Глава 23. Сексуальные проблемы в телефонном консультировании
И бездна нам обнажена С своими страхами и мглами. И нет преград меж ей и нами: Вот отчего нам ночь страшна. Федор Тютчев
Обращения, связанные с сексуальной проблематикой, представляют серьезные затруднения не только для начинающих консультантов и могут приводить к растерянности и унынию. Эффективная помощь предполагает обязательное наличие знаний в этой области и соответствующих консультативных навыков.
Абонентов с сексуальными проблемами можно разделить на три типа: (1) ищущих и испытывающих недостаток в информации; (2) желающих получить консультацию; (3) мастурбирующих клиентов.
Информационные обращения являются наименее трудными. Их суть становится ясной с самого начала беседы. Абоненты могут интересоваться сведениями о венерических заболеваниях, СПИДе, абортах, применении противозачаточных средств или особенностями сексуальной ориентации. Следует дать необходимую информацию, о которой просит собеседник, и отослать в соответствующие службы для дальнейшей поддержки. Не рекомендуется решать конкретные сексуальные проблемы, в которых консультант чаще всего недостаточно компетентен.
В основе консультативных обращений лежит проблемная ситуация сексуального характера (сексуальные конфликты, дисгармония половой жизни, снижение потенции и т.д.). Многие абоненты обращаются, серьезно переживая свои проблемы, и хотят остаться неузнанными. Большинство бесед ведется с мужчинами или подростками, женщины редко обращаются за этой помощью. Работая с консультативными обращениями, важно не увлекаться сексуальными ценностями абонентов. Очень эффективным является использование активного выслушивания. После определения сущности обращения не следует забывать о квалифицированной отсылке. На ней не следует настаивать. Выбор остается за абонентом, но его можно поощрить к продуманным действиям.
Во время консультативных бесед приходится сталкиваться с немалым количеством мифов и предрассудков относительно сексуальной жизни. С ними часто оказываются связаны сексуальные проблемы собеседника. Обычно эти мифы являются деструктивными и приводят к длительной сосредоточенности на вопросах половой жизни, прежде всего сексуальной состоятельности. Это обусловливает ряд хронических эмоциональных переживаний (страх, неуверенность) и ведет к функциональной импотенции, а также к восприятию сексуальности как некоего неодушевленного механизма, отделенного от психики человека, что приводит к неспособности выражать или иметь по этому поводу какие-либо переживания и, в свою очередь, крайне затрудняет процесс консультирования.
Мифы, касающиеся сексуальной жизни, проявляются в виде широко известных комплексов, которые можно зафиксировать в ходе обращений.
Комплекс Алисы в стране чудес. Характерен для женщин, живущих грезами, фантазиями и мечтами. Богатое воображение рисует им сценарий сексуальной жизни, однако ориентация на него приводит к тому, что они живут одними ожиданиями встречи с желанным партнером. Воображаемой реальности всегда отдается предпочтение перед действительностью. Далеко не каждый партнер способен справиться с навязываемой Алисой ролью. В мужском варианте этот стиль жизни именуется комплексом Дон-Кихота.
Комплекс Титании. Довольно близок к предыдущему, представляя его крайний вариант. У женщин имеется жесткий воображаемый образ идеального мужчины. Поэтому в жизни предъявляются непомерные требования к партнеру. Чем сильнее его облик отходит от желаемого образа, тем больше он отвергаем или уничтожаем. Этот комплекс с возрастом может приводить к кризисным переживаниям и потере смысла жизни.
Близким к описанным двум является комплекс Золушки, характеризующийся большей, чем у Алисы, пассивностью. Активность завершается на этапе поиска встречи с возможным принцем. Этот комплекс в социуме и семье поддерживается мифом о неполноценности женщины. Поэтому Золушкам характерна низкая самооценка, страх потерять лицо, оказаться глупой или нескромной. Любое проявление активности дискредитирует ее и лишает свойственных ей привлекательных женственных качеств. Золушки часто отпугивают мужчин и поэтому проводят жизнь в растерянности, они постоянно сосредоточены на множестве своих мнимых недостатков, отчего нередко появляется чувство безысходности.
