Теория и практика психологической помощи

ОГЛАВЛЕНИЕ

ТЕЛЕФОННОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ 3

ОТ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА 3

ПРЕДИСЛОВИЕ 5

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА ко второму изданию 7

Введение 7

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ И ТЕЛЕФОННАЯ ПОМОЩЬ: М.БУБЕР И М.М.БАХТИН ПРОТИВ Б.ПАСКАЛЯ И Г.-Г.ГАДАМЕРА1 7

Рекомендуемая литература 11

I ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕЛЕФОННОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ, ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ, ОБУЧЕНИЕ 12

Глава 1. История телефонной психологической помощи за рубежом 12

Рекомендуемая литература 17

Глава 2. Особенности телефонной психологической помощи в посттоталитарном обществе 18

Рекомендуемая литература 22

Глава 3. Основные принципы работы и этика телефонной помощи 23

Рекомендуемая литература 27

Глава 4. Модель обучения консультантов на основе опыта 28

Рекомендуемая литература 31

Глава 5. Феномен «сгорания» у телефонных консультантов 33

Рекомендуемая литература 35

Глава 6. Практика супервизии в телефонном консультировании 37

Рекомендуемая литература 42

Глава 7. Рекламная деятельность в службах неотложной телефонной помощи 43

Рекомендуемая литература 47

П. ПСИХОТЕХНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕЛЕФОННОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 48

Глава 8. Психология активного слушания 48

Таблица 8.1 Основные приемы активного выслушивания 50

Таблица 8.2 Различия между симпатией и эмпатией можно представить так 51

Рекомендуемая литература 54

Глава 9. Психология телефонного диалога 55

Рекомендуемая литература 61

Глава 10. Язык телефонного диалога 63

Рекомендуемая литература 67

Глава 11. Телефонный диалог и простые эриксонианские техники 68

Рекомендуемая литература 70

Глава 12. Психология регулярных («зависающих») абонентов 71

Рекомендуемая литература 74

Глава 13. Психология вербальной агрессии 75

Рекомендуемая литература 78

Глава 14. Беседа с агрессивным и манипулятивным абонентами 79

Рекомендуемая литература 81

Глава 15. Ошибки телефонного диалога и искусство его завершения 83

Рекомендуемая литература 86

Глава 16. Механизмы психологической защиты и телефонная помощь 87

Рекомендуемая литература 91

Ш. ЧАСТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕЛЕФОННОЙ ПОМОЩИ 92

Глава 17. Экзистенциальные аспекты консультирования 92

Рекомендуемая литература 96

Глава 18. Основы возрастной психологии и телефонная помощь 97

Рекомендуемая литература 102

Глава 19. Психология семейного конфликта 103

Рекомендуемая литература 107

Глава 20. Кризисные состояния 108

20.1. Психология острого горя (утраты) 108

Рекомендуемая литература 112

20.2. Абоненты, пережившие экстремальные ситуации 113

Рекомендуемая литература 117

20.3. Психология болезни и умирания 119

Рекомендуемая литература 121

20.4. Консультирование детей и подростков 123

Рекомендуемая литература 127

20.5. Психология и консультирование жертв сексуального насилия 129

Рекомендуемая литература 133

Глава 21.Суицидальное поведение 134

21.1. Суицидальное поведение в исторической ретроспективе 134

Рекомендуемая литература 145

21.2. Общие черты и особенности суицидального поведения 146

Рекомендуемая литература 153

21.3. Факторы, влияющие на суицидальное поведение, и группы риска 154

Рекомендуемая литература 163

21.4. Превенция, интервенция и поственция 164

Рекомендуемая литература 170

21.5. Биоэтика и самоубийство 171

Рекомендуемая литература 175

Глава 22. Проблемы аддикции 177

22.1. Алкогольные проблемы 177

Рекомендуемая литература 183

22.2. Проблемы употребления психоактивных веществ 184

Рекомендуемая литература 187

22.3. Игровая зависимость 188

Рекомендуемая литература 191

22.4. Компьютерная зависимость 192

Рекомендуемая литература 195

22.5. Религиозные и духовные проблемы 197

Рекомендуемая литература 204

Глава 23. Сексуальные проблемы в телефонном консультировании 205

Рекомендуемая литература 208

Глава 24. Телефонное общение с душевнобольными 209

Рекомендуемая литература 212

ПРИЛОЖЕНИЯ 213

Приложение 1. Как организовать центр консультативной телефонной помощи (на опыте «Befrienders International») 213

Приложение 2. Этическая хартия международной федерации служб неотложной телефонной помощи (ifotes) 222

СОДЕРЖАНИЕ (со старого сканированного текста) 230

Сканирование и OCR http://www.myword.ru/

На данный момент в библиотеке MyWord.ru опубликовано более 2000 книг по психологии. Библиотека постоянно пополняется. Учитесь учиться.

