Череда гражданских войн в Элладе
· Пелопоннесская война 431-404 гг. до н.э.,
· Беотийская война378-362 гг. до н.э.,
· Союзническая война 357-355 гг. до н.э.
Кризис начался с Пелопоннесской войны и оказывал определяющее воздействие на все стороны жизни страны. Победа Спарты в Пелопоннесской войне означала резкое изменение всей ситуации. Казалось, над Элладой надолго воцарилось спартанское владычество, однако внутриспартанские коллизии, противоречия внутри правящей верхушки Спарты привели к тому, что афинянам удалось восстановить демократический строй. Имело значение и то, что Спарта, пообещавшая в разгар борьбы с Афинами передать Персии греческие полисы Малой Азии, после своей победы не торопилась выполнить обязательство, что привело к открытому конфликту.
Посейдон с мыса Артемисион. Бронза. Около 450 г. до н.э.
Хотя военные действия шли вяло, Персия смогла нанести Спарте удар, использовав уже испытанное оружие — финансовую помощь. Деньги, посланные персами, помогли вооружиться противникам спартанской гегемонии — Беотийскому союзу под главенством Фив и Афинам. Началась длительная борьба, которая завершилась в 387 г. до н.э. Чрезмерное ослабление Спарты не входило в планы Персии: ее интересам больше всего отвечала раздробленная и враждующая Греция. Поэтому она изменила свою ориентацию, поддержала спартанцев, и под нажимом этих сил был заключен мирный договор. В качестве платы за поддержку Спарта уступила Персии власть над малоазийскими полисами. Вскоре Спарта вновь попыталась возродить свое господство в Элладе. Спартанцам удалось захватить Фивы и заменить демократию олигархией. Однако то был последний успех спартанцев. Опираясь на поддержку Афин, фиванцы восстановили демократию. Одновременно возрождается союз беотийских полисов под началом Фив. Воспользовавшись тяжелым положением Спарты, Афины смогли воссоздать морской союз. Правда, второй Афинский морской союз был значительно меньше, чем первый, и строился на несколько иных принципах: союзники помнили опыт прошлого и в договоре предусматривали гарантии против возобновления Афинами великодержавной политики.
Юноша из Антикиферы. Бронза. Около 340 г. до н.э.
Воссоздание союза позволило афинянам нанести поражение спартанцам, но окончательный удар спартанской гегемонии нанесли фиванцы. Шедшая в течение ряда лет между Фивами и Спартой война наконец вступила в решающую фазу. В 371 г. до н.э. в битве при Левктрах фиванцы наголову разбили спартанскую армию. Последствия поражения стали катастрофическими для Спарты:
· Пелопоннесский союз распался,
· Спарта оказалась теперь вынуждена думать не о гегемонии, а о собственной защите,
· Мессения объявила о своей самостоятельности, на склонах горы Итома возродился город Мессена,
· В конечном счете владения Спарты были ограничены пределами Лаконики, ее влияние на пелопоннесские дела свелось до минимума.
Однако, одержав победу, фиванцы не стали гегемоном Греции: вчерашние союзники выступили против них, как только стала вырисовываться перспектива установления гегемонии Фив в Элладе. Позднее ощутимый удар пережили и Афины. Воспользовавшись ослаблением Спарты и Фив, они попытались воскресить свою великодержавную политику, и это вызвало ответную реакцию — восстания союзников. В ходе Союзнической войны (357-355 гг. до н.э.) Афины были разбиты, и союз прекратил свое существование. Таким образом, к середине IV в. до н.э. Греция в результате внутренних войн оказалась ослабленной, ее ведущие союзы распались, ни одно из государств не могло претендовать на гегемонию. Этот процесс происходил на фоне кризиса полисной системы, показавшего, что классический полис с его ведущими принципами — автономией и автаркией — уже изживал себя.
Стела Гегесо. Около 400 г. до н .э.
