Структура души и развитие личности
Хотя аналитическая психология известна широкому читателю прежде всего своими исследованиями коллективного бессознательного, проблема развития индивидуальности является важнейшей точкой ее практического приложения. Содействие процессу личностного роста и саморазвития, изучение и профилактика его искажений — вот основное содержание деятельности юнгианского аналитика. Цель психического развития, по Юнгу, — самореализация, этот процесс он называл индивидуацией и считал главной задачей человеческой жизни, ее смыслом.
Процесс индивидуации является восстановлением и развертыванием изначальной, потенциальной целостности индивида. "Я использую выражение "индивидуация" в следующем смысле: это есть процесс, возрождающий психологического "индивида", т.е. обособленное, нечленимое единство, некую целостность" (67, с. 197). Индивидуация формирует отдельного человека как существо, отличное от общей, коллективной психологии, поэтому она есть также процесс дифференциации. Однако неверно было бы понимать индивидуацию только как расширение сферы сознания, как развитие сознательной психики за счет уменьшения бессознательного, напротив, именно интеграция бессознательных содержаний составляет основу личностного роста. С этого тезиса, глубоко подтвержденного личным жизненным опытом, Юнг начинает свою автобиографию: "Моя жизнь — это история самореализации бессознательного! Все, что есть в бессознательном, стремится реализоваться, и человеческая личность хочет развиваться из своих бессознательных источников как единое целое" (57, с. 16).
Целью процесса индивидуации является становление Самости, обретение личностью целостности и гармонии.
Самость — центральный, организующий архетип личности, выражающий ее потенциал в максимальной полноте реализации. Самость объемлет сознание и бессознательное, ее развитие не имеет предела. Самость — это универсум, осознание которого будет всегда всего лишь приблизительным и неполным.
Индивидуаций Самости — это самоосуществление, путь к себе. Проникновение в собственную уникальную природу предполагает познание бессознательных сторон и свойств собственной души, интеграцию отдельных архетипов ее структуры. К их числу относятся Персона, Тень, Анима у мужчин и Анимус у женщин. Осознание и объединение этих архетипов вокруг Эго, сознательного Я личности, и является основным содержанием процесса индивидуации, причем каждому архетипу соответствует определенный этап последнего. Кроме того в процессе личностного развития происходит овладение деятельностью низшей (подчиненной) функции, которая воспринимается человеком как некая иррациональная сторона его собственной психической жизни. Индивидуация происходит при активном участии неосознаваемой (компенсаторной) установки, она предполагает идентификацию и интеграцию комплексов личного бессознательного. Личность учится управлять своими инстинктами, освобождается от власти их темной, архаичной стороны.
Пример сновидения молодой девушки (Екатерины Т.):
Я с несколькими подругами сижу у меня дома, на кухне. Мы что-то празднуем; уже полночь, и я тревожусь, чтобы шум не разбудил маму (в коридоре горит свет, работает магнитофон, наш попугай начал чирикать). Я закрыла дверь на кухню, но одна из девочек заговорила слишком громко. Делаю ей замечание, но она не слушает, и я начинаю злиться.
Кто-то подает мне черный круглый предмет размером с большую пуговицу и говорит, что такое выдали всем, закончившим курс магии. Я отвечаю, что на шее у меня уже есть крестик (потом почему-то — рыбий хвостик). И объясняю, что нет необходимости носить весь медальон целиком — ведь не ношу же я целую рыбу, а только хвостик. Тут я снимаю со шнурка на шее большую шпротину и делю ее между собравшимися.
Сон начинается ситуацией, имеющей отношение к проблемам социальной приспособленности Кати. Она принадлежит к относительно часто встречающемуся типу хороших, "положительных девочек" — послушна, исполнительна, скромна. Катя зависима от мнения окружающих, стремится всегда поступать как должно. Самым весомым авторитетом для нее, естественно, является мама — сновидение изображает внутренний конфликт, сопровождающийся гневом и раздражением (негативные, недопустимые чувства) в ситуации, когда мнения матери и социального окружения расходятся. Образы попугая и магнитофона — это типичные символы Персоны (они механически все повторяют). Естественно, что некоторые современные облики Персоны, одобряемые сверстниками, осуждаются матерью — для Кати это проблема.
Вторая часть сновидения более интересна. Здесь мы сталкиваемся с рядом символов архетипической природы: рыба и шар — символы Самости (также, как и крест). Для Кати Самость пока еще — нечто загадочное, непривычное, страшное и (где-то) опасное. Целостность существования, изображенная рыбой — это будущее, пока же есть только рыбий хвостик, да и если бы он превратился в целую рыбу ("большую шпротину"), сновидица спешит разделить ее между собравшимися.