Удачи! Да и пребудет с Вами.... :)

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

А.Н. Моховиков

ТЕЛЕФОННОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

2-е издание, переработанное и дополненное

Рекомендовано Советом УМО по психологии в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальностям «Психология», «Клиническая психология»

МОСКВА

СМЫСЛ

УДК 615.851 ББК 53.5 М86

Моховиков А.Н.

М 86 Телефонное консультирование. — М.: Смысл, 2001. - 494 с. 2-е издание, переработанное и дополненное

Под редакцией и с предисловием доктора медицинских наук В.Е.Кагана

ISBN5-89357-104-5

В книге рассматриваются вопросы теории и практики те­лефонной психологической помощи как особого направления в психологическом консультировании. Особое внимание уде­лено психотехническим аспектам телефонного консультирова­ния и частным проблемам телефонной помощи.

Рекомендуется как практическое руководство для сотрудни­ков служб неотложной телефонной помощи — «Телефонов до­верия», студентам психологических факультетов, а также прак­тическим психологам, специалистам по социальной работе и су­ицидологам.

ISBN5-89357-104-5

© Одесский городской центр социально-психологической помощи детям, подросткам и молодежи, 2001 г.

© Издательство «Смысл», 2001 г.

© Ф.С.Сафуанов, оформление, 2001 г.

ОТ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА

Телефонная психологическая помощь — дело для на­шей страны новое. В 1989 г. во всем бывшем СССР ра­ботало не более десяти таких линий. Сегодня, по дан­ным Российской ассоциации телефонов экстренной психологической помощи (РАТЭПП), число таких ли­ний в России приближается к 220. Около 2500 их со­трудников (профессиональных психологов и волонте­ров) отвечают не менее чем на 1,5 миллиона звонков в год. Если очень условно принять среднюю продол­жительность разговора с абонентом за полчаса, это складывается в 31250 дней или 85,6 лет. На что же ухо­дит это время? Ради чего два человека по оба конца те­лефонного провода тратят самое дорогое, что у них есть, — часы и дни своей жизни?

Может быть, лучше всего на этот вопрос ответил один мальчик лет семи. В 1989 г. в Институте психоте­рапии и консультирования «Гармония» благодаря ини­циативе Е.С.Креславского был открыт «дважды первый» тогда еще в СССР (первый негосударственный и пер­вый для детей) телефон экстренной помощи. И пер­вый звонок был от мальчика, который сказал: «Я дома один. Мне так плохо и скучно. Я услышал по радио ваш телефон. Поговорите со мной немножко». Люди звонят, когда им плохо, и они нуждаются в собеседнике.

Телефонная психологическая помощь бесплатна и анонимна — поэтому ее сотрудники не могут предста­вить таких статистик, какие представляют, например, врачи: поступило столько-то больных с такими-то рас­стройствами, лечились так-то, вылечилось столько-то.

Но о необходимости и полезности таких служб доста­точно убедительно говорят и мировой опыт, и тот факт, что число служб и обращающихся в них людей продолжает расти, и — иногда — звонки абонентов, говорящих «спасибо» за то, что они продолжают жить, за помощь в разрешении каких-то проблем, за сохра­ненную семью или не превратившийся в войну на вза­имное уничтожение развод, — каждый за что-то свое (хотя чаще всего люди предпочитают, преодолев «по­лосу проблем», оглядываться на нее пореже).

