Праздники и празднования в Древней Греции

Картина культурной жизни греческого города будет неполной, если не сказать о праздниках. Так, в Афинах отмечалось около 60 праздников, некоторые из них продолжались по нескольку дней. Самые важные — Дионисии, Леней и Большие Панафинеи. Именно в праздниках наглядно проявлялся всенародный характер греческой культуры, ее демократизм и свойственный жизни древних греков дух соревнования, стремление превзойти других и тем самым достичь наивысшего совершенства. Праздники включали всякого рода состязания, массовые пляски, костюмированные процессии, драматические представления. Особенно блестящими были Большие Панафинеи, отмечавшиеся раз в четыре года. В эти дни проходил парад всадников, устраивались соревнования атлетов — бег, бег с факелами в темноте, борьба, кулачный бой, декламации рапсодов, особенно отрывков из «Илиады» и «Одиссеи». Наиболее важная, заключительная часть праздника — торжественная процессия на Акрополь, чтобы надеть на старинную деревянную статую Афины, стоящую в Эрехтейоне, священные златотканые одежды, всякий раз изготовлявшиеся афинскими девушками.

Олимпийские игры

Среди общегреческих праздников самыми известными были Олимпийские игры, которые проходили каждые четыре года на юге Греции, в Олимпии. Заранее назначались судьи, внимательно изучавшие их правила. Из Олимпии отправлялись специальные вестники, они шли из города в город, приглашая принять участие в состязаниях и возглашая священное перемирие, поскольку с момента объявления священного месяца игр все враждебные действия среди греков прекращались. К участию в них допускались только свободные греки, никогда не осуждавшиеся по суду и не уличенные в бесчестных поступках. Женщины не должны были во время игр показываться в Олимпии под страхом смерти. Правила запрещали убивать своего противника, прибегать к недозволенным приемам, спорить с судьями. Участники состязаний прибывали в Олимпию заранее и проходили здесь тренировки.

Праздники и празднования в Древней Греции - student2.ru

Панафинейская амфора. Около 500 г. до н.э.

Сама Олимпия была не городом, а священным округом. Здесь находились многочисленные храмы, алтари, дома жрецов, палестра, гимнасий, ипподром, т. е. постройки для тренировок и состязаний. Обычно пустынная, во время праздников Олимпия преображалась. Сюда со всех уголков греческого мира стекались толпы людей — друзья, родственники, поклонники атлетов и просто все желающие принять участие в этом радостном и ярком действе. Прибывали и торговцы: ведь Олимпийские игры всегда сопровождались ярмаркой. Всюду царило оживление. В Олимпии было на что посмотреть: лучшие архитекторы и скульпторы работали над ее украшением. Можно было полюбоваться храмами, алтарями, статуями богов и атлетов, послушать известных ораторов и философов, посмотреть на жертвоприношения. Делегации от городов в праздничных одеждах несли различные дары, вели украшенных лентами и венками жертвенных животных. Но в центре внимания находились состязания, которые занимали три из пяти дней, отведенных для праздника, и включали бега колесниц, пятиборье (бег, прыжки, метание диска, метание копья и борьбу), состязание мальчиков, кулачный бой, панкратий (представлявший комбинацию бокса и борьбы) и бег в полном вооружении.

Самый древний вид состязаний — на колесницах, запряженных четверкой лошадей,— всегда оставался наиболее популярным у зрителей и самым опасным испытанием. Победители игр (олимпионики) награждались венками из листьев дикой оливы, росшей около храма Зевса. В последний день праздника устраивалась торжественная процессия в честь победителей, а возвращение олимпионика в родной полис превращалось в настоящий триумф. Весь город выходил ему навстречу, городские власти устраивали пир, на котором присутствовали все граждане, одну его статую ставили на городской площади, другую — в Олимпии. Олимпионик в течение всей жизни пользовался особым уважением — имел почетное место в театре, к нему обращались за советами и т. д.

Краткий вывод

Высочайший подъем греческой культуры в V в. до н.э. был связан главным образом с расцветом классического полиса. Усиление демократии, участие в политической жизни большинства свободных граждан и в то же время ожесточенные политические и социальные конфликты, требующие самоопределения каждого индивида, прогресс позитивной науки, расширение географического кругозора, осознание превосходства своего образа жизни над иными — все это породило своеобразные черты культуры классической Греции.

Кризис классического полиса

Праздники и празднования в Древней Греции - student2.ru

Надгробный памятник Филостраты. V в. до н.э.

В современном антиковедении IV в. до н.э. определяется как время кризиса древнегреческого полиса. Наиболее сильно кризис сказался на Афинах, причем он проходил в условиях экономического подъема. Кризисные явления проявлялись прежде всего в том, что развивались противоречия между традиционной социально-экономической структурой полиса и характером его хозяйственного развития. Полис, возникший как община граждан-земледельцев, становился тормозом в развитии товарно-денежных отношений. Полисные принципы препятствовали значительной части богатых жителей Афин, не являвшихся гражданами, заниматься предпринимательской деятельностью, так как они не могли получать в качестве залога землю — основную форму собственности граждан. Закрыта была для них и возможность эксплуатировать участки в Лаврионе. Все это имело тем большее значение, что ремесло, торговля, кредит — основные сферы деятельности метеков. Отмеченные противоречия явились результатом экономического прогресса и изменения в силу этого характера собственности:

· в полисе ранее безоговорочно господствовала ее античная форма,

· теперь же все более оформлялась новая форма, приближавшаяся к полной частной собственности.

Изменения происходили и в политической сфере. На смену старому разделению гражданства на сторонников олигархии и сторонников демократии пришло новое. Теперь общество распадалось на более дробные группы со своими особыми интересами. Каждая из групп стремилась направить политику афинского полиса таким образом, чтобы это было выгодно ей. Если в Афинах борьба среди граждан выливалась в яростные дебаты в народном собрании, в судебные процессы, изгнания политических противников, то в других полисах дело часто доходило до гражданских войн. В каждом государстве «заключены два враждебных между собой государства: одно — бедняков, другое — богачей» — так характеризовал обстановку Платон.

Наёмничество

В IV в. до н.э. в Греции возрождается тирания, которую в отличие от ранней обычно называют младшей тиранией. В системе тиранического режима большую роль играли наемники, на содержание которых расходовались немалые средства. Постоянные финансовые трудности испытывали не только тираны. Такое же положение было и в других полисах, становясь особенно сложным во время войн: граждане не хотели и не могли воевать, в вооруженных силах ряда полисов большую роль стали играть наемники, которым нужно было платить. Так возникает принцип: война должна сама кормить себя. Наемничество было одним из самых ярких проявлений кризиса. Наиболее проницательные идеологи полиса того времени, например афинский оратор Исократ, видели в наемниках «язву всей Эллады». Традиционная полисная мораль начинает уступать место индивидуализму. Деньги становятся мерилом всех ценностей, определяющих место человека в обществе. В одной из комедий афинского комедиографа второй половины IV в. до н.э. Менандра говорится весьма красноречиво:

А вот по мне — единственно полезные Нам боги — это серебро и золото. Лишь в дом их принесешь, — о чем помолишься, Все будет у тебя, что только хочется: Земля, дома, служанки, украшения. Друзья, свидетели и судьи — лишь плати! К тебе пойдут и боги в услужение.

Наши рекомендации