В целом сновидение изображает потенциальную возможность индивидуации, к которой Катя еще не готова. У нее мощная, властная Персона, в сфере ценностей и жизненно важных решений царит материнский комплекс, а Самость (это ассоциация сновидицы в процессе толкования) воспринимается как черная метка, которую дают руководителю банды, если от него хотят избавиться. Речь идет о смене сознательной доминанты, которая страшит, пугает девушку. Бессознательное обращает внимание на то, что Катя в реальной жизни пытается найти компромиссный путь, обойтись частью (Самости) вместо целого: нет необходимости носить весь медальон целиком. Перед нами довольно категоричное послание: хватит стоять на месте, нужно идти вперед, хотя это и страшно и, скорее всего, небезопасно.
Архетип Самости, схватывающий тотальность души, парадоксален по своей сущности, ибо объединяет противоположности и выражает идею медиации, посредничества между ними. Индивидуация Самости есть архетипическое стремление координировать и соотносить противоположности, этот процесс подчиняется принципу энантиодромии. Энантиодромия ("бег навстречу") — психологический закон, согласно которому все рано или поздно переходит в свою противоположность. Этот закон отражает циклический характер самого процесса жизнедеятельности, вечное возвращение всего, что развивается, к своим истокам. В системе психики он определяет прежде всего взаимодействие сознания и бессознательного: "Энантиодромией я называю выступление бессознательной противоположности, притом именно во временной последовательности. Это характерное явление встречается почти повсюду, где сознательной жизнью владеет крайне односторонее направление, так что со временем вырабатывается столь же мощная бессознательная противоположность, которая проявляется сначала в виде тормоза (Hemmung) при сознательной работе, а затем в виде перерыва в сознательном направлении" (65, с.584).
Мифологической параллелью энантиодромии является сюжет Вечного Возвращения. Существуют два представления о природе времени — циклическое и линейное. Первичным является сакральное циклическое время, которое вечно возвращается к своим истокам. Все повторяется, любые процессы незаметно переходят в свою противоположность и в конце концов приводят в ту точку, из которой мы шли, — к началу начал. М.Элиаде, в работах которого миф о вечном возвращении изучен наиболее подробно, считает, что последний отражает универсальные космологические представления человечества, взгляды и теории, с помощью которых сознание преодолевает мысль о конечности собственного существования, бренности и смерти. Вот как пишет об этом Х.Л.Борхес:
...Историй всего четыре. Одна, самая старая, — об укрепленном городе, который штурмуют и обороняют герои. Защитники знают, что город обречен мечу и огню, а сопротивление бесполезно; самый прославленный из завоевателей, Ахилл, знает, что обречен погибнуть, не дожив до победы. Века привнесли в сюжет элементы волшебства. Так, стали считать, что Елена, ради которой погибали армии, была прекрасным облаком, виденьем; призраком был и громадный пустотелый конь, укрывший ахейцев. Гомеру доведется пересказать эту легенду не первым...
...Вторая история, связанная с первой, — о возвращении. Об Улиссе, после десяти лет скитаний по грозным морям и остановок на зачарованных островах приплывшем к родной Итаке и о северных богах, вслед за уничтожением земли видящих, как она, зеленея и лучась, вновь восстает из моря, и находящих в траве шашки, которыми сражались накануне.
Третья история — о поиске. Можно считать ее вариантом предыдущей. Это Язон, плывущий за золотым руном, и тридцать персидских птиц, пересекающих горы и моря, чтобы увидеть лик своего Бога — Симурга, который есть каждая из них и все они разом.
В прошлом любое начинание завершалось удачей. Один герой похищал золотые яблоки, другому удавалось захватить Грааль. Теперь поиски обречены на провал. Капитан Ахав попадает в кита, но кит его все-таки уничтожает; героев Джойса и Кафки может ждать только поражение. Мы так бедны отвагой и верой, что видим в счастливом конце лишь грубо сфабрикованное потворство массовым вкусам. Мы не способны верить в рай и еще меньше — в ад.
Последняя история — о самоубийстве Бога. Аттис во Фригии калечит и убивает себя; Один жертвует собой Одину, самому себе, девять ночей вися на дереве, пригвожденный копьем; Христа распинают римские легионеры.
Историй всего четыре, И сколько бы времени нам ни осталось, мы будем вечно пересказывать их — в том или ином виде...