Со 2 ноября 1953 г. — дня рождения телефонной пси­хологической помощи — прошло 45 лет, но до сих пор некоторые люди не могут принять ее, видя в ней лишь «новомодный выверт» или признак угрожающего рас­пада межчеловеческих связей и культуры. Между тем, речь идет не о распаде, но как раз наоборот — об адап­тации к новым условиям человеческой жизни, связан­ным с нарастающим ускорением ее темпов и все уве­личивающимся многообразием, то есть как раз с тем, о чем человечество мечтало, сочиняя сначала сказки, а потом фантастические романы, большинство из кото­рых предупреждало (но мы не хотели или не умели ус­лышать), что в воплощающихся мечтах и сбывающих­ся сказках проблемы не исчезнут, а сменятся другими. Одной из таких проблем представляется возрастающая свобода выбора в уплотняющемся, ускоряющемся, ус­ложняющемся и все более многообразном мире. Элвин Тоффлер называет реакцию на столкновение с призна­ками наступающего будущего «культурным шоком», или «футурошоком», но при необходимости дать явле­нию эпонимическое наименование я бы назвал его «синдромом старика Хоттабыча». Подобно этому пер­сонажу, мы теряемся, пугаемся, тревожимся перед ли­цом непривычного будущего, ставшего настоящим. Но было бы ошибкой сочинять новую сказку о том, что человек и человеческие отношения не меняются на ус­коряющихся путях цивилизации и можно получить все ее прелести, оставаясь прежними и сохраняя прежние стереотипы отношений. Ответом на осознание несбыточности таких сказок стали многие явления и процес­сы, особенно ярко проявившиеся в послевоенное время от рождения гуманистической психологии до «экспансии психотерапии во внеклиническую среду» и появления организационной терапии, пасторского консультирования, ко-консультирования и, в том чис­ле, телефонного психологического консультирования.

Литературы на эту тему пока немного. Начиная с 1992 г. выходит журнал «Вестник РАТЭПП», выпуще­но несколько небольших переводных пособий, теле­фонные службы обмениваются своими материалами. Но в основном приходится обращаться к литературе по психологическому консультированию и психотерапии, преломляя ее через призму специфики телефонного консультирования. Между тем, потребность в «своей» литературе растет по мере развития дела, углубления его профессиональной рефлексии и включения в него все большего количества волонтеров, не являющихся про­фессиональными психологами. Уменьшению сущест­вующего пробела и служит эта книга нашего украинс­кого коллеги.

Никоим образом не предваряя мнения читателя, дол­жен заметить, что она, во-первых, не является полным и исчерпывающим руководством по телефонному кон­сультированию, а во-вторых, как замечает в предис­ловии сам автор, не избегает дискуссионных положений и не претендует на непогрешимость. Читателя, склонного видеть в печатном тексте свод заповедей и истин, это может разочаровать. Но кто-то откроет для себя возмож­ность диалога и дискуссии — мысленных или в так или иначе организованном общении с автором.

Трудно не согласиться с утверждением автора о мно­жественности подходов к телефонному консультирова­нию. В одних фигурой гештальта консультирования яв­ляются классифицируемые проблемы у классифицируе­мых людей, а способы построения диалога — средством, своего рода техническим фоном. Другие, наоборот, со­средоточены больше на технической стороне. Для треть­их главной фигурой консультирования оказывается уникальность встречи этого консультанта с этим абонентом в это время по этому поводу — уникальность, по от­ношению к которой классификации и технологии пред­стают фоном: проблемы можно классифицировать, тех­нологии — выбирать, развивать и совершенствовать, но по отношению к абоненту действует правило О.Ман­дельштама: «Не сравнивай — живущий несравним». Чет­вертые видят эти три подхода как ступени профессио­нального роста, дискутируя по поводу того, в каком порядке располагаются эти ступени. В конечном же ито­ге консультант, как и психотерапевт, работает собой — без этого телефонное консультирование можно было бы перепоручить компьютерному центру. Возможно, эти мои соображения не бесспорны. Но именно они удер­живали меня как редактора от вмешательства в логику и взгляды автора, от подтягивания их к некоему «об­щему знаменателю», действительная общность которого для меня весьма сомнительна. Вместо этого, там, где мне представлялось необходимым, я делал сноски, вступая с автором в диалог, к которому он приглашал, иногда дополняя, иногда уточняя, иногда дискутируя, иногда привлекая внимание читателя к альтернативным подхо­дам и точкам зрения. Хочу надеяться, что это не поме­шает читателю и будет воспринято им как приглашение к диалогическому чтению, помогающему сделать из ле­жащей перед ним книги для всех — книгу для себя.

