Анализ образов сновидения по А.Менегетти
Онтопсихология обладает собственным методом толкования сновидений. При интерпретации снов, считает Менегетти, нужно учитывать, что сон — это ответ на какую-то потребность личности, необходимость, которая заявляет, "кричит" о себе. Сон изображает то, что требуется субъекту, подлинную правду его жизни. Ткань сна подчиняется естественной логике, продиктованной телом и душой. Сновидению не интересна ни политика, ни культура, ни религия, важна лишь жизненная ситуация самого человека. Сон может быть интерпретирован только в контексте жизни личности и работы его Ин-се, а не на основе сознательных представлений, убеждений и т.п. Пример сновидения 33-летнего Т.:
Я вхожу в магазин и подхожу к прилавку, где продается мясо, хочу его купить. Продавец (крупный мужчина в белом халате) усиленно расхваливает сало, показывает его с разных сторон. Я покупаю сало. Обращаю внимание на то, как аккуратно продавец отрезает понравившийся мне кусок и нарезает его тонкими кусочками.
Незадолго до этого сновидения в жизни перед Т. встала проблема выбора — чем ему заниматься. Он выбрал хорошо оплачиваемую, но немилую работу, чтобы содержать семью, и надеялся, что у него будет оставаться время для занятий (бесплатных) любимым делом. Но так не получается, и у Т. растет недовольство, нервное напряжение, он пытается убедить своих друзей и близких, что на самом деле на своей работе он может быть творческим, самореализоваться и т.п. Сновидение же свидетельствует об обратном. Его денежная работа — это торговля, продажа себя. Мясо в онтопсихологии есть однозначно негативный символ (мертвое, получающееся из живого). Т. последовательно умерщвляет свое Ин-се, "отрезает" тонкие, аккуратные куски от своей подлинной сущности, чтобы накормить семью, иметь хорошее положение в обществе. И хотя в социальном плане деятельность Т. выглядит позитивной и похвальной, бессознательное упрямо твердит свою безжалостную правду: ты всего лишь мясник для своей самости, своего Ин-се. Все отговорки и доводы в пользу того, что выбранная работа хороша и важна (расхваливание сала) — слабое утешение для глубинных нереализованных потребностей, для фрустрированного Ин-се сновидца.
Жизнедеятельность человека есть явление природы в ряду себе подобных и, как онтический (исключительно внутренний) феномен, находит отражение в образах, возникающих в бессознательной психике. Проецируясь во внешнюю действительность, она является источником продуктов культуры и цивилизации — от шедевров архитектуры до привычных форм бытовых предметов, от музыки до социальных установок и религиозных обычаев.Имагогический анализ основывается на строго заданных семантических принципах расшифровки значения бессознательной символики образов, которые есть повсюду: в рисунке на рекламном плакате, в причудливом орнаменте, в музыкальной импровизации, в детской игре, в сюжете кинофильма, в восприятии пейзажа.
Создатель онтопсихологии воспринял и развил идею К.Г.Юнга о том, что все отношения между людьми, равно как и отношения человека с миром, суть отношения проективные. Сознание и бессознательное отбирают из окружающего мира информацию не случайно, не хаотично, а руководствуясь определенной логикой, логикой смысла.
Эта логика лежит в основе выбора образов, представляющих данный смысл в сновидениях, ее понимание дает правильное толкование сна.
В имагогическом анализе все объекты окружающей действительности — предметы, явления, люди, а также действия, процессы, свойства и состояния — имеют определенную семантику (значение), они характеризуются взаимосвязями и взаимозависимостями, возможностью сочетаний, а также направленностью. Сновидение отражает совокупность психических (ментальных), физиологических и биохимических процессов в организме, причем при анализе особый упор делается на психосоматике. Вообще биологизм является характерной особенностью трактовки психики у Менегетти, утверждающего, что "сон — это прежде всего правда органической жизни". Вот типичный пример толкования в рамках упомянутых представлений:
Я в незнакомом городе (Киев?), иду по улицам, захожу в какой-то дом. Вижу там своего брата, но он худой и маленький, как высохший. Долго разглядываю его, затем вылезаю по трубам через окно на улицу. Иду по дороге, захожу в театр, вижу там знакомую актрису. Она в балетном трико, показывает мне какие-то упражнения. Я разговариваю с ней, обнимаю и вижу, что у нее высохла грудь — зрелище страшное, неправдоподобное. Заканчиваю разговор и ухожу.
Сновидец — мужчина 33 лет, пытался изменить не удовлетворявший его привычный образ жизни и профессию, но это не удалось. Во сне символы города и дома относятся к прошлому и выражают стремление вернуться в него — к занятиям молодости (гастроли, театр). Дом персонифицирует значимые мысли и воспоминания, часть которых относится к следующему персонажу сна — брату. Брат в молодости был увлечен музыкой, литературой, вел интеллектуальную жизнь, был успешен, но затем в силу различных жизненных перипетий забросил любимые занятия и стал простым шофером. В сновидении брат, изменивший своим глубинным потребностям и подлинным интересам, похудел, "истощился" — иными словами, растратил себя по мелочам. Сновидец признал, что он много размышлял над судьбой брата и дал себе клятву не повторять его ошибок.