Комплекс Рыцаря-Развратника. Отношение к сексуальной жизни в этом случае у женщин является амбивалентным. Она хочет видеть в партнере, с одной стороны, воплощение мужественности, доверия и безопасности (рыцаря), а с другой — стихийность, грубую мужскую силу и неуемный темперамент (развратника). Соединить их в одном человеке может лишь редкий счастливый случай, в реальной жизни двойственная установка ведет к разделению партнеров. Этому феномену в мужском варианте соответствует комплекс Мадонны-Блудницы {Ангела-Проститутки). Он приводит к тому, что женщина воспринимается не как личность, а как объект. Секс разъединяется с любовью, поэтому влечение проявляется к отдельным частям тела, а в сублимированном варианте — к некому идеальному образу. То, что влечение вызывается антиподами, у мужчин ведет к серьезной дисгармонии сексуальной жизни.
Комплекс Мессалины отражает повышенную сексуальную возбудимость и потребность с предъявлением соответствующих требований к партнерам, которые часто меняются.
Комплекс «закрывающихся дверей». Возникает у женщин как проявление кризиса сорокалетних, если женственность полностью отождествляется с сексуальностью. Возрастающий страх перед утратой женской привлекательности и снижением сексуальной функции порождает провокационное поведение и всевозможные усилия сохранить уходящую молодость.
Комплекс кастрации. Свойственен женщинам с маскулинизированной психикой и соответствующим стилем поведения. Мужчины являются для них объектом пренебрежения или осмеяния и, прежде всего, бессознательной зависти. Для стиля сексуальной жизни характерны настолько высокие требования, чтобы партнер заведомо не смог их исполнять.
Комплекс Дон-Жуана. Стиль поведения состоит в том, чтобы завоевывать и обладать женщинами. В нем получил максимальное воплощение миф о мужественности, отождествляемой с простотой, физической силой и стремлением любым путем добиться успеха у женщин. Количество связей лишь внешне укрепляет мужскую значимость. За этим скрывается страх перед женщиной, отчужденность от ее переживаний или скрытая гомосексуальная ориентация. У женщин этот комплекс, часто внедряемый системой семейного воспитания, вызывает длительный страх перед сексуальными отношениями. Мужчина платит за этот комплекс автоматизацией половой жизни, неспособностью анализировать и спонтанно проявлять свои эмоции и, в итоге, снижением сексуальных возможностей.
Комплекс Отелло состоит, как хорошо известно, в патологической ревности. В его основе лежит сильный страх перед женщиной из-за ощущения неполноценности. Нередко он возникает у склонных к алкоголизации мужчин. Консультирование идей ревности является достаточно ответственным. Ревность является сложной эмоцией. Ей предшествуют неуверенность, опасение, дискомфорт, возбуждение, рожденные фундаментальным комплексом неполноценности. Она обязательно сопровождается мучительными сомнениями. Основное содержание ревности состоит в том, чтобы сохранить для себя значимый объект. Мысль о том, что эта «вещь» будет принадлежать другому, невыносима. Наличие реального соперника не имеет решающего значения — если его нет, он воображается или придумывается. Ревность оказывается тесно связанной с завистью. Ревнивый человек не только стремится иметь то, что имеет другой, но и одновременно желает, чтобы другой лишился этого. Это ведет к разнообразным фантазиям ревности, в которых ревнивец черпает удовлетворение.
Близким к нему является комплекс Леонта, который распространяет идеи ревности не только на жену, но и на детей, основное его содержание — неверие в собственное отцовство. Эти люди отличаются сутяжничеством и предпочитают решать сексуальные проблемы в медицинских учреждениях или юридических инстанциях.