Докт.мед.наук В.Е.Каган

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящая монография — первое в Восточной Евро­пе руководство по теории и практике телефонной пси­хологической помощи. Она впервые увидела свет семь лет назад (Киев: Academpress, 1994). Однако интенсивное раз­витие этого направления психологического консультиро­вания заставило существенно переработать и дополнить текст первого издания. Читатель, знакомый с ним, в сущ­ности, встретится с новой книгой.

В последние десятилетия неотложная помощь и пси­хологическое консультирование по телефону получили широкое распространение во многих странах мира. Те­лефонное консультирование, к которому по праву мо­жет быть применено определение великого Мартина Бубера — «исцеляющая встреча», уверенно занимает достойное место в психологической практике, интег­рируя в своей деятельности современные знания и под­ходы прикладной психологии, психиатрии, различных направлений психотерапии и социальной работы. На­ходясь на пересечении этих сфер, оно является само­стоятельным направлением со своей спецификой эти­ческих подходов и принципов организации, характер­ным спектром психологических проблем и методов консультирования нуждающихся.

Поскольку неотложная телефонная помощь в стра­нах СНГ интенсивно развивается только в последние годы, существенной проблемой является подготовка и повышение квалификации консультантов служб. Нема­лый опыт в этом деле принадлежит Российской ассо­циации телефонов экстренной психологической помощи (РАТЭПП). Важным шагом в решении проблемы является обеспечение этих служб руководствами и мето­дическими рекомендациями по отдельным проблемам телефонного консультирования. Эта книга призвана за­полнить познавательную брешь и помочь освоению тео­рии и практики телефонной психологической помощи.

Как построена книга? Особое внимание уделено осо­бенностям оказания телефонной помощи в условиях посттоталитарного общества, принципам работы и эти­ке служб, а также различным аспектам психологии те­лефонного диалога. Специальные разделы построены традиционным для психологического консультирования образом — в соответствии с типовыми обращениями абонентов. Существенное место отводится консультиро­ванию саморазрушающего поведения, прежде всего, различного рода суицидальных тенденций. Наряду с из­ложением теоретических аспектов психологии типич­ных проблемных ситуаций, важное место отводится практическим аспектам консультирования. На примере конкретных обращений автор стремился показать, ка­ким образом можно наиболее эффективно использо­вать «дружескую помощь», элементы экзистенциаль­ной, эриксонианской, гештальт-терапии, трансактно-го анализа и нейролингвистического программирования. Подробно изложить все подходы в рамках одной кни­ги невозможно, да и не представляется необходимым для повседневной работы телефонных консультантов, оказывающих, в основном, первую психологическую помощь. Будучи первой монографией в этой области, книга, очевидно, не лишена недостатков. Ряд положе­ний носит дискуссионный характер, что имеет целью привлечь внимание читателя к альтернативным моделям психологического консультирования. Автор будет при­знателен за конструктивные замечания и предложения коллег.

Эта книга так бы и осталась на этапе привлекатель­ного замысла, если бы не многолетний самоотвержен­ный труд всех консультантов Одесского «Телефона до­верия» («Одесских самаритян»), доброжелательная настойчивость и бескорыстная поддержка директора Одес­ского центра социально-психологической помощи де­тям, подросткам и молодежи Леопольда Мендельсона, проведшего немало часов за набором текста рукописи. Автор приносит искреннюю благодарность Борису Хер­сонскому, директору колледжа «Социум» (Одесса) за дружеские советы и предложения, а также благоприят­ную возможность читать систематические курсы по те­лефонному консультированию, положенные в основу монографии. Также с благодарностью автор вспомина­ет Александра Яременко, директора Института проблем молодежи (Киев), чьей прозорливости обязано появ­ление первого издания книги.

Автор прекрасно отдает себе отчет в том, что это ис­следование было бы невозможным без неоценимого вклада Ольги Донец (Одесса), неустанный труд кото­рой сделал доступным многие зарубежные материалы по телефонному консультированию.

Идея книги, по-видимому, осталась бы неосуществи­мой без уникальной возможности воспользоваться опы­том работы «Линий Жизни» в Окленде (Новая Зелан­дия) и творческими озарениями их директора Брюса Мэки; «Международных кризисных линий» и их пре­зидента Мэри Фрэнсис Сили, давших мощный импульс развитию служб телефонной помощи в России и на Украине. Целому ряду интересных мыслей и продуктив­ных находок автор обязан памятным беседам с профес­сором психологии Иудейского университета в Иеруса­лиме Тамар Крон, директором службы «Ричаут» Карен Истер (США), одним из старейших волонтеров англий­ского движения «Самаритяне» Норманом Кейром (Ве­ликобритания).