В данный момент, однако, на бессознательном уровне он делает почти то же самое. Сон говорит ему: беги (через окно), пока не поздно. (Окно в онтопсихологии — символ выхода, решения проблемы). Сновидцу пока это не удается.
Театр здесь символизирует неспособность, невозможность для сновидца жить чужой жизнью, это относится к безуспешным попыткам поменять род деятельности. Если состояние дел не изменится, грудь (позитивный символ добра, энергии, питания и жизненной силы) будет сохнуть, проблемы сновидца могут переместиться из психической сферы в соматическую. Сон предупреждает о потере сил, увядании, возможной болезни (в течение последнего года сновидец чувствует усталость и упадок сил).
Образы сновидения обязаны своим появлением неосознаваемому динамическому мотиву. Сновидение — это глубоко скрытая, недоступная для познания на уровне органов чувств (и потому нелогичная) действительность, в такой форме взывающая к сознанию и разуму. Многолетняя клиническая практика убедила Менегетти в том, что сновидение отражает реальное состояние внутренних органов, скрытые или только начинающиеся патологические процессы. Сон является своеобразным радаром, сообщающим сновидцу о неблагоприятной ситуации в отдельной системе органов или во всем теле. Хаотично сменяющие друг друга образы сновидения на самом деле несут информацию о динамике душевных и телесных изменений. Сон как бы предупреждает: будь бдителен, обрати внимание на работу своей печени или почек!
События, изображаемые в сновидении, могут иметь отношение к прошлому, настоящему или будущему. Так, ретроспективный ряд информирует о былых влияниях, повлекших за собой негативные изменения на бессознательном уровне. Вытесненный конфликт или психическая травма вызывают блокировку энергии* (Понятие энергии у Менегетти выступает не как метафора, а обозначает физическую реальность. Поэтому многие положения онтопсихологии, будучи сформулированы по аналогии с физическими законами, выглядят непроверяемыми, а это снижает авторитет подхода у серьезных ученых. С другой стороны, совершенно очевидно невысокое качество русских переводов его работ, в результате чего тексты в большинстве своем приближаются к "эталонным" образцам паранаучной рациональности.) в глубине организма, о чем индивид узнает через эмоцию: "Эмоция — это психическое присутствие, которое начинает соматизиро-ваться. Поскольку рациональный тип совладения невозможен, формируется шизофреническая или невротическая реальность, или реальность функционального либо органического невроза" (29, с. 177).
Большинство универсальных символов сновидения в онтопсихологическои интерпретации означают явный или скрытый намек на имеющиеся у сновидца отклонения или дефекты. Так, например, сны, в которых фигурируют катастрофы, беременность, больница, водоворот, инвалид, гребень, хищные животные и насекомые, кровь, разрушения, символизируют начало болезни, причиной которой является неизжитый психологический конфликт. Следует отметить, что в 90 процентах случаев онтопсихология относит причины заболевания к последствиям забытых эмоциональных травм.
Если сны с вышеупомянутой символикой появляются постоянно, Менегетти настоятельно рекомендует обратиться к психотерапевту (разумеется, желательно к онтопсихологу) или пройти обследование в онтотерапевтической клинике.
Возвращаясь к хронологическому аспекту интерпретации сновидения, заметим, что оно не всегда занято прошлым. Сны показывают и актуальную ситуацию организма, его функциональное состояние "здесь и теперь" и несут информацию о ближайших возможностях. Сновидение девушки:
Мне снится, что я иду по мосту в ясный солнечный день. Я перегибаюсь через перила (мост высокий) и вижу, что вода в реке чистая, в ней много рыбок (золотых и серебряных). Пытаюсь достать их рукой, у меня не получается — слишком высоко. Но я во сне не расстраиваюсь, думаю: еще успею.
В этом сне отражена специфическая ситуация сновидицы — она недавно вышла замуж, брак удачный и "престижный" в социальном плане (высокий мост). Жизнь представляется безоблачной, здоровье прекрасное (чистая вода, ясный день). Рыбки — золотые и серебряные — имеют устойчивую семантику свободных инстинктов, жизненности, здоровья, веселья. Фаллическая символика (рыба в онтопсихологии также символ полового акта) указывает на желание забеременеть, родить ребенка. Пока "это не получается, но я не расстраиваюсь — еще успею". Очевидно, здесь присутствует влияние социальных факторов (мост высокий). И действительно, многие молодожены не торопятся обзавестись ребенком именно потому, что хотят достичь большей социальной стабильности для своей семьи.