Комплекс Тристана и Изольды. Характерен для партнеров, у которых добрачные отношения вызывают двойственные чувства — удовольствия и вины одновременно. Эмоциональное напряжение является обязательным фоном партнерства. Оно исчезает после заключения брака, поэтому удовольствие лишается прежней привлекательности и уходит интерес к совместной жизни.
Комплекс роковой женщины наделяет его обладательницу качествами соблазнительности, коварства, полной независимости, непредсказуемости поведения и безжалостности в отношении к мужчинам. Если роковое начало преувеличивается, то возникает комплекс женщины-ведьмы с явными демоническими качествами. В основе этого отношения у мужчин лежит глубокое неосознанное чувство страха перед женщиной (страх кастрации) и зрелой сексуальной активностью, которое сочетается с мечтательно-пассивным или негативным отношением к интимной жизни и скрытой гомосексуальностью.
Комплекс тоталитарной женщины. Порожден тоталитарным сознанием, которое видело в женщине революционерку, труженицу — рабочую лошадь, товарища-соратницу или героиню-общественницу. В этом комплексе отражено табу, наложенное на сексуальную жизнь в обществе. Этот комплекс приводит к хроническому эмоциональному напряжению из-за интенсивного вытеснения сексуального влечения и различным нарушениям сексуальных функций и поведения. Доминирование этих мифологических представлений обусловливает рост агрессивности, в частности сексуального насилия. Кроме того, жизнь женщины становится непосильной, ее подстерегает множество разочарований и конфликтов в семейных отношениях. Комплекс является актуальным и сегодня из-за роста феминистического движения и эмансипации женщины. В США он рассматривается как вариант аддиктивного поведения, для помощи при котором существуют группы подобные «АА» («Анонимные Суперженщины»).
Описанные комплексы и мифы сексуальной жизни входят в жизненный сценарий человека1. Работа с ними составляет предмет очной психотерапии, но и в телефонной беседе возможно отметить один или несколько так называемых «скриптовых сигналов» — высказываний или фрагментов поведения, по которым определяется характер сценария. У консультанта, как правило, нет возможности его детализировать, однако часто можно установить, пользуясь терминологией Э.Берна, принадлежность собеседника к победителям, не-побеждающим или неудачникам.
Победитель — это человек, который знает, что будет делать, если проиграет, но не говорит об этом («Я был не прав, стоит исправить это», «Теперь я знаю, что де-
1 Консультант, безусловно, нуждается в некоторых типологических ориентирах, но при слишком большом количестве и метафорическом характере они могут серьезно дезориентировать — уже хотя бы потому, что развращают консультанта, предлагая ему готовую схему переживаний и мотиваций абонента.
лать»). Неудачник не знает, что делать, если проиграет, но говорит о том, что будет делать, если выиграет. При наличии существенных причин для неудач он превращается в мученика, что является лучшим способом победить посредством поражения («Если бы только...», «Да, но...»). He-побеждающий всеми силами стремится сохранить существующее положение вещей («По крайней мере, я не... Спасибо, что не случилось...»).
Цель консультирования состоит в том, чтобы неудачник почувствовал в себе возможности не-побеж-дающего («едва заметные изменения»), а не-побежда-ющий увидел возможности стать победителем.
Мастурбирующий абонент представляет собой особую разновидность манипулятора. Это определяет принципы ведения телефонной беседы.