Общение и плодотворное сотрудничество с корифе­ем современной суицидологии профессором Эдвином Шнейдманом (США), исполнительным директором Американской ассоциации суицидологии доктором Лан-ни Берманом и другими американскими специалиста­ми, работающими в сфере превенции самоубийств (Норманом Фарбероу, Генри Сейденом, Кристофером Лукасом, Терри Малтцбергером, Карен Данн-Мексим, Ричардом Стилихой), а также коллегами по Междуна­родной ассоциации профилактики самоубийств — Данутой Вассерман (Швеция), Армином Шмидтке (Германия), Айри Вярник (Эстония), Унни Билле-Браг (Дания), Вандой Скотт (Великобритания), Хашитомо Такагаши (Япония), Александром Ботсисом (Греция) способствовало появлению многих страниц этой кни­ги, посвященных различным аспектам суицидального поведения.

С сердечной теплотой автор вспоминает основателя Всемирного движения телефонной помощи Чада Вару (Великобритания) и президента Международной федера­ции служб неотложной телефонной помощи Тео ван Ой-пена (Нидерланды), вице-президента Федерации «Ино-чино Денва» (Япония) Юкио Сайто, президента Польс­кого товарищества телефонов доверия профессора Гражину Швентецку и ее соратников (Иренеуша Кафли-ка, Терезу Михаляк, Адама Клодецкого, Кристину Эндер), телефонных консультантов Швеции (Олле Маделанда), Венгрии (Илону Шаги), Югославии (Славицу Селякович-Буршич), Швейцарии (Сюзетт Эглофф), Великобрита­нии (Криса Холлиса) и многих коллег из других стран, чей живой интерес, благожелательность и поддержка не только позволили автору понять глобальные, мировоз­зренческие аспекты телефонного консультирования, но и давали необходимый заряд душевной энергии для про­должения работы.

Моей матери, несомненно, принадлежит пальма пер­венства в создании режима наибольшего благоприятство­вания при работе над этой книгой.

Автор выражает искреннюю признательность многим российским и украинским коллегам — Евгению Крес-лавскому (Санкт-Петербург), Елене Лешуковой (Мос­ква), профессору Анатолию Чуприкову (Киев), Сергею Горину (Канск), профессору Цезарю Короленко (Но­восибирск), Михаилу Антоненко (Запорожье), профес­сору Владимиру Миневичу (Томск), профессору Алек­сандру Коробову (Симферополь), профессору Виктору Кагану (Санкт-Петербург), Даниилу Хломову, Еле­не Калитеевской (Москва) и профессору Александру Фильцу (Львов) за неоценимую возможность познако­миться с их идеями и обратиться к их уникальному профессиональному опыту при подготовке нового из­дания книги.

В заключение нельзя не упомянуть, что монография выходит в свет благодаря инициативе и энтузиазму ди­ректора издательства «Смысл» Дмитрия Леонтьева, чье доброжелательное содействие автор высоко ценит.

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА ко второму изданию

После выхода в свет первого издания этой книги не прошло и двух лет, однако весь тираж разошелся, и от издателей поступило предложение переиздать работу в связи с заявками, продолжающими поступать в издатель­ство. Этот факт свидетельствует о несомненном интересе читателей и, очевидно, о дальнейшем развитии и расши­рении сети служб неотложной телефонной помощи в России и Украине, что не может не радовать автора.

Во втором издании сохранилась структура книги. Пе­реработаны и дополнены главы, посвященные суици­дальному поведению, психологии телефонного диалога, острого горя, экзистенциальным аспектам консультиро­вания и телефонному общению с душевнобольными. Вниманию читателя предложены новые главы, касающи­еся практики супервизии в службах неотложной телефон­ной помощи, консультированию абонентов с компью­терной и культовой зависимостью. Пересмотрена и об­новлена рекомендуемая литература.

Автор продолжает надеяться, что его не оставят в покое конструктивные замечания и предложения кол­лег, которые стоит направлять по адресу: г. Одесса 65026 а/я 74 г. Украина или по электронной почте [email protected].