Возвышение Македонии
Тем временем на севере страны постепенно вызревала новая сила, которой суждено было в известной мере осуществить планы, рождавшиеся в умах интеллектуалов Эллады, но совсем не так, как они хотели. На арене появилось Македонское царство. На протяжении IV в. до н.э. оно становилось все более мощным и все активнее вмешивалось в дела Греции. При царе Филиппе II (359-336 гг. до н.э.) Македония достигла невиданного ранее могущества. Она представляла собой земледельческую страну, сравнительно поздно вставшую на путь развития классового общества и государственности. В IV в. до н.э. основную массу населения Македонии составляли свободные крестьяне, служившие в пехоте. Филипп провел реформу армии, сделавшую ее самой мощной силой на Балканском полуострове. Армия Филиппа была закалена в бесчисленных походах, среди сподвижников царя появилось много талантливых военачальников. Захватив Пангейские рудники, Филипп начал чеканить золотую монету и в отличие от большинства полисов не испытывал затруднений в финансировании своих военно-политических мероприятий. Трезвый политик, прекрасно ориентировавшийся во внешнеполитической ситуации, Филипп стал умело вмешиваться в греческие дела.
Бюст юноши. Около 340 г. до н.э.
Укрепление позиций Македонии и возраставшее вмешательство Филиппа в греческие дела вызвали поляризацию сил в Афинах и других полисах. Огромные средства, которыми располагал царь Македонии, позволяли ему подкупить ряд политических деятелей, но помимо этого имелось немало и бескорыстных сторонников Македонии, рассчитывавших, что установление ее гегемонии даст Греции политическую и социальную стабильность, а в дальнейшем позволит начать войну с Персией.
Борьбу с Филиппом возглавили Афины, ее вдохновителем и организатором выступил выдающийся оратор Демосфен, в своих страстных речах призывавший греков оставить взаимные распри и объединиться в борьбе за свободу и независимость. Демосфену удалось создать достаточно сильный союз, в который вошли Афины, Коринф, Аргос, Фивы и ряд других полисов. Решительная встреча с армией Македонии произошла в 338 г. до н.э. при Херонее (в Беотии). Греки, несмотря на героическое сопротивление, потерпели поражение, ознаменовавшее конец их свободы.
В следующем году Филипп созвал в Коринфе конгресс, на котором присутствовали представители всех полисов, за исключением Спарты. На нем был создан всегреческий союз под гегемонией царя Македонии. Им провозглашался «всеобщий мир», запрещались межполисные войны, вмешательство полисов во внутренние дела друг друга и изменение государственного строя. В интересах имущих слоев были также запрещены переделы земли и кассация долгов. Запрещалось освобождать рабов для использования их в политических переворотах. Наконец, от имени Греции и Македонии Персии объявлялась война, и главнокомандующим союзными силами назначался Филипп.
Культура IV в. до н.э.
Кризис полиса не означал упадка культуры, напротив, именно этот период отмечен многими важными достижениями в литературе, науке, философии, искусстве, связан с творчеством таких выдающихся мыслителей древности, как Платон иАристотель. Кризис полиса привел к изменениям в общественном сознании, все более заметным становится рост индивидуализма, упадок традиционной полисной, коллективистской морали. Это же явление породило и глубокие теоретические исследования, в которых рассматривались природа полиса, причины его становления, развития и упадка, его типология и возможности создания устойчивого «идеального» полиса.
Платон
Идеалистическая разработка этой проблематики была делом учеников Сократа, в первую очередь Платона. Принадлежавший к знатному афинскому роду Кодридов, получивший прекрасное образование, обладавший огромными знаниями, Платон был крупнейшим представителем идеалистического направления в древнегреческой философии. Он создал Академию — философскую школу, в которой объединились его ученики. Основой учения Платона стало представление об идеях — вечных и неизменных прообразах вещей, слабыми отображениями коих являются предметы реального мира.
Голова богини Гигиейи. Около середины IV в. до н.э.
