и скажите как говорящие относятся друг к другу? Какие ЛЕ выражают их отношения?

7. Послушай, как твой сверстник реагирует на предложение пойти в театр и скажи, рад ли он этому предложению?

§ Упражнения для развития интонационного слуха:

1. Прослушайте фразы и поднимите руку, если они одинаковы интонационно.

2. Прослушайте фразу «…», произнесённую несколько раз с разной интонацией, определите, какое коммуникативное намерение выражает эта фраза в каждом случае.

3. Прослушайте три фразы, назовите номер фразы, отличающейся интонационно.

§ Упражнения для развития механизма догадки.

1. Найдите в прослушанном тексте интернациональные слова (по аналогии с родным языком).

2. Догадайтесь из контекста, что означает данное слово.

Л.Толстой – великий писатель.

Гюго тоже великий писатель.

3. Догадайтесь о значении данного слова по ключевому слову:

Вишня – вишневое дерево,

Яблоко – яблоня.

4. Догадайтесь, о ком я говорю.

§ Упражнения для развития механизма логического понимания:

1. Прослушайте текст и восстановите его по ключевым словам.

2. Прослушайте высказывание и поставьте к нему уточняющие вопросы.

3. Прослушайте высказывание и подберите к нему заголовок.

4. Прослушайте высказывание и восстановите логику повествования.

5. Помогите героям завершить разговор, исходя из ситуации и их взаимоотношений.

6. Прослушайте реплики, включающие различные речевые клише согласия/несогласия, расположите эти клише в порядке усиления выражения данного коммуникативного намерения.

7. Расположите следующие реплики, содержащие просьбу от нейтральной до настойчивой.

8. Используя прослушанные реплики, скажите как бы вы обратились к малознакомому человеку, к другу, к ребёнку.

9. На какие вопросы могут последовать следующие ответы?

10.Вставьте указанные пословицы в следующие диалоги в соответствии с их смыслом.

11.Прослушайте диалоги и скажите, уместно ли использованы в них клише.

12.Прослушайте два диалога и скажите, почему используются разные клише для выражения одного и того же коммуникативного акта.

13.Прослушайте диалог и определите: тему беседы, социальный статус говорящих, место беседы, взаимоотношения собеседников.

14.Попробуйте выразить ту же мысль, что и в прослушанном диалоге, используя другие клише.

15.Посмотрите на рисунки и скажите, какие фразы могли быть произнесены данными персонажами.

Все перечисленные упражнения являются подготовительными к собственно аудированию как деятельности. Их можно сделать условно-речевыми, либо речевыми, придумав для них речевую задачу и ситуацию.

Например, УРУ для развития интонационного слуха: «Представьте, что ваш друг, плохо владеющий иностранным языком, просит вас помочь понять, о чем его спрашивает зарубежный сверстник в звуковом письме. Для этого вам необходимо выбрать только фразы с вопросительной интонацией». Звуковое письмо: «Приближаются рождественские и новогодние праздники. Я знаю, что русские любят отмечать Новый год. Напиши мне, любят ли русские отмечать Рождество? Вы наряжаете елку. А свои дома вы украшаете? Мы готовим рождественский ужин, а вы готовите специальные праздничные блюда? Праздник мы отмечаем в семейном кругу, а где вы предпочитаете отмечать этот праздник? Я знаю, что и у вас принято дарить подарки. Что у вас принято дарить на Новый год и на Рождество?».

§ УРУ и РУ для развития механизма антиципации:

1. Я знаю, что X любит футбол, Y – теннис, Z – легкую атлетику. Все виды спорта могут быть как полезны, так и вредны для здоровья. Прослушайте высказывание француза и скажите, как он относится к спорту?

2. После прослушивания текста ответьте на вопрос: почему Катя и Оля подарили подруге щенка?

3. Если бы я поехал в Москву, я бы обязательно сходил в Большой театр, в Третьяковскую галерею, на Красную площадь. Послушайте, что хотел бы посетить François в Москве?

§ УРУ и РУ для развития слуховой (оперативной) памяти.

1. У вас есть очень забывчивый и неорганизованный друг (одноклассник). Прослушайте и запомните, какие задания вам нужно подготовить на завтра, чтобы напомнить вашему другу.

2. Представьте, что Вы приглашены на день рождения к вашим зарубежным сверстникам. Послушайте, чем они увлекаются, чтобы подготовить полезный подарок (учащиеся пересказывают услышанное).

3. Представьте, что вам поручили узнать, откуда пришли к нам различные продукты питания. Послушайте и постарайтесь запомнить интересную информацию.