Введение

Таблица 8.1 Основные приемы активного выслушивания

ПРИЕМЫ ЦЕЛИ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИМЕРЫ
ПООЩРЕНИЕ Продемонстри­ровать заинтере­сованность Поддерживать у собеседника стремление к рассказу Не надо соглашаться или не соглашаться с тем, что Вы слышите. Используйте благожелательный тон и уклончивые слова Я понимаю... Угу... Это интересно
ПОВТОРЕНИЕ Показать, что Вы слушаете и заинтересованы Показать, что Вы улавливаете факты Повторяйте основные мысли собеседника, подчеркивая важные факты Если я правильно понимаю, Вы считаете... Другими словами, Вы решили...
ОТРАЖЕНИЕ Показать, что Вы слушаете и заинтересованы Показать, что Вы понимаете чувства собеседника Отражайте ведущие чувства собеседника Вы чувствуете, что... Вы были сильно этим встревожены..
ОБОБЩЕНИЕ Собрать воедино все важные мысли, факты и т.п. Заложить основу для дальнейшего обсуждения Повторяйте, отражайте и обобщайте основные мысли и чувства Похоже, из того, что Вы сказали, самое главное... Если я правильно понимаю, Вы испытываете по этому поводу...

1. Поощрение. Оно должно быть минимально выражен­ным и недирективным. Эта реакция необходима для того, чтобы донести до абонента заинтересованность слушате­ля и стимулировать продолжение диалога: «Я понимаю», «Угу...», «Это интересно...», «Пожалуйста, продолжайте...», «Что вам еще хотелось бы рассказать?», «М-да...», «Ммм...». Поощрение не должно показывать отношение консультанта, его согласие или несогласие, а только за­интересованность и расположение к абоненту. В очном психологическом консультировании ситуация является противоположной — для одобрения достаточно невер­бальных действий: улыбки, доброжелательного кивка, касания руки или благожелательного наклона.

2. Повторение или переформулировка. Повторение — это воспроизведение того, что сказал абонент, перефор­мулировка — попытка сказать то же самое, но другими словами. В последнем случае следует опасаться, что мо­жет измениться смысл сказанного. Поэтому переформу­лировать лучше в виде вопроса, тогда абонент не будет лишен возможности исправить консультанта, а консуль­тант сможет лишний раз проверить правильность сделан­ного словесного построения. Обычно повторение после­днего слова или фразы содержит в себе согласие, одоб­рение собеседника. Каким бы это ни казалось простым, банальным или даже утомительным, но повторение и переформулировка без дополнительной интерпретации являются одним из самых лучших способов тренировки способности слышать все, что было сказано, и получать от абонента обратную связь о взаимопонимании. Следу­ет учесть, что активность слушания, естественно, колеб­лется в процессе беседы («ровно плавающее внимание» по Фрейду) и что-то из сказанного можно пропустить или отвлечься. Поэтому лучше еще раз переспросить, с тем, чтобы быть уверенным в правильности понятого и дать возможность собеседнику ощутить вас вновь как за­интересованного слушателя.

3. Отражение (или рефлексия). Отразить — значит определить ведущие чувства или отношения, о которых абонент может и не сказать, но которые лежат в кон­тексте его слов. Отражающий консультант становится своего рода зеркалом и может показать абоненту то, чего тот сам в себе не замечает. Для этого необходимо слушать не только слова, но и тон, модуляции, эксп­рессию и манеру говорить. Отражение соответствует действительности, если консультант может поставить себя на место собеседника. Важно получить от абонен­та по возможности полную информацию и добиться, чтобы он поверил консультанту, а затем уже выходить за рамки того, что он сообщил. Когда консультант улав­ливает, о каком чувстве умалчивает собеседник, ему обычно нетрудно сообщить, что он понял, в чем дело. После этого доверие собеседника, как правило, еще больше возрастает.

4. Обобщение. Этот прием позволяет суммировать то, что было сказано. Как правило, взволнованный или потрясенный человек может и не заметить, что в ходе беседы уже было рассмотрено несколько вариантов раз­решения проблемы, или, более того, консультант вме­сте с ним уже двигается во вполне определенном на­правлении, или же сам собой напрашивается какой-либо резонный вывод. Фокусируясь на этом в ходе обобщения, консультант помогает абоненту понять себя и подвести к той точке, в которой он будет готов принять собственное решение.