Исходя из этой концепции, Платон создавал и свою теорию полиса. В высшем мире, мире идей, существует и идея полиса, и задача законодателя заключается в том, чтобы построить на земле полис, возможно более близкий к «идеальному». Платон детально разработал проект, суть которого заключалась в том, чтобы разделить все население на три группы:
· земледельцев, ремесленников и торговцев, занятых производством и обменом и не имеющих никаких прав;
· стражей, занятых только военной службой, лишенных имущества и семьи и посвятивших себя делу защиты полиса;
· мудрецов-философов, взявших на себя управление полисом и живущих той же суровой жизнью, что и стражи.
Обращенный в далекое прошлое, идеализирующий спартанский строй времени Ликурга, проект Платона, естественно, не мог найти осуществления. Попытки философа реализовать его в Сицилии с помощью тиранов Сиракуз едва не стоили ему жизни.
Аристотель
Среди учеников Платона был один, многостороннее влияние которого перешагнуло границы не только его времени и страны, но и всей античности. Этим человеком был Аристотель, величайший ум древности. Аристотель являлся энциклопедистом в подлинном смысле этого слова, занимаясь философией и историей, математикой и зоологией, физикой, ботаникой и медициной, этикой, теорией искусства, литературы и театра, риторикой. Начав свою деятельность как ученик Платона, он затем порывает с учителем и создает свою школу — Ликей. Натурфилософия Аристотеля близка материалистической. Согласно его взглядам, материя и форма неотделимы друг от друга, и это не абстрактные понятия, а две стороны единого жизненного процесса. Самую сильную сторону натурфилософской системы Аристотеля составляет учение о движении, без которого нет ни времени, ни пространства, ни материи. Эта система дополнялась его учением о методах мышления, или логикой.
Статуя мальчика. Бронза. Около 330 г. до н.э.
Аристотелем создана всеобъемлющая научно-философская система, она явилась синтезом всех достижений греческой науки классического периода. Физика, этика и политика, естественнонаучные и гуманитарные дисциплины были сведены Аристотелем в некое единство. Естественнонаучные воззрения Аристотеля неотделимы от его общефилософских принципов. Он разрабатывал математические проблемы, создал общую теорию качественных изменений и превращений тел.
Значительное место в научном творчестве Аристотеля занимают сочинения о живой природе. Он описал 485 видов животных, первым в истории науки предложил классификацию животного мира. Работы Аристотеля продолжили его ученики, из которых самым знаменитым был Феофраст. Аристотель создал и свое учение о государстве, написав «Политику» — трактат, основанный на 158 исследованиях, каждое из которых посвящено государственному строю и истории отдельного полиса и было выполнено самим Аристотелем и его учениками. Аристотель дал непревзойденный по глубине анализ характера греческого полиса (его сущности, типов, эволюции, причин упадка и т. д.) и предложил проект идеального государства, который, в отличие от проекта Платона, был более жизненным. Философ исходил из идей создать на отвоеванных у варваров землях греческие полисы, граждане которых жили бы за счет эксплуатации местного населения.
Широкое развитие рабства привело к появлению в общественной мысли так называемого рабского вопроса. Аристотель, выражая самую суть рабовладельческого строя, создал и развил идею о «рабстве по природе», согласно которой все негреки самой природой предуготовлены быть рабами греков. Глубокими были экономические идеи Аристотеля. Он отмечал, что полисный строй жизни совместим только с определенным уровнем развития экономики, а развитие сверх определенного предела товарно-денежных отношений приводит к разложению полиса. Столь же важны и его наблюдения о зависимости политики от экономических интересов различных групп гражданства.
Влияние Аристотеля на последующее развитие культуры древности и раннего средневековья было огромным. Переведенные на арабский язык, его труды стали достоянием мусульманской науки, а затем в оригиналах и в различных переводах вошли в золотой фонд европейской и мировой цивилизаций.