Как благотворительной организации
Вразных странах законы о благотворительности различны, поэтому отличаются и требования к регистрации. Рекомендуется найти дружественно настроенного и надежного юриста, который даст необходимые советы и обеспечит юридическую процедуру регистрации. Достаточно часто в дальнейшем он сохраняет верность центру, то есть продолжает поддерживать связь с ассоциацией, становясь ее почетным консультантом.
Составление бюджета
Необходимой частью любого плана является составление бюджета. Материальные запросы центра могут удовлетворяться не только финансированием, но и компенсироваться «натурой». В любом случае, важно, чтобы все затраты были учтены и проанализированы.
Учреждающая группа нуждается в человеке, который может рассчитать количество денег, необходимых для организации центра и поддержания его деятельности в течение одного года. Бюджет должен включать такие статьи, как затраты на рекламу для абонентов иволонтеров, организацию подготовительных курсов обучения, арендную плату за помещение и оплату коммунальных услуг.
Для потенциальных спонсоров необходимо иметь четко сформулированный бюджет; это побудит их предложить свою поддержку. Если ими вносятся пожертвования «натурой» (например, оборудованием или бесплатно предоставленным помещением), их следует указать в финансовом отчете в виде соответствующей суммы. В бюджете создаваемого центра должны быть отражены текущие расходы в течение первого финансового года.
Расположение помещения
Центр должен иметь комнаты для работы. Они могут занимать часть большого здания или отдельный особняк. В идеальном случае центр располагается:
► в географическом центре предполагаемой зоны обслуживания абонентов;
► в месте, способствующем как можно большей анонимности для клиента (посетители часто стесняются стоять у дверей центра и звонить; они могут бояться, что их увидят знакомые). Считается предпочтительным его размещение на боковой улице, вдали от главных дорог, или в здании, часто посещаемом людьми в силу повседневных дел);
► в месте, способствующем привлечению максимального числа посетителей; опыт показывает малую вероятность, чтобы таким местом оказались здания, принадлежащие религиозным конфессиям или группам;
► там, где посетители и волонтеры чувствовали бы себя в физической безопасности;
► в месте, куда легко попасть с помощью общественного транспорта или находящегося вблизи его остановок;
► в странах, где машина используется как основное транспортное средство — с удобной автостоянкой;
► так, чтобы не было арендной зависимости от недоброжелательных, назойливых и праздно любопытствующих людей.
Планировка центра
Как было указано, планировка и обустройство центра зависят от местных особенностей службы дружеской помощи. Количество комнат или эксплуатация площади, например, будут различными в зависимости от предполагаемого числа очных консультаций и требующегося количества телефонов.
Если имеется только одно неразделенное помещение и в нем проводятся все виды работы, то кризисный телефон должен располагаться как можно дальше от административной зоны или от посетителей, пришедших за очной помощью. Для отделения для кризисного телефона от зон, где проводятся остальные виды работ центра, следует использовать такие видимые барьеры, как перегородки, занавеси, доски объявлений и шкафы для хранения бумаг.
Ниже описывается то, что в идеальной ситуации считается необходимым для центра, оказывающего телефонную и очную консультативную помощь:
► отдельная, используемая только волонтерами телефонная комната;
► комната для посетителей, обеспечивающая уединенность и конфиденциальность;
► отдельный вход, ведущий в приемную комнату;
► комната отдыха и бытовые помещения для волонтеров;
► канцелярия;
► комната для собраний.
Центр должен располагать достаточной площадью, чтобы ее можно было разделить на отдельные комнаты с хорошим освещением, вентиляцией и отоплением.
Комната для работы телефонной службы — это место, куда вход разрешается только волонтерам. Она должна быть удалена от приемной для посетителей, чтобы легко поддерживать в ней спокойную обстановку. В ней располагаются кризисные и административный телефоны (для связи с дежурным супервизором, директором, службой скорой медицинской помощи, консультантами и др.), а также место хранения информации об абонентах. Ее площадь должна быть достаточной для размещения раскладной кровати ночного дежурного и одного-двух запасных стульев для волонтеров, работающих в комнате.
Комнаты для оказания очной дружеской помощи по возможности должны быть вблизи основного входа, чтобы обеспечить посетителям большую анонимность, уединенность и конфиденциальность. В них должны находиться стулья или кресла для волонтера и посетителя, кофейный столик, комнатные растения и т.п.
Приемная — комната ожидания. Это помещение должно быть уединенным, иметь уютный интерьер и располагаться у центрального входа.
Зона отдыха волонтеров. Помещение для отдыха, приема пищи и бытовые удобства волонтеров должны быть отделены от зоны для посетителей.
Административная зона. Помещения выделяются для директора, секретаря, казначея и других волонтеров, несущих административные обязанности. Это позволяет им работать, не нарушая основной функции центра. Их помещения оборудуются столами, стульями, печатными машинками, шкафами для документов, полками, досками объявлений, рекламными стендами.
Комната для собраний. Если позволяет площадь, то очень удобно иметь комнату для проведения занятий и собраний примерно на 25 человек, которая оборудуется стульями, столами и доской.