Активное слушание изменяет не только собеседни­ка, что является его основной целью. Исподволь нечто подобное происходит и с консультантом: он тоже на­чинает изменяться, как только к нему приходит пони­мание другого человека, становится открытым по от­ношению к абоненту. Его личный опыт обогащается пе­реживаниями другого, и это является благоприятной возможностью для собственных изменений.

Активное слушание в процессе телефонного диалога может происходить с позиций симпатии или эмпатии. Это довольно близкие формы отношений, возникаю­щих между абонентом и консультантом, но вместе с тем имеющие ряд существенных различий.

Симпатия возникает между людьми, если они обна­руживают параллельность, сходство своих переживаний и чувств других, порождает особую вовлеченность в конкретные человеческие ситуации, диктуя сохранение к ним по преимуществу субъективного отношения. Вместе с тем, испытывая симпатию к кому-либо, человек остается полностью осознающим свое собствен­ное Я, свою идентичность. Уделяя внимание сходству между чувствами, симпатизирующий консультант все время как бы идет с собеседником параллельным кур­сом, не переходя личностных границ. Субъективность симпатии проявляется и в том, что консультант не ис­следует чувств абонента, допуская, что они идентичны или сходны с его собственными. (см. табл. 8.2)

Таблица 8.2 Различия между симпатией и эмпатией можно пред­ставить так

СИМПАТИЯ ЭМПАТИЯ
Вы сосредоточены на параллельности ваших собственных чувств и переживаний абонентов Вы сосредоточены на чувствах и ситуации абонента
Вы уделяете внимание сходству между вашими чувствами и тем, что испытывает абонент Вы «испытываете» то, что испытывает абонент
Вы не переходите рубежи параллельности ваших чувств Вашей целью является понимание абонента
Вы не исследуете других чувств абонента, поскольку вы допускаете, что они идентичны вашим собственным Вы не столь сосредоточены на себе, на вашей собственной идентичности, поскольку входите внутрь ситуации абонента

Главной чертой эмпатии является реальное эмоцио­нальное присутствие консультанта: абонент должен на­чать чувствовать, что другой человек стремится встать на его место, понимает его меняющиеся переживания (страх, гнев или застенчивость), сочувствует ему. При эмпатическом слушании консультант сосредоточивается на чувствах абонента, порой едва осознаваемых, и ста­рается испытать то, что тревожит и волнует абонента, чтобы понять подлинную ситуацию. Ощущение парал­лельности исчезает, и консультант входит внутрь ситуа­ции, описываемой абонентом, начинает временно жить жизнью другого, не испытывая предвзятости, назидания или благодушия. Карл Роджерс, определяя эмпатию, придавал также особое значение проникновению в смысловые оттенки внутреннего мира другого.

Процесс эмпатии очень сложен. Консультанту шаг за шагом путем частого обращения и слушания отве­тов приходится осваивать язык другого, видеть мир как бы его глазами, слышать его ушами, ходить по земле в его обуви, то есть всей своей сущностью чувствовать, что значит быть этим конкретным абонентом, жить его жизнью и проблемами, но без потери ощущения «как будто». В этом проникновении и состоит главное отли­чие симпатии от эмпатии и, с другой стороны, от отождествления (идентификации).

В западных руководствах по телефонному консуль­тированию можно прочесть об особом личностном эмпатическом типе человека, склонном по преимуществу к эмпатии, поэтому как бы предназначенному судьбой для активного слушания. Ему можно поверить тайны. Зачастую он может исповедовать ценности, весьма от­личные от ваших, но никогда не осудит вас за то, что вы живете по-другому. Его трудно шокировать или при­вести в замешательство, но он тонко и чутко, без осо­бых затруднений поймет чувства другого. Его не при­ведут в смущение слезы собеседника. Эти люди не склонны наставлять и проповедовать. В нужный момент они напомнят о собственных силах собеседника, кото­рых достаточно, чтобы вывести из сложной жизненной ситуации. Абонент для них всегда взрослый человек, имеющий неотъемлемое право на собственное мнение и свободу выбора. Им свойственно ощущение безопас­ности, они не боятся спросить собеседника о чувствах и уважают его мужество и достоинство. Хотя зачастую то, что доверяется им, отнюдь не заставляет их испы­тывать состояние душевного комфорта, тем не менее они всегда постараются понять, что именно эти чув­ства или ситуация значат для клиента. Эмпатическая личность всегда остается верной своим обещаниям. К.Роджерс писал: «Он проницательно улавливает смысл состояния, переживаемого пациентом в данный конк­ретный момент, и указывает на этот смысл, чтобы помочь ему сконцентрироваться на нем и побудить к дальнейшему более полному и беспрепятственному переживанию» {Роджерс, 1984).