Принцип энантиодромии является одним из основных механизмов сновидения. Чем более выражена односторонность и прямолинейность сознательной установки, определяющей стратегию жизнедеятельности личности, тем быстрее "бегут навстречу", т.е. в противоположном направлении, образы ее сновидений. Парадоксальные сны несут особенно важную информацию, поскольку пытаются направить сновидца на путь, утерянный сознанием, но обозначенный пунктиром бессознательных влияний. Вот пример такого сновидения:
Я с мужем на экскурсии в музее, музей очень большой (типа Эрмитажа), из нескольких зданий со множеством залов и этажей. Мы ходим и рассматриваем музейные редкости довольно долго, я чувствую усталость, но все же продолжаю ходить. Наконец мы попадаем в зал, который, по всей видимости, посвящен книгопечатанию. Это громадная комната с высоким потолком, стены сверху донизу превращены в книжный шкаф. Я прохожу в левый угол и взбираюсь на стремянку, чтобы достать книги с верхней полки. Там стоят роскошные издания, главным образом стихи, много книг с параллельными текстами на двух языках (так часто издают высокую поэзию). Я рассматриваю книги, иллюстрации в них (это черно-белые гравюры в духе Фаворского). Рядом со мной оказывается коллега, с которым в жизни я часто беседую о поэзии (И.Г.). Он стоит внизу, я показываю ему тексты и свободно читаю отдельные фрагменты на иностранных языках (в реальности это не так, я не знаю языков и очень сожалею об этом). Мне все нравится, хорошо, что в этом зале немноголюдно, никто не мешает.
Затем картина меняется, я оказываюсь на кафедре, где я работаю, но помещение другое. Мой муж (он же и мой начальник) говорит, что я должна провести вступительное собеседование с двумя абитуриентками. Я усаживаюсь возле окна (большое, во всю стену) и говорю, что буду беседовать сразу с обеими. В это время другие студенты начинают группами входить на кафедру, хотя их туда никто не приглашал. Я очень сержусь, требую, чтобы все они вышли, они не подчиняются, я сержусь еще сильнее и настаиваю на своем. В конце концов мне удается их выгнать, хотя некоторых приходится буквально выводить из помещения. В конце этой сцены я ужасно разгневана, и в таком состоянии начинаю проводить собеседование.
После этого я выхожу в коридор и вижу своего мужа, который разговаривает с каким-то стариком жалкого, совсем не благообразно-академического вида. Портфель старика стоит тут же, у двери в аудиторию, где читает лекцию (на факультете послевузовской подготовки) коллега И.Г., с которым мы разговаривали о поэзии в первой части сна. Я подхожу к портфелю (старик не смотрит на него, поглощенный разговором с моим мужем) и вынимаю оттуда толстую пачку денег (купюры по 10 гривен, я вижу очень четко потрет гетмана Мазепы, который на них изображен). Вторая сторона купюр совершенно чистая, белая, и я начинаю делать на них какие-то записи, в частности, расписание работы того самого музея, которое висит на двери, ведущей в аудиторию.. В это время там возникает какой-то шум. Входит мой муж, на нем серая шляпа (он вообще никогда не носил шляп), он проходит туда, где шумели, а И. Г. спускается с кафедры и идет к выходу, бледный и какой-то не в себе. Я спрашиваю у него, что случилось. Он отвечает: "Крыша поехала" (реальный И. Г. никогда жаргоном не пользуется). Я безмерно удивлена, просыпаюсь с чувством удивления, недоумения и спешу поскорее записать этот сон.
В сновидении Аллы Ц. отражена бессознательная компенсация сознательной картины течения ее жизни. Активная деятельность как способ существования замещена образом музея — чего-то статичного, постоянного, неизменного. Алла любит свою работу, хорошо преподает, много возится со студентами. В сновидении она выгоняет их с кафедры. Образ кражи контрастирует с гипертрофированной установкой на честный труд, к нему примыкает фигура Мазепы (символ предательства). Деньги, превращающиеся в чистую бумагу, отсылают к первому эпизоду сна, в котором Алла Ц. взаимодействовала со своей духовной сущностью Это "бег навстречу" суровой прозе жизни — необходимости зарабатывать деньги на жизнь.
Очевидно, ряд аспектов личности сновидицы, в первую очередь те, которые связаны с творчеством, духовной деятельностью и т.п., вынужденно подавляются ее Персоной. Серая шляпа во сне отражает неприемлемые для Аллы академические ограничения, на соблюдении которых, очевидно, настаивает спроецированный на фигуру мужа родительский комплекс.
Алле Ц. сорок лет. Как и любая женщина, она не хочет стареть. Иногда Алла ведет себя как женщина, не знающая своего возраста. Во сне ее раздражает фигура старика, она не хочет принятия новой идентичности, соответствующей возрасту. Считаешь себя молодой? У тебя, должно быть, крыша едет, — саркастически замечает энантиодромия сновидения. Тебе больше подходит Персона другого типа (Анимус в серой шляпе), но она пока кажется странной, неестественной. В этом сновидении много деталей, привлекающих внимание своей непонятностью — почти все они являются обращенными в результате "встречного бега" установками и мотивами Аллы Ц., инверсиями привычных для нее способов поведения и деятельности.