Она обычно начинается с многочисленных и весьма неопределенных вопросов типа: «Я хотел бы только поговорить», «Мог бы я побеседовать о чем-то таком...», «Не знаю, могу ли я сказать об этом», «Я смущаюсь», «Нельзя ли побеседовать с женщиной-консультантом?» и т.д. Их бывает настолько много, что нетрудно заметить некоторую неуместность или нарочитость. У консультанта может возникнуть важная догадка, что его хотят использовать. Осознав, не следует упускать это из вида. Иногда вместо неопределенного начала появляется чрезмерная ясность: собеседник сразу представляется. Может именовать себя подростком: «Мне семнадцать лет», спрашивает об имени консультанта или быстро начинает интересоваться его личными сведениями. Нарочитость повышенного внимания дополняется особыми колебаниями голоса: появляются шепотные интонации, он как бы говорит очень близко к уху или, наоборот, как находящийся на далеком расстоянии. Кроме того, в голосе могут совершенно отсутствовать эмоции. В используемых оборотах речи довольно часто звучит смущение и робость, постепенно становящиеся неестественными. Если беседа выходит на обсуждение какой-либо сексуальной проблемы, то нередки заявления о своем простодушии и наивности «в этих вопросах» либо отмечается склонность к описанию конкретных сексуальных деталей или использованию научных терминов, характеризующих половые контакты или гениталии. Попытки перейти к обсуждению чувств наталкиваются на противодействие, собеседник вновь возвращается к фактам или деталям. Он длительно колеблется или явно противодействует разрешению предложенной проблемы и по ходу беседы сопротивление становится все более очевидным. Осознание манипуля-тивных установок абонента наталкивает на подозрение, что голос консультанта используется для сексуального возбуждения. У многих это открытие вызывает возмущение, может оскорбить, расстроить или привести в панику. К этим чувствам следует быть готовым. Идентификация мастурбирующего абонента никогда не приносит эмоционального удовлетворения.
В такой беседе прежде всего следует сохранять контроль. Еще важнее твердость. Ее следует проявлять в противостоянии переходу обсуждения на сексуальные детали. Если подозрения, что абонент мастурбирует, переходят в уверенность, следует сказать, что он раскрыт, его цели ясны и без обсуждения завершить беседу: «Если у Вас есть какие-либо проблемы, я всегда готов(а) выслушать Вас, но, если вы хотите мастурбировать, наша служба не предназначена для этих целей». Это, пожалуй, один из исключительных случаев в телефонном консультировании, когда беседа прерывается сотрудниками службы на полуслове без каких бы то ни было извинений.
Сохранение контроля и твердости в подходе к мастурбирующим абонентам является залогом, что они не будут злоупотреблять службой и ее сотрудниками. После такого завершения беседы целесообразной является работа с супервизором над чувством вины за эти решительные действия или другими эмоциональными переживаниями.
Рекомендуемая литература
Берн Э. Секс в человеческой любви / Пер. с англ. М.: Братство, 1990.
Имелинский К. Сексология и сексопатология / Пер. с польск. Л.: Медицина, 1986.
Исаев Д.Н., Каган В.Е. Психогигиена пола у детей. Руководство для врачей. Л.: Медицина, 1986.
Кон И.С. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1988.
Кон И.С. Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви. М.: Олимп; Изд-во ACT, 1998.
Короленко Ц.П. Мифология пола. Красноярск, 1994.
Кэмерон-Бэндлер Л. С тех пор они жили счастливо. Простая и эффективная психотерапия сексуальных проблем и трудностей во взаимоотношениях. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1993.
Лев-Старович 36. Секс в культурах мира / Пер. с польск. М.: Мысль, 1991.
Лоуэн А. Любовь и оргазм / Пер. с англ. М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 1997.
Лоуэн А. Радость / Пер. с англ. Минск: ООО «Попурри»,
1999. Мэй Р. Любовь и Воля / Пер. с англ. М.: Рефл-бук; К.: Вак-
лер, 1997.
Некрасов С.Н., Возиликин И.В. Жизненные сценарии и сексуальность. Свердловск: Изд-во Уральск, ун-та, 1991.
Русский Эрос, или Философия любви в России. М.: Прогресс, 1991.
Сосновский А.В. Лики любви (Очерки истории половой морали). М.: Знание, 1992.
Фромм Э. Искусство любить. Исследование природы любви / Пер. с англ. М.: Педагогика, 1990.
Шерман Р., Фредман И. Структурированные техники семейной и супружеской терапии. Руководство. М.: Класс, 1997.