Понятие «эмпатия» родилось в недрах психоаналитической школы. Один из влиятельных истолкователей З.Фрейда Шандор Ференци утверждал, что в отношениях между психоаналитиком и пациентом нет и не может быть нейтральности, на чем настаивал его учитель. Между ними возникают реальные эмоциональные отношения. Их сравнивают с отношениями слияния и симбиоза, устанавливающихся между матерью и младенцем на архаическом доязыковом и досимволическом уровне. Сам Ш.Ференци в своей работе как психоаналитик стремился к реальному контакту, участливому отношению к страданиям пациентов. В русле этого подхода и сформировалось обсуждаемое понятие эмпатии, означающее реальное эмоционально-аффективное присутствие аналитика: пациент должен чувствовать, что аналитик стремится встать на его место, понимает его реакции, сочувствует ему. С помощью эмпатии удалось расширить традиционные рамки психоаналитической терапии, в частности, начать лечение «пограничных случаев» и психозов, истоки которых скрыты в обстоятельствах индивидуального развития на доэдиповой стадии2.

2 Понятие эмпатии неоднозначно (Психологический словарь. М.: Педагогика, 1983; Психология: словарь. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1990; Reber A. Dictionary of Psychology. London; New York; Toronto: Penguin Books, 1995). За введенным Э.Титченером термином эмпатии сегодня различают: (1) когнитивную эмпа-тию, базирующуюся на познавательных механизмах; (2) основанную на механизмах пракции и подражания эмоциональную эмпатию; (3) предикативную эмпатию как способность предвидеть эмоционально-аффективные реакции человека в той или иной конкретной ситуации; (4) эмпатию как переживание тех же чувств и состояний, что и другой человек; (5) эмпатию как сочувствие — переживание своего эмоционального состояния по поводу чувств другого человека. Э.Титченер подчеркивает в качестве условия эмпатии наличие эмпатической способности, которая уже в первые часы после рождения достоверно выше у девочек (вероятность ошибочности такого заключения 1:64000) и снакоплением жизненного опыта у женщин несколько снижается, а у мужчин — наоборот (эти данные суммированы в книге Исаев Д.Н., Каган В.Е. Психогигиена пола у детей: руководство для врачей. Л.: Медицина, 1986). В качестве важного отличия процессов эмпатии от других видов понимания указывают на слабость рефлексивной стороны этого процесса и его замкнутость в рамках непосредственного опыта. Автор обозначает термином «эмпатия» воспринимаемое клиентом эмоционально-аффективное присутствие консультанта, то есть некий рефлектируемый консультантом психотехнический комплекс, которым консультант пользуется в работе. Не посягая на право автора прибегать к собственной интерпретации, считаю необходимым подчеркнуть ее отличие от принятого понимания. Как представляется, снятию возможных при этом разночтений способствовало бы обращение к принятой терминологии, различающей соотносимое с симпатией рефлексивноеслушание и соотносимое с эмпа-тией — эмпатическоеслушание как техники консультирования.

Уже в течение многих десятилетий не только психоаналитики обращаются к эмпатии. В основе ее использования в психоанализе лежит мысль о том, что психические расстройства вызваны вовсе не конфликтом, а нехваткой эмоционального тепла в раннем возрасте. Последователи Ш.Ференци, практикующие эмпатичес-кий психоанализ, убеждены в том, что цель психоаналитической ситуации состоит не в доказательстве торжества истины над сопротивлениями пациента, а в снятии болезненных оков с его личности. При этом аналитик, оказываясь личностно вовлеченным в реальную историю, создает вместе с пациентом новый, созидательный эмоционально-аффективный опыт.

Психологи экзистенциального направления придают особое значение эмпатическому пониманию другого, которое является одним из условий актуализации и тактическим приемом в психотерапии. Когда психотерапевт ощущает чувства и <

Наши рекомендации