Многие продукты питания пришли к нам из различных стран и континентов. Знаете ли Вы из каких? Чай и апельсины из Китая, картофель и шоколад из Южной Америки, огурцы из Индии, кофе из Аравии. А теперь скажите, откуда завезены огурцы? Чай? Кофе?

Таким образом, мы привели примеры подготовительных упражнений, направленных на развитие механизмов и формирование навыков аудирования на дотекстовом этапе. Но механизмы и навыки формируются также в упражнениях в собственно аудировании на текстовом этапе.

Первым упражнением в собственно аудировании является содержательная идентификация.

Это упражнение, в котором ученик должен идентифицировать одни высказывания с другими, то есть установить их схожесть или различие в содержательном плане.

При этом имеют место следующие варианты этого вида упражнений:

1. Найти в прослушанном рассказе предложения, схожие по содержанию с данными.

2. Определить, соответствуют ли данные предложения содержанию рассказа.

3. Выбрать предложения из данных, которые соответствуют содержанию рассказа.

4. Определить из какого из прослушанных высказываний взяты следующие предложения.

5. Найти в рассказе предложения, которые расширяют и уточняют данные ниже высказывания.

Цель этого вида упражнений – развитие различных механизмов аудирования: механизма восприятия-сличения-узнавания, механизма догадки, механизма содержательной антиципации; логического понимания.

Чрезвычайно полезно, хотя и несколько усложнено выполнение этих упражнений с использованием ТСО.

Затем учащиеся выполняют упражнение содержательный поиск.

Варианты его следующие:

1. Скажите, какое событие прослушанного рассказа подтверждает, что…

2. Скажите, что характеризует главного героя…

3. Назовите причины того, что…

4. Назовите те проблемы, которые волнуют…

5. Найдите ответы в прослушанном тексте…

6. Прочитайте план. Достаточно ли полно он передаёт услышанное содержание?

Основная задача этих упражнений в том, чтобы развивать механизм логического понимания.

Завершает комплекс упражнений в собственно аудировании смысловой выбор.

К смысловому выбору можно отнести следующие упражнения:

1. Выберите подходящее заглавие из данных на слух.

2. Выберите правильный по смыслу ответ из предложенных на слух.

3. Выберите из абзацев рассказа по одному предложению, передающему их смысл.

4. Составьте план услышанного.

5. Напишите аннотацию к тексту.

6. Сократите число предложений в прослушанном тексте, за счёт удаления малоинформативных, оставив только те предложения, которые передают основной смысл текста.

7. А как бы вы могли своими словами передать основной смысл текста.

Будучи правильно выполненными, эти упражнения свидетельствуют о том, что ученик действительно понял услышанное (функция контроля). Основная задача этих упражнений – развитие механизма логического понимания, но попутно они решают и другие задачи – развивают догадку, механизм внутреннего речевого слуха и совершенствуют лексические и грамматические навыки говорения.

Итак, все эти упражнения не только обучающие, но и контролирующие. Для ученика прямой контроль здесь скрыт, и в этом большое достоинство этих упражнений.

Мы рассмотрели упражнения как комплексное средство обучения аудированию. Для организации процесса обучения аудированию необходимо учитывать условия и отбирать адекватные способы обучения. Они подробно представлены в главе 2. Подчеркнем лишь, что на уроке обучения аудированию могут быть использованы все способы обучения, главное, чтобы они были адекватны цели при конкретных внутренних и внешних условиях обучения. Что касается специфических условий обучения, то к ним могут быть отнесены:

1) наличие аудиотекста, отобранного с учетом интересов и способностей учащихся данной конкретной группы;

2) наличие достаточного количества упражнений для развития механизмов, формирования навыков, развития умения аудировать;

3) правильная технология работы и правильная техника проведения упражнений по обучению аудированию.

Задания для самостоятельной работы к 4 главе

Задание 1. Проверьте себя по вопросам для самоконтроля:

1. Объясните роль установки в обучении аудированию.

2. О каких трудностях необходимо помнить, организуя работу по обучению аудированию?

3. В чём заключаются особенности так называемой «механической речи»?

4. Согласны ли вы с тем, что чем медленнее темп, тем лучше понимание?

Задание 2. Решите следующие методические задачи:

1. Известный отечественный психофизиолог А.Р. Лурье пишет: «Человек, не владеющий чужим языком, не только не понимает, но и не слышит его». Как вы понимаете это утверждение?

2. Аудированию следует обучать через аудирование. Почему?

3. Обычно предлагается обучать аудированию в следующей последовательности: аудирование – говорение – чтение – письмо. Вы согласны с тем, что аудированию следует обучать до говорения?

Наши рекомендации