Самость как объединяющий принцип души управляет духовным существованием индивида, его судьбой. В восточной философии, интерес к которой Юнг пронес через всю жизнь, путь судьбы называется Дао. В Туи Ми Цзин"* ("Книга сознания и жизни") сказано: "Глубочайшая тайна Дао — это человеческая природа и жизнь". Дао как путь индивидуации, как сознательный способ интеграции психики, означает также "воссоединение с неосознаваемыми законами бытия", а цель этого воссоединения — обретение души, Самости. Постижение Самости не есть практический результат, это скорее полнота возможности понимания собственного предназначения.
Процесс индивидуации является длительным, сложным и болезненным, ибо включает не только созидание нового, но и разрушение, смерть старого, привычного (способа действий, самоощущения, системы отношений с близкими людьми). Душевный рост часто требует разрушительной работы внутри самых сокровенных глубин личности, и сновидения изображают это с предельной прямотой и нуминозной силой:
Я вижу свежевырытую могилу, возле нее холм земли. В глубине ямы виден полузасыпаный гроб. Неожиданно он раскрывается, земля как бы раздвигается, и из гроба вылетает черная доска. К ней прибит крест (подобно тому, как Христос был распят на кресте). Из тех мест, где вбиты гвозди, капает кровь. Доска с крестом медленно поднимается, парит в воздухе, кровь течет все сильнее. Я чувствую сильную душевную боль и просыпаюсь.
В этом сновидении символически изображена жизненная ситуация сновидицы (Н.), переживающей период бурного и активного личностного роста. Новая работа, требующая напряжения всех душевных сил, очень нравится Н. и вызывает у нее большой энтузиазм. В процессе своей профессиональной деятельности (важной и личностно значимой) Н. уже сильно изменилась, так что этого не могли не заметить ее родные и близкие. Не все они поддерживают Н. и считают ее нынешнюю жизнь разумной. Изменения в отношениях (с родителями, частично с мужем и друзьями) для Н. весьма болезненны, но отказываться от своего нового Я она не собирается. Сон изображает рождение новой Самости (крест, Иисус Христос — типичные символы Самости) из могилы прежней идентичности. Это больно и страшно, и сновидица чувствует душевную боль. Тем не менее она сознательно готова перенести неизбежные страдания, сопровождающие процесс индивидуации. Характерно, что вместо фигуры Христа в сновидении "распят" сам крест — четверичный символ Самости. Прежняя Н., веселая, привлекательная девушка, была личностью легкомысленной и поверхностной, а ее новая Самость обнаруживает совсем другие черты — зрелость, духовную глубину, целеустремленность и высокие интеллектуальные запросы. Такую Самость многие из прежних приятелей и родных Н. пока не принимают, и сновидение отражает душевную боль и переживания Н. по этому поводу.
В процессе индивидуации сознание каждый раз наталкивается на безграничную область коллективного бессознательного, разрушительное влияние которого необходимо как-то сгладить. В "Тайне Золотого Цветка" Юнг говорит, что сознательная воля не в силах с ним справиться, так что следует прибегнуть к символической стратегии совладания с бессознательным, дабы обеспечить целостность здоровой душевной жизни. "Необходимо обратиться к магии символа, который содержит в себе изначальные аналогии, соотносящиеся с бессознательным. Добраться до него и выразить его можно только через символы, из чего следует, что без символа процесс индивидуации никак не может произойти. Символ представляет собой примитивное выражение бессознательного, но в то же время это и идея, выражающая величайшие прозрения, на которые только способно сознание" (60, с. 128). В сновидениях очень часто фигурируют символы, относящиеся к развитию личности. Наиболее типичными из них являются образы Пути, Трансформации, Философского Камня (Lapis), цветка и колоса, ребенка и т.п. Иногда сюжет сновидения в той или иной мере совпадает с формой волшебной сказки: запрет, отлучка, вредительство и недостача, нарушение запрета, путешествие, волшебный помощник, магическое средство, бой с драконом,! переправа, огненная река и мост, освобождение царевны, трудные задачи, женитьба, апофеоз и трансфигурация героя. В.Я.Пропп показал, что в основе сказочных сюжетов лежат профанические рассказы о мистериях возрастных инициации, погребальных обрядов. Их бессознательным источником является процесс индивидуации. Рассмотрим последовательно основные стадии и этапы индивидуации и начнем с самого начала — в аналитической психологии считается, что таковым является работа с Тенью.