Урок формирования навыков (7-й класс)
Тема урока: город.
Цель урока: учебная – формирование лексических навыков говорения (задачи: овладеть 12-ю новыми словами в сочетании с усвоенными ранее; усвоить ударение в сложных словах; учить оценивать чужое высказывание).
Речевой материал:
а) новые лексические единицы (указать);
б) лексические единицы для повторения (указать).
Ход урока:
1. 1 мин – «Прочтите следующие слова, обращая внимание на ударение».
2. 5 мин – «Придумайте предложения с этими словами».
3. 7 мин – Репродукция подготовленных дома диалогов о своей поездке в другой город.
4. 12 мин – Рассказ-беседа учителя, в процессе которого семантизируются новые слова.
5. 4 мин – Вопросо-ответное упражнение имитативно-репродуктивного характера в целях закрепления в памяти новых слов.
6. 8 мин – Запись микротекста с новыми словами (на слух).
7. 2 мин – Чтение данного микротекста, заранее написанного на переносной доске (попутный контроль записи).
8. 4 мин – Упражнение типа «Правильно ли это?» имитативного характера с целью усвоения новой лексики.
9. 2 мин – Вопросо-ответное упражнение репродуктивного характера с той же целью.
Можно ли назвать этот урок целостным? Думается, что нет. Несоразмерность его компонентов достаточно очевидна. Во-первых, неверное соотношение видов речевой деятельности: говорение – 20 минут (компоненты 2, 3, 8, 9 и половина 5), аудирование – 14 минут (компонент 4 и половина 5), чтение – 3 минуты (компоненты 1 и 7), письмо – 8 минут (компонент 6). При данной цели урока оптимальным было бы примерно такое распределение времени (оно указано в минутах).
Таблица 2
Вид деятельности | Ступень обучения | ||
начальная | средняя | старшая | |
Говорение | |||
Аудирование | 8–10 | 4-6 | 10–12 |
Чтение | 3–4 | 8–10 | |
Письмо | 6-8 | 5-6 | 2–3 |
Во-вторых, неправильно соотношение вспомогательных и основных действий, направленных на выполнение задачи – усвоить новые слова. Так, вспомогательные действия по семантизации и запоминанию слов занимают 22 минуты (компоненты 4, 6, 7), в то время как основные – только 10 минут (компоненты 5, 8, 9). Та же несоразмерность внутри отдельных задач. Скажем, в автоматизации 8 минут занимают действия имитативные (компоненты 5, 8 и 9) и лишь 2 минуты – репродуктивные. В говорении из 20 минут 7 – это говорение, подготовленное дома (новых слов там нет), 5 минут затрачено на придумывание предложений, где новые слова не используются, и только 8 минут посвящено автоматизации употребления слов.
По-видимому, на уроках формирования навыков вспомогательные действия не должны занимать в среднем более пятой (четвертой) части всего времени.
В-третьих, в схеме урока отсутствует такой инвариант, как создание атмосферы иноязычного общения.
Представим ход этого урока в должном виде:
1. 3 мин – речевая зарядка, которая готовит учеников к новой теме и дает общую установку на урок.
2. 6 мин – рассказ-беседа (речевая зарядка переходит в нее органично) о каком-либо городе, в процессе которого семантизируются новые слова.
3. 6 мин – «Послушайте, что говорит об этом городе ... и запишите его высказывание» (запись микротекста на слух).
4. 2 мин – «Прочтите это высказывание и проверьте, правильно ли вы его записали» (чтение микротекста на переносной доске).
5. 3 мин – вопросо-ответное упражнение имитативного характера (в нем использованы новые слова).
6. 6 мин – а) «Правильно ли это?» (подстановочное упражнение – 3 мин); б) «Продолжите мою мысль» (также подстановочное упражнение – 3 мин).
7. 2 мин – прослушивание словосочетаний, состоящих из сложных слов (для совершенствования правильного ударения) и новых слов.
8. 4 мин – «Выскажите какие-либо суждения об известных вам городах, используя эти словосочетания».
9. 3 мин – «Поинтересуйтесь чем-либо, связанным с моим высказыванием» (упражнение репродуктивного характера).
10. 4 мин – «Что вы думаете об этих городах?» (высказывания по картинкам по аналогии с микротекстом).
11. 6 мин – «А теперь расскажите о своих поездках» (ученики рассказывают то, что подготовили, однако учитель должен «провоцировать» их на использование новых слов. Этого можно добиться либо попутными вопросами, либо заданием «Представьте, что вы ездили в этот город»).
Как видно, целостность достигается не легко, она требует продумывания разных сторон урока. Но именно она вместе с целенаправленностью и другими качествами урока создает его логику.